fantlab ru

Все отзывы посетителя Vivec

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  20  ] +

Р. Скотт Бэккер «Второй Апокалипсис»

Vivec, 29 мая 2019 г. 01:06

Я на всей серии тронулся разумом. Лучшее, что я читал (а читал я очень немало, от Толкина, до Мартина, Кука, Танит Ли, Муркока, Эриксона, Сандерсона, словом — искушён).

Единственная серия, где я, неутерпев, начал читать последнюю книгу в английском оригинале, не дождавшись перевода. Чтобы понимать как мне «припёрло», нужно знать, что с английским я очень на «вы») Ночью, с промтом, сидел, построчно, как над священным писанием. И смех и грех) А заодно понял как тяжело переводчику, любому, даже хорошему, переводить Бэккера, с его многозначностью, метафорикой, длиннющими сложносоставными предложениями.

А начиналось как всё? Начал и бросил. Бросил, Карл!) Первую книгу «Тьма прежних времён». Показалось, что очень сложные имена, топономика, пока это всё выговоришь, какой то мрачный, гнетущий, неяркий мир. И — бросил. Потом опять вернулся к книге спустя много месяцев, когда совсем было нечего делать, от скуки, приложил вначале чуть упорства и... всё, я пропал. Тот факт, что когда то начиная читать, я едва брезгливо не перешагнул через серию сегодня у меня вызывает фейспалмы и недоумение. Такой бриллиант мог пройти мимо меня.

Ну что я могу сказать. Полностью прописанный мир — царства, народы, культуры, эпохи, религии. Бэккер продумал всё. Мир живой и развивается, не просто какие то картонные декорации на фоне. Причём понимаешь это и втягиваешься не сразу. Поначалу, ворох обрушивающихся на тебя названий несколько дезориентирует, ты не понимаешь «куда идти и что делать», фигурально выражаясь, и это, может быть, можно было бы записать в минус, но со временем привыкаешь и начинаешь ориентироваться. Бэккер не разжёвывает (во всяком случае сразу, это разворачивается плавно) и не кладёт тебе всё в рот, мир жил до читателя, живёт своей жизнью сейчас и будет жить после — как и в реале когда ты входишь в мир, рождаешься, тебе всё непонятно, неизвестно и всеобъемлющей инструкции по пользованию никто не предлагает.

Бэккер очень кинематографичен. Десятки раз за семь томов ловил себя на мысли, что сцена просто просится на экран. «Как бы это смотрелось в фильме...». Бэккер описывает очень мастерски, он мастер описания. Как должен чувствовать себя умирающий человек, человек в гуще боя — этот бой, как его ранят, что он чувствует, как это вообще всё происходит, его последние мысли.. Всё это прописывается очень мастерски.

Образ Мурсириса, Кара Скинуримои, Не-бога, вообще впечатался в фантазию и постоянно возвращается. Угольно-чёрный Саркофаг, парящий в воздухе, говорящий ртами, хором миллионов шранков, громоподобным рёвом ...СКАЖИ МНЕ... ЧТО Я ЕСТЬ... ЧТО ТЫ ВИДИШЬ? Как Бэккер это описывает, до мурашек. Не-бог, в присутствии которого все младенцы мира рождаются мёртвыми. Присутствие которого непрерывно ощущается всеми живыми существами мира, как далеко бы они не находились, и чётко ощущаемое направление где Он, угроза нависающая над горизонтом, сосущая тошнотворная пустота. Сама проблематика которая заложена в основу конфликта

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не-бог — философский зомби или разновидность ИИ, его сознание — «чёрный ящик», до конца — так и не понятно, чувствует он что-то? Это сильный ИИ или просто машина, автомат. И ответа на этот вопрос до конца так и не даётся, этот ответ только маячит. И эта мистерия зачаровывает. Кому поклоняется народ пустоты, кого они называют своим Богом — сильному искусственному интеллекту, форме кибернетической, но.. всё-таки жизни? Или просто мощному ««чат-боту»», внутри которого абсолютная тьма, несмотря на его колоссальные оперативные возможности. Это сознание? Или это компьютерный стат-анализ? Не-бог награждает, милует, судит, управляет, воюет, .. разговаривает, временами не лишённым поэтики образом, но всё это время до конца даже не понятно — он живой, хотя бы в каком-то смысле, если ли внутренняя жизнь, или это просто автомат. И ты даже не понимаешь, какой ответ интереснее. Или страшнее.

Его не видят боги, настоящие — психические духи невероятной силы, его не видит та сторона (тот свет, потусторонний мир), он не проклятый и не благословлённый. Хотя творит совершенно чудовищные вещи. Он — пустота. «Совершенная форма жизни». С точки зрения инхороев. Квинтэссенция материализма, богоборчества и учения Текне.

Инхорои вообще не видят философской концептуальной разницы — между машиной и человеком. В их мире именно машина правила, управляла, обладала всей полнотой перспективы. А сами инхорои, живые и с душой, были в роли мальчиков держи подай, обслуживающего персонала и пушечного мяса. Текне первоначально кажется бредом и гротеском, но чем больше ты читаешь, внимательно читаешь и размышляешь, тем больше понимаешь, что.. не всё так однозначно, ой не всё.. Учитывая, что, говорю, Бэккер мастер метафорики, полунамёков, обмолвок. Понимайте мол, как хотите, он рассыпает по всему тексту мозаику подсказок и в итоге, в конце цикла, каждый остаётся при своём мнении, при этом эти мнения как полутона, они не то чтобы прямо воюют или противоречат друг другу, являются несостыковками, они.. как философия, как точка зрения. И в этом, гигантское мастерство Бэккера как писателя. Особенно ирония в том, что в книге война этих полутонов — приводит к миллионам трупов и стерилизованным мирам

Серия вообще поднимает вопросы — что такое жизнь? Чем мы, люди, являемся, глиняными поделками? Автоматами? Жив ли не-бог, если да, то в каком смысле. Мы сами то, живые или те же самые философские зомби, биоавтоматы? Права ли философия Текне? Что такое душа? Как пережить вечную жизнь, соотношение времени и вечности. Эти мысли постоянно вертятся в голове. Нужно понимать что Бэккер философ, университетский преподаватель, когнитивист. Если вы интересуетесь всей этой проблематикой — серия вас невероятно захватит. Если не интересуетесь, тоже не беда, вы получите хорошее, качественное, мрачное дарк-фэнтези, без купюр, без соплей, без высосанных хэппи-эндов.

Мир Бэккера очень страшный. Он чем то Вархаммер 40к., напоминает, но без его детского гротеска. Чем-то. Света в конце туннеля нет. Есть боги, психические сущности невоображаемой мощи, живущие в ином пространственном и что очень важно временном континууме. Есть постсингулярная цивилизация богоборцев, так называемые Инженеры или Прародители, создавшие Не Бога и инхороев, познавшие материальную природу настолько, насколько это вообще возможно, вознамерившиеся спастись от ада, той стороны, посмертного воздаяния и самим стать богами. Метаисторическим фоном и прологом для событий всех семи томов явилась борьба между ними, двумя философиями, системами ценностей. Магии против техники (ну я очень упрощаю), духа против плоти, морали и табу против гедонизма. При этом ни те, ни другие, симпатий в традиционном смысле не вызывают, боги отделены от людей и имеют специфическое, с людской точки зрения сознание, слепы к людским нуждам, слезам, страстям и высокомерны. Слишком холодные и нечеловеческие. И это я ещё весьма мягко их презентую. А Инженеры — генетически несколько раз проапанные техническими средствами супергении, давно лишившиеся всяких зачатков морали. Кто страшнее — вопрос очень дискуссионный. Ни тех, ни других, прямо не показывают, они маячат где-то на горизонте страшными грозными тенями. И между молотом и наковальней маленький мир Эарва, на который это всё свалилось — ковчег Инженеров, с их технологией Не-Богом на борту, маленькие люди и их судьбы. И вечные вопросы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Именно на Эарве Не-бог, Спаситель (и не знаешь, это ирония или он реально Спаситель) устроив тотальный геноцид (в книгах всё подобно объясняется, зачем, почему), вызвав духовный шок — должен тем самым отсечь время от вечности — эту сторону от Той. Запечатать измерение на вход-выход, спасти своих создателей от ада, и за счёт переворачивания причинности — воздействия из времени на вечное, сделать их фактически богами, вырвать у вечности, сделать их необусловленными судьбой.

В этом таинственность этой технологии — Не-бог, не имея никаких ментальных отпечатков, желаний, страстей, индульгирований — ничем недетерминирован, выпадает из причинности, из кольца вечность-время-вечность, Он «свободно движущаяся жизнь», логос — эталон Инженеров. Поэтому вечность его не видит, и всё что Не-Бог делает — боги и вечность тоже не видят, для вечности его вообще не существует, он то, что нарушает обычные причинно-следственные законы мироздания. Всё к чему он прикасается, все событийные ветки — для вечности исчезают. Не-Бог это технология, когда следствие — может определить причину (и вероятно он сам имеет какую-то невероятно сложную квантовую природу). Под вечностью для 95% живущих подразумевается.. да ад подразумевается. Причём такой, что однажды увидивший посмертие, благодаря технологии Инженеров — Обратному Огню, едва не трогается рассудком (а многие и трогаются), все кто заглядывают в обратный Огонь — тут же присягают инхороям и делу Не-Бога. А не видит Та Сторона Не-Бога, и он ничем не обусловлен, потому — что он бездушен. По сути это борьба духовного ада, ада богов — и технократического ада Инженеров здесь, на земле, ада глобального технотронного геноцида, по сравнению с которыми гитлер это детская песочница и розовые куличики. На какой стул сядешь, на какой стул мать посадишь?

При этом считается, что то что творят инхорои лишь бледная тень того что ждёт в вечности. Людодство, педофилия, некрофилия, одежды из содраной кожи, вырезанные под корень города.. инхорои и консульт — делают это всё только потому что знают, ЧТО творится после смерти, заглянули в Обратный Огонь, получили опыт посмертия. Увидившие это — навсегда меняются. Они тут же оправдывают инхороев, закрывают глаза на все зверства, сами становятся зверями (потому что по сравнению с тем что Там, всё меркнет) и присоединяются к делу служению Не-богу и запечатывания вселенной. Поэтому многие называют Не-Бога спаситель, абсолютно серьёзно, без всякой иронии. Не только инхорои, но и люди, и кунорои и воинственные племена скюльвендов (которым на том свете ничего кроме ада не светит). Классический гримдарк, нет карикатурного зла и сахарного сиропного добра, это борьба зла с ещё большим злом и что является «ещё большим» очень дискуссионно

При этом этот короткий рассказ очень поверхностен и упрощён. Например я не упомянул о дунианах, местном «эарвском» аналоге иномирных Инженеров с их Текне, причём только в зачатке, общине дуниан до планетарной трансбожественной цивилизации Инженеров ещё очень далеко. Нооо.. тропинка уже ведёт. Основные постулаты, идеи. Собственно, главный герой — является дунианином, выходцом из этой философско-монашеской общины. Которые считают что «душа» и «я» — выдумки, которые мыслят скорее.. как автоматы, а не как люди. Постоянный транс, идеальное равновесие, полная безмятежность и отсутствие страстей, механическая рациональность, невероятно мощный острый аналитичный ум. Мы наблюдаем за развитием главного героя, который как и Не-бог для нас недоступен, закрыт, мы практически не видим его «внутренней кухни» (только по ходу повествования раскрывается по каким принципам она функционирует), но иногда свозь ледяное дунианское доктринёрство пробиваются человеческие эмоции, любовь, привязанность, страсть, страх.. которые Келлас душит, приводит к идеальному покою. И мы не можем понять, кто перед нами.. положительный герой? Спаситель? Или бездушное чудовище в котором не осталось ничего человеческого. И Бэккер показывает это мастерски. Это не сопливая Санта-барбара, это скорее психологический триллер.

Даже до конца не понятно, в честь кого названа первая трилогия, Келласа или Не-Бога. Насколько Бэккер символичен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конец седьмой книги, Келлас спускается с неба, залитый солнцем, в белоснежных ризах и народы кричат: Наше спасение!! Наше спасение!! Наше спасение!! Ироония.. Они скандируют это целую страницу. Все в экстазе, эйфория, война выиграна, мужчины плачут от счастья, представители разных народов веками враждовавших обнимаются, всё было не зря, величайшая победа в истории, действительно — столько они пережили, столько выстрадали, и по человечески жаль (действительно жаль людей), и только Мимара смотрит на Келласа пристально-пристально, она... видит. И с нарастающей паникой, перетекающей в истерику, криком призывает других перестать радоваться. И он мягко улыбается, мягко-мягко, по отцовски, и обращаясь к ней задаёт... Вопрос. «Скажи мне. Что ты видишь? ... ЧТО Я ЕСТЬ?». И сказка мгновенно обращается в кошмар. Это настоящий хорор. Мясорубка — будет потом, но ужас уже сейчас, пронзающий миг осознания, когда до окружающих начинает доходить, что они проиграли. Распространяющееся по армиям людей замешательство. Недоумение «как же так-то... ?» Радующиеся ещё пару минут назад дурачки. Страшный конец для них и для мира и что стоит на кону. Подкашивающиеся ноги, тошнота от страха подкатывающая к горлу. Так описывать смакуя всеобщий восторг — погрузить, пропитать читателя этим, а потом так всё обрубить. Обычно кошмары снятся по такому сценарию. Всё так сахарно-сахарно, но ты чувствуешь что что-то не то, и титры всё никак не бегут. Какая то смутная тревога. В конце эпопеи образ Келлхуса сливается с образом Не-бога до неразличимости. Кто князь пустоты то? Зенит. Метафизический итог. И это я на самом деле ничего важного по настоящему не заспойлерил)

Оценка: 10
⇑ Наверх