fantlab ru

Все отзывы посетителя Amidamaru

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Сергей Бабаян «Ротмистр Неженцев»

Amidamaru, 19 июня 2022 г. 07:26

Если бы мне пришлось писать статью о творчестве Сергея Бабаяна, я бы назвал её так: «Не замеченные книги не замеченного писателя» (извините за каламбур). Первую часть дилогии, роман «Господа офицеры», я купил году в 1994-м, если не ошибаюсь, причем купил чисто случайно — просто привлекла обложка. Думал, что это просто очередной проходной опус на тему «романтики Белого Дела», каких было в то время на книжных лотках полным-полно. Но начал читать — и просто, простите за мой французский, охренел. Такой психологизм, такая глубина раскрытия темы, такое знание даже мелких деталей давно ушедшего быта, такой чистый и чуть «витиеватый» русский язык (не хватает только старой орфографии с ятями)! Через несколько лет также случайно, при очень странных обстоятельствах, увидел и приобрел вторую часть дилогии (кстати, это в очередной раз подтверждает мою давнюю мысль о том, что не только читатель выбирает для себя книгу — книга тоже выбирает себе читателя). Ребята, я профессиональный читатель, причем крайне уважаю и люблю военную прозу, так вот заявляю со всей уверенностью: эта дилогия Сергея Бабаяна — одна из лучших книг о Гражданской войне.Возможно, не самая лучшая — все-таки Шолохова с его «Тихим Доном» не переплюнешь, — но точно одна из лучших. Причем книги написаны явно не ради гонорара и не на потребу дня, они выстраданы автором. Мода на белогвардейскую тему давно прошла, а романы Бабаяна и сейчас читаются всё так же живо и захватывающе.

Великая трагедия гражданской войны, когда кажется, что весь мир перевёрнут и разрушен, когда со дна взбаламученного общества поднимается всё отребье, как и на любой войне. И на фоне этого рушащегося старого мира — одинокий всадник, «арьергард Великой Армии», последний рыцарь...

Ну и, конечно, раздвоенная концовка — когда читателю предоставляется право самому решить, чем закончится книга — смертью героя или счастливой встречей с родителями и любимой женщиной.

Причем, несмотря на явную симпатию автора к белогвардейцам, размышления о причинах и сути революции и гражданской войны вполне объективны.

В общем, замечательная дилогия замечательного автора (да, я читал и другие книги Сергея Бабаяна, они не хуже). Рекомендую всем любителям качественной литературы (поклонникам Акунина просьба не беспокоиться ;-) )

Оценка: 10
– [  4  ] +

Георгий Садовников «Продавец приключений»

Amidamaru, 19 июня 2022 г. 06:47

Помню эту книжку лет с пяти, причем именно с замечательными иллюстрациями Валька. Вчера стал счастливым обладателем точной копии той книги. Прошло полвека, а я листал детскую повесть и всё вспоминал, вспоминал...

Да, книжка, конечно, не шедевральная, но для детского чтения подходит неплохо (особенно в сочетании с иллюстрациями Валька). Да и в нашем преклонном возрасте приятно полистать, чтобы отвлечься. Рекомендую.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»

Amidamaru, 6 ноября 2021 г. 08:43

Это «произведение» мне было подарено пару лет назад. Хорошая бумага, красивая обложка, интригующие аннотации всё располагало к прочтению. Но... Уже через 15-20 страниц всё стало яснее ясного. Чудовищная графомания, растянутый на два тома женский роман с претензией на философичность и глубину. Причем «философия» авторши, ради которой она с поразительным трудолюбием и накропала весь этот огромный текст, не просто неверна — она страшна. Мы сейчас отлично видим плоды деятельности наших предприимчивых и энергичных «атлантов».

Признаюсь, за свою жизнь я выбросил на помойку только две книги. «Расправивший плечи атлант» была второй. Первая — «Архипелаг ГУЛАГ».

Оценка: нет
– [  5  ] +

Пётр Вершигора «Военное творчество народных масс»

Amidamaru, 13 сентября 2021 г. 09:00

Книга уникальная в своем роде. Здесь бывший партизанский командир П.П. Вершигора сделал одну из первых попыток собрать воедино информацию о народных методах борьбы за свободу и независимость — партизанство, повстанчество, а также и революционное движение (куда же без него). Естественно, это сугубо марксистско-ленинский взгляд на проблему партизанских методов борьбы, но другого в начале 1960-х и не могло быть. Тем не менее, это первое в Советском Союзе «открытое» издание, где подробно и при минимуме идеологической составляющей разобрана многовековая история партизанства — от походов Дария до Гражданской войны. Это сегодня мы знаем, что были в свое время «закрытые» работы Дробова, Каратыгина, Старинова, некоторые можно теперь легко найти в сети. А в то время информации по партизанским действиям практически не было вовсе, если не считать прошедшие цензуру мемуары. Так что монография Вершигоры стала значимым событием для всех, интересующихся историей и практикой партизанства.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Андрей Лазарчук, Михаил Успенский «Посмотри в глаза чудовищ»

Amidamaru, 30 ноября 2019 г. 16:58

Роман «Посмотри в глаза чудовищ» я читал три раза – сначала в далеком уже 1999-м году, потом в 2000-м (очень захотелось) и, наконец, только что, в связи с тем, что после долгих колебаний между «очень хочется» и «жалко денег» стал счастливым обладателем коллекционного издания этой книги от издательства с многозначительным названием «Пятый Рим».

Скажу честно: к перечитыванию приступал с некоторой опаской, поскольку со временем, как известно, вкусы и предпочтения меняются; у меня были случаи, когда страшно понравившаяся когда-то книга при повторном чтении через много лет вызывала скуку и чувство эстетической изжоги. Слава Богу, здесь был не тот случай: и в третий раз роман читался, как в первый. Принципиальное отличие от чтения двадцатилетней давности заключалось в том, что на этот раз издательство «Пятый Рим» любезно позаботилось о фанатах и снабдило книгу подробными многостраничными комментариями, принадлежащими перу самого Лазарчука. (Впрочем, нужно отметить, что комментарии слишком уж серьезные, в первых изданиях они были по-настоящему прикольными и напоминали классические комментарии Стругацких к их повести «Понедельник начинается в субботу». Такое чувство, что Лазарчук писал их для нынешних школьников, не надеясь на широту кругозора «жертв ЕГЭ». А может, просто не хватало рядом такого юморного соавтора, как Михаил Успенский?..). Например, значение слова «тетраграмматон» суховато объясняется как «запретное четырехбуквенное собственное имя бога». В первой редакции романа комментарий выглядел так: «Тетраграмматон («Четырехбуквие») – если бы авторы знали, что это такое, у них не возникло бы необходимости зарабатывать на жизнь литературным трудом. И если вам кто-то скажет, что знает, — не верьте. Врет».

Не будем забывать и о крайне любопытном приложении в виде отдельной брошюры, стилизованной под «грифованное» издание КГБ СССР, под названием «Дополнительные материалы по вопросу деятельности организации «Пятый Рим»» (написана Аланом Кубатиевым). Впрочем, это совсем другая история…

«Черная тетрадь», т.е. стихи, якобы написанные Гумилевым после его мнимой смерти в застенках питерской ЧК, стала значительно объемнее. Дмитрий Быков, который все эти стихи и написал, произвел качественный отбор своеобразного сборника – что-то оставил от первых изданий, что-то убрал, что-то дополнил. По сути дела, для Быкова это был первый авторский сборник, поэтому неудивительно, что спустя 20 лет он захотел его немного подредактировать. Что ж, это его право. Кстати, стихи отличные, хотя на гумилевские все-таки не очень похожи.

Ну, и теперь, собственно, о самом романе. То, что кому-то из читателей книга не понравилась настолько, что он не сдержался и написал на Фантлабе отрицательный отзыв, – это нормально: кто любит попа, кто попадью, а кто – свиной хрящик. На всех не угодишь, но все-таки, по моему мнению, назвать этот роман скучным и сложным могут лишь люди с плохим чувством юмора, люди, абсолютно не интересующиеся эзотерикой, тайными обществами и «теорией заговора», а также люди, которые не слишком любят качественную фантастику, полагая ее излишне заумной. А роман «Посмотри в глаза чудовищ» – это именно качественная литература. Если книгу хочется перечитывать – это говорит о ее качестве. Если при прочтении книги хочется делать пометки на полях, чтобы потом искать в интернете информацию об упомянутых в тексте авторах, книгах, событиях, исторических (или псевдоисторических) персонажах, — это говорит о ее качестве. Если вы в разговоре вставляете фразы из книги («глаза у него были, как у натянутого на глобус филина»), то это тоже говорит о ее качестве. Если в книге каждый читатель может найти для себя то, что он хочет, то это тоже знак качества, а здесь перед нами переливаются всеми цветами спектра и сливаются воедино фантастический роман, боевик, эзотерика, философия, юмористическая фантастика, готический роман и еще Бог знает что.

И вот еще что: «Посмотри в глаза чудовищ» — это, конечно, одно из лучших произведений российской фантастики конца 1990-х годов. Сейчас так не пишут, да и писать так, наверное, уже не стоит – читатель изменился, стал более примитивен, для большинства молодых читателей такая проза оказывается и вовсе «нечитабельной». Впрочем, количество читателей еще никогда не говорило о литературных достоинствах произведения. А тогда, в конце 1990-х, такие книги шли, как говорится, «на ура».

Так или иначе, но роман Лазарчука и Успенского в любом случае уже попал в историю российской фантастики и останется там если и не как шедевр жанра (кстати, какого жанра?), то, по крайней мера, как литературный памятник российской фантастики своего времени. Надеюсь, что книга эта будет читаться еще долго, да и сам еще не раз ее перечитаю.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Антон Барлам «Деревянный ключ»

Amidamaru, 9 декабря 2018 г. 08:34

Писать критические отзывы гораздо проще, чем писать романы. Не знаю, пробовали ли писать художественные тексты сами авторы некоторых помещенных выше рецензий, но мне, такого опыта не имеющему, книга Тони Барлама понравилась очень сильно.

Как вообще написать бестселлер? Автор четко и внятно рассказывает об этом на первых же страницах романа, а затем у нас на глазах по собственным рецептам сплетает увлекательную историю своих героев. Причем делает это так ловко, что несмотря на совершенно дикий изначальный посыл (представим себе, что «Буратино» — не просто детская книжка, а зашифрованный сакральный текст, предназначенный для немногих избранных), в конце романа невольно начинаешь верить: черт его знает, а вдруг и правда?..

В общем, книга получилась отличная. Конечно, это далеко не шедевр, но, думается мне, автор и не ставил задачу написать очередной том для «золотого фонда» мировой литературы. А крепкий приключенческий роман с конспирологическим сюжетом получился на «отлично».

Оценка: нет
⇑ Наверх