Все отзывы посетителя

Все отзывы посетителя kirborisov

Отзывы (всего: 1 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Анна Гурова «Книга огня»

kirborisov, 15 мая 2019 г. 13:47

«Мама, они обидели меня!

Они смеялись надо мной!»

© Неизвестный кинофильм

Разница между драконами и динозаврами заметна невооруженным глазом. Динозавры пали жертвой вымирания, а драконы часто бывали его причиной.

Небольшое личное наблюдение

Начну с банальности: хорошего должно быть много, и хороших книг — тоже. Однако реальность, как обычно, расходится с ожиданиями. Российская фантастика редко дарит нам интересные и красивые тексты, созданные не только развлекать, но и трогать душу. Чтобы книгу, открытую ранним вечером, не хотелось закрывать до поздней ночи. Чтобы персонажи вызывали полное и безусловное доверие (восхищение, зависть, радость, уважение…). Чтобы многомерный и нетривиальный сюжет радовал необычными поворотами, а события сменяли друг друга своим чередом, не спеша и не опаздывая. Чтобы история подкупала достоверностью, но не была примитивной. Чтобы никаких deus ex machina. И, наконец, чтобы язык расцветал необычными стилистическими красотами, а происходящее заставляло поеживаться от напряжения, смешанного с благоговейным восторгом и чувством причастности к чуду.

Таковы «Книга огня» и «Огненный шторм», двухтомный приквел к оригинальной трилогии «Черный клан» (выходила под псевдонимом Алекс Градов). И пусть вас не смущает словечко «приквел»: перед нами вполне самодостаточная вещь, очень цельная и тщательно выписанная. Алмаз в короне творчества Анны Гуровой, двуглавая вершина ее писательского таланта и умения. Свидетельство мастерства и доказательство превосходства, причем не только над собой, но и над многими коллегами по цеху.

Впрочем, хватит дифирамбов. Перейдем к тексту.

Как известно, хороший писатель адаптирует стиль под творческую задачу. Если в оригинальной трилогии мы имели дело с магическим реализмом («драконы в большом городе»), то здесь перед нами психологический роман, закутанный в богатые одежды фэнтезийной сказки («драконы — тоже люди»). Соответственно, меняется и строй речи, ее тон и настроение. Оригинальная трилогия получилась весьма суровой и жесткой; приквел затягивает приятным сюжетом, очаровывает мягким слогом и пленяет ненавязчивостью подачи. В бетонных джунглях трилогии рыскают драконы из вороненой стали, больше похожие на крокодилов, и драконы-людоеды, ставшие ходячей нежитью; ведут беспощадную войну драконьи кланы, ведомые жестокими лордами, всякий встречный-поперечный желает причинить зло, каждый гриб и растение готовы вас сожрать.

Напротив, в Каррене, Пиануре, Мондрагоне, Вишневой Лорете, Сомбре, Сантории, Молино, Винделике, Амаро, Фалангине и прочих городах и герцогствах с такими очаровательными именами обитают вполне себе добрые люди, живущие своей незамысловатой жизнью. Даже сверхзлодей Вальтер, по сюжету — абсолютно бездушная нелюдь, сволочь и манипулятор — вовсе не кажется таким уж опасным. Он словно Ганнибал Лектор или Ришелье на курортном отдыхе: строит козни, предает, обманывает и мучает не ради личного удовольствия, а во имя высокой цели, с налетом легкой печали на высоком челе, почти сострадая своим жертвам. Происходящее интересует его лишь с точки зрения исследователя, ставящего любопытные опыты над ничего не подозревающими хомячками. Если сцена поимки и пыток несчастного Крома в «Стальном лорде» рвет душу на части, то здесь вы ничего такого не найдете, за малым исключением.

Атмосфера поразительно близка сочинениям знаменитого Толкина, когда вы уходите в загадочное и увлекательное Средиземье с головой, совершенно забывая о творящемся вокруг кровопролитии. Вы не увидите здесь сцен с пожиранием живьем, отворачиванием голов и четвертованием (отрывание крыльев не в счет, этого перца тут всего щепотка). События сменяют друг друга буднично-мирно, однако автор всегда дает понять: под пасторальной картиной скрыт Армагеддон.

Все начинается с нехитрого «враги сожгли родную хату». (Впрочем, оцените пролог к «Огненному шторму» — как изящно написано! И как он важен для сюжета!). В общем, мирному сосуществованию драконов и людей пришёл конец.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Драконы взбесились и принялись жечь города и деревушки направо и налево. Неизвестно откуда объявился исполинский красный дракон, сжегший множество городов и погубивший уйму невинных душ, которого многие считают Пожирателем Мира. Одна лишь девушка по имени Аличе, воспитанница местного института благородных девиц под названием «лорета», смогла устоять перед его адским пламенем. Ее случайно находит Грег — посланник Черного клана драконов, желающий лично понять, как его немногочисленный клан должен действовать в столь непростой ситуации. (Спойлер: «Всех мочить! Но потом. И желательно — чужими руками».)

Из весьма нехитрого зачина автор умудряется раскрутить историю, достойную занять уникальное место в пантеоне российского фэнтези. Нас ненавязчиво берут за руку и ведут по сюжету приемами опытного сторителлера. Атмосфера книг насквозь пропитана магией; колдовство льется со страницы на страницу, будто пиво на деревенской ярмарке: природная драконья магия, чары Луки, человечье волшебство, алхимия и спагирия, магия рун и печатей — всё идет в ход. Волшебным образом действуют не только персонажи, но и автор, исподволь старающийся сломать «четвертую стену», отделяющую привычный мир от сказочного, удивительного, запредельного...

Отдельное спасибо следует сказать за героев. Даже не хочется делить их на главных и второстепенных, ибо каждый важен и каждому на страницах находится свое уютное место. Каждое движение их души обосновано, каждое перемещение из одного места в другое — продумано, каждое слово, жест и реплика взвешены на аптекарских весах и поданы под правильной приправой. Диалоги и рассуждения сменяются действием, на смену приходит красивое описание природы, посередине которого нас поджидает бодрый экшен, борьба характеров и намерений, а затем снова глядим на мир глазами одного из персонажей, а потом снова диалог и вновь действие, и так без конца, словно на карусели, и это цепляет.

В сюжете нашлось место предысториям, параллельным сюжетным линиям, пророческим снам, видениям прошлого и снам-о-чем-то-большем. Нам предложены сразу несколько сюжетных линий, сплетающих намерения и устремления персонажей в сложное полотно. Имеются флэшбеки, лирические отступления и вполне детективные загадки, дающие простор для игры ума. Текст необычен, текст увлекает, текст манит за собой…. Перед нами не унылая фэнтезятина в стиле «скачи-мочи», давным-давно набившая оскомину, а вполне пелевинская притча-сказка о людях и чудовищах, желающих разобраться в том, кто они такие, как им самим быть и как друг с другом сосуществовать.

Протагонистка хочет понять, кем она стала и что ей делать со своей жизнью — с новообретенным знанием, с такой сложной любовью и такой страшной и непривычной силой, которой непонятно, как управлять. Стремясь спасти возлюбленного, она решается на рискованный шаг, грозящий ей гибелью. Ее защитник Грег колеблется между любовью к героине и верностью своему лорду (по совместительству — брату; стало быть, замешана еще и братская любовь). Терпит неудачу адепт спагирии, желающая вырастить дракона, однако упорно ищет и наконец находит новый способ осуществления своей мечты. Крестьянский сын, лапотник и мелкий слуга сражается со страхами, отчаянно боясь своих новых хозяев и благоговея перед ними, при этом сам не замечает, как меняется и перерождается. Властители решают непростую задачу: как защитить города от грозящей смертельной опасности, когда никто не знает верного средства?

Автор ставит перед нами превосходную сцену, на которой разыгрывает драму из жизни людей и драконов. Происходящему веришь, причём сразу и навсегда. Каждый крупный персонаж, и даже некоторые второстепенные, делает свой личный выбор. Например, Вилли собирается с духом и идет наперекор воле Вальтера, содействуя освобождению Грега. А вот Нагель, напротив, обожает силу и преклоняется перед Вальтером, не заморачиваясь никакими выборами: юный и дерзкий воин не знает колебаний, и этим он хорош, и этим красив. Однако автор постоянно напоминает нам: любовь проявляется в готовности пожертвовать собой, а ненависть — в готовности принести других в жертву своим амбициям. В этом смысле Вальтер действительно является воплощением абсолютной ненависти: ведь он готов пожертвовать кем угодно, даже собственным братом, и уничтожить мир во имя того, чтобы возвыситься над всеми. Поистине, он и есть настоящий Пожиратель Мира, а вовсе не тот до глубины души уязвленный и бесконечно обиженный ребенок, чудовищным образом преобразившийся в жерле громадного вулкана…

Почти каждый персонаж, от самого великого и могучего лорда и заканчивая скромным слугой, неизбежно меняется в процессе повествования.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Аличе обретает драконью форму и драконью же силу, черпая силу и смелость в беззаветной любви и открывая в себе новые умения, о которых никогда не подозревала. Грег отрекается от клана, делая выбор в пользу возлюбленной. Кузнец Лука тоже не отстаёт, тщательно планируя и реализуя собственное перевоплощение. (Он, кстати, та ещё расчетливая зараза с фигой в кармане :) вовремя решил сменить ненадежную человеческую плоть на более крепкую оболочку.) Фьямма отдается огненной стихии, чтобы наконец достичь желанного успеха в своем ремесле. Трусоватый и глуповатый Вилли обретает смелость, чтобы по-настоящему служить своему хозяину (знакомые с оригинальной трилогией наверняка узнали грозного Валенка). Вальтер отбрасывает остатки братской любви, окончательно утверждаясь в роли беспощадного лорда преобразованного Черного клана, который теперь правильнее называть Стальным. Главный злодей первой книги, он же самый геометрически крупный дракон по имени Мондрагон (но не величайший, если верить кузнецу Луке, создателю чинкуэды), на поверку оказывается маленьким испуганным мальчиком, и стекает в породившее его жерло вулкана, когда Аличе приходит к нему в облике настоящей вестницы рока.

Все эти трансформации происходят на фоне постепенного сползания мира в хаос — города горят один за другим, драконы множатся и из разумных существ превращаются в хищных зверей, владыки городов перестают стесняться в методах и средствах борьбы с ними, а люди не могут доверять не то что друг другу, но и даже самому себе. Когда привычный мир умирает прямо на твоих глазах, крайне важно остаться человеком, даже если ты — самый настоящий дракон. (Забегая вперёд: такое удаётся не всем.)

В дилогии впервые сквозит легкий эротизм, ранее несвойственный произведениям автора. Главная героиня, девушка в самом цвету юности, испытывает влечение к мужчине, поданное вполне ненавязчиво, однако достаточно четко. Нет, никаких двусмысленных намеков или скабрезных сцен мы не находим, но сам факт довольно примечателен. Более того: говорит о новой ступени эволюции писательского мастерства. Навряд ли можно создать художественное произведение, претендующее на высокую литературность, старательно замалчивая и обходя стороной эту сторону жизни.

Кульминация дилогии наступает в момент решительного и очень важного выбора, который делает белый дракон с человеческим именем Аличе. И ее решение идёт вразрез с драконьим взглядом на мир, его modus vivendi, ведь жертвенность драконам отнюдь не свойственна. Все они — индивидуалисты до мозга костей (например, Синие драконы принципиально не выбирают лорда — каждый считает себя лучше других и не желает уступать сородичам ни на йоту). Жертвенность — свойство человека и только человека! И всякий раз, когда дракон поступается собой ради другого, мы знаем — под его непробиваемой броней скрывается настоящий человек. Возможно, больший человек, нежели многие из живущих людей. Чем те же властители Амаро, решившие откупаться от драконов невинными девушками...

И главная трагедия этого двухтомного романа — скажем так, одна из основных трагедий — заключается в том, что Вальтер приносит любовь к брату и Лигейе в жертву своей безмерной жажде власти. А вот Аличе поступает ровно наоборот, своим стремлением к самопожертвованию подтверждая высокое достоинство своей любви и свое право любить избранника. И тогда ответ на вопрос «Куда бежать, когда сгорает мир?» обнаруживается сам собой. Не нужно никуда бежать, нужно принести самое себя в жертву любви, и тогда, если ты девушка — станешь Святой Невестой, а если юноша — ее возлюбленным Змееборцем. Даже если ты сам — натуральный летающий змей, пышущий пламенем, да ещё и чёрный притом :)

Думаю, теперь вы поняли, дорогие читатели, о чем на самом деле эта книга. Это роман о любви. Не любовный роман, а книга об абсолютной любви. Только на любовном поле у писательницы есть заведомое и весьма существенное преимущество перед писателем (никакого сексизма, дорогие друзья!). Любовь сквозит в каждом слове, жесте и взгляде героев. Грег любит Аличе и своего брата, хранит верность клану, предпочитает действовать грубой силой, нежели магией. Аличе любит Грега. Вальтер любит доминировать и властвовать путем колдовства, интриг и манипуляций. Кузнец Лука любит делать разные прикольные штуки и троллить власть имущих, и еще играть в шахматы со Змееборцем, местной аватарой Творца (да не просто играть — выигрывать!). Герцоги любят и берегут вверенные им города, пусть каждый по-своему. Древний водяной дракон Баугхот настолько любил свой ослепительно сияющий мир, вынужденно покинутый им, что не побоялся обрушиться туда и принять там смерть.

Смешивая в тигле живого русского языка три ингредиента — стиль, сюжет и героев — автор запускает алхимический процесс, выплавляющий философский камень доверия к тексту. Оно рождается без особенных усилий со стороны читателя: нужно довериться автору, и все получится! Атмосферой мира проникаешься помимо собственной воли, она вползает в тебя, словно бескрылый дракон в побежденный город. Каждый конфликт, посеянный в начале каждой из книг, последовательно набирает силу и уже затем разрешается в своей маленькой кульминации, подводящей повествование к грандиозному финалу.

Теперь пару слов о том, с чем тексту не повезло. А не повезло ему, кроме правильного пиара и маркетинга, конечно, с обложкой: обе книги оформлены так, словно внутри — дамский роман, в котором мужественные рыцари, гарцующие на горячих конях с воздетыми к небу обнаженными мечами, спасают прекрасных дамселей из трудных ситуаций. В отличие от пресловутого Макса Фрая, где сначала сделали ставку на аскетичный минимализм, а затем — на хитрые извивы восточных узоров (благо, текст пропитан романтикой Востока), обложка приквела выглядит достаточно грубо скрафченной в графическом редакторе и подает блестящее содержание в невыгодном свете. (Однако даже она заметно лучше страхолюдной готики от оформителей оригинальной трилогии…) Осталось дождаться переиздания, вдруг в этой консерватории чего-нибудь да поправят.

Впрочем, если вы хотите сделать первый шаг к тому, чтобы понять драконов (а может, и стать одним из них), смело идите в ближайший книжный или на какой-нибудь сайт, покупайте твердую копию или электронку, и смело погружайтесь! Вы не будете разочарованы, и прежними вы тоже не будете, когда прочтете последнюю страницу.

Я в этом абсолютно уверен.

Оценка: 10
⇑ Наверх