Что ж, закончил и отправил на вылёживание очередной роман, внецикловый. И, к слову, самый большой из всего, что я написал. Как удачно, что на сиквелы не будет ни жизненного времени, ни мотивации!
Зашел давеча в "Дом книги", есть такой магазинчик. Ну, "жизнь нас забрасывает" (М.М.Жванецкий). А на полке такой вот сюрприз. И цена трехзначная. Хотя книжки лежат, по моим подозрениям, уже несколько лет. Ощущения двойственные. С одной стороны, пустяк, а приятно. С другой же... что там говорили о пророке в своем отечестве?
Ушел из жизни Виталий Иванович Пищенко, мой дорогой старинный друг. Наша дружба началась со ссоры на Ялтинском семинаре ВТО в 1990 году. Я со своей социопатией и пост-малеевским синдромом чувствовал себя там, как баба-яга в тылу врага. Повод был пустяковый, я дерзил, а Виталий выслушивал со снисходительностью и добродушием. Вдруг выяснилось, что нас роднит много больше, чем разделяет, а его доброта слишком велика для мелких уколов. Осознав это, я навсегда проникся к этому громадному бородачу симпатией, а то и любовью. В смутные времена конца прошлого века прервались все связи и рухнули все проекты. Но пропавший было Виталий явился из своих странствий и многих из нас вернул в фантастику, и делал это еще не однажды... Звучит банально, но его уход — действительно невосполнимая утрата. Заменить его некем ни в литературе, ни в моем сердце. Скорблю вместе со всеми, кто его знал и любил.
Стоя перед полкой со своими книгами и отгоняя прочь заманчивую мысль "Сжечь бы всё это к ..!", вдруг осознал: даже в моих ничтожных в общем-то по количеству публикациях "не все так однозначно" (с). И сам собою родился некий индекс эталонности (в дальнейшем ИЭ).
Следуя ему, эталонным изданием "Шествия динозавров" является книга от "Азбуки" 2004 года, вариант же 1991 года в одноименном сборнике "Румбов фантастики" был сильно сокращен и впоследствии сильно доработан. Книга от Т8 вполне соответствует этлону, но налет "принт-он-демандовости" сильно понижает потребительские свойства продукта. Издание "Шествия" от "Вече" было для меня дружеским экспериментом, и чтобы он состоялся, я пошел на ряд компромиссов, как то: убрал обсценную лексику и сгладил акценты в сносках, в результате получился вариант "для детей и юношества", ИЭ которого весьма невысок.
Сага о Тимофееве" Пермского книжного издательства подвергалась нещадной редакторской правке, но на качестве текста это сказалось скорее в лучшую сторону. Вариант "Саги" от Т8 ничем не отличается от этого эталона, за исключением написанного позднее переходного между двумя частями цикла рассказа "Межвременье", и потому должен быть признан более полным.
"Вектор атаки" от "Эксмо", по-видимому, был слегка причесан, равно как и первые издания "Галактического Консула" от Пермского издательства и АСТ.
"Бумеранг на один бросок" от АСТ содержал ряд косяков фактографического свойства и непреднамеренных заимствований, в которые меня натыкали носом неравнодушные читатели; означенные косяки были устранены в издании от Т8, которое по праву должно считаться эталонным.
К слову, все книги Т8 подвергались минимальному редакторскому вмешательству, а последние так и вовсе верстал автор, поэтому ИЭ во всех максимален.
"Шестой моряк" от "Снежного кома" издан настолько идеально, что не возникает никакого стремления оценивать его аутентичность; полагаю, она высока по определению.
Престижные книги от "Престиж Бук" (это намеренная тавтология, если что!) редактировались, а позднее и верстались самим автором, эти издания должны считаться каноническими, здесь ИЭ стопроцентный. По ряду причин этот проект приказал долго жить, и потому иных канонических изданий "Бумеранга" и "Вектора атаки" ждать, пожалуй, не стоит, пальма эталонности по не попавшим в "рамку" текстам остается за Т8, как ни печально это сознавать.
Резюме. Как писал классик, "Вот и выбирай: по пять, очень большие, но вчера, либо по три, маленькие, но сегодня". Как-то так.
С чувством неглубокого, я бы даже сказал — поверхностного удовлетворения извещаю всех доброжелателей и равнодушных, что дописал третью, она же последняя, книгу похождения Северина Морозова "Траектория возврата", условно обозначаемую как "Бумеранг 3". Отправил на вылёживание. К слову, вторая книга "Неуправляемый полет" ("Бумеранг 2") вылеживается уже лет пять, то есть так долго, что я успел о ней позабыть. Более эпохальных творческих планов не имею, так, по мелочи, и намерен провести остаток дней в неге и пианстве. Всем здоровья и благополучия.