fantlab ru

Все отзывы посетителя Etamin

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  3  ] +

Гарри Тертлдав «Дороги, которые мы не выбираем»

Etamin, 24 марта 21:07

При первом взгляде (или прочтении) рассказ кажется довольно забавным и даже смешным. При втором начинаешь видеть, насколько нелепо все происходящее — даже в контексте фантастической сказки (а что это еще?). Разбирать нелепости, как сделано во многих отзывах — не стоит. Полеты со сверхсветовой скоростью между звездами на «каравеллах» — это, значит, в порядке вещей, а вот все прочее — это уже глупая выдумка? Но нет, рассказ сам же загоняет себя в ловушку.

Потому что следует устаревшими путями попаданческой литературы. Ну попадете вы во времена даже не Древнего Египта, а хотя бы к королю Людовику — быстро ли сможете вы сделать в Версале электрическое освещение или хотя бы водопровод и канализацию на современном уровне? А тут примерно в те же времена по уровню развития между звездами летают на субпространственной тяге и антигравитации — а как они траектории рассчитывают? А как они расстояния между звездами узнали? Но я не хочу спорить с автором — ну придумал шуточку... и что?

А вот и нет. Не придумал. Увы, рассказ состоит из надерганных отовсюду идей, приколов и цитат. Из значительно более удачных произведений на ту же тематику.

Наиболее близким является рассказ Нивена «Как призрак Банко» (1968) — практически о том же, только без дурацких мушкетов. А пришельцы в виде плюшевых мишек — это, разумеется, хоки из известного проекта Гордона Диксона и Пола Андерсона (начат в 1955). А просто агрессивные пришельцы, которые имеют более высокую технологию, но неожиданно получают по зубам — это кзины из знаменитого рассказа Нивена «Воители» (1966). А вся ситуация в отзеркаленном виде — это, само собой, «Крестовый поход в небеса» Пола Андерсона (1960). В общем, не вижу смысла перечислять далее.

Разумеется, к Андерсону тоже можно предъявить претензии — у него там «варвары» летают, понимаешь, на звездолетах и совершают налеты на мирные планеты. Как там они ремонтируют корабли и управляют ими — почти и не обсуждается. Звездолет таки посложнее трактора будет... Так это было написано 60-70 лет назад! Но всерьез писать такой вот опус в 1985-ом?! Полностью согласен с отзывом holyship.

5 только потому. что все же юмор имеется.

Полагаю, впрочем, что «Первые люди на первом плоту» АБС Тертлдав не читал. Ну и ладно.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Пол Пилкингтон «Умри, если любишь»

Etamin, 20 марта 20:53

На редкость малоудачное сочинение в ряду широко распространившихся сейчас английских детективных триллеров в дамском стиле (т.е. с женщиной в роли главной героини). Хотя написано как раз мужчиной. Занудная, к счастью не особенно длинная книга, из которой мы узнаем, что у некой сериальной актрисы сбежал то один жених, то другой, то сумасшедший поклонник, то еще кто-то... Как детектив — это вообще полная неудача. Кстати, раскрою страшную тайну — там ни одного убийства, по крайней мере в контексте, не обнаруживается. Все повествование составлено из классических сюжетных штампов; к тому же выясняется, что из действующих лиц половина — чокнутые и сумасшедшие. Ну а убийца — нет, не садовник, а, скажем, троюродный деверь зятя брата бывшего любовника (шутка). Впрочем, читать эту чушь, чтобы выяснить, кто все-таки это был, все равно не рекомендую.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Станислав Лем «Возвращение со звёзд»

Etamin, 20 марта 17:55

Это, конечно великая книга и не единственная из великих книг Лема. 7 страниц отзывов! Во многом противоречащих друг другу. Одним то не понравилось, другим это. Главный герой неумело обращается с женщинами. Или наоборот, строит из себя агрессивного самца. Хорошее это общество или плохое? Нужно ли летать к звездам? И так далее. Одним словом, кресс, озот или герма? Никто не знает.

И при этом в отзывах излишне часто ссылаются на то, что Лем сам был недоволен романом. Чушь это все. Лем просто кокетничал, что свойственно почти всем творцам, особенно сознающим, что создали что-то особенное. «Да ну что вы, так как-то само собой получилось, даже не знаю, о чем это все, безделушка какая-то...» Лем прекрасно знал, что создал блестящее произведение, затронув множество важнейших тем, нигде, однако, не давая четкого ответа — что он сам об этом думает, и как правильно решить ту или иную проблему. Люди — существа мыслящие, вот пускай сами и разбираются. Я тоже не собираюсь спорить с Лемом, а то, чего доброго, получится диалог Берлиоза и Бездомного.

Поэтому напишу об одном впечатлении. В темных и голодных 90-х я волею судьбы поехал в командировку в Париж. А 30 лет назад это был еще ТОТ Париж. Там все сверкало и лучилось богатством и довольством — как, наверное, в нынешней Москве. И вот, попав в один из самых крутых торговых центров (напомню, что в те времена во всем экс-СССР вообще не было такого понятия, как торговые центры), и наблюдая творившееся вокруг, я вдруг понял, что оказался в той же ситуации, что и Эл Брегг в космопорту, — толпы всем вроде довольных людей, мчащиеся туда и сюда среди сияния и блеска и что-то делающие, непонятно что и непонятно для чего. То был натуральный культурный шок, в точности описанный в «Возвращении со звезд» (каковое я читал еще в 60-е). Это еще более укрепило мое мнение о романе.

С тех пор много лет и воды утекло; а на тему общества потребления написано очень много, а о том, стоит ли летать к звездам, как бороться с шоком возвращения, и вообще нужно ли это, высказывались самые разные фантасты — от АБС до, скажем, А. Дмитрука. Поэтому стоит рассмотреть совсем другой аспект книги, на котором как раз мало кто останавливался, а в отзывах сломано немало копий. Разумеется, я имею в виду бетризацию.

Так вот, о возможном лишении человечества агрессивности мало кто писал всерьез. Но среди писавших были такие киты, как Ефремов, АБС, Нивен. И, разумеется, Лем. Я указывал уже в своих отзывах, что все эти авторы, так или иначе, поняли, что без этого имманентного свойства людей обойтись не получится. Что рано или поздно потребуются люди, способные рисковать, убивать, посылать других на смерть и идти самим. Как бы ни было хорошо без всего этого. У Лема всем опасным занимаются роботы. Судя по тексту — в том числе и охотой на людей, которых посчитали опасными безумцами. Но, увы, одними роботами не обойтись, рано или поздно потребуются и люди — как принимающие решения, так и исполняющие их. Иначе придется передать ИИ главное право — решать, кому из людей жить, а кому умереть. Кстати, на этой грани мы сейчас и балансируем. До появления боевых роботов осталось всего несколько шагов, но, надеюсь, они все же не будут сделаны.

Великая книга о многом, в том числе уже ставшим частью нашего мира. Таких мало.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Стефан Анхем «Жертва без лица»

Etamin, 13 марта 23:11

Даже среди современных скандинавских полицейских детективов эта книга выделяется: 1) количеством жертв; 2) особой изощренностью убийств, вызывающей прямо-таки отвращение; 3) по сути отсутствием сколько-нибудь положительных персонажей. Сама история придумана оригинально, но откровенно неправдоподобна. Кое-чем напоминает сериал «Мост»; возможно, автор частично вдохновлялся и этим фильмом. Шведская полиция выведена не очень-то расторопной и умелой, а в датской вообще служат мерзкие типы.

Но при этом построение сюжета весьма выверено, написано интересно и, очевидно, со знанием дела. Язык перевода (не знаю, как там было в оригинале) хороший, длинный роман читается быстро. Основная сверхзадача книги — так мне, по крайней мере, показалось — это представить некий срез среднего класса скандинавского общества. И выглядит это общество, увы, не лучшим образом с точки зрения морали, семьи и социальных связей. Получается, одного благосостояния для этого мало.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Энтони Горовиц «Совы охотятся ночью»

Etamin, 9 марта 16:22

Второй детектив, продолжающий серию об излишне любопытной редактрисе, получился еще интереснее. Хотя, чтобы убедиться в этом, надо дочитать его до самого конца.

Итак, опять имеем два детектива (причем в одном из них два преступления). По закрученности достигает практически верхней планки. Хотя поначалу мне он показался менее интересным, чем первая книга. Ибо там после некоторого знакомства с ситуацией вскоре начинался роман в романе; здесь же таковой отнесен во вторую половину книги, когда читатель успевает глубоко погрузиться в события основной части произведения, а поэтому начинать вдруг читать совсем другой роман, да еще в стиле ретро, как-то не очень и хочется. Но постепенно таки круговорот событий все расставляет по местам.

Ну, действующих лиц действительно многовато, и все описаны весьма подробно. А что вы хотели — надо же набрать на два детектива? К тому же появляется немало «лирических» отступлений и экскурсов — например, в область малого и среднего бизнеса. Да и язвы общества не очень глубоко, но обличаются. Любопытно, что некая тема (кто читал, тот поймет) явно беспокоит автора; в «Доме шелка» (который мне не очень понравился) она тоже затрагивается.

Зато с мотивацией теперь все в порядке; вполне можно поверить. Такое действительно случается. Хотя и не очень часто.

Вот интересно, продолжит ли Горовиц серию о Сьюзен Райленд, и если да, то будут ли использовоны другие детективы про Аттикуса Пюнда? И не приведет ли ее собственное любопытство, как ту самую Варвару, к достаточно плачевному концу? Ответ даст только время.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ллойд Биггл-младший «Наследство Квалсфорда»

Etamin, 3 марта 14:56

Ллойд Биггл-младший был неплохим фантастом, но его попытка сочинения детектива, да еще в качестве продолжателя Конан Дойла, потерпела полный провал. «Дело о фруктах» — просто-таки феноменально занудная книга. 1). Сама история малоинтересна, куча действующих лиц, неизвестно зачем появляющихся. 2) Основные персонажи весьма нелепы и, как выражались когда-то — ходульны. 3) Образ Шерлока Холмса явно не получился убедительным. Роман можно было бы сжать в три раза, он от того бы не пострадал.

Собственно, в предыдущем отзыве kkk72 все уже изложено предельно четко, даже и добавить особо нечего. А на тему о том, как хитрые преступники подкупили целый городок, стоит прочитать не этот убогий опус, а «Поле смерти» Ли Чайлда. Или посмотреть первый сезон сериала, он даже интереснее получился.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Энтони Горовиц «Сороки-убийцы»

Etamin, 1 марта 17:48

На фоне потока скандинавского занудства, французских шизофренических зверств и женских типа триллеров-недодетективов этот роман сразу выделяется — не скажу «как звезда первой величины», но как нечто неожиданное, а на деле как раз самое настоящее.

Несомненно, роман для тех, кто любит классические английские детективы и стремится следить за подробностями. Изощренное построение сюжета добавляет очарования (притом что многим, как я понял, такая хитроумная закрученность не понравилась). Больше о сюжете я говорить ничего не буду — в аннотации и отзывах почти все уже сказано. Скажу честно одно — убийца не садовник. Хотя... который из убийц?

Ну и конечно, книга полна, как сейчас говорится, оммажей знаменитым авторам, в первую очередь даме Агате. А по изобилию мелких географических и социальных деталей сближается с книгами Гэлбрейта-Роулинг (тоже поминаемой неоднократно). По изощренности таки не дотягивает до Мариши Пёссл, но стремится :)

В общем, единственное, что меня несколько разочаровало — это явно неубедительная мотивация убийства (сами догадайтесь, которого). Хотя, как всегда, в том числе и у Агаты Кристи, все дело в деньгах. А то оценил бы еще выше.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Люси Фоли «Квартира в Париже»

Etamin, 23 февраля 23:56

Однако уже третий детективообразный роман от Люси Фоли. Пожалуй, он превосходит первые два по напряженности повествования, а также и технике построения интриги. Тем более Париж, богатые люди, скромное обаяние буржуазии, я встретил вас и все такое... И вот в этот мир врывается хулиганистая английская девица с не самым идеальным прошлым и с необычными навыками (например, пользоваться отмычками из подручных материалов). Но очень умная. Ну далее пойдут всякого рода разборки и выяснение отношений всех со всеми (небезызвестная повестка, кстати, тоже имеет место). К концу, разумеется, выяснится, что никакого детектива нам не предложили, хотя пара-тройка оригинальных вывертов сюжета все же будет присутствовать. Ни одного действительно положительного персонажа.

Прочитать можно. Несколько напоминает Гранже. Париж описан не так чтобы очень подробно или с изяществом, но без ляпов. Зато «курва» — ругательство вовсе не сербское. А убийство в книге таки имеется...

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ярослав Веров, Игорь Минаков «Операция «Вирус»

Etamin, 21 февраля 23:02

Вот, собственно, наверное последний (и по времени, и вообще) фанфик на тему ненаписанного романа АБС «Белый ферзь». Авторы, вероятно, старались. Местами у них получилось неплохо. Собственно, скорее всего, вряд ли кто-либо кроме АБС, мог бы написать что-то действительно стоящее на это своего рода буриме (напомню, что изначально буриме — это сочинение стихов на заданные рифмы). Потому что, при всем глубочайшем уважении к великим фантастам, эту историю они задумали не очень-то удачно. Отзывы на соответствующей странице это мнение подтверждают. Если б они и взялись всерьез за работу, наверняка по ходу изменили бы очень многое из первоначального замысла.

Не могло быть такого людского общества нигде и никогда, даже в мире Геометров, даже в самой сказочной фантастике. Нечего было сравнивать этот странный конструкт с Миром Полудня., чтобы отменить то ли тот, то ли этот, или оба сразу. Хорошо, что осталось то, что мы имеем.

Да, в «Вирусе» есть интересные моменты и удачно обыграны некоторые таинственные «сюжетные дыры» из основного корпуса текстов. Но ждать действительно увлекательного и правдоподобного повествования от достаточно талантливых авторов по этому, изначально очень корявому замыслу, не стоило.

Разве столь уж важна была последняя фраза: «вы живете в придуманном мире», что ради нее надо было предпринимать несколько попыток написать целую книгу? Ведь так оно и есть. А если Каммерер это осознает, то что? Не повесится же. И он не первый такой лит. герой будет, и не последний. Да взять хотя бы Шерлока Холмса из «Пятого сердца». А персонажи эпопеи «Соглашение» тоже поняли, что живут внутри выдуманной Вселенной, — и ничего.

Конечно, можно считать так же, как говорится в отзыве Dentyst, что Веров и Минаков предложили свой особый взгляд на Мир Полудня, и что эта повесть -с ним полемизирует. Но, честное слово, тогда уж Деконструкции и Интерпретации мне понравились куда больше. В таком вот аксепте.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Кэтрин Купер «Шале»

Etamin, 20 февраля 23:23

Очень даже сносный детектив, который на самом деле не детектив, и даже не триллер, а запутанная драма о старой доброй мести. Далеко не «Граф Монте-Кристо», но в ту же сторону. Впрочем, это выясняется только почти в конце. По окончании можно призадуматься — получили ли все по заслугам?

Написано довольно прилично, хотя временами, на мой взгляд, излишне многословно. Социальная подоплека событий таки присутствует, хотя и в весьма затушеванном виде. Автор столь умело запутала повествование, что у многих, как видно хотя бы из предыдущего отзыва,остались вопросы. Но ведь все ясно, если подумать и отлистать назад:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Реа — это Энди (полное имя Андреа), партнер Кэмерона в самом начале бизнеса. Текст в первой части сделан так, что ее пол ни разу не упоминается.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Александр Золотько «Интерпретатор»

Etamin, 18 февраля 23:01

Замечательный рассказ, который заставляет взглянуть на Мир Полудня с другой стороны и совершенно по-новому. Что примечательно, он не является ни глубокой деконструкцией, подобно «Факапу», ни явно сатиричным переосмыслением, представленным Лукьяненко в Мире геометров. Это всего лишь новый анализ и интерпретация фактов — как и заявляется в рассказе. Ибо сказано в Новом Завете: «Сейчас мы смотрим как бы через тусклое стекло, тогда же — со всей ясностью»... Пересказывать «пересмотренные» факты» смысла нет, следует прочитать самому и подумать. Однако отмечу, что ряд вопросов по этим самым фактам таки задавался читателями в реале — в он-лайн интервью. Ну вот, к примеру, о бесконечных стадах антилоп, жирафов и прочего зверья, которое гоняли под присмотром чуть ли не по всей планете, — а на фиг людям Полудня были нужны они в таком количестве? Их что, на мясо разводили? Внятный ответ не был получен. «Ну как-то само собой написалось...»

Рассказ ценен проработкой мельчайших деталей, которые все — ВСЕ — взяты из оригинальных текстов и ПРОИНТЕРПРЕТИРОВАНЫ. Вплоть до сакраментального вывода: «Я не верю Горбовскому». Тут же шаг оставался до «Факапа» — но он не был сделан. И правильно.

А главное, на мой взгляд, в рассказе — тема «Право на убийство». Те самые два ноля в кодовом номере. Должны ли определенные товарищи их иметь? И применять, коли понадобится?

И вот тут мы получаем еще одно литературное подтверждение пересечения Мира Полудня и Известного Космоса Нивена. В обоих случаях человечество превращается в стадо мирно блеющих овец, не способных даже на мысль о насилии. А кто способен — тот, очевидно, сумасшедший. И его надо лечить. Или принимать другие меры. И Егор Старосветов как раз к таким людям и относится.

Но что ж — приходят ведь кзины. Или Странники. И надо создавать Комкон-2. Или Амальгамированную Региональную Милицию. Нужны прогрессоры, нужны воины. И их не будут любить. Потому что у них есть два ноля.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Люси Фоли «Список гостей»

Etamin, 18 февраля 22:03

Вот и еще один «женский» триллер, написанный женщиной. И опять про нравы, царящие среди обеспеченных представителей успешного среднего класса Британии. И основными негодяями и козлами оказываются, конечно, мужчины, хотя и многие женские персонажи им мало уступают, заодно подтверждая недавний тезис одного травел-блогера: англичанки малоприятны в общении, пьют без удержу и готовы с кем угодно. Положительных действующих лиц здесь, пожалуй, и нет.

Детективной интриги здесь разве что следы, основная загадка была — кого к концу убьют и кому достанется эта честь. Поэтому данный опус — это вариация на тему вовсе не «Десяти негритят», а «Восточного экспресса». Впрочем, вариация сносная и переведенная очень хорошо. Читается не так чтобы взахлеб, несколько необычная структура повествования и немалое количество персонажей тормозит процесс. Но прочитать, конечно можно, коли попадется под руку. Примерно на том же уровне, что и «Охотничий дом».

Оценка: 6
– [  2  ] +

Лайон Спрэг де Камп «Аристотель и оружие»

Etamin, 13 февраля 14:31

Любопытный рассказ или, скорее, новелла, сочетающая одновременно альтернативную историю и тему попаданчества. До классического произведения того же автора «Да не опустится тьма», написанного десятками лет раньше, конечно, не дотягивает, но в целом читается. Фактически, еще одна попытка изобразить мир, где не было Римской империи и всего, что было с ней связано. Но небольшому шедевру Пола Андерсона «Delenda est», появившемуся, кстати, несколькими годами раньше, она сильно уступает — как в изложении, так и в общем замысле. Александр Македонский (тьфу, в смысле Аристотель) был, конечно, великий человек, но зачем же стулья ломать? Разумеется, история могла развиваться несколько по-другому, но возникновению Римской империи это явно не могло помешать, ибо уже в описываемый в новелле период много чего оказалось заложено для создания средиземноморской державы. А наука и техника в Риме как раз почти и не развивалась, что спустя столетия и привело к краху. В общем, дело было не в Аристотеле — другие ученые бы появились в любом случае. Про борьбу науки с обскурантизмом есть ведь и другой известный альтернативный роман — «Павана» Робертса. А наука, в конце концов, вполне успешно могла бы резко пойти вперед на востоке (про что тоже написан куда более новый роман «Годы риса и соли»).

В общем, неплохо, но не более того, и подозрительно похоже на Андерсона.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Михаил Харитонов «Факап»

Etamin, 10 февраля 16:04

Когда-нибудь подобная книга должна была появиться. И она появилась. Когда светлые мечты, основанные на «оттепели», семилетнем плане развития СССР, лозунгах XXII съезда, спорах физиков и лириков, головокружении от успехов физики, химии и биологии — рассеялись окончательно, а сами авторы начали писать совсем о другом — вот тогда стали зреть зерна деконструкции Мира Полудня. И проросли не только в «Факапе». Но у Харитонова получилось наиболее радикально.

Неким взглядом со стороны замечены, разобраны и объяснены все мелкие несуразности, нет-нет и мелькающие в сияющей картине XXII века — вот только объяснены совсем не так, как ожидалось. А также подробно изложены многие моменты и детали, так и оставшиеся за рамками. Хотя бы явное преобладание германских фамилий над английскими. Впрочем, кому действительно интересно, может прочитать сам. Только не восклицайте потом — «да как он посмел», «покусился на святое» и так далее. Вас предупреждали. Да и Мир Полудня — не нечто священное. Тем более, что на священное тоже покушались, и иногда довольно успешно: взять хотя бы «МиМ» или «Иосиф и его браться». Но и уподобляться перепечатывающей текст секретарше Томаса Манна «Вот теперь я узнала, как все это было, оказывается», тоже не стоит.

Итак, появление «Факапа» было неотвратимо, как и ход событий, предсказываемых психоисторическими уравнениями — хотя это вроде из другой книги. Рано или поздно не Харитонов, так другой написал бы нечто похожее — может, лучше, а может хуже. «Факап», по крайней мере, читается, хотя явно слишком растянут, и текст далеко не идеален. Можно сравнить уровень, например, с «Омон Ра» — но зачем? В общем, маемо, что маемо.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Елена Клещенко «Я ничего не могу сделать»

Etamin, 10 февраля 14:26

Весьма удачный фанфик, осваивающий новые «территории» на планете Саракш. Жизнь и государственный уклад страны Хонти, о которой в «Обитаемом острове» практически ничего не сообщалось, придумана фактически с нуля. И очень успешно. Даже албанско-венгерский стиль имен заменен на что-то другое. Связь с собственно ОО присутствует только в начале и конце. Написано хорошим стилем, с проработкой почти всех персонажей. Да и главная идея повести нестандартна и оригинальна. Причем настолько, что читателю почти до самого конца трудно понять, в чем кроется секрет правящего класса Хонти. А поняв, можно сделать дальнейшие выводы, спроецировав основной посыл на происходящее в современном мире прямо сейчас...

Несомненно, одно из лучших продолжений, когда-либо написанных по книгам АБС.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Лекси Эллиотт «Француженка по соседству»

Etamin, 9 февраля 16:19

Весьма распространенный в последнее время типичный «женский» триллер. И даже не потому, что автор — женщина. Просто именно женщины являются всеми основными героинями — и да, жертвами тоже — всей этой истории; мужчины же проходят где-то на подхвате. Да и выведены в основном в не очень-то положительном виде.

Начинается книга несколько занудно, но вскоре нить повествования раскачивается и ход событий становится достаточно интересным. Конечно, это совсем не детектив, да и в триллер превращается ближе к концу. Действие происходит в среде высших слоев британского среднего класса, что добавляет некоторого, я бы сказал, этнографического интереса; впрочем, никаких язв общества не обнажает и покровы не срывает. Несколько напоминает романы Полы Хокинс и Кейт Аткинсон, хотя и не дотягивает по качеству прозы. В общем, прочитать можно.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Григорий Панченко «Горячий щебень»

Etamin, 14 января 17:30

Любопытная и, в общем, неплохо написанная новелла на темы о войне и мире, о долге и ответственности перед обществом и даже о свободе выбора. Многое так и остается за кадром. На фоне стандартных сочинений о попаданцах оно выделяется идеей о двойном попаданчестве. Однако с первого (да и со второго) взгляда не очень ясно, почему эта история попала в сборник, посвященный АБС. Авторы отзывов этого, видимо, тоже не поняли или не заметили. Фактически же «Горячий щебень» сюжетно повторяет «Попытку к бегству», но на базе уже подзабытого, видимо, в наши времена, рассказа А.Гайдара «Горячий камень». А «барабанщик» — это и есть сам Гайдар, погибший в первые месяцы войны, именно на железнодорожной насыпи. Практически случайно он разбивает волшебный камень и начинает новую жизнь в другом, ничуть не лучшем мире, на другой войне...

Я бы резюмировал так: к сожалению, в этом мире, на этой Земле, для каждого найдется своя война, на всех хватит. Увы.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Игорь Минаков «Чёртова дюжина»

Etamin, 12 января 17:05

Вообще-то Веров и Минаков умеют писать. В смысле — превосходно владеют словом и языком. В этом я убедился, прочитав замечательную повесть «Cygnus Dei».

Но писатель должен еще уметь и сочинять. Т.е., придумывать интересные сюжеты, быть рассказчиком. А вот с этим у авторов (а в данном случае у Минакова) случаются проблемы...

Данная повесть — настоящий, я бы сказал, ультратипичнейший фанфик. Написанный прекрасным языком, вполне в стиле АБС и, там где рассказ идет от имени Каммерера — именно в стиле Каммерера. Совершенно превосходные описания разных планет, природы, фауны и флоры. Пол Андерсон бы обзавидовался. История в меру занимательная. Однако, как и в подавляющем большинстве фанфиков, читатель к концу не узнает ничего нового. То есть абсолютно. Да, «подкидыши» — это не просто обычные люди, пусть даже и кроманьонцы. Так об этом все догадывались, невзирая на все «Комментарии к пройденному». Недаром к ним прилагались «детонаторы». Да, голованы — не особенно, как оказалось, приятные собачки — так и об этом намекалось. «Подкидыши», оказывается, не заготовки для люденов. А для кого? Для Странников? К сожалению (но, как уже было отмечено, — ожидаемому), мы ничего в итоге не узнаем. Вот порубали людены световыми мечами «темную силу» — и все кончилось. Почему, зачем, из-за чего, кто были все эти «люди» — надо додумываться самим. Что, собственно, было понятно еще из ЖвМ и ВГВ.

Одно, впрочем, данная повесть формулирует четко: Экселенц в итоге был прав. Но и эта точка зрения не нова, ее разделяют очень многие читатели, несмотря на комментарии БНС. Да и вообще, произведения начинают жить самостоятельной жизнью...

Оценка: 7
– [  6  ] +

Владимир Михайлов «Люди Приземелья»

Etamin, 9 января 22:44

В последние времена вошло в моду к месту и вовсе не к месту употреблять словечко «энергетика». Так вот, энергетика этой повести буквально потрясает. Я прочел ее еще школьником в «Искателе» и запомнил на десятилетия. Сразу хочу предупредить — читать следует только первоначальный вариант «Спутник 'Шаг вперед'». Книжный вариант «Люди Приземелья» намного хуже, что признавал и сам автор.

По оптимизму, энтузиазму, превосходной прорисовке общества будущего, по интересным и запоминающимся персонажам она не уступает ни создававшимся почти в то же время рассказам Стругацких из Полуденного цикла, ни первым произведениям Лема о пилоте Пирксе. Да, в обыденной жизни главный герой мог бы для решительного поворота в своей жизни поехать на какую-нибудь великую стройку — но это НФ, и он отправляется строить «длинный корабль», звездолет. А попутно происходит много всего другого интересного и загадочного...

Но один из самых примечательных моментов повести заключается вот в чем — а почему он так поступает? Ответ крайне неожидан для советской фантастики того времени — и неоднозначен. Казалось бы, на него повлиял несчастный случай с коллегой по работе. Но в том то и дело, что коллега умер не потому, что провалился в старый забытый колодец, а просто от банального страха, обуявшего человека, попавшего, как ему показалось, в безвыходное положение. И вот тогда ГГ понимает, что жил в некоем тепличном мирке и решается... Ну и любовь, как без нее...

В повести многое угадано верно, другое — нет. Одна деталь очень характерна. Главный герой видит, как человек напротив с кем-то разговаривает — но не с ним — и лишь потом понимает, что тот общается по микрорации. Сейчас мы можем видеть неисчислимое множество подобных людей с гарнитурами в ушах, что-то бормочущих в пустоту. Здесь действительность давно обогнала фантастику; 60 лет назад это практически невозможно было представить. Зато компьютеров, управляемых напрямую мыслями, пока так и не создали. Может, и к лучшему.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Олен Стейнхауэр «Турист»

Etamin, 8 января 09:31

Неплохой шпионский роман, который, впрочем, явно следует канонам Яна Флеминга, что даже особо и не затушевывается. «Турмсты» — те же агенты с двумя нулями, имеющие право на убийство, только в более современном мире. Ну и книга написана явно жестче. Особый оттенок придают довольно тщательно обрисованные интриги внутри ЦРУ и высших правительственных кругов США. Трудно испытывать особую симпатию к кому-либо из героев (вполне хорошо описанных, надо сказать), тем более когда по ходу проясняется, что череда козней, убийств и подстав служила вовсе не продвижению демократии (хи-хи) и даже не глобальным интересам США. Некоторых сюжетных неправдоподобностей и откровенных натяжек избежать не удалось, но на общую концепцию книги это не влияет.

Написанный через 10 лет роман «Эпоха отрицания» не только показывает значительно выросшее мастерство автора, но и еще более скептический взгляд на все, происходящее в современном мире.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Олен Стейнхауэр «Эпоха Отрицания»

Etamin, 6 января 12:40

Весьма любопытное и своевременное произведение не особенно известного у нас автора. Политический триллер, чем-то напоминающий известные разоблачительные фильмы 90-х, например «Дело о пеликанах», «Теория заговора». В отличие от них, впрочем, в пух и прах разносится не только политическая система США, но и одна из двух «священных коров» голливудских фильмов, а именно ФБР, показанное изрядно прогнившей организацией. Единственной опорой справедливости остается только свободная пресса, хотя и она выглядит довольно иронически.

Чем-то перекликается с серией романов Ли Чайлда о Джеке Ричере (где часто основным спасителем от коррупции предстает армия), но написано намного лучше и глубже, с тщательной прорисовкой персонажей.

Ну и стоит отметить, что за 5 лет после выхода книги ситуация вряд ли улучшилась; более того, некоторые тенденции, угаданные автором, только развились дальше.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Сергей Лукьяненко «Форсайт»

Etamin, 19 ноября 2023 г. 13:20

Очень даже хорошо написано. Интересная идея, хорошо закручена и развита, не слишком длинная, убедительно и окончательно заканчивается. Если снимут кино удачно — будет отлично. Классический Лукьяненко, персонажи типичные. Многие ходы можно угадать (например, решающую важность вроде бы проходного персонажа), но не основную интригу. И это все вовсе не недостатки. И да, Лукьяненко любит сны, сновидения, и все, что с этим связано. И правильно делает.

Но автор не был бы самим собой, если бы не позаимствовал некоторые идеи у кого-нибудь. В частности, враги внутри зеркал отчетливо указывают на «Амальгаму» Чайны Мьевилля; да и вообще с Мьевиллем можно много параллелей провести. Опять же, это стиль Лукьяненко, а не недостаток.

В общем, очень здорово.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Корнелл Вулрич «Убийца поневоле»

Etamin, 19 октября 2023 г. 21:51

Своего рода «преступление и наказание» в форме рассказа. Герой — довольно жалкий человечишка — в какой-то момент — по наущению жены и по злой воле рока — решает доказать, что он не «тварь дрожащая». Далее события начинают развиваться прямо как в античной трагедии, ибо преследуемый фуриями собственного страха герой движется от одного убийства к другому. В итоге получается прямо-таки еще одно воплощение оперы «Сила судьбы». И действительно, все происходящее никак, в общем-то, не вытекает из завязки, а развивается исключительно по издевательскому замыслу судьбы, которая в финале преподносит герою вместо предсмертного катарсиса еще одну злую шутку.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Корнелл Вулрич «Вальс в темноту»

Etamin, 19 октября 2023 г. 21:36

И еще одно подтверждение выдающегося литературного мастерства Вулрича. Этот замечательный роман мог, как поначалу представляется, быть написан каким-либо популярным автором или авторшей слащавых дамских романов. Прелюбопытно и тонко там и сям разбросаны штрихи из жизни и нравов рубежа XIX и XX веков. Лишь где-то на второй трети роман постепенно приобретает некую жесткость и суровость.

Мне книга чем-то напомнила «Манон Леско» — главный герой, как и кавалер де Грие, по ходу дела понимает, что любит продажную и беспардонную мерзавку, но ничего с собой не может поделать, — даже прекрасно соображая, чем все это кончится для него самого. Он готов простить ей абсолютно все, в чем убедится читатель. Честно говоря, сочувствовать такому, вначале прекраснодушному, а потом просто ослепленному чувствами и лишившемуся даже инстинкта самосохранения герою — трудно. Как впрочем, и героине. Оба оказались в каком-то смысле стоящими друг друга.

Роман недаром стал основой для двух экранизаций. Более новая из них, несколько изменяя сюжетную канву, но сохраняя общий настрой, дает нам более современный взгляд на все происходящее -что, возможно, только подчеркивает глубину этого «романа об отношениях».

Оценка: 9
– [  0  ] +

Корнелл Вулрич «Невеста была в чёрном»

Etamin, 19 октября 2023 г. 20:53

Вообще-то это один из самых известных романов Вулрича, открывающий его знаменитую «черную серию». Структура его, я бы сказал, математически продумана. Впрочем, я был разочарован финальной частью. Она построена в типичном для автора стиле с неожиданными сюжетными твистами. При этом, что тоже характерно, обращается особое внимание на цепочки трагических случайностей в жизни персонажей. Однако все это, на мой взгляд, сбивает настрой повествования и идет вразрез со всем, рассказанным до того.

С другой стороны, блестящая экранизация Трюффо практически лишена этих недостатков, избегая неоправданных сюжетных отклонений и воплощая неумолимую поступь Немезиды в лице великой Жанны Моро. Именно фильм я бы и рекомендовал посмотреть в первую очередь.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Эндрю Мэйн «Теория убийства»

Etamin, 15 октября 2023 г. 10:42

Третий роман про доктора Крея получился не особенно удачным. Скорее даже, неудачным. Не вдаваясь в подробности — в конце концов, это же детектив — надо указать, что в книге полно лишних сцен и вставных эпизодов, очень много лекций и экскурсов (в том числе прямо в мыслях главного героя), словно автор задался целью написать популярно о вирусологии для чайников да еще в приключенческом формате. А главное — во второй половине повествование вообще утрачивает какое-либо правдоподобие. Весьма схожая история была изложена в известном романе Терри Хейза «Я Пилигрим» куда более логично. Да и вообще, образ безумного ученого в качестве основного персонажа или антагониста уже лет 30 как окончательно вышел из моды. Интересно, переведут ли четвертую книгу?

Оценка: 5
– [  1  ] +

Эндрю Мэйн «Увеличительное стекло»

Etamin, 13 октября 2023 г. 15:07

Этот роман Эндрю Мэйна продолжает предыдущий и, надо сказать, отражает явно возросшее умение автора строить интригу. Читается с большим интересом, а количество экскурсов в отдаленные темы снизилось. Сюжетные твисты необычны. Сама по себе идея поисков маньяка (да, и тут тоже маньяк) при помощи новейших достижений коррелляционного анализа (назовем это для общности так) — необычна и вряд ли до того кем-либо из детективщиков использовалась. По ходу мы узнаем много интересного — впрочем, не знаю, что из этого реализовано в действительности. Общая крутость героя-профессора еще более возросла (а как же иначе).

Ход событий мне чем-то напомнил два классических кинотриллера — «Кэндимен» и «Абсолютная власть» (ту, что с Клинтом Иствудом, а не новую). Впрочем, для ознакомления с происходящим, разумеется, следует читать саму книгу.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Эндрю Мэйн «Охотник»

Etamin, 13 октября 2023 г. 14:51

Довольно любопытный и, в общем, нестандартный роман про поиски серийного убийцы (его и маньяком-то назвать сложно — просто человек, посвятивший жизнь охоте на других людей, которых он, видимо, ненавидит с детства). Самое интересное здесь — образ главного героя — университетского профессора, специалиста по биоинформатике и еще по много чему. В итоге он, как и полагается, одерживает верх — и не только над убийцей, но и над деревенскими драчунами, наркоманами, тупыми полицейскими и ФБР-овцами, не верящими ни одному его слову, и которых бесконечные убийства в их округах совершенно не интересуют. Финальная сцена задумана очень интересно, но сильно неправдоподобна, — количеством тумаков, шишек и ранений, полученных к тому времени героем и его способности при всем этом просчитывать и анализировать ситуацию, предпринимая самые неожиданные шаги.

Написана книга несколько неровно, действие то и дело отвлекается на различные, я бы сказал, научно-художественные экскурсы. Сам автор, судя по его краткой биографии, человек тоже очень необычный, а это, так или иначе, первый его роман.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Илья Варшавский «Маскарад»

Etamin, 25 сентября 2023 г. 16:57

Как к данному рассказу отнесется современный читатель — мне трудно судить. Я-то читал его еще тинэйджером в БСФ и был в полном восторге.

Но не от самого содержания и идеи рассказа — ну, приснились человеку приключения, что такого? Мне жутко понравился сам сон — девушка, Магистр, муравьи, некий Слепой, эликсир любви и прочее. И просто страшно хотелось, чтобы история продолжилась... а ведь она прямо-таки напрашивалась на продолжение.

И что же? Не прошло и 30 лет, как Андрей Столяров взял ее за основу своего «Альбома идиота». Правда, все оказалось сложнее, серьезнее и злее. Так сколько лет прошло — весь мир изменился.

В общем, небольшая безделушка хорошего писателя неожиданно дала толчок чьей-то сюрреалистической фантазии. Кто бы мог подумать?

PS. Написав все это, я только потом сообразил, что главный герой, по сути, побывал внутри «фантомата», описанного Лемом в «Сумме технологий» в том же 1964 году, а до русского перевода оставалось еще 4 года. Идея виртуальной реальности буквально носилась в воздухе...

Оценка: 7
– [  2  ] +

Корнелл Вулрич «Лицо ангела»

Etamin, 6 августа 2023 г. 09:10

Этот рассказ неоднократно дорабатывался автором (обратите внимание, что датой создания здесь указан 1937 г., а первое издание появилось в 1935 г.) и вообще впоследствии стал основой для романа из «Черной серии». Он представляет собой самый обычный «крутой» детектив с совершенно типичным для того времени незамысловатым сюжетом. Интересно другое.

Весь рассказ является изложением событий от имени главной героини и написан, естественно, от первого лица. А написан он на жутчайшем сленге, который еще и варьируется, передавая особенности речи и шоугерлз, и полицейских, и цветных, и бандитов (кстати, последние изъясняются наиболее правильно). Для знакомых с изысканными текстами романов Вулрича такой выбор способа повествования будет весьма неожидан и лишний раз показывает мастерство писателя.

Интересно, как с этим текстом справились переводчики. К сожалению, оба варианта выходили в малоизвестных сборниках и в сети недоступны.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Корнелл Вулрич «У ночи тысяча глаз»

Etamin, 4 августа 2023 г. 23:03

Совершенно невероятная книга. И ведь когда написана — Стивен Кинг еще не родился!

В этом романе замечательно все — само построение структуры сюжета, высочайшего качества текст, образы персонажей, развязка — все!

Поразительное сочетание явного налета мистики, воздействие которого на главных героев делает их все более психически неадекватными — и трезвого подхода полицейских, ищущих — и ведь находящих! — вроде бы! — под флером нереальности следы преступного расчета. Но все оказывается еще сложнее — и да, сюрреалистичнее. У судьбы нельзя выиграть ни в какую игру, что показано здесь куда убедительнее, чем в каком-нибудь «Пункте назначения».

Вот, может быть, откуда в том числе берет начало «Твин Пикс». Или, если взять пример попроще — «Ночное кино» Мариши Пессл (которое даже завязкой в чем-то схоже).

Безыскусный читатель, возможно, будет разочарован, что к концу книги ничего, по сути дела, не будет прояснено; поклонник же творчества Вулрича еще раз восхитится непревзойденным талантом МАСТЕРА.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Корнелл Вулрич «Срок истекает на рассвете»

Etamin, 4 августа 2023 г. 09:38

Этот небольшой роман несколько теряется на фоне «Черной серии», а между тем он очень интересен сочетанием классического нуара (все происходит за одну ночь), нетипичного детектива (расследование ведут сами герои), почти мистического образа Большого Города и его каменных джунглей и, наконец, толикой саспенса (хотя это и не триллер в классическом понимании). Любопытно также явное подчеркивание автором роли случайностей и совпадений в самом повествовании и вообще в судьбе героев. Диалоги и психологические портреты, как всегда у Вулрича, выписаны безупречно и емко.

Неудивительно, что, как казалось 60 лет назад, обличающая пороки западного общества направленность книги (хотя это в ней не главное) способствовала столь скорому переводу (надо отметить, совершенно безупречному) и публикации в «Искателе» (где я ее когда-то и прочитал). Роман прямо-таки был создан для кино или телеспектакля, но американская экранизация его «сильно по мотивам», а в советской, в угоду идеологии, полностью убрали счастливый для героев финал.

Вулрич был истинным мастером прозы, что с годами становится все яснее.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Михаил Емцев, Еремей Парнов «Душа Мира»

Etamin, 27 июля 2023 г. 16:53

Творческий дуэт Емцева и Парнова просуществовал фактически менее десяти лет. За это время было создано немало рассказов (от провальных до просто-таки отличных), шесть повестей и три довольно-таки неоднозначных романа. Один из них, причем первый — «Душа мира».

Книга, очевидно, была задумана с большим размахом. Действие происходит в эпоху победившего коммунизма. Правда, об этом упоминается вскользь, а обстановка в научных институтах (описанная со знанием дела) никаких новых черт не приобрела. События перемещаются из лабораторий в сельскую глубинку, куда-то в Италию (?), на всемирные конгрессы, в больницы и вообще в параллельные миры. Появляются расщепленные личности и привидения покойников. К концу книги происходящее приобретает прямо-таки стэплдоновский масштаб. Думаю, что как раз подобный охват, совершенно нетипичный для советской НФ, и вызвал у западных критиков неподдельный интерес к этому небольшому роману. Сюжет... а есть ли там сюжет как таковой?

К сожалению, авторам не хватило литературного опыта и мастерства, чтобы достойно воплотить столь грандиозный замысел. Отдельные истории плохо стыкуются между собой, пропуски событий никак не объясняются, персонажи плодятся в явно излишних количествах, о некоторых из них по ходу забывают. Да и качество собственно текста постепенно начинает хромать. Может, как раз в английском переводе он читается лучше?

В целом, крайне необычное и тем и интересное, хотя и несовершенное, произведение, написанное и напечатанное в эпоху, когда еще не затухла борьба с «фантастикой ближнего прицела».

Не вникая в причины (да и более полувека прошло), остается только пожалеть о распаде этого творческого союза. По отдельности им, увы, ничего действительно стоящего, тем более интересного и сейчас, создать не удалось — о чем свидетельствуют и пустые, без оценок и отзывов и даже без аннотаций библиографии.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Коллективный автор «Летящие сквозь мгновенье»

Etamin, 18 июля 2023 г. 21:47

На мой скромный взгляд, романы-буриме удаются не очень часто. Скорее даже наоборот. Здесь мы имеем характерный пример. Почти все главы написаны широко известными авторами. С литературной точки зрения к ним и придраться сложно (хотя все же можно). А вот с точки построения сюжета... Но ведь так всегда и бывает.

Никто не предвидел, что в эпоху, когда планетолеты будут бороздить просторы Солнечной системы, режим апартеида в ЮАР вряд ли будет еще существовать? Как и многие другие атрибуты 60-х годов? Приключения на Венере описаны нудновато и не очень понятно. Да и венерианские болота и джунгли в 1966-67 гг. выглядят уже архаично. Хотя фантасты действительно долго не могли поверить в раскаленную атмосферу планеты (о чем уже тогда поступали первые сведения). Последняя глава выглядит скорее просто приколом (на какие Григорьев был мастер).

В общем, для общего развития можно и прочитать. Но серьезно относиться смысла нет.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Десантники»

Etamin, 18 июля 2023 г. 18:32

АБС для меня — одни из самых любимых авторов. Но даже у них есть несколько рассказов, мне активно не понравившихся. К сожалению, это — один из них.

Не собираюсь разбирать его детально с точки зрения технических деталей — это уже сделано в предыдущих отзывах. И все-таки мысль о том, что коли люди летают от звезды к звезде, то и автоматические зонды для изучения атмосфер у них должны иметься, должна была закрасться в головы авторов. Зачем рисковать ценными планетолетами, попросту убивая время — а главное — рисковать людьми, притом опытными специалистами? Впрочем, специалисты оказываются какими-то очень однобокими и упертыми...

Несколько странные взаимоотношения между всеми основными персонажами тоже не добавляют плюсов. Честно говоря, становится понятно, откуда растут корни «Факапа» — вот именно из-за таких отдельных не особо удавшихся рассказов, как я думаю, и возникла у Харитонова идея произвести решительную деконструкцию «Мира Полудня».

На все это накладывается еще и зашкаливающий пафос, апогеем которого становится Валькенштейн, поющий хриплым басом в процессе сложнейшей посадки под перегрузками и сотрясениями (каковой эпизод явно придуман под впечатлением действительно замечательного фильма «Последний дюйм» — хотя текст песни, если верить БНС, они просто где-то услышали).

В общем, такое нагромождение патетики и неубедительности у АБС практически нигде больше не встречается. И слава богу. Единственное, что хоть частично извиняет рассказ — год написания.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Михаил Емцев, Еремей Парнов «Возвратите любовь»

Etamin, 8 июля 2023 г. 20:53

Замечательная повесть, которая ни в коей мере не претендует быть научной фантастикой в обычном понимании жанра. Фантастичны разве что молекулярные копии — но ничего особенного в этой идее нет. Этак и бразильский сериал «Клон» можно было бы записать в НФ. А оружие, над которым работают в повести — разумеется, нейтронная бомба (о которой тогда в основном помалкивали, причем всюду). Интересно, прослышали ли о ней авторы, или это была их собственная идея?

Сила этого прекрасно написанного произведения в том, что оно еще раз подчеркивает, каким безумным делом занимается не самая плохая часть человечества, разрабатывая все новые средства уничтожения. Очень интересны вкрапления философских и этических размышлений главного героя, а его гибель от лучевой болезни выглядит почти что возмездием свыше. Также стоит отметить блестяще описанный ужасный бой в джунглях во время как бы «вьетнамской» войны, заставляющий вспомнить «Апокалипсис сегодня» Копполы, до которого тогда были еще годы и годы.

Несомненно, одно из лучших произведений дуэта. О чем оно — так с ходу и не сформулируешь.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Михаил Емцев, Еремей Парнов «Ярмарка теней»

Etamin, 7 июля 2023 г. 23:49

Произведения НФ, особенно большой формы, стоит оценивать по крайней мере по двум критериям: как художественный текст — и также по интересности и новизне затронутых тем и идей. К сожалению, данная повесть проваливается по обоим критериям, причем проваливается глубоко.

Ну, что это вообще не беллетристика — тут уже отмечалось. Отдельные фрагменты написаны неплохо — но в повесть они никак не собираются. И вообще имеют мало отношения друг к другу. Особенно нелепо выглядят похождения Второва в США, а его проход по «Городу Желтого Дьявола», где на каждом шагу то стреляют, то дерутся то грабят, то играют джаз — это вообще за гранью. А цитата, приводимая уважаемым Tolstyakov Tri — вовсе не гениальная догадка авторов, а просто чуть перефразированная основная идея «Прекрасного нового мира» Олдоса Хаксли (каковое название в ней даже упоминается). Конечно, в 1968 г. в СССР поминать втихаря Хаксли было, может, и смело, но все же отдавало кукишем в кармане...

Что касается идей — не считая Хаксли, мы здесь имеем некую всепожирающую ДНК (гм, гм...), кварк-нейтринные пушки для облучения материалов (нет, я понимаю, слова в тот период модные, но... и какой толк от облучения нейтрино, пролетающими насквозь Галактику, а кварки... авторы очень полюбили этот термин, плохо его себе представляя), несколько жертв из-за полного пренебрежения техникой безопасности и какой-либо ответственности за опасные эксперименты, а еще — имеем профессора, ставящего на себе опыты, который во всем (и по результату опытов тоже) поразительно напоминает другого профессора, появившегося почти десять лет назад в рассказе АБС «Шесть спичек».

Откровенный провал — и это после замечательной повести «Возвратите любовь». Не знаю, что и думать.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Михаил Емцев, Еремей Парнов «Последнее путешествие полковника Фосетта»

Etamin, 2 июля 2023 г. 23:15

Не лучшая, конечно повесть Емцева-Парнова — в литературном смысле. Прежде всего — по выстроенности сюжета. К чему романтическая история с микробиологом, карьеру которого обрубает не только меркантильная невеста, но и откровенно надуманный удар молнии? Да и обрамление истории в начале и в конце, как тут уже отметили, совершенно в духе Жюля Верна или Хаггарда.

Хотя текст местами очень хорош. В основном — там, где описана сельва и невероятная природа Амазонии. Недаром авторы потом соблазнились вырезать кусок и вставить в слегка переработанном виде в повесть «Слеза большого водопада» — зря, я считаю. Также Емцев-Парнов в своем роде предвосхитили жанр «мокумьентари», весьма подробно и очень интересно рассказав об экспедиции Фосетта и процитировав кучу подлинных документов. Тем самым они ввели в общий контекст эту историю, которая до того была у нас практически неизвестна, а книга Фосетта еще не была издана.

В общем, займись историей Фосетта Дэн Симмонс — мог бы получиться шедевр. Но и так вышло неплохо. Хорошее чтение для подростков и юношества о событиях, в какой-то мере вполне реальных.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Михаил Емцев, Еремей Парнов «Слеза Большого водопада»

Etamin, 24 июня 2023 г. 15:35

Это произведение практически завершает совместную работу творческого дуэта Емцева и Парнова (невнятный и во многом состоящий из самоповторов роман (?) «Клочья тьмы на игле времение», даже здесь практически не привлекший внимания, учитывать не будем). И завершает очень удачно. Впрочем, как совершенно справедливо высказался Pirx (с отзывом которого я согласен полностью), дополненный вариант заметно хуже, чем первичный «Семь банок кофе». Но зато этот вариант — великолепен. Во-первых, искрометное действие нигде не проседает. Во-вторых, просто отлично придуманные персонажи (которые, кстати, являются еще и пародией на самих себя — то есть, на аналогичные образы в рассказах и самих авторов, и многих других советских фантастов того времени). В-третьих, изумительный юмор, который практически нигде не переходит в советскую сатиру, долженствующую обличать и разоблачать... ну и так далее. И да, это вполне можно экранизировать — даже сейчас вышло бы вполне. А уж в 60-е — сколько тогда в мире снимали шпионско-детективных комедий и пародий... У меня, кстати, сложилось впечатление, что плодовитый писатель детективов Питер Ик, который в итоге якобы и «сочинил» данную повесть, есть не что иное как воплощение и завуалированная мечта самих авторов — эх, как бы они развернулись, не мешай им цензура и самоцензура и все остальное...

Отличная вещь, всем стоит прочитать.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Пол Андерсон «Патруль времени»

Etamin, 17 июня 2023 г. 13:09

Где-то я читал, что насчет альтернативной истории до сих пор существуют разногласия — отдельный ли это литературный жанр или часть НФ? Вот думаю, что первое, наверно, более правильно. Хотя многие именитые фантасты активно работали в этом жанре. Но ведь, насколько мне помнится, великий историк и культуролог А. Тойнби одним из первых написал ряд эссе на тему — «а что было бы, если...» И ведь он, полагаю, вовсе не считал, что пишет фантастику. А вообще-то первым альтернативщиком является, как всем известно, Тит Ливий. И что интересно, и он, и Тойнби отметились эссе на тему «А если бы Александр Македонский не умер так рано, то...»

Так о чем это я? О «Патруле времени». Этот цикл был, наверное, для Пола Андерсона почти так же важен, как «История Технической цивилизации», и он над ним работал сорок лет. И, несомненно, он включает в себя шедевры жанра. Но ведь не только! И даже не столько. В сущности, настоящей «альтернативки» здесь мало. Собственно, одна повесть. Но зато самая лучшая: «Delenda est». Именно в ней четко показано: что было бы если бы?..

А в остальных в основном Патруль Времени успешно предотвращает попытки вмешательства в историю еще до того как случится что-либо серьезное — или же вообще ничего не происходит и все рассасывается в пучине веков. Какая разница, кто руководил 20 лет государством Ахеменидов — настоящий Кир или американец из двадцатого века — главное, что он делал все правильно. Монголы появились в индейской Америке? — и бог с ними, растворились во тьме веков. Некий исследователь раннескандинавских легенд сам поспособствовал созданию саг и преданий о самом себе — ну и ладно. Объяснения в одних повестях противоречат другим — неважно. А тема парадоксов (а избежать их нельзя) вообще технично обходится.

Вероятно, для Андерсона путешествия во времени и парадоксы вообще были не важны (как, например, в «Конце вечности» Азимова). Он воспользовался этой идеей, чтобы подробно описать те или иные исторические эпохи — а в истории (особенно Северной Европы) и социологии он разбирался очень хорошо. Недаром все события всегда происходят в прошлые эпохи. Причем локации, скажем так, бывают и довольно необычные: древний Тир, Греко-Бактрия (о которой вообще мало кто знает, кроме профессионалов), территории современной Фландрии и Германии в позднеантичную эпоху, первобытные люди в Берингии (когла-то существоваший перешеек между Азией и Америкой)... И еще, конечно, он воспользовался возможностью изложить свои взгляды на общее устройство общества, описав развалившую прогресс и всякое развитие общества многовековую всемирную диктатуру церкви — и столь же беспомощно на века увязшую в историческом болоте и окончательно иссохшую всемирную империю. И все, подумать только, из-за какого-то итальянского рыцаря, от которого никак не удавалось избавиться и пришлось ликвидировать. Да, здоровый взгляд на вещи американца-либерала — прогресса без конкуренции и свободы личности не будет. Но очень уж, как это модно выразиться — евроатлантический...

Отдельно проходит «Delenda est». Это очень убедительный вариант истории — истории без Римской империи и ее влияния на все последовавшее. Вполне могло бы быть и так. Недаром Аверинцев (а может, В. Иванов- могу ошибиться) указывал: «Римская империя оказалась ловушкой, в которую на многие века попало человечество». Разумеется, он прав — идея о всеобщем государстве, где все народы равны, где законы более-менее соблюдаются, порядок поддерживается, а правят наиболее достойные (меритократия) и на первый, и на второй взгляд выглядит очень привлекательно и время от времени вызывает стремление ее реализовать. Что ж, с одной стороны Андерсон с этой идеей полемизирует («Щит времени»), с другой — увлекается сам (цикл «Терранская империя» — хотя это о другом — вроде бы).

Но в любом случае в повестях «Патруля времени» взгляд Андерсона однобок — евроцентричен. Возможно, роль центра цивилизации взяла бы на себя Россия (или что было бы на ее месте), или Китай, или Индия, или даже Аравия (хотя давший толчок ее развитию ислам не возник бы, вероятно, без исчезнувшего бесследно иудаизма). Но автор эти страны игнорирует... при том, что очень интересовался русской и вообще славянской культурой.

Попробую подвести итоги. «Патруль времени» — один из самых известных циклов в своем жанре. Он хорошо написан (иногда автор, конечно, перебарщивает, например, с бесконечным перечислением германских племен и каких-то малоизвестных личностей), весьма хорошо переведен и интересен не столько для поклонников «попаданческого» жанра, сколько для любителей истории — хотя бы и научно-фантастическим. Желающим изучить новый подход к временным петлям и парадоксам стоит проходить мимо — они не найдут здесь для себя чего-либо убедительного. Примерно так.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Михаил Емцев, Еремей Парнов «Сфера Шварцшильда»

Etamin, 12 июня 2023 г. 20:52

Вообще-то я согласен с оценкой god54, — рассказ написан далеко не блестяще и представляет собой еще одну типичную для авторов попытку объединить описание будней научного коллектива и изложение модных в тот момент научных гипотез — разумеется, в фантастическом ключе. В данном случае это не очень получилось. Впрочем, это действительно было одно из первых описаний в НФ черной дыры... или нет, была ли то черная дыра? или могла ли быть? и какая? На самом деле все это изложено довольно туманно, с поминанием и астрофизики сверхплотных объектов, и квантовой теории, и даже гипотетической дозвездной материи Амбарцумяна. Впрочем, процессы, происходящие вокруг черных дыр, за радиусом Шварцшильда, до сих пор весьма занимают не только физиков — см фильм «Интерстеллар». Однако в рассказе немало и неточностей, спутаны телескопы-рефлекторы с рефракторами, а в перечисляемых в начале рассказа названиях четырех реальных обсерваторий (авторы, надо полагать, считали, что они будут существовать и в эпоху межзвездных перелетов) перепутаны буквы (специально?). А звезда VV Цефея — одна из крупнейших в Галактике — действительно существует.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Михаил Емцев, Еремей Парнов «Идеальный ариец»

Etamin, 11 июня 2023 г. 14:58

Этот рассказ трудно отнести к НФ, даже «мягкой». Это просто еще одна антифашистская притча в творчестве Емцева-Парнова. Видимо, данная тема имела для кого-то из них большое личное значение.

К 1966 г., когда рассказ был издан, как научную фантастику его вообще было невозможно рассматривать. Ученый, пусть даже гениальный, в конце 30-х гг. (!) один (!) создает абсолютно человекоподобного (!) робота, наделенного полным самосознанием (!) и даже способного к саморазвитию! В такое даже подростки поверили бы с трудом. С подобной нереальностью можно сравнить разве что начало «Ангелов и демонов», где сбрендивший физик потихоньку, в одиночку добывает антивещество на церновском коллайдере и уносит его к себе домой. Так Дэн Браун, вообще-то, по ведомству фантастики не проходит.

Цель авторов, очевидно, была в другом... задумано было, во всяком случае, интересно.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Михаил Емцев, Еремей Парнов «Кангамато»

Etamin, 10 июня 2023 г. 12:25

Любопытный рассказ, даже скорее небольшая повесть. Читал лет 50 назад, а сейчас пролистал — и что вы думаете, сюжет начисто забыл, а вот фразы «не ходи туда, мышка, там бармалей», «там серый волк, он тебе бо-бо сделает» вспомнились. Тогда много выходило — и не только у нас — историй про необычные существа, динозавров в Африке, немыслимых океанических тварей и так далее. На мой взгляд, лучшим из них был рассказ Гансовского «Хозяин бухты», выше, кстати, упомянутый.

А здесь мы имеем, пожалуй, очередной «Олгой-Хорхой», только в Африке. Очень по-ефремовски написанный, с немалым количеством геологических деталей и рассуждений. Атмосфера суданских джунглей воплощена прекрасно, слова нет. Погружение в африканскую природу просто-таки полное. Только вот конец — и концом-то его не назовешь, развязки никакой по сути нет — разочаровывает. В итоге все сводится к классическому тезису: «Демоны были, но они самоликвидировались.»

Ну а политические рассуждения... в те времена в такой тематике не было ничего особенного, да и поданы они так, что в конечном счете все остается непонятным — была ли там интрига гнусных капиталистов или все это горячечный бред? Достаточно необычно — но тогда была еще «оттепель» и писать можно было по-всякому.

«Конгамато», несомненно, попадает в ряд лучших рассказов Емцева-Парнова.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Михаил Емцев, Еремей Парнов «Аналогия»

Etamin, 10 июня 2023 г. 12:02

Рассказ с довольно любопытными идеями. В отличие от god54, совершенно не усматриваю в нем ничего классически советского, кроме пары дежурных фраз. Просто он в целом плохо написан. А между тем —

в нем практически одновременно с «Непобедимым» Лема высказана идея о машинной цивилизации, использующей, как сейчас выражаются, наноботов. И вообще несколько напоминает Лема, причем именно этот роман, по стилю и общим рассуждениям. Поразительный параллелизм мысли (в плагиат мне трудно поверить).

еще более любопытна идея о том, что космонавты-звездолетчики постепенно утеряют связь с родной цивилизацией и превратятся в конце концов в особую касту. Эту мысль интересно воплотил Пол Андерсон в цикле о Кит, причем особенно в самом первом рассказе «Гетто», вышедшем еще в 1954 г. Может, авторам он и попадался на глаза, но в любом случае ничего «советского» в такой идее нет, скорее наоборот.

В общем, если б не подкачала литературная реализация, могло получиться интересно.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Михаил Емцев, Еремей Парнов «Зелёная креветка»

Etamin, 9 июня 2023 г. 20:44

В фантастике, особенно в НФ, стоит придерживаться правила «бритвы Оккама» и не плодить сущностей сверх необходимости. Данный рассказ является ярчайшим примером грубого нарушения этого правила, доводя сюжет до абсурда и превращаясь в пародию на себя и всю, я бы сказал, «производственную НФ». Впрочем, может в этом и состояла цель авторов?

Невнятное и занудное описание природных условий и жизни на Венере, бездумный ввоз на Землю опасной инопланетной фауны, Безответственное обращение с таковой, выведение непонятных (так и не сказано каких) монстров, цепь нелепейших совпадений, дотошное и скучное изложение в деталях принципов работы какого-то химического завода (напомним, что авторы сами химики по первой специальности), катастрофа на оном, переживания дирекции и завцехом в лучших традициях фантастики ближнего прицела, совершенно дикая развязка с еще более дикой фантазией главного героя о том, что завод соберется сам собой обратно... на этом фоне откровенно белыми нитками пришитые штампы о нравах мира капитала смотрятся еще ничего.

Один из самых провальных рассказов Емцева-Парнова, с которым можно сравнить разве что «Доатомное состояние».

Оценка: 3
– [  3  ] +

Михаил Емцев, Еремей Парнов «Орфей и Эвридика»

Etamin, 8 июня 2023 г. 23:42

Полностью согласен с предыдущими отзывами. Никакая это не фантастика, а вполне серьезное и прекрасно описанное погружение в мир древнеегипетской мифологии и магии, с очень хорошим текстом, написанное, очевидно, почти целиком Парновым, большим знатоком эзотерики. Довольно бессмысленные фразы в начале и конце только все портят, причем сильно, превращая замечательный лирический рассказ в издевательскую шутку на уровне студенческого капустника — или, в лучшем случае — на уровне парадоксов фильма «Назад в будущее» (замечательного в своем роде, но вовсе о другом). Почему нельзя было издать рассказ в нормальном виде?

Кстати, «Таис Афинская», где в том числе затрагиваются и такие темы, ко времени появления этого рассказа еще даже не была написана.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Михаил Емцев, Еремей Парнов «Оружие твоих глаз»

Etamin, 21 мая 2023 г. 14:54

Рассказ, совмещающий воспоминания о детстве, о войне, о концлагерях и Холокосте (тогда и слова такого не употреблялось) с приключениями в духе классических советских историй для подростков, и да — с в меру «твердой» фантастикой. Очень хорошо написано, надо сказать. Кстати, где это все происходит? Во Львове? Потому что чем-то напомнило книгу воспоминаний С.Лема «Высокий замок».

Но вообще все это надо воспринимать не как фантастику. Это — притча. Просто тогда введенные в сюжет мысли, вероятно, изложить можно было только в такой форме.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Михаил Емцев, Еремей Парнов «Жёлтые очи»

Etamin, 21 мая 2023 г. 14:41

Еще один трагический рассказ Емцева-Парнова, не единственный в их творчестве. Весьма удачно написанный с литературной точки зрения. Многими деталями стиля напоминает Амброза Бирса. А из наших авторов того времени больше подошло бы Варшавскому или Гансовскому.

И вообще это совсем и не фантастика, тем более «научная», — как ее тогда понимали. И чтение совсем не для детей.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Михаил Емцев, Еремей Парнов «Три кварка»

Etamin, 21 мая 2023 г. 14:33

В зачет Емцеву и Парнову как НФ-авторам следует поставить довольно быструю реакцию на все новости науки и модные темы околонауки, которых в 60-е было полно, и которые они быстро превращали в литературные интерпретации. При этом у них неплохо (ну не всегда, правда) выходило и со стилем, и с развитием образов. Данный рассказ как раз и совмещает очень хорошее местами повествование и несколько беглую попытку пояснить природу кварков (тогда только что придуманных) и как-либо использовать их для нагнетания «научности» и «сложности». не самый лучший рассказ у дуэта, но что-то в нем есть. Весьма драматический сюжет без хэппи-энда нехарактерен для советской НФ — но не единственный у Емцева-Парнова.

Довольно забавно с точки зрения современного читателя выглядит обращение советского океанолога 60-х гг., как бы автора воспоминаний, к читателям, своим современникам: «Помните «Поминки по Финнегану»? Джойс там такого нагородил... « Это в те времена, когда о Джойсе и его творчестве мало кто знал, а уж «Поминки по Финнегану» на русском появились только в 2018 году! На деле в те времена все знали только краткое пояснение физика Гелл-Мана о том, откуда он почерпнул данное им название, неоднократно приводимое в научно-популярных книгах.

А вообще-то этот рассказ — о квантово-механической природе Ктулху. Если не верите, прочитайте сами.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Михаил Емцев, Еремей Парнов «Приговорён к наслаждению»

Etamin, 20 мая 2023 г. 19:21

Этот рассказ Емцева-Парнова весьма интересен некоторыми аспектами, которые никак не отражены в предыдущих трех отзывах. Да, он вроде бы разоблачает ужасы капитализма в самом ужасном его логове — в ЮАР и описывает некий «идеальный» концлагерь. На самом деле это не столь важно. А где еще могла бы происходить подобная история, напечатанная в СССР в 1966 году?

Интересно другое. Центр удовольствия в мозгу был обнаружен в 1954 г. у крыс; у людей все несколько сложнее и изучалось позже, но подобные механизмы тоже существуют. Заслуга авторов в том, что они поняли, как это недавное по тем временам открытие можно было бы «употребить в дело». Не знаю, существуют ли более ранние НФ-произведения на эту тематику, но в любом случае Емцев и Парнов стали одними из первооткрывателей нового сюжетного хода. Который впоследствии неоднократно использовался. Один из самых знаменитых рассказов на тему об электронаркомании — «Смерть в экстазе» Ларри Нивена — появился только в 1969 г. Потом Нивен много раз возвращался к этой теме в рамках цикла «Известный Космос». Были и другие примеры.

Следует также отметить необычность самого повествования. Рассказ явно выглядит как некий кошмарный сон, из которого невозможно вырваться. Текст написан короткими, рублеными фразами и утверждениями, содержит разрывы и провалы между локациями, описания и психологические отступления почти отсутствуют. Подозреваю, что это — не неумение авторов, а именно художественный прием. Точно так же мало что мы узнаем о мотивации героев. Увидев происходящее, они почти сразу понимают, с чем имеют дело. Чудесное спасение рассказчика обрывает историю словно топором.

Интересно, что в том же 1966 году был впервые напечатан на русском (возможно, авторы были знакомы с текстом до того — не знаю) «Эдем» Лема, где в том числе описывается и некий «самоподдерживающийся концлагерь» — во всяком случае, так это представляется героям романа.

Если б текст еще не был местами излишне коряв, было бы вообще потрясающее произведение.

Оценка: 8
⇑ Наверх