fantlab ru

Все отзывы посетителя Titus.crow

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Дэвид Саттон «Демоническое»

Titus.crow, 4 октября 2023 г. 09:22

История относительно непримечательная, и может поразить разве что новизной идеи:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
музыкальная группа включила в свою песню реальное заклинание из древней книги, которое неожиданно сработало
. Но автор не довел историю до логического конца. Поэтому за это взялся Брайан Ламли, и написал прямое продолжение: «Поцелуй Бугг-Шаша». Он, конечно, наладил более прочные связи с канвой Мифов, ибо дал имя и генеалогию прорвавшемуся монстру, что не всегда хорошо, но все же продолжение вышло круче.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Брайан Ламли «The Statement of One John Gibson»

Titus.crow, 3 октября 2023 г. 18:49

Вероятно, один из худших рассказов Ламли по Мифам Ктулху. Знаете, вообще-то он весьма плодовитый и оригинальный автор, он внёс большой вклад в развитие Наследия ГФЛ, и среди его шедевров стоит упомянуть «Роющие землю», «Из глубины» и «Властелин червей». Он — создатель Шудде-М'елла и Йибл-Тстлла, «Хтаат Аквадинген» и Титуса Кроу.

Но именно эта история у него не удалась. Хотя нужно сказать, что я питал большие надежды на сей счёт — все же это продолжение великолепного рассказа Лавкрафта «Дневник Алонзо Тайпера», и элементы и фрагменты, разбросанные им по тексту, могли стать почвой для ещё одного шикарного рассказа.

Я ожидал, что само действие будет происходить в Хоразине или хотя бы в США, но нет, таки «родная» (для Ламли) Англия. Главный герой исследует материалы, оставленные отцом, и опять перечень оккультной литературы, который именно тут кажется излишним; плюс, откуда-то свалился «Горл Ниграл», который во сообщению самого фон Юнцта существовал лишь в единичном экземпляре. Да ещё тут сборник рассказов самого Мастера «Ужас в музее» и даже его «Избранные письма» — введение Лавкрафта, как реального персонажа в произведении началось ещё с Дерлета и имеет весьма скверную репутацию; особенно учитывая, что без этого можно было обойтись.

Связь с 'Дневником» здесь минимальная. Ни слова о том Существе, который обитал под особняком Ван дер Хейлов, и о запретном граде Йян-Хо, непосредственно связанном с ними. Картер ещё ничего, в «Колоколе в башне» всего лишь забыл о кошке. Да и развязка с диктофонной записью не проканала.

Короче, тема казалась амбициозной и многообещающей, но Ламли себя не оправдал. Удивительно, что именно он (с неплохим «Поцелуем Бугг-Шаша) попала в легендарный сборник «Новый круг Лавкрафта». Неужели все же у Прайса дурной вкус? Хотя, если вспомнить «Черные крылья Ктулху» Джоши...

Оценка: 6
– [  1  ] +

Джон C. Гласби «Смотритель Дарк-Пойнта»

Titus.crow, 3 октября 2023 г. 14:50

История, как история, неплохая. Как Миф, тоже хороша. Задумка любопытна, хотя сам сюжет кажется несколько нескладным и нелогичным. Но что мне понравилось, так это поведение главного героя. Видите ли, он с Эштоном друзья, но уже в первый день грубит ему, на следующий злится на него, а после и вовсе считает умалишённым просто так, потому что он оттянул объяснения.

И так и осталось непонятным, кто и, главное, зачем выстроил этот маяк.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Томас Лиготти «Наш временный управляющий»

Titus.crow, 26 сентября 2023 г. 10:28

Как я понял, на этот раз Лиготти изобразил альтернативную землю, где государства и людей постепенно побеждает корпоратократия. Люди работают и работают, не догадываясь о предназначении своих трудов, особым образом компания повышает их работоспособность и увеличивает рабочее время, они не смеют думать о чем-то другом и даже не могут уволиться. Какой там! Им даже запретили умирать...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Хью Б. Кэйв, Роберт М. Прайс «Из бездны древней, нечестивой»

Titus.crow, 18 сентября 2023 г. 11:10

Хорошей стороной Роберта М. Прайса является его эрудиция в мифологиях народов мира и в антропологии. Скажем, в «Душе, купленной дьяволом» он прекрасным образом связал картеровского Убба с Соломоном, в «Странной судьбе Эноса Харкера» и «Опиумной войне Черного Тонга» чудесно интегрировал Мифы с восточной мистикой. По сути, если Дерлет христианизировал Мифы, то Прайс превнес сюда гностические элементы.

Вот и здесь он намутил смесь из Мифов и вудуизма. Получилось весьма неплохо. Да, я знаю, что все упомянутые произведения написаны в соавторстве — но на 101 процент я уверен, что больше всего здесь постарался Прайс.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Джеймс Герберт Бреннан «Тайная история Древнего Египта»

Titus.crow, 29 августа 2023 г. 10:39

Антинаучный и антиисторический бред. Автор возомнил себя самым умным, начитался книг таких же фейкометов и квазиученых, как он сам, и родил вот это. Не советую читать, а если читайте, требуется вооружиться недюжинным здравым смыслом и видением подоплёки приводимых фактов, которая их обесценивает.

Оценка: 1
– [  2  ] +

Кларк Эштон Смит «Зверь Аверуана»

Titus.crow, 15 августа 2023 г. 09:20

Я давно разочаровался в Кларке Эштоне Смите, и решил прочитать аверуанский цикл исключительно из принципа. Это мой первый рассказ, и он не представляет из себя ничего примечательного. Появился демон, стал убивать, его изгнали. Занятен только тот факт, что он приходил с кометой. Кстати, в 1369 году в Европе никаких комет не видели.

Где-то на серединке я неожиданно припомнил историческую аллюзию, а именно историю о Жеводанском звере. Это существо неопределенного происхождения (то ли волк, то ли лев) терроризовало крестьян южной Франции в 1764-1767 годах, пока его тщетно пытались изловить и убить. А конкретно — на границе исторических регионов Лангедок и Овернь!

Последнее слово дает понять, что это не совпадение. Смит вдохновлялся этой легендой. Потому что достоверно известно, что его вымышленный Аверуань основан на реальной Оверни.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Юн Айвиде Линдквист «Компаньон Хранителя»

Titus.crow, 12 августа 2023 г. 13:59

Знаете, произведениям цикла «Мифы Ктулху: свободные продолжения» я стараюсь не ставить слишком низкие оценки. 4 и ниже я ставил только за рассказ «Метка» Джозефа Пулвер-старшего и рассказы Роберта Лупоффа. Ну, сегодня случилось пополнение.

Этот рассказ — редкостный бред. Несмотря на многообещающее начало и оригинальный замысел с играми по произведениям Лавкрафта, уже на середине я разочаровался, а вторая часть и вовсе вызвала во мне омерзение и желание сразу после окончания чтения влепить ей на Фантлабе оценочку пониже. Все герои (а они подростки) — просто отвратительные личности; а что ещё горше — очевидно, что современные подростки почти идентичны с ними, и не важно, где — в России, Америке или Швеции. А эти ругательства и пошлые фразы? Нет, это нормально для подобной, специфической литературы, но не для Ужасного Наследия Джентльмена из Провиденса.

В общем, не советую. Не ясно, откуда эти положительные отзывы и такая высокая среднестатистическая оценка.

И в конце у меня остался только один вопрос — из чего шведы полотенца делают, если ими можно едва ли не человека убить?

Оценка: 1
– [  5  ] +

Уильям Хоуп Ходжсон «Дом в порубежье»

Titus.crow, 7 августа 2023 г. 12:54

Знаете, этот роман сполна заслуживает эпитета «эпичный». Начало с двумя парнями, которые эту самую рукопись нашли, можно было бы подсократить, а вот остальное — просто какая-то захватывающая и поистине непредсказуемая фантасмагория. Сначала астральное путешествие через космический эфир на Арену, потом осада дома свинорылами, а затем — и вовсе безвозвратное путешествие в будущее, к Великому Концу Времён. Это повествование... странное, и не все загадки увенчаться ответами. Безусловно, дале сейчас сей роман прекрасен, а тогда, сто лет назад, вероятно, произвёл фурор.

Честно, мне не с чем сравнить «Дом на порубежье»

Оценка: 9
– [  2  ] +

Рэндалл Гаррет «Безвременный ужас»

Titus.crow, 3 августа 2023 г. 20:29

Малопримечательная история. Сколько раз уж эти острова поднимались и опускались, и, удивительно, так получалось, что рядом оказывались наблюдатели. У Лавкрафта такое было в Дагоне, Зове Ктулху, Тени над Инсмутом и Вне времени. Такое было у Дерлета, Ламли и Картера. Но все эти истории лучше, чем эта.

По сути, здесь дале сюжета нет. Перефразируя, пришел, увидел, убежал. А финальный ужас вообще не понятен — что это за ктулхианский Христос? Не ясно и замечание комментатора — orc4554 почему-то решил, что рассказчик — из расы шестокрылых насекомых, которая, согласно «За гранью времён», придет на замену человечеству. Ничего подобного в тексте я не приметил.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Лин Картер «Рыболовы из Ниоткуда»

Titus.crow, 22 июля 2023 г. 18:01

Aclo Aigiz молодец, что просветил нас о названии рассказа. И согласен, рассказ хорош, прямо-таки превосходен.

Но есть несколько интересных моментов, которые я хотел бы отметить. Во-первых, меня не устраивает, что «обычную» научную работу Отто Достманна «Следы исчезнувших империй', изобретенную Говардом, превратили в очередной «запретный» том.

Во-вторых, Картер решил перенести город, чьи руины Слауэнвайт («Летучая смерть» ГФЛ) обнаружил в Уганде, на десяток широт южнее и отождествил его с Великим Зимбабве. Это относительно обыкновенный трюк в Мифах, когда ради своего рассказа автор слегка изменяет фактические данные других. Но меня больше заинтересовало сравнение В. З. с Агисимбой, описанный Птолемеем. Это, если придраться, никак не возможно, поскольку вот что пишет об этом авторитетный учёный Рихард Хеннинг в своих знаменитых «Неведомых землях»:

«...Поэтому, вероятно, прав Киперт, когда утверждает, что

Агисимба, населенная неграми, могла находиться лишь на юге великой пустыни, предположительно в богатых водой низменностях вокруг озера Чад, примерно на расстоянии 20° по широте от исходного пункта—Лепты.»

Далее он делает заявление, которое как нельзя лучше подходит для нас:

« У Птолемея Агисимба, как и большая часть его стран Восточной, Центральной и Западной Африки, очень сильно сдвинута к югу.

Киперт считает, что это произошло «в результате недооценки боевых маршрутов и задержек в пути». Неправильное перемещение всего ландшафта к югу привело к причудливому заблуждению, будто Агисимбу можно отождествить с Зимбабве. Эта гипотеза не заслуживает серьезного обсуждения и может лишь служить поучительным примером того, как случайное со звучие названий приводит к фантастическим выводам.»

В-третьих, по какой непонятной причине Картер ошибается в оценке площади В. З., назвав число в десятки раз больше настоящего. И также некорректно сравнимать ее с руинами в Перу — последние, очевидно, более древние, поскольку В.З. появилось лишь около середины первого тысячелетия н.э., тогда как в Мезоамерике есть развалины, датируемые веками до н.э.

В-четверых, Картер пишет о некоей области в В.З., называемое Равниной Мегалитов. Я ничего подобного не сумел найти — есть лишь Долина руин.

В-пятых, о нахождении черного камня в Зимбабве автор, вероятнее всего, вдохновлялся следующим пассажем из «Локона медузы» ГФЛ:

«Йа! Йа! Шуб-Ниггурат! Йа-Р'льех! Н'гаги н'булу бвана н'лоло! Йа, йо, бедная Миссис Танит, бедная Миссис Исид! Марсе Клулу, появись из воды и забери свою дочь — она умерла! У волосы больше нет хозяйки! Марсе Клулу. Старая Софи, она знает! Старая Софи, она получила черный камень из Большого Зимбабве в старой Африке! Старая Софи, она танцевала в лунном свете вокруг камня крокодила до того, как Н'банга поймали ее и продали на корабль, перевозящий людей! Нет больше Танит! Нет больше Изиды! Нет больше женщины-ведьмы, чтобы поддержать огонь в большом каменном месте! Йа, йо! Н'гаги н'булу бвана н'лото! Шуб-Ниггурат!»

В-шестых, «Ключ Наакаля», приписываемый полковнику Черчварду, конечно же, вымышлен, хотя в иных своих книга он и представлял алфавит и тексты на наакале — языке древнего Му. Хотя он конечно же всего лишь шарлатан.

И в седьмых, Мэйхью доверительно сообщает, что письменность острова Пасхи и надписи, обнаруженные в Мохенджо-Даро, были выполнены знаками одного алфавита. Причем, это замечание никак не касается основного сюжета, но как бы должно показать аналогию к тому, как в расположенных далеко друг от друга местах могут иметься общие культурные детали.

Вряд ли Картер сам это выдумал, посему я устремился на поиски подобной «гипотезы» — ничем, кроме предположения, и весьма абсурдного, это не могло быть. И нашел. Книга «Сто великих тайн Древнего мира», автор — небезызвестный Николай Непомнящий.

Самый главный отрывок для нас:

«Таинственные каменные печати в большинстве своем были просверленными. Это дало основание считать, что они могли служить или амулетами, или использовались в виде бирок, прикрепляющихся к различным товарам. Лаконичность надписей на печатях является одной из причин, почему они до сих пор не дешифрованы.

В 1928 г. чешскому этнографу Ч. Лоукотка пришла в голову абсурдная на первый взгляд идея сравнить протоиндийские письмена с письменностью кохау ронго-ронго острова Пасхи, находящегося за многие тысячи километров от Индии! Результат оказался ошеломляющим: многие знаки этих письмен совпали!

Венгерский исследователь В. фон Хевеши провел тщательное изучение обеих письменностей и в 1932 г. выступил с сенсационным заявлением во Французской академии надписей в Париже. Ученый сообщил, что количество знаков в каждой из письменностей примерно одинаково и составляет около 400; но главное – около 25 процентов знаков имеют одинаковые начертания, то есть являются родственными!»

Знаете, я никак не могу выработать единого мнения о Николае Непомнящем. Вроде бы он учёный, путешественник, африканист, но ведь то, что он написал выше, истинная чушь! Да и разве не он писал книги о криптидах и Атлантиде, причем с точки зрения криптобиолога и атлантолога, т.е. противоположного научному?

Как бы то ни было, между буквенными символами Хараппской цивилизации и значками-человечками кохуа ронго-ронго нет никакой схожести, и между северным Индостаном и Рапа-Нуи, самым далёким островом Полинезии, не могло быть никакого культурного или иного контакта.

P.S. В «Богах Бал-Сагота» Говард писал о двух богах: Голгорот — бог тьмы, Грот-Голку — бог-птица. Лин Картер в этом случае просто отождествил их, создав образ Голгорота — птичьего бога тьмы.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Г. Ф. Лавкрафт, Август Дерлет «Таящийся у порога»

Titus.crow, 20 июля 2023 г. 18:28

Это истинный лавкрафтовский роман, шедевр, в котором чувствует перо и атмосфера Мастера из Провиденса. УЖАС и ТАЙНА, в чьих испарениях и омутах главные герои задыхаются и тонут, не в силах совладать с эманациями зла и дочеловеческого мрака. Подобно сыщику, Амброз Дьюарт, а затем и Стивен Бейтс тщательно ищут фрагменты, осколки этого запутанного страшного дела, а после безуспешно пытаются сложить всю картину. Это удастся лишь мискатоникскому учёному, коллеге самого Лабана Шрусбери Сенеке Лепхему и его помощнику Уинфилду Филлипсу, но правда окажется столь чудовищной, что человечество повиснет на краю инфернальной, космической пропасти, откуда вот-вот вылезут ужасные конечности, дабы «помочь» роду людскому бесповоротно провалиться в метафизическую бездну безумия и гибели.

Очевидно, что сей роман был вдохновлён «Случаем ЧДВ» Лавкрафта: параллели в виде тайны, уходящей в прошлое, неизвестной ужасной деятельности предка главного героя и прочих фактов слишком очевидны. Известно, что в основу романа Дерлет положил два небольших фрагмента-черновика ГФЛ, поэтому он и значится, как соавтор. Некоторые находят этот факт замечательным поводом повозмущаться и попилить верного ученика, который якобы решил нажиться на имени Учителя. А ничего, что роман написан в 1945 году, когда популяризация ГФЛ только-только начиналась? Думаете, он с прицелом на будущее так сделал? Вряд ли. Просто он был честным человеком, и два черновика, между прочим, содержали немало сюжетной составляющей. То бишь посмертный вклад ГФЛ не стоит преуменьшать. И разве его измеряют количеством слов?

Роман превосходен. «Таящийся у порога» — лучшее творение Дерлета, и это трудно не признать. Тщательная проработка идеи и сюжета, много интересных подробностей, объемные выдержки из запретных трудов в конце концов! И главное, соответствующая атмосфера. Тяжелая, нагнетающая, мрачная. Это чувствует в первой и второй частях. Да, в третьей части происходит разлом, но эта долгая, приправленная псевдофактами в стиле Чарльза Форта дисскусия не портит впечатления от истории. Как и несколько скомканный финал.

Здесь также Дерлет «пропагандирует«свои взгляды и нововведения в Мифы. Многие, как и я, недовольны инфантильными новшествами в виде Старших богов и защитного знака, но ведь это также процесс литературной эволюции Мифов. Процесс как естественный, так и неотвратимый. Нет, даже так — необходимый.

Ведь подобная выходка дала столь чудесные и зрелые плоды в виде многочисленных шедевров (хотя, согласен, утиля все же больше) поздних авторов. А без эволюции Мифы окончательно скатились бы в творческий тупик и миллионные самоповторы.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Кларк Эштон Смит «Возвращение чародея»

Titus.crow, 19 июля 2023 г. 06:23

Мне КЭС уже давно не нравится — тужится-тужится, а хорошую литературу ужасов родить не может. То же самое и с фантастикой.

Конкретно здесь мы видим совершеннейшее отсутствие оригинальности и, главное, логики.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну вот почему Карнби просто не кремировал своего брата? Да хоть гвоздями прибил эти части трупов. Миллион способов не позволить колдуну ожить и сотворить месть, ан нет — изобразим, что мы тупые и просто будем тратить время
.

А ведь Джон, заявляя, что он постиг мерзкие бездны черной магии и совершал бог знает какие ужасные ритуальные действа, прямо просто прячется и готов сдохнуть от сердечного приступа, услышав

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
всего лишь движение частей трупа. Разве это должно хоть сколько-то пугать такого отъявленного чародея и сатаниста, как он?

В общем, у Смита не выходит понравиться мне ни в Гиперборее, ни на Марсе, ни в нашем родном мире.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Брайан Ламли «Колокол Дагона»

Titus.crow, 6 июля 2023 г. 19:22

Говорит много не буду, произведение (я думаю, это повесть) шикарное, как и все остальное из творчества Ламли на поприще Мифов.

Просто мне хотелось отметить одну фактическую ошибку: не финикийцы позаимствовали у филистимлян Дагона, назвав его Оанном, а филистимляне приняли его от финикийцев, назвав Дагоном (от слова зерно на их языке). Кстати, есть версия, что и финикийцы не сами его придумали, а позаимствовали у шумеров, у которых было похожее божество по имени Кулулу. А последнее очень смахивает... Догалайтесь, на кого? На того, кому подчиняется сам Дагон...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Пётр Перминов «Увертюра могильного червя»

Titus.crow, 22 июня 2023 г. 11:42

Удивительная история, чем-то зримо напоминающая произведения из Цикла Мифов Ктулху. Думаю, не ошибусь, если предположу, что автор вдохновлялся двумя рассказами Брайана Ламли — «Хаггопиана» и «Бетонные стены». В первом рассказе говорится о миноге, который загипнотизировал человека, заставляя его прислуживать себе, а вторая — о жутких подземных червеобразных монстрах, которые упорно шли по следу к цели, и один находчивый герой сумел отследить маршрут на карте из передвижения по газетным сводкам о землетрясениях и оседании почвы. По мне, аналогии очевидны.

И ещё. Я смотрел три части «Дрожи Земли», и этот рассказ нисколько не напомнил эту бездарную, но любопытную франшизу. В конце концов, о огромных разумных червях-убийцах писали многие — вспомним хотя бы «Дюну».

Оценка: 8
– [  2  ] +

Грэм Макнилл «Something Wicked This Way Comes»

Titus.crow, 20 июня 2023 г. 10:42

Впечатляющая история! Несмотря на излишние порнографические детали.

Все начинается с пьесы Шекспира «Макбет», точнее, с находки гипотетического «подлинного» варианта этой пьесы. Оказывается, на самом деле это не трагедия о шотландском короле, а нечто поистине ужасное. Прямо аналог «Короля в жёлтом», хотя в принципе на ее месте мог оказаться абсолютно любой из «запретных и тайных» трудов, вроде Некрономикона, Книги Эйбона или Хтаат Аквадинген.

Далее пьеса рушит жизнь главного героя, и, как я понял, приводит к концу света, причем она связана с Шуб-Ниггурат и Хастуром.

Любопытно, мог Шескпир такое придумать?

P.s. Мне пришло в голову вот что: в позапрошлом и прошлом веке была весьма популярна теория о том, что шекспировские пьесы принадлежали перу титана своего времени Френсису Бэкону. Мол, не мог простой человечек из Стратфорда-на-Эйвоне сочинять такие гениальные вещи, а Бэкон публиковал свои пьесы под его именем, поскольку это занятие считалось непрезентабельным для человека его репутации.

Вот я и подумал. Если это так, то «оригинальный» «Макбет» также мог быть творением Бэкона.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Бентли Литтл «Петохталрейн»

Titus.crow, 19 июня 2023 г. 20:25

Знаете, этот рассказ мне понравился. Очень. Несмотря на откровенно глупый и бессмысленный финал.

Но в своем отзыве хотелось продемонстрировать свою придирчивость к деталям. Автор замахнулся на научное правдоподобие, но почему-то допустил несколько фактологических промахов и прочих ошибок.

Начнем. Автор пишет «...вестник хаоса, на Крите сначала посеявший политические разногласия, а затем поразивший бесплодием женщин различных общественных слоев...», что якобы предшествовало падению минойской культуры. Откуда Литтл это взял, особенно про женщин? Минойская держава сильно пострадала от извержения вулкана на Санторини/Фере, а через пару веков окончательно пала в период Бронзового коллапса и нашествия «народов моря».

Также не правдив следующий пассаж: «...Петохталрейн.

Насколько он мог судить, это слово читалось согласно бессмысленной огласовке, приданной минойским знакам в начале девятнадцатого столетия британским ученым...»

Критская письменность даже сейчас расшифрована наполовину (вспомните Фесткий диск), а в начале 19 века, когда даже Шампольон только готовился расшифровать Розеттский камень, об этом и помыслить не могли.

Глупой выглядит и попытка Эллисона связать это слово с латынью.

Вот это вообще ля-ля: «Турецкий Чатал-Хююк — цивилизация, исчезнувшая примерно шесть тысяч лет назад, — как считалось, пала в результате обыкновенного стечения естественных причин, однако сохранившийся текст указывал на общество, пораженное в высшей степени не естественными бедствиями — предсказанными пророком, названным современниками «Темным Незнакомцем».»

Во-первых, наидревнейшая цивилизация возникла в долине Нила — Та-Кемет или Хем, поименованная греками по храму бога Птаха Египтом, а это случилось пять тысяч лет назад. Чатал-Хююк ни в коем случае не цивилизация, а лишь неолитическим поселением одной из анатолийских культур. И естественно там не могло быть никакого «текста» — первое письмо возникло в вышеупомянутом Египте. Максимум, могли остаться пиктограммоподобные символы или просто рисунки.

И под конец. Разумеется, не могло в реальности случиться так, чтобы знаменитый Чако-каньон остался без охраны и всякие со стороны запросто могли заходить и бродить по этой территории.

Но во время первого, бездумного прочтения рассказ произвел на меня впечатление.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Роберт И. Говард «Тварь на крыше»

Titus.crow, 29 мая 2023 г. 16:34

Прекрасная история! Ой, то есть ужасная история!

Здесь присутствуют все элементы Мифов — и зловещая книга с запретными знаниями (говардовский аналог Некрономикона), и древний храм, и некий монстр-бог, которому поклонялись в давние времена. Причем он так мастерски сложен, что хочется перечитывать его раз за разом — из творчества Роберта Говарда его можно сравнить разве что с «Черным камнем» или «Живущими под усыпальницами». И чудовище весьма оригинальное — не просто какая-то тварюка с щупальцами и ещё раз щупальцами, хотя вышеупомянутые тентакли все же присутствуют.

И, честно говоря, почему-то мне не жалко этого расхитителя гробниц — именно из-за таких алчных людей наука потеряла столько потенциальных открытий и артефактов древности. Эти черные копатели везде лезут и оставляют для потомков лишь горечь от утерянных страниц нашей человеческой истории.

Говард молодец

Оценка: 8
– [  5  ] +

Лин Картер «Проклятие Чёрного Фараона»

Titus.crow, 10 мая 2023 г. 17:55

Начну с того, что увлекаюсь Мифами и литературой ужасов уже лет три, если не больше. Отдельным моим увлечением стало чтение рассказов и романов о так называемых «оккультных детективах», «охотниках на чудовищ» и «борцов со сверхъестественным злом». Видные представители — Томас Карнакки (Уильям Ходжсон), Дайсон (Артур Мейчен), Джон Сайленс (Элджернон Блэквуд), а в Мифах Ктулху — Майкл Ли (Каттнер), Лабан Шрусбери (Дерлет), Титус Кроу (Брайан Ламли) и Антон Зарнак (Лин Картер).

Именно последний особо меня заинтересовал, ибо вышел из-под пера (ручки) Лина Картера — автора весьма достойного и многоидейного, автора целого ряда превосходных произведений, таких как «Ужас в галерее» или «Рыболовы из Ниоткуда».

В русском переводе имеются рассказы о нем — «Конец ночи» и «Видеть сны, быть может...», и ещё два, в посмертном соавторстве с Робертом Прайсом, — «Наркотическая война Черного Тонга» и «Душа, купленная дьяволом». Честно говоря, первые два — удивительно схожи и (не только из-за этого) удивительно бездарны. Я ожидал больше.

А вот рассказы, написанные в соавторстве — восхитительны! Прайс, оказывается, может писать и достойные произведения. Особенно мне понравилась «Душа...».

Но я отвлекся. Кроме вышеперечисленных рассказов, российской аудитории доступен один роман об Зарнаке — «Проклятье Черного Фараона». Впервые прочитав подобное название, я наполнился надеждой об каком-нибудь вечере, который я блаженно проведу за чтением сего романа. В конце концов, название предполагало гипотетическое наличие под обложкой увлекательного повествования о тайнах древнего и темного Та-Кемета (то бишь Египта), а, в контексте Мифов, о Черном Фараоне Нефрен-Ка и «древнейшем боге Египта» Ньярлатхотепе, а, может, о Кхеме или Катулосе.

Роман достать оказалось очень трудно. Имелось лишь одно издание — малотиражные «Бледные тени» с весьма пошлой обложкой (как будто обложка журнала «Вейрд Тейлз»). Достать его можно было лишь за большие деньги. Но я сумел договориться и получил «Проклятье» в виде оцифрованных страниц (хотя тоже за немаленькую сумму).

Общее впечатление можно ёмко выразить одним словом: разочарован. Роман как будто бы вообще не относится к Мифам, и единственная привязка к ним — присутствие Антона Зарнака.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эта типичная история о находке некоей затерянной пирамиды некоего забытого фараона и живой мумии, которую полромана пытаются уничтожить — то огнем, то «Магнумом», то заклинаниями. Зарнак здесь какая-то безличная функция, которая, по замыслу автора, должна ликвидировать «черного Фараона»; его величают «Убийцей Чудовищ», но, несмотря на это, он тут же ударил в грязь лицом — монстра получилось уничтожить лишь при помощи хрупкой девушки, которая, как спец, орудует винтовкой для охоты на слонов. Попытки мумии убить героев и заполучить Звезду Сета также выглядят убого.

Любовная линия здесь к черту не нужна, учитывая, что роман тянется максимум три дня; автор дважды успевает за 90 с половиной страниц упомянуть об «упругой груди» вышеупомянутой девушки.

И везде, практически в каждой главе — слова, написанные курсивом, на которых возложили миссию напугать зрителя, хотя меня они лишь повесилили.

Есть и хорошее. Много, очень много упомянуть научных терминов, взятых из истории и египтологии. И вообще, первая часть романа носит словно бы наукообразный характер.

Но, в общем, плохо. Картер писал другие вещи и у него получалось неплохо, но вот цикл об Антоне Зарнаке откровенно не удался.

Поэтому только 5.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Рэмси Кэмпбелл «Церковь на Хай-стрит»

Titus.crow, 6 мая 2023 г. 09:31

Не сильно примечательная история. Мне вообще не нравятся «Мифы Кемпбелла» — идеи у него есть, но написать что-то толковое у него не выходит. Да и, ознакомившись с его рассказами, приходишь к мнению, что в долине Северн самая большая концентрация (банальных) ужасов и Великих Древних — здесь видели и Эйхорта, и Глааки, и Йголонака, и Зелёного, и Бьятиса, и насекомых с Шаггаи; согласитесь, подобное слишком неправдоподобно и идёт в ущерб произведениям.

Я хотел отметить ещё кое-что: в рассказе автор сравнивает Ктулху с Кукульканом, что конечно же звучит бредово. Какая может быть связь Властителя Рльеха с богом-демиургом и вообще доброжелательным к человеку божеством майя Кукульканом, который у ацтеков носит имя Кетцалькоатль? Логичнее было бы сравнивать К. с Уицилопочтли, богом огня и войны, или Тлалоком, богом воды и непогоды. Хотя нет, по мне, Уицилопочтли — один из образов Ньярлатхотепа, Ползущего Хаоса...

Оценка: 6
– [  2  ] +

Фрэнк Белнап Лонг «Ужас с холмов»

Titus.crow, 27 апреля 2023 г. 17:13

Хорошая история!

Так уж вышло, что Фрэнк Белнап Лонг мало наследил в «ктулхиане»: всего два произведения — «Псы Тиндала» (истинный шедевр!) и вот, «Ужас с холмов». Да и то последняя была внесена в Мифы постфактум, как это случалось с множеством других произведений — «Королем в жёлтом» Чемберса, «Белыми людьми» и «Повестью о черном камне» Мейчена, «Вендиго» Блэквуда.

Так, в «Ужасе в музее» Лавкрафт помимо Тсатхоггуа и Ктулху упоминает Чаугнара Фаугна, тем самым причислив на будущие века слонобога в пантеон. Это же случилось с Сайитьей Ходжсона.

Причем, признавая существование подобного Великого Древнего (или Властителя Древности), авторы Мифов Ктулху будут игнорировать весь сюжет повести, поскольку у них он жив, как и все Древние, а по Лонгу его вообще-то антиэнтропийным лучом к праотцам отправили.

Подобный ход уже давно стал неотъемлемой частью Мифов. Последующие авторы специально искажают «литературную действительность» рассказов предшественников и пишут на основе этого другие произведения.

Но вернёмся к повести. Она довольно интересна, хотя многое для искушённого читателя нашего времени предсказуемо и избито. И, действительно, пространные (цитирую другого пользователя) «рассуждения о мироустройстве, энтропии, измерениях заслуживают внимания».

Причем, обратите внимание, в произведение вписана глава, пересказывающая сон одного из героев. Это — текст действительно бывшего сна, который приснился однажды самому Лавкрафту, а он описал его во письме. Лонг не расстерялся и включил его в повесть. На Фантлабе она есть — это рассказ «Очень древний народ».

Ещё добавлю, что по описанию действие происходит примерно в 1920-1930 годах. Но (вспомните мои слова выше) в рассказе «Обитатель гробницы» Лина Картера, чье действие происходит в 1913 году, уже упоминается инцидент в Манхэттенском музее Изящных искусств.

На этом все.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Лин Картер «Обитатель гробницы»

Titus.crow, 26 апреля 2023 г. 15:33

Первый рассказ из «ксотического цикла» Лина Картера.

В общем, неплохо. Действие происходит в новой локации — ещё на одном азиатском плато, кроме Ленга и Сунга — плато Тсанг. Если что, ее придумал не сам Картер, а позаимствовал из рассказа Генри Каттнера «Салемский кошмар». А Каттнер, в свою очередь, у Лонга (Ужас с холмов). Гарольд Коупленд, один из ранних знатоков мифологии Ктулху и исследовать тихоокеанского региона, отправляется с другом, неким Эллингтоном, в экспедицию в это место. Он идёт к некоей цели, к чье-то гробнице, но подробности отсутствуют. Ему препятствуют — и плохие погодные условия, и суеверные проводники, и некие существа, поименные Ми-го (из Лавкрафта), тем более он страдает от лихорадки. С каждым днём он недосчитывает нескольких людей, причем, не ясно — сами бежали они или их унесли крылатые твари? Под конец он остаётся один, но, все равно, стоически добирается до гробницы .

... Позже он, в полубредовом состоянии, выходит к монголо-российской границе, неся с собой нефритовые таблички, мелко исписанные неизвестными иероглифами, предположительно, иератического наакаля — языка древнего Му.

Это случилось в 1913 году, а через три года, в 1916, в Сан-Франциско он опубликовал брошюру — «Предполагаемый и фрагментарный перевод «табличек Занту». Занту, согласно его переводу, был колдуном древнего Му, а также Иерофантом бога Йтхогты, второго «сына» Ктулху. С изданием брошюры его научная репутация была окончательно погублена, а через десять лет автор умер безумцем...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Артур Мейчен «Сияющая пирамида»

Titus.crow, 23 апреля 2023 г. 12:50

Ну не зря Лавкрафт так восхищался Артуром Мейченом! Превосходная детективная история с мистическим финалом и соответствующей атмосферой!

Знаете, авторы рубежа XIX-XX века много писали про «маленький народец», который в фольклоре Европы отпечатался под личиной эльфов, гномов, фейри, лепреконов, троллей и гоблинов. Стоит отметить Ходжсона и его свинорылов. Но особо отличился Мейчен, а его «Черная печать» — истинный шедевр. Затем, в 1921 году, была издана книга антрополога мисс Маргарет Мюррей «Культ ведьм в западной Европе», и интерес к малому народцу воспылал с новой силой. Позже рассказы в этой тематике стал писать Роберт Говард, изобретатель Конана.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Лин Картер «Наследство Уинфилдов»

Titus.crow, 29 марта 2023 г. 19:58

Ну, во-первых, мы встречаемся уже со знакомым героем — Уинфилдом Филлипсом, принимавшем активное участие в деле Биллингтонов. Оказывается, его дядя Хирам Стокли, живший на противоположном берегу континента, скончался и оставил ему и его кузену Брайану наследство в виде дома и... чего-то ещё. Стандартная схема — зловещее наследство, но Лин Картер сумел обыграть эту идею по новому. Немного испортила впечатление неуместная по мне сегодня скорость происходящего, и финал как то смазан.

Очень понравилась сцена с перечислением мистической художественной литературы — Стокли хранил у себя и «Людей Монолита» Джастина Джеффри (Р.Говард), и «Азатота и других ужасы» Аптона Дерби Пикмана (Лавкрафт), и «Чердачное окно» Рендальфа Картера (Лавкрафт), и книги Эдгара Гордона Хенквиста (Блох), и «Видения с Яддита» Ариэль Прескотт (Роберт Прайс). А ещё настоящие раритеты — неопубликованные рукописи романа «Черный бог безумия» Амадея Карсона (Каттнер) и рассказов Роберта Харрисона Блейка (Лавкрафт).

P. S. Если хотите продолжения, прочтите рассказа Картера и Прайса «Душа, купленная дьяволом».

Оценка: 8
– [  2  ] +

Лин Картер «Вне времени»

Titus.crow, 29 марта 2023 г. 19:42

Прекрасная история! Мне все понравилось — и научные элементы, и объемные цитаты, и сны героя. Много отсылок на другие произведения — и на его собственные, и на Лавкрафта. В общем, советую.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Борис Лисицын «Свиток Наафранха»

Titus.crow, 28 февраля 2023 г. 18:51

Весьма неожиданно отличный рассказ. Почти Лавкрафт! С некоторой примесью Кларка Эштона Смита.

Очевидно, что автор вдохновлялся рассказом «Вне времени», а в личине демона-реаниматора Менехеб явственно угадывается Ползущий Ужас Ньярлатхотеп.

Только финал подкачал. Но это не страшно. По мне, главное в рассказах по Мифам Ктулху — не сюжет, а новшества и идеи, которая она вносит в эту литературную вселенную.

Это — достойный отечественный лавкрафтовский рассказ, с который сравнится разве что «Дети Черной козы» (извините, забыл автора).

Оценка: 9
– [  1  ] +

Брайан Ламли «Хаггопиана»

Titus.crow, 28 января 2023 г. 10:48

Интересный рассказ. Удивительно оригинальная идея и хороший слог автора. Одно из качественнейших продолжений «Мифов Ктулху», которых я знаю.

Брайан Ламли вообще способный писатель. Достойны уважения его цикл рассказов и повестей о Титусе Кроу, особенно — «Роющие Землю». А этот рассказ, включенный также в состав романа «Из глубины», также весьма достойно, чтобы вы прочитали ее.

Оценка: 9
– [  -4  ] +

Лин Картер «Тварь в яме»

Titus.crow, 26 января 2023 г. 13:17

Великолепно! Ещё один хороший рассказ из Ксотических легенд.

А самое крутое — финал!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Брайан Ламли «Роющие землю»

Titus.crow, 21 января 2023 г. 10:29

Великолепно! Теперь это мое самое любимое произведение в Мифах Ктулху (разумеется, после творений самого Мастера)!

Во-первых, интересное развитие нового мифооброза Шудде-Мьелла и его «отродий» — хтонийцев.

Во-вторых, удивительный масштаб действий (в особенности, во второй части). Шудде-Мьелль не спит и просто так не ждёт, а действует. Именно ДЕЙСТВУЕТ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Даже собственной персоной появляется...

В-третьих, ну просто масса новых идей и наработок. Очень порадовали попытки объяснить многое с точки зрения науки. Также порадовали обильные цитаты из «запретных трудов».

В-четвёртых, множество отсылок и пасхалок на прежние собственные произведения и произведения других авторов в Мифах Ктулху.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Чего стоят только «Катастрофа в метро» — картина Пикмана, упоминание «дела Норриса» — из рассказов Дерлета о Итакве, о Ллойгоре, «особо активном в Уэльсе» — из «Возвращение Ллойгор» Уилсона, и прочее

В-пятых, соответствующая лавкрафтовская атмосфера, по крайней мере, в большей части книги, а особенно — в третьей главе.

В-шестых, романа много. Если рассказы и повести можно прочитать за пару часиков, то эта точно на пару дней хватит (если вы конечно не те сумасшедшие книгочеи, которые в день глотают по 300 страниц). Тем более не мешает периодически его перечитывать — откроется много такого, что во время первого чтения ускользнуло от вашего взгляда.

В-седьмых, отдельно отмечу развитие мифооброза «Часов Рендольфа Картера», у Ламли превратившего в «Часы де Мариньи» и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
машину пространства и времени, позволяющего путешествовать по различным мирам, о чем будет сказано в продолжении «Роющих Землю» — «Путешествие Титуса Кроу» (не таком блестящем романе, но тоже достойном прочтения и оценки)

В-седьмых, наконец-то люди не просто сходят с ума и умирают, а начинают БОРОТЬСЯ с хтоническим злом. Фонд Уилмарта — хорошая идея, пусть и некоторые комментаторы недовольны подобным ходом автора. Они пишут, что под конец роман скатился в «простую борьбу с мафией» и сравнивают это с «ДМБ — а не жахнуть ли нам боеголовкой?». Не поминаю, чем вы недовольны — вас не устраивает то, что человечество пытается с этим бороться? Когда-нибудь Мифы к этому обязательно бы пришли

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
да и пришли они к «атомной бомбе» ещё до Ламли, вон, смотри рассказ «Черный остров» Дерлета
.

Тем более нужно помнить, что Мифы эволюционируют — если бы все пытались сохранять все постулаты Лавкрафта, то Мифы давно бы «выродились» из-за самоповторов и ограниченности идей.

Тут наклевывается любопытный факт: как отмечал Андрей Бородин в своем эссе-предисловии к альманаху «Посланник Инобытия» «Сны наяву — об ином»...

Хотя лучше просто процитирую: «Так, значительная часть читателей (удивительно, но, по

большей части, русскоязычных), упорно продолжает искать в каждом рассказе, написанном

не Лавкрафтом, следы Лавкрафта. Находя их, они приходят в бешенство, немедленно обви-

няя автора в «эпигонстве», «графомании» и «попытке нажиться на чужом труде»; впрочем,

не найдя таких следов, они становятся не менее злы — ведь в этом случае в рассказ «просто

напиханы имена», а «атмосферы Лавкрафта нет»! «

Подумайте над этим.

P.S. Ценителям Мифов однозначно советую прочесть.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Лин Картер «Под маской»

Titus.crow, 18 января 2023 г. 15:26

Да, атмосфера соответствующая. Пусть идея не нова, но Лин Картер сумел по-новому ее обыграть. Тем более это, можно сказать, продолжение дерлетовского «Возвращение Хастура». Точнее, рассказ основан на одной книге, которой владел герой из «Возвращения».

Конечно же, традиционное упоминание об случившемся в Иннсмуте и об обстреле Рифа Дьявола. Ещё порадовало целых два объемных цитаты из «запретных книг».

Рассказ тесно переплетается также с другими рассказами Картера — «Зот-Оммогом», «Вне времен» и прочими «Ксотическими легендами».

Не жалко поставить девять.

Только

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
слишком уж предсказуемо — что он в конце концов свихнется и умрет. Можно было придумать что-то более оригинальное

Оценка: 9
– [  3  ] +

Рэмси Кэмпбелл «Возвращение ведьмы»

Titus.crow, 17 января 2023 г. 14:51

Не очень впечатляющая история от Ремси Кемпбелла, чье действие опять-таки происходит в окрестностях Брайчестера (выдуманном городке в графстве Глостершир, идентичного лавкрафтовскому Аркхэму).

Заброшенный дом, где раньше жила ведьма и куда бездумно врывается скептичный главный герой. Далее кошмары и попытки духа ведьмы завладеть телом героя.

Есть читать отдельно, то может и вполне хороший рассказ. Я из Мифов Ктулху я прочитал достаточно, и этот рассказ, очевидно, списан с «Грез в ведьмином доме» Лавкрафта и «Ужаса в Салеме» Каттнера.

Советов давать не буду — хотите — читайте, хотите — нет.

Оценка: 6
– [  -3  ] +

Брайан Ламли «Вместе с Суртсеем»

Titus.crow, 12 января 2023 г. 17:46

Очень хороший рассказ! Брайан Ламли в очередной раз показал свое мастерство!

Ещё круче рассказ становиться от того, что связан с действительно существующим островом Суртсей.

Оценка: 9
⇑ Наверх