fantlab ru

Все отзывы посетителя TiARETiK

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Град обреченный»

TiARETiK, 10 июня 18:04

Автор, говорят, мертв?..

Почитал отзывы о Граде. Понял, что чушь страшная — вообще все не так. А на самом деле..! Хотел сослаться на «Комментарии к пройденному» да на случайно услышанные в интернетах письма Бориса Стругацкого. Потом еще подумал, набросал развернутый вариант. Еще более развернутый. Плюнул к чертовой матери. Не разберу я эту книжку. Образования не хватит. Однако, повод с ней ознакомиться я таки дам:

Вот посмотрите на ревью. Пять человек поставили 10 балов, и каждый расписал глубинную подоплеку и посыл. Еще пять поставили один бал, и тоже расписали, почему прочитанное — чудовищно. И каждое мнение непохоже на другое. Я не возьмусь объяснить тут, какой посыл несет эта книга. Но вся эта страница, весь массив пестрых, неоднообразных отзывов показывает — эта книга заставляет людей Думать. Такое дорого стоит.

P.S. Книга написана хорошо. Читать было интересно. Обсуждал с людьми много. Почему девять, а не десять?.. Я не думаю, что вполне понял ее. Речь даже не о том, что хотели сказать авторы, а о том, как я сам сказанное воспринял. И мне не комфортно поэтому ставить 10. Может, когда нибудь, еще подниму на бал. Не сейчас.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ребекка Куанг «Вавилон. Сокрытая история»

TiARETiK, 29 мая 19:55

Тут товарищи именуют Babel Куанг «простым политическим памфлетом». Я (кто бы мог подумать) категорически не согласен. То есть, книга — однозначно политический памфлет. Только совсем не простой. Наш (СНГ-шный) культурный пласт иеет в себе мало вещей, связанных с империализмом в его нынешнем понимании. Хватает советских книжек о вреде «капиталистического империализма», и они вроде даже говорят о том-же... Только вот советские авторы имели привычку демонизировать империализм слепо, в соответствии со взглядами партии. Куанг же, напротив, аккуратно его рассматривает, причем не со стороны умолчательного оппозиционера, столь свойственной Русским писателям, а со стороны того самого Проклятого Империалиста — точнее, со стороны людей, которые имеют возможность им быть.

В этом и заключается главная прелесть книги — она показывает не внешнюю оппозицию, которой посвящаны и Опиумные Войны, да и, признаемся, еще целый ряд книг, но внутреннюю. И вместо привычного для современного читателя выбора умирать_стоя/жить_на_коленях , героям стоят на куда более тяжелом распутье — они могут существовать с комфортом, быть важными членами общества, получать уважение окружающих и одобрение общества (пусть и не универсальное — расизм явно и ярко показан), либо — уничтожить себя в тщетной, заведомо безнадежной попытке остановить машину империалистического государства.

Книга начинается с неспешного, плавного введения, столь привычного для книг про школу волшебников. Только вот всю дорогу, начиная буквально с первых строк текста, с первых же персонажей, с описания их одежды и их манеры держаться лейтмотивом звучит тема империализма, расизма и насилия, с достаточной регулярностью подчеркиваемая сценами, выводящими эти стороны общества на первый план. Не выходит забыть о них, не выходит погрузиться в волшебство. Потом к этому примешиваются лирические отступления в виде мыслей протагониста — и они начинают подчеркивать особо важные моменты.

И вот, наш герой более-менее обжился в волшебной школе, пора появиться злодею... Вместо него на сцену выходит .... Кто?.. Антигерой? Полноценный протагонист?.. Или все таки злодей?.. Обсуждать эту в кратком обзоре смысла не вижу. Да и не сделать это без спойлеров. Как бы то ни было, медленно но уверено, злодеем оказывается сама общество. И, наконец, наши герои восстают на революцию. Конечно, все не так просто, и всему есть причины и в сюжете, и в персонажах, просто, опять таки, не хочется портить людям первое прочтение излишними подробностями. Хочу только вот что сказать — начиная где-то с середины книги, герои колеблются между паникой и отчаянием, и оба этих чувства вполне понятны. Это не книга про титанов воли. Это книга про архитипично революционных студентов, чести, совести, добродетили... или, если хотите, глупости которых ели-ели хватает на то, чтобы восстать против общества. И они ощущаются именно такими — отчаянными, потерянными и совершенно живыми.

Так воот. Возвращаясь к памфлетности. Кто тут читал «За миллиард лет до конца света»? Вы же осознаете, что это голая пропаганда, обернутая в литературу? Только это все равно хорошая книга. Также как пресловутый «Скотный двор» — хорошая книга даже в отрыве от исторического подтекста. Нет, я ни в коем разе не ровняю Куанг со Стругацкими и Оруэлом. Она, если честно, еще не доросла. Я просто хочу сказать, что памфлетность — это не обязательно плохо. И да, да, местами Куанг и правда несколько... навязчива?.. Черезчур подробна?.. И совершенно, совершенно точно чудовищно банальна.

(все затихли в ожидани «Но»)

Но. Babel — это самое подробное художественное рассмотрение проблемы империализма, с которым я сталкивался. Знает, как в ЕГЭ нынче нужно приводить примеры из литературы? Если вас попросят проиллюстрировать, пожалуй, ЛЮБОЙ аспект империализма — вы сможете это сделать с помощью Babel-а. И если вас спросят, как выглядит борьба с империализмом — вы сможете привести Babel как реалистичное описание того, что может сделать группа идейных студентов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По факту, они могут либо жить за идею, либо умереть. Но пока это группа студентов, шанса исправить общество у них нет. Даже в магическом, специально созданным чтобы помочь им мире Куанг, они не преуспевают, просто потому, что их СЛИШКОМ мало. Это не слепая бравада. Это холодный взгляд на реалии борьбы против системы.

В дополнение к перечисленному, Babel просто хорошая книга. Местами сюжет шибко уж подтормаживает, но, по крайней мере, формальных претензий к нему у меня нет.

На счет Poppy Wars. Они, на мой взгляд, строго хуже. Куанг выросла. Текст в Babel аккуратнее и приятнее, мироописание еще сильнее втягивает. Язык ощутимо лучше (Речь об английском оригинале, на счет русского перевода — слышал, читаемо.). Читать Babel после Войн стоит. Читать Войны после Babel... Все еще можно, но они выступают в не самом выгодном свете. Хочу только в пустоту заметить, что и сэттинг, и персонажи в этих книгах отличаются крайне.

Подводя итог — моя копия гордо выпячивает корешок с полки, посоветовал книжку уже всем кому можно, и ряду тех, кому нельзя. Куанг растет, пропаганда — не всегда плохо. Короче — девять из десяти по честному, но десять из десяти — на вырост, да и по чисто личным предпочтениям. Читать всем.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Виктор Дашкевич «Граф Аверин»

TiARETiK, 29 мая 18:39

Если кому интересно — язык отвратительный. На мой взгляд — вещь совершенно нечитабельна. Это не уровень переводной фантастики или средненьких русских писателей. Это НАМНОГО хуже. От случая к случаю знакомый учитель литературы подсовывает на похихикать особо выдающиеся перлы учеников. Одиннадцатиклассники стабильно пишут лучше, даже когда страшно косячат. На счет сюжета, увы, ничего сказать не могу — меня хватило только на первые 9 (девять) страниц. Моя девушка, куда менее привередливая, осилила 17 (семнадцать). В итоге, сгрузил книгу товарищу — он тоже расплевался, но, говорит, все таки лучше голых машинных переводов. Это, наверное, хорошо?.. В общем, если для вас качество текста значит хоть что-то — начните с ознакомительного фрагмента. Есть неслабый шанс, что и его не осилите...

P.S. Покупал в дар Вавилон Куанговский, решил, что могу и себя побаловать чем-то с красивой обложкой... Будьте умнее. (Хотя, конечно, само твердопереплетное издание — полный шик... Эх, издавали-бы так Булгакова... Или хоть Иванова, прости Господи...)

Оценка: 1
⇑ Наверх