fantlab ru


Сообщения на форуме посетителя Apraxina
Страницы: 123456789...4041424344

 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Мир "Великого Кольца" Ивана Ефремова - сопоставления и параллели > к сообщению


авторитет
Отправлено 12 июня 2011 г. 19:28

цитата Цефтриаксон

Прошлая тема показала, что "светлые" и на лезвии бритвы устроят толкучку и споры о том у кого свет светлее и путь прямее. И соревнование по прикладному героизму.


Прошлая тема показала только, что троллинг, дилетантизм и мелкое шулерство привлекают гораздо большую и гораздо более активную аудиторию, чем спокойные обсуждения. Загадочно, но факт.
(Ежели кто примет эту констатацию на свой счет, то, стало быть, этот счет у него есть, как говаривал один хороший персонаж).

А вот ежели угодно сопоставлений...

Для начала — Ольга Ларионова. Все тексты по миру, в котором происходит действие "Лабиринта для троглодитов", "Сонаты ужа" и "Чакры Кентавра". В "Лабиринте..." и "Уже" имеется ряд фабульных моментов, которые можно, имхо, считать вполне намеренными параллелями с текстами Ефремова. Причем там ситуация даже заострена (обе), поскольку жертвовать собой приходится в одном случае ради даже не гуманоидов, а в другом даже не ради "мятущихся дикарей", а попросту аналогов австралопитеков каких-то. И вот люди этого ларионовского будущего — наверное, дивные и небывалые, — не стреляют... упс. :)

Далее — ранний Гуляковский, хроники Ротанова. Именно ранний, третий том не считаем :) Только "Сезон туманов" и "Долгий восход на Энне". Там здорово побольше дрыгоножества и рукомашества, но основная мысль-то где-то та же: "Мир, в котором разум осознал свое назначение, священен" — и финал этот, нахально запараллеленный с одним широко известным религиозным текстом.

Далее — Экумена Ле Гуин. Уверенно идущая тем же путем.

Для меня во всех этих воображаемых будущих есть общая принципиальная составляющая — можно сказать, выводимая как "бремя разумного существа". Довольно увесистое, в общем, и совершенно без легкой славы и дешевого лаврового венка в виде прекрасных принцесс и аплодисментов — сплошное наоборот. Ответственность и ощущение собственной значимости не в смысле больших пряников, а в смысле возможных последствий своих действий, но внутреннее, а не показное. В этом отношении, на мой взгляд, что Дженли Аи, что Ротанов, что Тарумов друг другу братья по разуму. "Дети Марфы".

У кого-нибудь еще это ощущение общей составляющей, невзирая на различный антураж, есть?
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Сергей Жарковский. Обсуждение творчества. "Я, Хобо: Времена смерти". > к сообщению


авторитет
Отправлено 5 июня 2011 г. 19:25
В общем, выборка оказалась недостаточной для анализа 8-) Потому что не обобщается — у кого неприятные ассоциации, у кого что.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Сергей Жарковский. Обсуждение творчества. "Я, Хобо: Времена смерти". > к сообщению


авторитет
Отправлено 3 июня 2011 г. 22:53

цитата Цефтриаксон

Чаще всего это раздражает потому, что такое поведение кажется маской прикрывающей или реальные мысли человека, или просто пустоту.
Причём если цитаты (точнее обилие их) ТОЧНО выражают настоящее мнение человека — это ощущение лишь усиливается. Возникает недоверие.


Интересссссно, а подробнее развить можете? Откуда берется недоверие, идея маски или отсутствия мыслей?

Из самонаблюдений: говоря по некоему поводу "А город подумал — ученья идут", я в 5 слов кладу весь контекст, который тащит за собой песня (ну, разумеется, если она будет узнана и вспомнена реципиентом). Без цитат мне понадобится для выражения того же отношения и ощущения сказать 5-10 фраз о своих переживаниях по этому поводу. Это не очень удобно как в сети, так и в беседе лицом к лицу...
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Сергей Жарковский. Обсуждение творчества. "Я, Хобо: Времена смерти". > к сообщению


авторитет
Отправлено 3 июня 2011 г. 22:47

цитата Yelin

Этих персонажей много, и они обычно попаданцы.


Хм. Дело в том, что я в этом стиле прочитала ровно две книги — "По слову Блистательного Дома" + продолжение — и герой (такой наш современник, в юные годы любитель фантастики) меня как раз очаровал органичностью вплетения прочитанного в ассоциативный ряд.

цитата

с головы я снял широкий обруч белого металла с очередной синей стекляшкой. Круги на воде разошлись, и с глади водной на меня посмотрел как всегда двухметровый я, но с волосами и с диадемой в руках а-ля Румата Эсторский, в плаще а-ля граф Дракула. Плюнув в этого красавца, я повернул к берегу и понял, что толстая палка, прислоненная к скамейке, не что иное как меч в ножнах. Если следовать Стругацким, а-ля барон Пампа дон Бау.


До этого меня всегда изумляли нехорошим образом герои без культурного контекста. Такое впечатление, что ни одной книги, анекдота, стихотворения и фильма не повстречалось им на жизненном пути. Если речь идет о современных россиянах, то это вообще невероятно, судя по тому, как разговаривают люди вокруг меня, в том числе, предельно далекие от фантастики и фэнтези. Фильмы и анекдоты, песни, слоганы. Кто-то больше, кто-то меньше, но чтоб совсем 0... Поэтому отсутствие воспринимается как выхолощенность и продукт лени.
(Совсем хорошо, когда обитатели вымышленного мира цитируют вымышленных авторов своего мира.)
Но N раз мне как раз доказывали, что так не бывает, люди так не думают и не говорят. "Акулов не бывает", опять же цитата, ага. И меня не бывает :)
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Сергей Жарковский. Обсуждение творчества. "Я, Хобо: Времена смерти". > к сообщению


авторитет
Отправлено 3 июня 2011 г. 22:31
Yelin — Вы же не единственный человек, который выражает к этому явлению эмоциональное отношение; равно как и подведение под это какой-то (суб)культурной базы "манера совков" или там что угодно — тоже не уникально; еще есть отрицание на уровне "таких людей на самом деле не бывает". То есть, такое речевое поведение привлекает внимание — и у реального человека, и у персонажа. Интересно, в общем.

А можно в приват, какие именно ассоциации?
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Сергей Жарковский. Обсуждение творчества. "Я, Хобо: Времена смерти". > к сообщению


авторитет
Отправлено 3 июня 2011 г. 22:21
А давайте это вынесем в отдельную тему? А то интересно — но если начинать углубляться в разные книги, то будет оффтоп.

(Мне даже как-то лично интересно, потому что я в быту говорю фактически центонно (стихи-анекдоты-слоганы-пословицы-переделки), но еще никто ни разу не выражал негатива; может, просто стеснялись выразить? :)
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


авторитет
Отправлено 1 июня 2011 г. 22:33
Karavaev — не, я не инкриминирую, я вообще пытаюсь впилить в происходящее, причем с остальных-то вообще спрашивать смысла нет никакого.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

А если бы у меня прямо за окном ералаш не перерастал в бардак Сукачева не сменял Шевчук живым звуком неприличной мощности, я бы, наверное, и вообще это странное явление комментировать не стала; потому что интересно же, сколько страниц может происходить процесс. Но это ж какая-то столяровщина уже, при чем тут Ефремов :)
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


авторитет
Отправлено 1 июня 2011 г. 20:59

цитата Karavaev

астеник, поев белковых добавок и нарастив немного мышцы, становится грациальным парнем?
Полагаю нет. Но общий облик и его восприятие окружающими от этого меняется.


Если это не обсуждение, то извините.
А то опишите мне пресловутого грациального парня, что ли — его общий облик и его восприятие. Если Вы точно знаете, что астеник ИМ не становится. А то вдруг? 8-)

цитата Karavaev

Как всегда каждый о своем. "Я через Ефремова".


Но не до такой же степени, чтоб внедрить в прорву существующих классификаций конституции новый термин (невесть зачем), а потом долго-долго толочь воду в ступе так, как будто каждый участник дискуссии знает это слово? Такое я даже на этом форуме вижу впервые.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


авторитет
Отправлено 1 июня 2011 г. 20:15

цитата Karavaev

как трансформируется само понятие грациальности — кто его знает.


цитата Karavaev

Я биолог, я прекрасно знаю разницу меж. я несколько об ином говорил.



Вот и объясните уже мне, ЧТО Вы, именно как биолог, ухитряетесь обсуждать как пресловутый грациальный тип телосложения? Вы не пробовали найти этот термин по ссылке на http://www.ido.edu.ru/, например, среди типов конституции? Хоть грациальный, хоть грацильный (словарная форма)? Или в любом поисковике?

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Тут о людях ефремовского будущего вообще диспут или об австралопитеках? Или о сомнительных измышлениях вокруг белой расы на сомнительных форумах?
Фантастика, просто фантастика... 100 страниц — о чем?..
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


авторитет
Отправлено 26 марта 2011 г. 22:19
Hohmach — если бы все было досказано, и обсуждать было бы нечего. Мозаику с полным набором элементов остается только наклеить.
А что литературный текст, это ж мы знаем. Но это же — в сотый раз говорю — не так интересно.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


авторитет
Отправлено 23 марта 2011 г. 22:10

цитата Karavaev

Упрек же Стругацким, если это, конечно, упрек


Это не упрек, это — с моей стороны — совершенно безоценочная констатация факта, что "недостаточно информации для анализа". Ситуация, не имеющая аналогов, дана в ощущениях текущего момента. Но это с моей стороны. Возможно, другие видят больше/иначе.

То есть, я могу встать в известную позу и сказать, что это все придумано для той самой аллегории тщеты интеллигента среди серости, и даже привести слова автора, но это же чертовски скучно и беспомощно, а мир у Стругацких замечательно связен, в нем интереснее видеть действующую модель, а не задник для выражения идеи.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


авторитет
Отправлено 23 марта 2011 г. 21:51

цитата Karavaev

кто виноват", а там уж мало кто разбираться будет. Обычно так. К сожалению.


В чем виноват? Для прихода к власти НСДАП сначала должна быть Первая Мировая и ее итоги, потом Веймарская республика в процессе... а при Бисмарке виноватых не очень искали.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


авторитет
Отправлено 23 марта 2011 г. 21:47

цитата Мух

У "мастеровщины", подавшейся в штурмовички — одни интересы, у "ублюдков из мелкопоместных" — совсем другие...


Например. Вот только какие у них интересы? Помимо традиционно люмпенского интереса нарисовать кредитору на двери крест, расширить жилплощадь путем доноса и прочей сиюминутной пены. "Пять золотых", это ведь пена. С разрушением взаимообязательств общество живет весело, но недолго, а потом образует их заново.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


авторитет
Отправлено 23 марта 2011 г. 20:29

цитата Karavaev

для простоты, что это несколько другое Средневековье.
Отражающее ситуацию в другой стране и в другое время.


Ну, в общем, работы-то описывают _разные_ страны и времена. Та же "Интеллектуалы в средние века" делает широкий обзор отношения к знанию, этак 8-14 вв. И похожих процессов нет.
Ну, допустим, это другое направление развития.
Но ведь на всякий исторический процесс всегда есть довольно понятное объяснение, зачем и почему. Луддиты — понятно, переход университетов под патронат РКЦ — понятно, и даже Пол Пот. А Серые? Мастер-ремесленник может быть неграмотен, не вопрос, без потери качества его производства, но для стремления к снижению уровня грамотности нужны какие-то серьезные обоснования, и как правило, такие обоснования берутся уже в аналоге нашего 19 века, причем "сверху".
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


авторитет
Отправлено 22 марта 2011 г. 23:39

цитата ааа иии

может Вы предположите, почему Серые настолько против мастеров чего угодно?


Не могу. :-( Оно хорошо укладывается и в курс школьной истории среднесоветских времен — про правящий класс, который был против просвещения народного, и в аллегорию "быдло против интеллигенции", и в камбоджийскую революцию, и даже в представления части российских деятелей конца XIX — начала XX века о просвещении... оно только не укладывается в Средневековье, как его описывает Школа Анналов.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


авторитет
Отправлено 22 марта 2011 г. 23:19

цитата Nick_Sakva

постановкой проблемы. Мне не нравится, что она называется Проблемой Бескровного Воздействия. Потому что в моих условиях   это   научно обоснованное бездействие...


Помилуйте, постановка проблемы - это еще далеко не образ действия. Это такой вопрос ~ "можно ли, и если да, то как?". Правила, принципы, методы, стратегия, задачи — где оно все?

цитата Karavaev

Если домахиваются до донов, то уж просто так откупиться не получится. Можно и на суку повиснуть. Тем паче торговцам мечи не полагаются.


Это "если уж дона, то не дона-то" немножко традиционное и такое же традиционно не вполне верное для средневековья представление. Даже промышляющие разбоем рыцари не губили на корню торговлю, а в подобных-то случаях штучный торговец, конечно, может и на суку повиснуть, но далее за этим следуют вполне типовые неприятности, как то жалоба цеха, разбирательство, а цех это уже достаточно серьезно, а если этот торговец под патронатом монастыря или какого-то другого дона... в общем, этак можно и повиснуть следом. В общем, зарегулирован феодальный мир был по самое не балуйся...
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


авторитет
Отправлено 22 марта 2011 г. 23:04

цитата ааа иии

Если принять технологии Империи как соответствующие Европе средних веков — одинаковая форма и вооружение Серых тоже нехилое достижение. Для такого Петру госмануфактуры понадобились


Именно. И этакая штука бродит без присмотра.
Да и закупки... любая средневековая война в формате "внезапно!" не происходила.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


авторитет
Отправлено 22 марта 2011 г. 23:02

цитата Karavaev

А был бы на его месте торговец шерстью?


Заплатил бы и поехал бы. "Хамье" не гопники, точнее, гопники на службе. Чего они тому торговцу сделают?

цитата Karavaev

Ну, поскольку они на вертолетах освобождают мятежников...
На тихих наблюдателей не тянут.


Но ни политики, ни программы не имеют. Сплошное движение души и общекоммунарские представления о плохом и хорошем. Вот мил Румате Арата — даешь спасение Араты...
Все-таки на этой стадии ИЭЭ отдает вопиющей любительщиной и самодеятельностью. История, правда, экспериментальная, и вряд ли тут под экспериментом имеется в виду гейзенберговский принцип.

цитата Karavaev

У Стругацких нигде не реализуется система спутникового наблюдения. Я вот и не вспомню слету.


А мобильную связь не хочете? 8-) А плеер миниатюрного размера, для души, ну и девушке там красоты Земли показать при случае? :)
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


авторитет
Отправлено 22 марта 2011 г. 22:51

цитата Karavaev

в силу ограниченного числа наблюдателей-землян, более высокое звено выгоднее, т.к. предполагает больше степеней свободы.


Вот, это применимо к агенту влияния.
А то слуга, например, наблюдает и мир дона, и мир кухни. А вот дону наблюдать мир кухни затруднительно.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


авторитет
Отправлено 22 марта 2011 г. 22:43

цитата Nick_Sakva

Видимо как раз к этому этапу относятся наблюдатели среднего звена: командир роты арбалетчиков, торговец шерстью...
На новом этапе стоит новая проблема — Проблема Бескровного Воздействия.


Но мужики-то и не знают, буквально. Ни Румата, ни Кондор... их тестируют вслепую?

Страницы: 123456789...4041424344
⇑ Наверх