fantlab ru

Все отзывы посетителя NoName Man

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Надежда Навара, Александр Навара «Злая война»

NoName Man, 27 мая 2012 г. 11:23

Давненько в серии S.T.A.L.K.E.R. не было романов, освещающих жизнь и деятельность одной из самых скрытных организаций в Зоне. Конечно же, я говорю о наемниках. На эту тему пробовал высказаться Вячеслав Шалыгин в своей трилогии об Андрее Луневе по кличке Старый. Но «Злая война» Александра и Надежды Навар не имеет с ней ничего общего.

Мартин командует отрядом профессиональных наемников, опытных и знающих свое дело – они выполняют заказ клиента и получают за это деньги. Однажды им приходится оставить Зону после того, как они столкнулись с другим отрядом-конкурентом под управлением Волкодава. Казалось, что «Серые гуси» Мартина больше никогда не сделают и шага по чернобыльской земле, пропитанной смертью. Но однажды попав в Зону, ты не покинешь ее никогда, как бы далеко ты ни был. Так случилось и в этот раз. Мартин и его люди берутся за особо важный заказ, который доведет их до самого города Припять. Заодно перед «Серыми гусями» появляется отличная возможность отомстить за пролитую кровь своих напарников, павших от рук клана Волкодава.

Многие, услышав словосочетание «Злая война», удивленно спросят: «А есть ли какая-то другая война?» Что из себя представляет злая война, в которой принимают участие наемники, супруги Навары очень доходчиво объясняют в романе. На такой войне не берут врагов в плен, а убивают всех – и уцелевших, и умирающих. Война беспощадная, жестокая, бескомпромиссная. Одним словом, действительно злая.

В этой книге все аспекты жизни наемников переданы максимально подробно, реалистично и детально. Складывается впечатление, что авторов либо консультировали настоящие наемники с внушительным стажем, либо они сами ими были в недалеком прошлом. Те, кто интересуется этой темой, возможно, захотят изучить по «Злой войне» быт и повадки наемников.

Кроме того, Александр и Надежда Навары проявили довольно бережное внимание к сохранению духа и целостности игрового сеттинга S.T.A.L.K.E.R., что, безусловно, только прибавляет интереса к прочтению. Авторы обошлись без всякой самодеятельности и оставили мир Зоны нетронутым всем тем безобразием, что миру игры несвойственен. Очень приятно, что писатели не стали идти на рискованные эксперименты и описали Зону такой, какой она нам знакома по играм. Местами, правда, «Злая война» может кому-то наскучить рассказами наемниках о том, какой раньше их профессия была в более древние времена. А местами может и удивить – например, очень колоритным мутантом изломом.

Итак, что же мы имеем? А имеем мы отличный «сталкерский» роман, который не стыдно поставить на одну полку с любимыми книгами серии и порекомендовать фанам S.T.A.L.K.E.R. Отлично рассказанная история, динамичный экшен, каноничная Зона – что ещё для счастья надо?

Оценка: 8
– [  9  ] +

Вячеслав Шульга «Берег дна»

NoName Man, 17 января 2012 г. 00:57

Честно говоря, я давно ожидал от этого человека отдельного романа в серию S.T.A.L.K.E.R. Ранее он неоднократно упоминался в благодарностях других авторов проекта, таких, как Сергей Слюсаренко, Владимир Васильев, Антон Первушин, за помощь и советы по миру игры S.T.A.L.K.E.R., поклонником которой он и является. По собственному признанию, «не писатель, не фантаст, хоть и имел неосторожность незаметно внедриться в фэндом», а также профессионально работает «политическим коллажистом». Речь идёт о хорошо известном в среде отечественных писателей-фантастов Сергее Каташе, в Сети пользующийся никами Бегемот и Падла. Книга, о которой пойдёт речь, писалась им не в одиночку, а в соавторстве с ещё одним человеком, личность которого не раскрывается. Собственно говоря, именно под псевдонимом Вячеслав Шульга в мае прошлого года вышел «Берег дна».

Практически всегда я не касаюсь в своих рецензиях темы оформления обложек книг S.T.A.L.K.E.R., но в этот раз, пожалуй, сделаю исключение. Иллюстрация к «Берегу дна» является ярким примером того, как не надо рисовать арты к романам этой серии. Думаю, художникам будет актуально пугать своих детей этой обложкой на ночь.

Тем самым обиднее, что под халтурным оформлением скрывается одна из лучших книг в проекте S.T.A.L.K.E.R. Читателям советую не вестись на кошмарное творение неизвестного художника, а завернуть обложку в что-нибудь непрозрачное, чтобы не смущало вас.

Сюжет, казалось бы, не самый оригинальный. Исследовательская экспедиция в Зону под руководством профессора Титаренко исчезает в блуждающем Лиманске, городе с не самой лучшей репутацией. Его дочь, четырнадцатилетняя Маша, получает от отца сообщение о помощи, упомянув, что он стал первооткрывателем чего-то невероятного, что способно глобально повлиять на мировую науку. Маша не сидит сложа руки и нанимает команду из опытных сталкеров во главе с Мотей, давним другом профессора Титаренко. Однако поисками пропавшей научной группы заинтересованы не только они – желающих узнать тайну открытия Титаренко находится немало, а за Машей и её новыми друзьями начинается преследование.

Читая «Берег дна», ни разу не сомневаешься в том, что приложил к ней руку прекрасно осведомлённый о реалиях Зоны из игры S.T.A.L.K.E.R. человек. В этой книге именно та Зона, какой мы её знаем по играм: полное соответствие сеттингу, бережно сохранённое авторами, наличие нужной атмосферы таинственности и загадочности – в общем, за это Бегемоту и его неизвестному соавтору огромный, жирный плюс. Тем не менее, при всём этом им есть чем удивить читателя – в романе мы больше узнаём о «мерцающем» городе Лиманске и о возникновении самой Зоны, и вплетено это сюда очень грамотно, со всей внимательностью ко вселенной S.T.A.L.K.E.R., без противоречий и взаимоисключающих параграфов. Концовка так и вообще заслуживает оваций – необычно, свежо и интересно.

Бережно позаботившись о сохранении духа игровой серии, Шульга не забыл и о действующих персонажах. Они удались – каждый со своим характером, привычками, манерой разговора. Одним словом, живые. Как главные, так и второстепенные герои имеют, в основном, прототипов в действительности, среди них и писатели-фантасты. Читателям «в теме» доставит удовольствие узнавать в персонажах знакомых авторов. Кратко – о тех, кто изображён на обложке. Это, собственно, Маша и Дима, её ровесник и внук одного прекрасно знакомого игрокам героя игры S.T.A.L.K.E.R. Правда, конкретно моё видение этих героев абсолютно не совпало с представлениями безалаберного художника. Вопреки его замыслам, Маша в книге ни разу не применяет огнестрельного оружия, не рвёт зубами снорков и не шмаляет в псевдогигантов из РПГ. Поведение у неё ни в чём не расходится с привычным поведением среднестатистической девушки-подростка. Дима же – смекалистый и умный паренёк, Зона ему не в новинку, безрассудным героизмом он не страдает. Обоих юных героев к так называемой «школоте» причислить нельзя – это хорошо прописанные адекватные личности, не вызывающие раздражения.

Резюмируя, можно сказать, что «Берег дна» определённо понравится всем поклонникам серии S.T.A.L.K.E.R., которые ищут в них старую-добрую Зону, со всеми её неожиданностями и загадками.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Василий Мельник «Линия огня»

NoName Man, 16 октября 2011 г. 01:40

В «Линии огня», действия которой происходят спустя пару месяцев после событий первой книги, строго говоря, Василий Орехов остался верен своему стилю. По сути, перед нами та же «Зона поражения», только помноженная на два (а местами – на все десять), но помимо этого претерпевшая интересные изменения. Хемуль избавился от боязни замкнутых пространств и «синдрома Рембо», но обрел собственную мораль, что принесло ему еще больше уважения в обществе сталкеров. Он осознает, что мечта, к которой он так стремился все это время, была совсем рядом. Характеры персонажей выглядят классическими, уже знакомыми нам по куче других произведений подобного жанра, однако психология у каждого героя своя, индивидуальная.

Орехов уделил внимание нескольким занимательным моментам. Нет, подробностей относительно клана, в котором состоит Хемуль, в «Линии огня» нет. Зато нам ясна мотивация его соклановцев, которые плечом к плечу с ним отправляются вызволять Динку из рук темных сталкеров. И дело тут совсем не в положениях устава, они просто считают это правильным – помочь друзьям в нелегкой ситуации. Вы можете сказать: «Этим не удивишь – такого полно и в обычной жизни». Но что в этом плохого? В то время как у Орехова подвиг, честь, отвага и мужество являются нормой жизни, у Степанова в «Дезертире» всему этому не нашлось места. «Линия огня» искрится позитивом, несмотря на мрачность сеттинга S.T.A.L.K.E.R., из всех нюансов которого, кстати, автор выжал по максимуму. Здесь нет размышлений и поступков героев в духе «ты нарушил одно из правил нашего клана, в связи с чем ты должен понести наказание», но есть ода самым лучшим человеческим качествам.

Следующий момент – взаимоотношения между сталкерами из клана Хемуля и Динкой. Кроме как дружескими их не назовешь. Хемуль никогда не будет ревновать свою пассию к тому же Еноту, придумавшему способ высвободить ее из «жадинки» в Припяти. К сожалению, эта редко затрагиваемая в художественной литературе тема дружбы между мужчиной и женщиной прошла мимо основной массы читателей незамеченной.

Как и в «Зоне поражения», во второй части похождений Хемуля нас так же радуют ударные дозы экшена, юмора и военной романтики.

Василий Орехов вполне убедительно доказал свою состоятельность в качестве сольного автора произведений крупной формы, показав твердое владение основами мастерства. «Зона поражения» и «Линия огня» в серии S.T.A.L.K.E.R. придутся по вкусу и поклонникам оригинальной игры, и просто ценителям качественного боевика.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Василий Мельник «Зона поражения»

NoName Man, 16 октября 2011 г. 01:37

Вряд ли братья Стругацкие могли предвидеть, что однажды серия романов по вселенной игры S.T.A.L.K.E.R., концепция которой позаимствована из их знаменитой повести «Пикник на обочине», станет одним из самых успешных мультимедийных проектов в российской фантастике. Вот уже несколько лет брендовая книжная серия о приключениях сталкеров в Чернобыльской Зоне продолжает пользоваться успехом у всех, кто любит возвращаться в мир, полный смертельных опасностей и интригующих тайн. Во многом это заслуга романа Василия Орехова «Зона поражения», с которого и стартовала официальная «сталкерская» серия. Изначальный тираж книги не превышал двенадцати тысяч экземпляров, но неожиданно на новеллизации шутера от GSC Game World хлынула волна популярности, а допечатка тиража не заставила себя долго ждать.

Надо отметить, что Орехов отнесся к возложенной на него задаче с особым энтузиазмом. В распоряжении у писателя были и необходимые ресурсы (материалы из игры, предоставленные GSC), и достаточное количество времени. Очевидно, что автор постарался на славу, он явно работал не спустя рукава.

Мы знакомимся с Хемулем, сталкером-ветераном с богатым опытом и весомым авторитетом среди других бродяг. От его лица и ведется повествование. Он – характерный пример настоящего мужика славянской наружности, который дерзок, «зол, вонюч и волосат». Парень не раз ввязывается в безумные авантюры, ухитряется не расставаться с рассудком, будучи лицом к лицу со смертельными опасностями, чем вызывает неподдельное уважение. Кого-то может раздражать необычайное везение Хемуля, но этому сталкеру ни за что не пожелаешь смерти. Это такой «свой в доску» мужик, с которым можно без опаски пойти в разведку.

Сюжет «Зоны поражения» не блещет особой оригинальностью, однако может похвастаться детальной проработкой. Согласно представлениям Орехова, Зона далеко не такое жуткое место, где жизнь, если кого и радует, так это резвящихся по радиоактивным просторам мутантов-эндемиков. Напротив, проникающие в Зону сталкеры приносят с собой элементы привычной человеческой жизни, «оживляя» безлюдный Чернобыль. Действительно, сталкерам «не чуждо ничто человеческое» – любители «огненной» воды, коими является подавляющее большинство бродяг, не пренебрегают просмотром мультсериала про страуса, так часто цитируемого Хемулем, и обожают выступления танцовщиц. То есть сталкеры и здесь остались людьми, а не опустились до уровня зверей. Сцена уединения главного героя и Динки не заставляет возмущаться, как некоторых недовольных читателей, чье внимание этот эпизод на несколько страниц из третьей главы привлек больше, чем сам роман.

Боевые сцены в романе изложены на «отлично», будто он специально был написан для того, чтобы стать основой для свирепого боевика – настолько он динамичен и наполнен драйвом. События книги проносятся перед читателями со сверхзвуковой скоростью, читается она очень легко, после чего о потраченном на нее времени совсем не жалеешь. Антураж «Сталкера» в «Зоне поражения» воспроизведен аутентично, это по достоинству оценит каждый фанат игры.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Сергей Недоруб «Тайна полтергейста»

NoName Man, 16 октября 2011 г. 01:33

Стритрейсерский заезд на крымском побережье с участием четверки гонщиков, не предвещал ничего трагического. Но именно в тот вечер тяжелое прошлое даст Борланду о себе знать. Завершив очередной круг, он ценой своего здоровья спасает девушку-рейсера от возникшей таинственным образом над дорогой «воронки». Смерть грозит настигнуть Борланда через несколько дней, и за этот ничтожный промежуток жизни ему предстоит вернуться в Зону, покинутую им два года назад, попытаться спасти себя от губительного воздействия аномалии и выяснить обстоятельства ее возникновения вне Зоны.

Новый роман Сергея Недоруба сюжетно является продолжением «Песочных часов», вышедших несколько лет назад. Новость о грядущей «Тайне полтергейста» поклонники восприняли тепло, и с нетерпением ждали новых приключений, тайн и впечатлений. На деле перед нами отнюдь не «Песочные часы-2», появление которого ожидалось большинством фанатов серии «S.T.A.L.K.E.R.», а нечто совершенно новое.

Персонаж Борланда, чей путь в «ПЧ» не был четко выражен, получил развитие, и по прочтению книги он воспринимается нами как невероятно целеустремленный и стойкий человек, для которого аномалии, мутанты и враждебно настроенные кланы на пути к Цели – временные преграды. Совсем другое дело – осознание истинной причинный его заражения «воронкой». Это станет самым трудным испытанием в жизни сталкера. Борланд теперь стоит наравне с Марком, человеком Цели, отлично знакомым нам.

В поисках шансов на спасение Борланду помогает группа молодых людей: коренастый Фармер (догадайтесь, в честь кого он так назван), невозмутимый интеллигент Уотсон и обаятельная Литера, участница того рокового заезда. Стоит добавить, что все положительные герои первого плана «ТП», как и прежде, получились у Сергея очень настоящими и ничуть не картонными, внося такой же позитив, какой наличествует и в «ПЧ». При чтении романа неизбежно ощущаешь себя участником происходящих событий. Вот Борланд приходит в себя в больничной палате после аварии. Литера, поглаживая, подкармливает шоколадками Апельсина. Фармер и Уотсон хорошо шутят практически в любой ситуации. Проработанные персонажи – самые настоящие «лучи света» в «темном царстве» Зоны. Формируются зрительные образы, и читатель, если можно так выразиться, «живет» в книге. Погружение в «Тайну полтергейста» — максимальное. По крайней мере, я прочувствовал это на себе.

По доброй традиции мы снова встречаемся с веселым полтергейстом и ценителем шоколадных батончиков Апельсином. Он вот уже в который раз искренне и бескорыстно помогает нашим героям, что не может не радовать. Сергей указывает на то, что и нам есть чему поучиться у порождений Зоны, а именно – дружбе и взаимопониманию перед лицом опасности. Поэтому приз зрительских, точнее, читательских симпатий заслуженно вручается Апельсину.

Сенатор, покинув нас в «Песочных часах», вновь напоминает нам о себе при чтении главы «Дорога на Янтарь». Сцена с участием контролера Тибета на территории завода «Росток» вышла весьма атмосферной. Пять баллов, бесспорно. Технарь, умерев в предыдущей книге, сыграет в сюжете нового романа очень немаловажную роль.

В «Тайне полтергейста» читатель встретится и с двумя персонажами игр серии «S.T.A.L.K.E.R.» — Болотным Доктором и сталкером Меченым. Доктор по-прежнему убежденный альтруист, а Меченый все так же нанимается на самые разные задания, как это и было в игре «Тень Чернобыля».

Экшен-составляющая «ТП», как всегда, на высоте. Паркур-забег Борланда, погоня отряда «Долга» и КА-54 за квартетом сталкеров, нападение вивисектора, поединок на ножах на Арене, бегство от «аквапарка» — очень насыщенные и начиненные адреналином сцены.

Роман читается без затруднений, усваиваясь подобно тем самым кроликам, ценные не только мехом. Сергей не стал изменять своему стилю, а книга не переполнена текстовыми нагромождениями.

Концовка «Тайны полтергейста» вводит в ступор. В хорошем смысле, разумеется. Сюжетная линия оказалась лихо закрученной, а раскручивать ее и снимать очередную пелену тайны над загадочными обстоятельствами – самая настоящая радость для ценителей качественной приключенческой фантастики.

Как и гласит аннотация «ТП», истина и впрямь оказывается шокирующей. После прочтения подходящих слов в голове не оказывается, чтобы объективно оценить работу Сергея, остаются одни эмоции.

Известному писателю-фантасту Сергею Лукьяненко принадлежат слова: «Одна прочитанная книга – одна прожитая жизнь». Благодаря «ТП» вы переживете фееричные приключения полюбившихся героев, вызывающие искреннюю симпатию. Ловите момент – не каждая книга серии «Сталкер» дарит читателям такую возможность. И пусть вас не вводит в заблуждение неказистое, на первый взгляд, название «Тайна полтергейста» — прочтите роман, и вы поймете, почему. Читайте хорошие книги!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Сергей Недоруб «Песочные часы»

NoName Man, 16 октября 2011 г. 01:28

Прошло вот уже четыре года с того момента, как появилась серия книг S.T.A.L.K.E.R., начало которой положил роман «Зона поражения» Василия Орехова, давший понять, что серию ждет светлое будущее новеллизаций компьютерных игр. Только один факт заставлял если не помрачнеть, то точно расстроиться – Зона у каждого из авторов получилась своя. Если у Орехова Зона – место, где вполне можно жить, имея при себе ствол, сноровку и держать ушки на макушке, то, скажем, в «Дезертире» Алексея Степанова мы видим упадок не самой Зоны (заброшенные деревни, заводы, груды ржавых остовов автомобилей), а упадок самих сталкеров, готовых друг другу перегрызть глотку за право доминирования на мелком клочке земли. Для таких людей понятие дружбы как таковой не существовало. Это не идет ни в какое сравнение с войнами кланов. Тем не менее, успех «сталкерской» серии дал зеленый свет для ее развития и поднятия планки качества.

Собственно, именно это сейчас и наблюдается – посмотрите на книги Калугина, Шалыгина, — все-таки профессионализм сказался на качестве романов. Одна беда – мнение о Зоне у авторов складываются порой очень противоречивые (приведенные выше «Зона поражения» и «Дезертир» — яркий тому пример). Тут не последнюю роль играет то, что писатели создавали свое видение Зоны в большинстве случаев лишь на основе тех указаний, что им дали разработчики игры S.T.A.L.K.E.R. Так и хочется иногда всучить работникам пера мышку с клавиатурой и отправить в виртуальный рейд в Зону…

И вот тут на сцену, при свете софитов и апплодисментах публики, выходит писатель «из народа» Сергей Недоруб, автор невероятных «Песочных часов». Вот что действительно не хватало «сталкерской» серии – фанатского видения. Пусть и до «ПЧ» выходил сборник фанфиков «Тени Чернобыля», но и он уступает произведению Недоруба по всем показателям. В каждом слове, в каждой букве книги чувствуется та самая атмосфера Зоны из S.T.A.L.K.E.R. Можно сколь угодно писать о хорошо прописанных характерах героев, насыщенности событий, но эти слова будут бледны на фоне тех ощущений, что дарит чтение романа. «Песочные часы» — роман прежде всего о Пути, который должен найти каждый человек, и найдя, не сворачивать ни при каких условиях с него. Давайте посмотрим на героев.

Марк. Первый сталкер на Земле. Безусловно, персонаж, коих серия книг S.T.A.L.K.E.R. еще не видывала. От него веет фанатизмом, порожденным не безумием, а сердцем. В тот момент, когда он не дождался Полины и нашел Черный Кристалл, он определил свой путь, свою судьбу и цель – во что бы то ни стало вернуть любимого человека. Тут очень кстати вспоминается фраза «Нет судьбы», кроме той, что мы сами творим». Марк — не стандартный персонаж, не штамп и не калька. Индивидуальностью от него сквозит еще в первой главе, где он на глазах остолбеневшего Бергамота одолел химеру необычным способом. Первоначально эта индивидуальность не идет ему в пользу: к нему относятся скептически, даже Сидорович, предложивший новичку принести хвост псевдособаки, и получивший неожиданный отказ. Но затем находится человек, который видит в нем того, который достоин подражания – молодой сталкер Орех. На протяжении всей истории ничто не способствовало разрушению его веры в Марка, веры в то, что он снимет Заслон. Так выходит, что и у Ореха есть свой Путь в Зоне – учится у достойного учителя.

Сенатор – самый необычный персонаж «ПЧ». У читателя не раз будут возникать в голове размышления по поводу этого сталкера. Не случайно он рассуждает здраво в, казалось бы, безвыходных ситуациях, и философствует о насущных проблемах человечества. При себе он носит целый арсенал холодного оружия, а сам не расстается со своим одеянием – плащом с капюшоном. Вплоть до двадцать второй главы личность Сенатора будет оставаться загадкой. А ответ не нее будет нетрадиционен. Сенатор признает, что их цивилизация пусть в плане развития и обошла земную на пару поколений, но проигрывает землянам в самоотверженности и понятиях о моральных ценностях.

Даже у Эльфа, олицетворения слабого и злобного существа, есть Путь, но неверный – трусость и алчность сделали свое дело.

Недоруб, продолжая традицию Алексея Калугина («Дом на болоте»), предлагает нам совершенно иначе посмотреть на некоторых обитателей Зоны.

Необычно будет об этом писать, но химера, которая лишилась благодаря Марку своего потомства, тоже может являться действующим лицом. Понятно, что ею ведет ненависть и возмездие за убитых детей, это лишь подтверждает материнскую любовь к ним, готовность отдать собственную жизнь за продолжение их жизней.

То же самое относится и к Апельсину — полтергейсту по сути, но необычайно доброму и не лишенному гуманизма существу (не любой человек будет так отчаянно помогать в особо сложном положении, как это делал Апельсин).

Безусловно, в «сталкерской» серии полтергейста-сладкоежку необходимо поставить в один ряд с зомби Бенито.

Пожалуй, единственным персонажем переднего плана без ясно выраженного Пути остается Борланд. Сталкер, обладающий всеми навыками для выживания в чернобыльском аду, так и не выяснил, для чего он затеял эту игру с Зоной. Да, он обрел славу, уважения, но того стержня, который есть внутри Марка, Сенатора, Ореха и ведет их по Пути, к цели, у сталкера нет. Он сам осознает это, и Борланду хочется так же сочувствовать, как и остальным героям романа.

В плане драматизма «Песочные часы» спокойно обходит большинство своих конкурентов по серии. Стрельба обоснована, а диалоги не прибиты грубым гвоздем к происходящему, а гармонично вплетаются в один общий и единый канат. Несколько раз у читателя может измениться отношение к некоторым героям (взять того же Эльфа или Технаря). Даже у такого предателя, как Технарь, имелось сердце. И его не станешь судить за предательство – он просто делал все возможное для того, чтобы его дочь жила.

Очень растрогали два момента: эпизод в главе «Призрачный поцелуй», где сталкеры в туннеле встречаются с девушкой-призраком, и сцена Марка и Полины в главе «Путь сталкера». В первом случае проявляешь большое сострадание призраку, во втором – видишь светлые чувства и искренность отношений между любимыми.

В фантазии Сергею явно не откажешь. Вспомните, например, сцену в восьмой главе. Тут я не удержусь и приведу отрывок из нее.

«Марка вывел из оцепенения непонятный треск. Он какое-то время поискал источник звука и увидел, что напротив него сидит Эльф с нацеленным пистолетом и постоянно нажимает на курок. Оружие дергалось вхолостую, затворная рама была зафиксирована в заднем положении. Обойма была пуста.

– Ты чего? – спросил Марк и поразился тому, как звучит его собственный голос.

Он почувствовал рядом чье-то присутствие.

– Возьми шоколадку, сталкер, – сказал человек голосом Борланда. – Отлично снимает стресс.

Марк чуть улыбнулся, затем рассмеялся с закрытыми глазами.

– Ты мне уже давал, – сказал он. – Что, мне у тебя все съесть? Да и потом, у меня и у самого…

Марк поднял глаза и осекся.

У Борланда не было половины головы. Ее словно криво скосили. Улыбка манекена застыла на изуродованном лице.

– Возьми шоколадку, сталкер, – сказал страшный человек.

Марк открыл рот, чтобы издать такой крик, какого еще не было ни разу издано в Зоне, как прогремел выстрел. По тому, как пробежали волны по призраку, было ясно, что стреляли в него.

Призрак издал немой вопль, окатив Марка жарким воздухом, расплылся и уплыл дальше в сторону Агропрома.

– Возьми шоколадку, сталкер, – послышалось издали.

Настоящий Борланд все еще сидел с дымящимся пистолетом в руке.

– Ты посмотри, – удивился он. – Уже и меня пародировать стали».

Здоровый хороший юмор – тоже неотъемлемая составная «Песочных часов», помогающая персонажам преодолеть стресс во время тяжелых ситуаций. В связи с этим снова цитирую:

«Сзади послышались чьи-то подпрыгивающие шаги. Сталкеры обернулись.

– Ну все, Орех, держись, – сказал Борланд.

– Что я? – спросил парень напуганно.

– Машинист поезда щас надерет тебе задницу за отстреленное колесо».

«– Встань, – велел он (Борланд) водителю, смотревшему на него с ужасом.

– Мы кого-то сбили…

– Наш сотрудник уже оказал ему помощь.

В подтверждение его словам прозвучала очередь из автомата Ореха где-то в нескольких метрах позади автобуса».

Примеры можно еще долго приводить.

Отличительная черта романа – непредсказуемая история. Она на все 100% оправдывает все 186 страниц в Word’е. Начинаясь стандартным повествованием, «ПЧ» трансмутируется в детектив, смешивается в нужной концентрации с экшеном и философскими идеями и завершается грандиозной одой о человеческом самопожертвовании и самоотверженности. Наблюдать как завитой в тугую пружину сюжет выравнивается и заполняет пробелы – ни с чем не сравнимое удовольствие.

Из недостатков — лишь очень малочисленные грамматические ошибки и общая сложность повествования. Но при всех перечисленных преимуществах на этом не хочется заострять внимание.

Прочтите «Песочные часы» — и вы задумаетесь о собственном Пути и о его поиске.

«В любом деле выбери направление и проложи себе рельсы, по которым поедет состав твоей судьбы. Без направляющих рельс поезд способен поехать, куда заблагорассудится – возможности безграничны. Но любое препятствие может оказаться для него роковым, каждая пропасть, каждый камень может сломать его. Если у поезда твоей судьбы будут проложенные тобою же рельсы, то он плавно и быстро покатится к цели. Путь для того и прокладывается, чтобы от него не отклоняться. Но со временем приходит умение делать на этом пути необходимые тебе ответвления»…

Оценка: 8
– [  7  ] +

Сергей Палий «Бумеранг»

NoName Man, 16 октября 2011 г. 01:22

Заседание продолжается, товарищи сталкеры-книголюбцы. Очередной наш предмет рассмотрения – роман «Бумеранг» за авторством Сергея Палия. Герой книги, умудренный опытом, но лишенный седин сталкер Минор (бритый – что твой Гоша Куценко). Однажды Зона сталкивает его с загадкой, на решение которой не хватит никакого сталкерского профессионализма. В руки к Минору попадает некий «бумеранг», который никоим образом не напоминает одноименный вид охотничьего оружия у австралийских аборигенов, но обладает занимательными свойствами. Через какое-то время аналогичная штуковина обнаруживается у приятеля Минора – пижонистого сталкера Госта. Оба они понимают, что «бумеранги» в Зоне единичны, а, стало быть, уникальны, и стоят немалых денег. Вместе с тем артефакты преподносят нашим персонажам опасные неприятности, которые заставляют сталкеров отправиться в экспедицию, цель которой – собрать все имеющиеся в Зоне «бумеранги». Но за простой формулировкой незамысловатого задания таится нечто большее, чем просто охота за диковинными, но малоизученными цацками. В общем, увязывается Минор сотоварищи в такое, что Меченому и не снилось. А может, и снилось, но проверить этот факт уже не представляется возможным.

Так, уже у кого-то возникают вопросы. Вот с пятого ряда тянет руку взлохмаченный парниша. Что? Сюжет бородат, как жгучий пух, свисающий с вентиляционной трубы ЧАЭС? Отвечаю. Это только на первый взгляд так кажется. Сначала «Бумеранг» прикидывается привычным боевичком, каких грудой в мягких обложках продают на вокзале. А потом сюжет скидывает таинственную вуаль и раскручивается не хуже волчка из передачи «Что? Где? Когда?», уподобляясь ореховскому циклу о Хемуле. Это, если что, комплимент. Если отбросить замысловатости – перед нами очень бодрый боевик в антураже «Сталкера». Это не делает «Бумеранг» чем-то уникальным. Правильнее сказать, роман Сергея Палия пополнил славный список качественных и неплохих новеллизаций полюбившейся нам компьютерной игры. Занимательный сюжет утягивает с головой, книга читается без затруднений за день-два. За приключениями героев действительно интересно следить. Атмосфера игровой Зоны и сталкерская романтика переданы автором очень точно. Собственно, а что еще нужно фанату «Сталкера», кроме погружения в любимый сеттинг? Но одно дело «утопить» читателя в происходящих событиях, а другое – удержать его в этой среде как можно дольше. С этой задачей «Бумеранг» отлично справляется.

– А как обстоят дела с персонажами? – спрашивает молодой человек с первого ряда, прижимающий к груди томик братьев наших Стругацких. Отвечаю. Автор не ставил перед собой цель полностью раскрыть сущности героев. Какими-то особыми специфическими чертами они не наделены. Подумаешь, грубоватый мужик Дрой, занудный меланхолик Зеленый, высокомерный прагматик Гост, и даже бой-баба Лата – стандартные стереотипы. Но Палий изрядно изловчился, и пренебрежительного «фи» из моих уст в адрес персонажей не раздалось. Иногда кажется, едва ты протянешь руку к Лате, воображая события «Бумеранга» (какие именно – на ваше усмотрение), как она уже замахивается, грозясь оздоровительно ударить по щеке.

А уж вольный сталкер Минор – это отдельный сабж. В романе повествование ведется от его лица, и этим приемом автору удалось отобразить внутренний мир героя. Минор покинул цивилизованный мир под давлением тяжелого прошлого. Этот сталкер не настолько безумен, чтобы, следуя традициям техасских ковбоев, сначала стрелять без разбора, а потом интересоваться, кто угодил под его пули. Минор прекрасно знает цену смерти, жизни и хабара. В герое ясно проглядываются черты известного сталкера из всем-понятно-какой-повести АБС, и это есть гуд.

Оживился хлипкого вида пацан-ботаник. «Но позвольте!» – возмущается он. – «Это же порнобоевик! Стыдоба!» Отвечаю. Учитесь отличать порнографию от эротики, стрелять-колотить. Пусть вас не смущает честое упоминание мини-сталкера и прочее. Каких-либо откровенно пикантных моментов в «Бумеранге» нет. Если так и дальше следовать распространенному среди ярых приверженцев канала «Культура» заблуждению, «Дневной дозор» дуэта Лукьяненко и Васильева следует причислить к порнофэнтези, не иначе. Так что каким-то новым, кхм, позам из тутошних «горячих» эпизодов, вы не научитесь, и ничего нового из них не почерпнете. На этом и остановимся.

Динамичный боевик, за которым не жалко скоротать свободный денек-другой. Феерические перестрелки, поединки и достоверно отображенный мир Зоны плюс неплохая сюжетная линия – среднестатистический рецепт хорошей и качественной новеллизации «Сталкера». «Бумеранг» понравится как заядлым сталкерам, так и просто любителям авантюрной фантастики.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Алексей Гравицкий «В зоне тумана»

NoName Man, 16 октября 2011 г. 01:18

Порой возникают сомнения, что сюжетной линии, оригинальнее той, что присутствует в большинстве книг серии «S.T.A.L.K.E.R.» (а сводится она к квесту «иди туда-то и принеси то-то», что оптимизма не внушает), мы, читатели цикла, больше не увидим. Вот и при знакомстве с романом «В зоне тумана» от Алексея Гравицкого ожидаешь стандартного «пушки в зубы, ноги в руки и к ЧАЭС». Но не тут-то было.

Действительно, что тут может быть интересного. Сталкер Угрюмый, принципиально работающий один и не увлекающийся глубокими рейдами в Зону, при участии своего знакомого, балагура по кличке Мунлайт, ввязывается в авантюру. Бродяги соглашаются за неплохие деньги поработать проводниками для загадочного молодого человека, который абсолютно непригоден для выживания в экстремальных условиях Зоны. Но несмотря на это, цель его вылазки в вглубь Чернобыля непоколебима и самоубийственна – Монолит, скрытый в четвертом энергоблоке атомной станции… Однако не ждите какой-то зубодробительной динамики и мозговыносящего экшена. Да, здесь присутствуют перестрелки, бои и резня. Эти моменты не ключевые, и ставка сделана не на них, они здесь лишь последствия поступков героев.

Алексей Гравицкий – дипломированный психолог. И над персонажами и их характерами он постарался замечательно. Весельчак и хохмач Мунлайт с неизменной ухмылкой на лице врезается в память настолько, что ловишь себя на мысли, что на автопилоте напеваешь себе под нос песню Криса Де Бурга о лунном свете и водке. Очень колоритный сталкер с жизненной харизмой вызывает неубиваемую симпатию. Паренек, которого Угрюмый нарек Хлюпиком, сначала кажется наивным, извините, лохом, но внутри это человек ого-го какого потенциала. Если бы не этот мощный стимул внутри него, он не сделал бы и шага в сторону Зоны. Охарактеризовать Хлюпика как-то иначе, чем это сделал автор, трудно: «Странное ощущение вызывал этот человек. Кажется, плюнешь – рассыплется. Но взгляд… Была в нем некая внутренняя правда, что ли. Эдаким взглядом можно при желании руку сломать или костер зажечь. Вот только обычно такие люди костры жгут где-то глубоко внутри, испепеляя себя почем зря. А по жизни остаются неприспособленными хлюпиками». Все, какие еще нужны слова?

Угрюмого в Зону погнала несладкая жизнь, где ему не осталось места. Девушка его бросила, затем мотал срок на реальной зоне, сердце матери не выдержало, и у старой двери в опечатанное детство она не успела встретить его… Спрятавшись от тягостных воспоминаний в Зоне, Угрюмый расстался со своим привычным именем, превратился в волка-одиночку: дружескими связями не обзаводился, старался не конфликтовать по первому поводу, неоправданно не рисковал. И вот так бы он и продолжал дальше таскать и сбывать недорогие артефакты и сколачивать собственный капитал, пока не встретил Хлюпика, который открыл ему глаза. Пока он не перестанет считать себя, всех и Зону дерьмом и найдет в себе силы развеять вокруг себя туман, нагоняемый им самим, капитал этот будет сталкеру, как мертвому припарки.

Концентрированный психологический триллер, отошедших от мэйнстримных канонов серии «S.T.A.L.K.E.R.», что делает «В зоне тумана» неординарным романом. «Сталкерские» атрибуты никуда не делись, ненавязчивое описание Зоны отторжения не вызывает. К сожалению, акцентирование на психологии персонажей делает роман книгой на любителя.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Василий Мельник «Сектор обстрела»

NoName Man, 16 октября 2011 г. 01:12

Поклонники серии S.T.A.L.K.E.R., которым полюбился сталкер Хемуль из книг Василия Орехова, с нетерпением ожидали от писателя нового романа о похождениях харизматичного героя и его не менее харизматичных друзей. Путь «Сектора обстрела» к публикации был долог и тернист, и немудрено, что какие-то читатели уже потеряли надежду на выход романа. Однако Василий сообщил о заключении договора с издательством «АСТ» на две книги для сталкерского проекта – одна о Хемуле (как ни трудно догадаться, «Сектор обстрела»), другая с совершенно иным сюжетом («Клеймо Зоны», над которым с Василием корпел Сергей Осипов).

Что ожидать от продолжения «Зоны поражения» и «Линии огня» – не знал никто. Особенно фаны недоумевали, когда стало известно, что среди персонажей триквела будет легендарный сталкер Меченый, он же Стрелок, теперь уже в роли союзника. Одни, пребывая в состоянии когнитивного диссонанса, покрутили пальцем у виска, у других закралось сомнение в жизнеспособности такой задумки, как воскрешение погибшего героя, и вообще в наличии у Орехова самодостаточных идей, способных сделать «Сектор обстрела» не менее увлекательным, чем предыдущие книги. А третьи с любопытством оценили такой ход писателя, и будучи уверенными в его изобретательности, не стали паниковать и обвинять Василия в совсем обедневшей фантазии. Однако критиковать и осуждать произведение, с которым абсолютно не знаком, в приличном обществе давно стало дурным тоном. Ценителям ореховской фантастики, и проекта S.T.A.L.K.E.R. в целом, оставалось лишь ждать выхода книги в свет.

«Сектор обстрела» был выпущен вместе с более десятком книг в мае этого года – у «АСТ» подходил к концу срок договора на издание сталкерской серии, поэтому десятитысячный тираж романа легко разошёлся в продаже, так и не добравшись до регионов, из-за чего далеко не все читатели смогли ознакомиться с плодом писательской деятельности Орехова. Ближе к осени издательство пустило в продажу допечатку книги, благодаря чему стало, наконец, возможным узнать, как развивались события с Хемулем и его командой после «Линии огня».

Первое, что замечаешь, когда начинаешь чтение «Сектора» – атмосфера. Дух прошлых романов никуда не пропал, присутствует и сохранён в нужной концентрации. Узнаваемая манера текста, приправленная, пожалуй, ещё большей долей стёба и юмора (здесь можно найти немало «пасхальных яиц», способных изрядно позабавить), лишённый тяжеловесности язык повествования непременно доставит радости истинным почитателям творчества Василия. Тех, кого в предшествующих похождениях зятя Меченого больше всего впечатлял жгучий экшен, может постичь небольшое разочарование: динамичные сцены по-прежнему остаются неотделяемой частью, но главный акцент сосредоточен на сюжете, расставляющем все точки над «i» в «хемулиаде». Справедливости ради надо сказать, что даже при некотором снижении боевика все эпизоды, его содержащие, по накалу и динамике ни в чём не уступают «Зоне поражения» и «Линии огня». Любая страница таких сцен окатывает вёдрами драйва, а резвый ход развития событий не даёт ни секунды на то, чтобы вытереться насухо – невозможно оторваться, когда книга захватывает целиком и полностью, и не выпускает до самой последней страницы (чуть не написал «до самых титров»). «Сектор обстрела» абсолютно весь пронизан кинематографичностью – недаром романы Орехова в S.T.A.L.K.E.R. часто называют лучшими кандидатами на киноадаптацию компьютерной игры.

Помимо упоминавшегося выше преумноженного в «Секторе» юмора, читателям будет интересно узнать о становлении Хемуля как сталкера и знакомстве с Диной, ставшей для него самым дорогим человеком. А культовый персонаж Стрелок, возвращение которого спровоцировало неоднозначную реакцию в среде литературных фанов, стал ключевым, ответив на важные вопросы как участников действа, так и фанов. Вопреки мнениям пессимистов, Василию есть чем приятно удивить и воодушевить свою преданную аудиторию. Кульминация сюжета недвусмысленно намекает на продолжение. Правда, как долго его придётся ждать, неизвестно, особенно когда нет никакой информации о том, какое издательство будет заниматься дальнейшим выпуском межавторского проекта S.T.A.L.K.E.R. Но, уверен, у Василия Орехова есть в рукаве ещё козырные карты, и его новые романы для серии продолжат радовать нас.

Напоследок – об иллюстрации на обложке «Сектора обстрела». В центральных персонажах, изображённых на ней, трудно узнать образы Хемуля, Динки и Меченого. Но, несмотря на это, художнику Ивану Хивренко удалось главное: передать настроение книги – сурового мужского боевика, которого ждали все, для кого имя Василия Орехова и слова «сталкер», «Хемуль» – не пустые буквенные сочетания.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Сергей Палий, Алексей Гравицкий «Анабиоз»

NoName Man, 13 октября 2011 г. 20:23

Начать бы я хотел с того, что слово «проект» в отечественной фантастической литературе приобрело нарицательный оттенок, что не совсем справедливо. Для начинающих авторов проектная литература – отличный трамплин для продвижения в писательской деятельности, для уже состоявшихся литераторов – повод попробовать что-то новое и отточить своё мастерство, повысить собственный уровень. Писатель Юрий Никитин, когда его спросили о возможности участия в проекте S.T.A.L.K.E.R., ответил, что как вполне успешному автору ему ни к чему быть «как эти, которые туда пишут, и которых больше никуда не возьмут». Очень спорное мнение, но относиться так категорически к проектной литературе не стоит.

Другое дело, что негатива этой сфере русскоязычной фантастики придаёт избыток всевозможных межавторских циклов, создающихся с оглядкой на такие мощные серии, как S.T.A.L.K.E.R. и «Вселенная Метро 2033», и пытающихся с переменным успехом привлечь на себя аудиторию вышеозначенных проектов, что не может не удручать. Ведь вместо того, чтобы самостоятельно проработать фундамент и каркас для проекта с новой, самобытной и необычной концепции, издательства принимаются штамповать клоны уже состоявшихся книжных серий. Неизвестно, дело ли это в лени и нежелании включать фантазию, или принцип «тех же щей, да погуще влей» стал обязательным, следовать которому нужно неукоснительно.

На фоне засилья таких способов стянуть «одеяло» популярности на себя новая серия «Анабиоз» стала глотком чистого воздуха, достаточно чистого, чтобы не чувствовать себя подопытным, которому скармливают пищу три раза в день одно и то же. Сталкеров, Зон, радиации, мутантов, респираторов и химзы – всего этого, заставляющего вывихнуть челюсть от скуки, в «Анабиозе» нет. По неизвестной причине человеческое население Земли впало в состояние анабиоза на целых тридцать лет. Но далеко не каждому повезло очнуться от многолетнего сна – многие погибли в авто- и авиакатастрофах, их ничто не уберегло. А перед теми, кто пробудился, открылся совершенно новый мир, лишённый всего, что человечество постигало на протяжении всего развития своей цивилизации. За время отсутствия человеческого пребывания природа отвоевала своё назад, а время не пощадило ни металл, ни асфальт – трети века оказалось достаточно для того, чтобы обратить все достижения человеческой мысли в бесполезный хлам.

Мир изменился, но не люди – опираясь на собственные принципы, они стараются адаптироваться к новым условиям. Если в прошлой жизни, до Анабиоза, в ком-то, пусть даже представителе офисного планктона, дремали животные, жестокие инстинкты, то, оказываясь в изменившейся обстановке, вместе с ними просыпались, вырывались наружу убийцы и стервятники. Теперь опасность таится повсюду, не только со стороны опустившихся до разбоя и убийств моральные уроды, но и дикие животные, которые вгоняют в страх не своим безобразным видом (не являясь при этом мутантами), а просто желанием тебя съесть. Такой изрядно забытый трепет перед силами природы, знакомый нашим первобытным предкам, вернулся.

Первый роман, открывающий проект «Анабиоз» – это одноимённое произведение, плод творческой деятельности двух замечательных писателей нынешней русской фантастики, Сергея Палия и Алексея Гравицкого. Разрушенная беспощадным временем Москва открывается нам глазами Глеба. Очень правдоподобные описания одряхлевшей столицы легко и без сопротивления заставляют поверить в царящую вокруг разруху и запустение. Глеб со своим братом отправляются в нелёгкое странствие из Внуково в центр Москвы – там осталась его девушка. Между такими разными братьями неизбежно происходят конфликты, у каждого из них свои взгляды и позиции. Примечательно, что одинаково качественно здесь прописаны как герои первого плана, так и второстепенные действующие лица – такие живые, без картонности в характерах, за их поступками и действиями интересно следить. Что, в общем-то, и неудивительно – авторы позиционируют серию «Анабиоз» как истории о людях в преобразившемся мире, в которых априори нет места бледным и непроработанным персонажам. Фантастическая составляющая в книге присутствует и введена аккуратно, неувязок и противоречий в идее так называемых «червоточин» нет.

К созданию мира «Анабиоза» подошли с тщательным вниманием – сеттинг скрупулёзно продуман десятком авторов, сконструировавшими целостность и гармоничность проекта, а между книгами не будет противоречий: сформулированы каноны вселенной, в которой писатели будут повествовать о других городах, тоже подвергнутых разрушению временем. То, насколько чутко относятся создатели «Анабиоза» к своему проекту, внушает искреннее уважение и надежду на то, что серия притянет к себе немало поклонников интересной развлекательной фантастики приличного уровня. Роман Палия и Гравицкого настраивает читателей на нужное направление – дальше будет ещё занимательнее и увлекательнее.

Оценка: 9
⇑ Наверх