FantLab ru

Все отзывы посетителя Tangier

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Аллен Стил «Благословенная земля»

Tangier, 26 декабря 2018 г. 09:26

Для поклонников старого доброго рок-н-ролла славные деньки вернулись! Король Элвис отыскал и собрал у себя на острове воскресших музыкантов крутейших групп и теперь шесть дней в неделю восемь месяцев в году Джон Леннон, Кейт Мун, Брайан Джонс и юный Сид Вишез снова зажигают на живых концертах!

Елки-палки, завязка отличная, интересно наблюдать за разговорами и отношениями внутри группы, слушать как работодатель Элвис покрикивает на этих «долбаных английских уродов», отбирая у них косяки, узнавать о судьбах других музыкантов в Мире Реки. Тут нужно заметить, что в рассказе нет ни одной сноски от переводчиков, то есть начиная с оригинального названия самого рассказа, замечать, понимать, вспоминать или отыскивать все имена, события, строчки и названия песен придётся самим. Это может быть даже неплохо — такой своего рода квест. Правда, вот пять опечаток на один рассказ в бумажной книге к нашей истории отношения не имеют, но подсознательно не очень нравится развоплощаться и отвлекаться на досадные мелочи.

Так вот, через тридцать лет после дня Воскрешения и через некоторое время после начала рассказа, на острове появляется упоминавшийся ранее Джим Моррисон, как единственный, о котором никто никогда ничего не слышал. Отличная новость, Джим здесь! И тут, опачки,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
выясняется что Джим — антагонист и ренегат. Почему??? С какой стати? На чём это основано и из чего вытекает? Ответов нет. Просто по факту. Причём, антагонист такой до смерти предсказуемый — собирается достичь гармонии с Богом, а для этого рок должен умереть. Нужно очищение огнём, ага. Почему он так решил — непонятно. Ни его проповедь-отповедь ни последующая рефлексия Джона на нормальное объяснение не тянут, всё очень притянуто
события понеслись, всё резко скомкалось и испортилось, но что бы ни случилось, рок-н-ролл никогда и нигде не умрёт. Ни на Земле ни в Мире Реки.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Аллилуйя, Джим!
Очень понравилось начало и разочаровал банальностью конец.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Евгений Шатько «Цикада»

Tangier, 3 января 2018 г. 05:33

Рассказ о первой мальчишеской любви. Всё в нём вроде бы есть для самой высокой оценки — лёгкий язык, юмор, довольно разгильдяйский (как я люблю) герой и маленькая локальная трагедия. Но весь рассказ, на мой взгляд, портит последняя авторская ремарка с сиропом о том, что через долгие годы герой будет вспоминать эти часы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
безысходного горя
как самые лучшие из всей своей жизни.

Не верю, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
детскую неудачу, а для героя это даже не неудача, а просто полнейший облом — пообещать девчонке принести в подарок на день рождения живую цикаду (кто же знал, что вечером пойдёт дождь и все цикады попрячутся), а вместо обещанного «сверрхъестественного» подарка тащить дурацкую книгу о пигмеях. Уж лучше тогда совсем не ходить, а просто в отчаянии забраться под мокрую ёлку и, может быть, поплакать
свои личные мальчишеские трагедии мужчины потом вспоминают как «самые счастливые часы», для этого у бывших мальчишек всегда найдутся гораздо более яркие воспоминания в жизни.

Возможно, писатель считал свою последнюю ремарку ключевой для всего рассказа, но на мой взгляд, лучше бы он оставил героя просто наедине с дождём, ёлкой и мечтами превратиться в ежа или собаку. Ему совсем не нужен был этот костыль о будущем.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Габриэль Гарсиа Маркес «Третье смирение»

Tangier, 21 марта 2015 г. 19:33

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Неприятно
поразила последняя фраза рассказа, заставила засомневаться, о том ли я читал, о чём писал автор. Посмотрел аннотацию на Фантлабе — всё верно, прочитано и написано о разном. Пока читал, в голове складывалась далеко не столь однозначная картина, чтобы категорично утверждать, будто это рассказ о человеке, пребывающем в летаргическом сне.

До самого конца складывалось впечатление, что речь идёт о каком-то сюрреалистическом изменённом мире

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
доктор велит приобрести для ребёнка гроб на вырост, крысы регулярно пожирают детские одежду, глаза и плоть, а мать беспокоится о поддержании чистоты в гробу и об отросшей бороде сына
в котором мы слышим только голос человека, восемнадцать лет лежащего без движения в открытом гробу и весь опыт которого подсказывает ему, что он уже два раза умер... нет, не умер... нет, умер... Всё так неопределённо, редкие события происходящие вокруг кажутся ему зыбкими и нет никакой уверенности, что они были на самом деле.

Я не увидел, чтобы кто-то поддерживал жизнь в теле человека все эти восемнадцать лет, переворачивал его от пролежней или возникновения продуктов пусть совершенно замедленной, но жизнедеятельности. Для меня это человек был действительно мёртв, а наличие у мёртвого человека живого сознания моей, да наверное, не только моей, концепции мира не противоречит.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда появляется запах разложения, сознание человека всё равно не исчезает, подтверждая все прежние выводы.
Поэтому совершенно прямолинейная и приземлённая последняя фраза сразу разрушает созданную автором атмосферу и все пережитые героем ощущения и мысли. На мой взгляд, попытка привнести в искажённый мир объяснение в виде здравого смысла — «летаргический сон», окончилась плачевно и для этого мира и для здравого смысла.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Надежда Попова «Ради всего святого»

Tangier, 11 июля 2014 г. 22:23

Очень сильный рассказ. Возможно, кому-то покажется тяжёлой первая половина.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но сцены пыток в нём оправданы — донести до читателя, что не бывает пыток временных — попытали, потом отступились, если тебя взялись пытать, боль будет преследовать тебя [i]каждую[/i] минуту, из которых складываются часы и сутки, и не поспать, не присесть, не попить, не прислониться и даже не потерять сознания. Пока ты не скажешь того, что от тебя хотят услышать. И это, конечно, страшно.

Автор ретроспективно показывает, как во время пыток меняется сознание обвиняемого от надежды, что его спасут, до надежды, что поверят, если немного потерпеть, при этом внутри кроме огромной боли — гордость и ненависть, последние слабые бессильные хитрости... а под пытками ломаются все.

Но гораздо, гораздо более впечатляющей мне показалась вторая часть рассказа, уже после пыток, в беседе обвиняемого и инквизитора, в которой с одной стороны расставляются все точки, с другой — для читателя поднимаются новые/старые моральные вопросы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В мире, где есть магия, инквизитор [b]знал[/b], что обвиняемый виновен, он и сам был таким.

Он сказал обвиняемому, что знает... да только кто же сразу поверит?

И всё сочувствие к обвиняемому рассыпается от слов инквизитора:

«Скажи мне, о какой жа­ло­сти к пре­ступ­ни­ку может идти речь, если уми­ра­ет [i](его)[/i] жерт­ва?»

Допустим, некто похитил и спрятал ребёнка для своих чёрных целей, необходимо ли вытаскивать из него признание где ребёнок, пусть даже клещами? Да, преступника можно казнить, но и малыш тогда тоже погибнет, потому что никто не узнает где он.

Вопрос, конечно, иезуитский — оправдывает ли такая цель такие средства?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Обвиняемый безусловно виновен, и он же сам — жертва.

В детстве из-за его способностей родители пошли на костёр, презренный и никому не нужный он встретил женщину, которая научила его жить, заботилась о нём и любила его. Да, она научила его презирать людское стадо и извлекать выгоду из его тупости, но как ещё жить людям, которых все боятся и ненавидят?

Его трагедия в том, что он не встретил такого человека как инквизитор в детстве, а сейчас, осознавая насколько он был преступен, одновременно осознаёт, что из-за этого признания его вторую мать сожгут. Ему очень хочется жить, но и жить невозможно в таком мире и с такой памятью и на одной земле с человеком, которого он одновременно почитает и ненавидит. А ведь кто разрывается — тот и разорвётся.

«Если вы дей­стви­тель­но име­е­те ко мне хоть каплю со­стра­да­ния, вы по­ве­де­те меня зав­тра вме­сте с Эль­зой. Вину перед лю­дь­ми, вы ска­за­ли, я ис­ку­пил на вашем до­про­се? Дайте ис­ку­пить вину перед моей вто­рой ма­те­рью.»

Есть люди, которые не хотят и не могут творить зла, есть люди, которые могут, но не хотят, а есть люди, которые и могут, и хотят, но... боятся.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«По­то­му что од­на­ж­ды… ви­де­ли, как уми­ра­ют те, кто пой­ман за руку. Пусть это и по­ка­жет­ся же­сто­ким, но — пусть видят. Ты даже не пред­став­ля­ешь, сколь­кие из них лишь по­это­му живут тихо, ни­ко­му не при­чи­няя вреда.»

Нужны ли этому миру смертные казни или людей, нераскаявшихся, но творящих зло, бесчинства, убийства нужно всю жизнь содержать в тюрьме без уверенности, что рано или поздно они не освободятся? И какими они оттуда выйдут? Понятно, что герои говорят о своих отягощённых магией исторических условиях, и инквизиторы у них не чета нашим, но подсознательно всё равно примеряем.

Надежда Попова задала непростые вопросы и свою личную точку зрения для меня донесла.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Два слова по поводу эпилога — по-моему, «Пять лет назад» оставляет некоторую неуверенность, о чём идёт речь, думаю, не все смогут связать,

я бы предложил «За пять лет до описываемых событий», возможно, это даст бóльшую подсказку, как зовут инквизитора.

Автору большое спасибо за рассказ.

Оценка: 10
⇑ Наверх