fantlab ru

Все отзывы посетителя Игнир

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Сурен Цормудян «Когда завидуют мёртвым»

Игнир, 28 июля 2016 г. 17:14

Мог бы написать пространный отзыв, но многие сделали это до меня. Поэтому буду краток: дилогия прекрасная, интересная и захватывающая. По стилю думал, что автор намного старше меня, но оказалось, моложе... Возможно, есть какие-то ляпы, но их не замечаешь, если история подана интересно, а герои как живые. Все это в романе есть.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Павел Шумил «Переведи меня через майдан»

Игнир, 24 июля 2016 г. 20:16

Читал давно, но впечатления остались надолго. Мрачная, почти безысходная атмосфера, реалистичные и потому жуткие декорации, интересный сюжет... в общем, подобной фантастики я не читал ни у кого. Зная автора лично, всегда удивлялся, как такой веселый человек мог написать такое...

Оценка: нет
– [  20  ] +

Беркем аль Атоми «Мародёр»

Игнир, 4 апреля 2015 г. 18:40

Читал «Мародера» давно, на каком-то ресурсе, роман еще не был издан.

Не понравилось. Именно из-за чернушности. Герой-подонок — это, видимо, не для меня.

Идея автора — в мире постапа позволено все, потому что надо выживать — мне глубоко противна. В годы войны, не менее тяжелые, люди находили в себе моральные силы оставаться людьми. Герой романа не смог, он пошел по пути наилегчайшему, который свойственен продажным натурам, готовым на все, лишь бы выжить. Такие, как говорят в народе, и мать родную к стенке поставит... если будет надо.

Да, такие подонки, как правило, и выживают. Но стоит ли брать с них пример, как тут говорили некоторые — это большой вопрос... Который трансформируется в другой — если для того, чтобы выжить, становишься нелюдем — стоит ли такому выживать? Для чего? Чтобы дальше спасать свою шкуру? Нет, мне интересны люди, ставящие общее благо выше личного. Рискующие собой не ради себя, ибо так делают даже крысы.

Единственное, за что можно похвалить автора — за изложение. Оно хорошее, реалистичное. За идею — жирный минус.

Оценка: 3
– [  13  ] +

Алексей Иванов «Сердце пармы»

Игнир, 14 января 2015 г. 23:30

Читая «Сердце пармы», я не переставал восхищаться стилем автора. Мне лично пространные, полные описаний и метафор построения чужды, не люблю. Но не могу не похвалить за литературность, обширный словарный запас и мастерство изложения. Роман показался мне почти безупречным, и я с удивлением узнал, что когда-то «Сердце пармы» вышвырнули из номинации на «Букер» из-за несоответствия признакам романа... Что ж, учредители сей премии кинули камень в свой же огород. А все мы увидели, что прекрасную книгу можно оценить по достоинству и без сомнительных премий.

Сперва мне не понравилось обилие героев, совершенно не понимаешь, какой из них главный. Но к концу книги я понял, что искать его не стоит, что главный герой здесь — народ, безвестный для меня и большинства читателей люд, от холопов до князей, лишь одна глава посвящена широко известной исторической фигуре — Ивану Грозному.

Но разве книга что-то от этого потеряла? Нет, потому что благодаря мастерству автора читатель понимает, что движущая сила истории — отнюдь не исторические личности, а именно большей частью безвестные люди, кровью и потом которых росли и строились цивилизации.

Сюжет завязан на противостоянии культур: молодой, агрессивной, христианской — и древней, как сама земля, языческой вере пермских народов. Вере и духе, которые Иванов описал просто блестяще. Сказания, легенды и обычаи показаны с жестокой достоверностью — с кровавыми и бессмысленными на взгляд цивилизованного человека убийствами и жертвами. Но на примере уклада жизни и верований народов пармы эти жертвы предстают в ином свете, и читателю становится понятно, что перед ним — совершенно иной мир, настолько иной, что блестяще описанные Толкиеном эльфы и гномы меркнут перед обликом нам неведомых, но реально существовавших народов.

Начинаясь лихим набегом ушкуйников, книга заканчивается полной оккупацией пермских земель пришлыми московитами. Именно оккупацией — а как еще назвать тотальное подавление множества свободных народов, захват их исконных земель, уничтожение святынь и попрание веры?

То, что по учебникам истории мы знаем, как завоевание Сибири, в романе Иванова показано, как позорное истребление, настоящая Конкиста. Да-да, окрепшее московское царство занималось приростом земель, точно так же как этим занимались жаждущие новой власти и новых богатств конкистадоры.

Хочется обратить внимание, как здорово автор описал тогдашнюю Москву — как бескрайнее, жадное и жестокое брюхо, стремящееся сожрать все, до чего дотянутся руки. Как и сейчас. Как говорится, почувствуйте разницу. Если она есть.

Устами Ивана Грозного автор раскрывает великодержавную идею: объединение и поглощение, когда не станет больше ни пермяка, ни татарина, ни московита — а будут одни русские. В контексте романа лично я вижу посыл к современникам: а вы хотите быть Иванами, не помнящими родства? Россиянами, непонятной искусственной нацией, которую пытался создать Ельцин? Лично я не хочу. И всей душой, на протяжении всего повествования я болел за детей пармы, с горечью зная, чем все закончится.

Люди, храните то, что у вас есть — свою землю, свой мир и обычаи — без этого вы никто, пыль, перекати-поле без рода, без памяти и судьбы. Лично я увидел такое послание автора, за что ему исполать и респект.

Помимо прекрасной идеи, в книге я открыл для себя целый мир. Оказывается, в тайге или парме жили самобытные народы: пермяки, вогулы и множество других. И старые присказки про чудь косоглазую и пермячьи солены уши обрели свой настоящий, глубинный смысл.

Не обходилось в парме без войн и набегов, но тотального подавления наций не было. Все хранили свои обычаи, свои святыни и могли за них постоять. Пока не пришла Москва, жадная, безжалостная, уверенная, что за нею Бог... Простые люди всегда уживутся в мире — таково еще одно послание Иванова. Все войны, все чудовищные преступления против народов не приходят снизу, только сверху, и все, что насаждается искусственно, всегда заканчивается кровью.

Что для пришлого русского просто лес и тайга, для народа, выросшего на этой земле, сросшегося с ней корнями и кровью, впитавшего ее дух — это парма, мир богов и людей, край, где возможно все, где всякая вера обретает своих последователей и пророков.

Слабых мест в книге немного. Лично у меня вызвал смех эпизод, в котором два ушкуйника, неграмотные бродяги и закоренелые убийцы, сидя на бережку, рассуждают о смысле жизни и вечности, причем так и говорят: вечность, мол... Я готов поверить в романе всему, но эта сцена меня откровенно рассмешила. При всей моей богатой фантазии я такого представить не смог.

В заключении могу сказать, что Иванову удалось создать действительно эпическую вещь, охватить огромный пласт лет, создать по-настоящему живых героев, которые рождались, боролись и умирали в удивительном, диком и суровом краю, имя которому — Парма.

Несомненно, я буду интересоваться каждой последующей книгой автора, страшась лишь одного: чтобы планка, поднятая очень высоко, не опустилась ниже. И я действительно рад обнаружить для себя хорошего, большого писателя Алексея Иванова.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Джон Уиндем «День триффидов»

Игнир, 4 января 2015 г. 23:36

Неплохая книга, конечно. Прочел ее после того, как один мой роман сравнили с этой книгой Уиндема. :) Хотя совсем не похоже.

Честно говоря, ожидал большего, но в целом роман лучше того, что сейчас у нас шлепают большими тиражами... Не шедевр, но добротно написанная фантастика.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Павел Марушкин «Девочка из страны кошмаров»

Игнир, 30 декабря 2014 г. 18:24

Стремление автора написать книгу для детей весьма похвально. Но если оно вызвано не любовью к детям, а иными побуждениями, получается то, что мы здесь и имеем.

Роман читается достаточно легко, язык понятен и неплох... для взрослого. Так для кого же написана эта книга? Задавшись этим вопросом, неожиданно обнаруживаешь, в чем главная неудача автора.

Судя по главной героине — девочке, книга написана для подростковой аудитории. Здесь вам и приключения, и школа магов, и таинственные артефакты, спецслужбы и даже маньяки-убийцы... Автор не пожалел фантазии, чтобы сделать произведение как можно более экспрессивным и шокирующим. Откровенно скучных мест мало. Мотивы и переживания героев выписаны умело, в этом автору не откажешь. Сюжетная линия загадочна и извилиста, как и подобает приключенческой книге. Но при всем при этом книгу не назовешь удачной.

Если это детская книга, что ясно по герою и по сюжету, то автор допустил немало ошибок: огромный мир с множеством сложных для детей названий, пояснения, морские термины, без которых можно — и нужно было — обойтись, они не нужны современному ребенку. Приведу в пример всем известных Волкова и Носова: у них всего этого нет — но какие яркие и запоминающиеся книги получились!

К сожалению, несмотря на оригинальный сюжет, у автора все узнаваемо, и потому по мере прочтения интерес падает в арифметической прогрессии. Как так? Оттого, что г.Марушкин попросту поленился придумывать и потому пришлось заляпывать произведение штампами и надерганными из чужих романов сюжетами. Ну, вспоминайте: малолетняя нищенка попадает в служанки к своим опекунам, затем оказывается в обществе беспризорников; впоследствии выясняется, что она — отпрыск знатного рода. И далее: девочка в школе магии; добрый маг, появляющийся в самый трудный момент; заговоры тайного общества, пираты, скрипты-головоломки, и чего тут только нет. На мой взгляд, автор пересолил с приключениями, коих хватило бы не на один роман.

В тексте множество узнаваемого, начиная от названий и заканчивая сюжетными линиями. О сюжете ниже, о названиях сейчас: Кариатический — Адриатический, Фортугана — Португалия, Бриллиантида — Атлантида, Титания и так далее. Быть может, автор специально так сделал, но мне лично этот ход кажется сомнительным.

Язык заслуживает отдельного порицания. Несмотря на видимую легкость фраз, проблема автора в том, что он опять-таки совершенно не думает о читателе. Книга содержит затруднительные для современных подростков слова: «гедонист», «шалман» и тому подобные. Диалоги людей, живущих в 17-18 веках (пусть даже альтернативной истории), судя по научным достижениям, одежде и т.п. — вообще шокируют. Герои и автор вместе с ними употребляют современный сленг: «новодел», «легавые», «экзальтированные», «объятья Морфея», «презренный металл» и прочие, и прочие... Все эти штампы по меньшей мере смешны, и конкретно указывают на нежелание писателя как следует потрудиться над текстом.

Итак, действие происходит в некоем альтернативном мире. Почему же температуру там меряют именно в градусах? По Цельсию или Фаренгейту — забыл упомянуть автор. Встретил и метрическую систему мер: «без малого 8 километров». Есть и «чернокожие невольники», именно чернокожие, заметьте!; есть «республиканский триколор», «августейшие монархи»... И так далее и тому подобное. Жуткая, совершенно непродуманная мешанина прошлого, выдуманного и современного. Автор пытается оригинальничать, но его придумки тонут в океане надерганных отовсюду образов и названий. Есть хорошие места, но это именно те места, где почти нет этого выдуманного мира: понравились путешествие по ледяной пустыне, хороши описания природы... Лишь одна интересная находка — Итанский Регистрат, где люди подчинены бумагам, но эта любопытная линия не получила фактически никакого продолжения...

Очень много лишнего! Множество характерных, но фактически ненужных персонажей, созданных, скорее всего, для того, чтобы придать роману объем. Много скучнейших описаний былых походов, сражений, революций и открытий, многие из которых опять же никак не соединены с историей девочки. К чему они? Опять же для толщины книги? Есть легенда о братьях Тролле, как они изобрели эти магические фонари — и этого вполне достаточно.

Желание написать уж очень оригинальную вещь сыграло с автором злую шутку.

А ведь г. Марушкин мог создать неплохой исторический приключенческий роман, если бы очень постарался. И тогда не нужно было бы придумывать всю эту страну, которая, если честно, ну никак и ничем не цепляет. Страна Жевунов Волкова цепляет, запоминается, и продолжения идут на ура, но здесь этого нет. Что самое печальное, нет даже стремления, потому что видно — автору лень придумывать интересный для детей мир. Он придумал его для себя, чтобы было удобно писать, но он не живет в нем, даже не гостит.

Из-за этого многогранная громада сюжета не выглядит цельной. Дети, конечно, не взрослые — многого попросту не заметят, но это не повод снижать планку, если хочешь написать достойную вещь.

Если же автор сознательно писал роман-однодневку под заказ, под чьи-то явно бредовые представления о детской литературе, то многие поднятые здесь вопросы прошу считать глупыми и несостоятельными. Аминь.

Оценка: 3
– [  32  ] +

Милослав Князев «Полный набор. Великая Миссия»

Игнир, 30 декабря 2014 г. 18:16

Рецензия на роман М. Князева «Великая миссия» из серии «Полный набор».

В аннотации автор обещает, что в книге не будет архимагов и могучих героев. Так вот, он соврал. Все наличествует. Очевидно, это такой тонкий пиар-ход, чтобы завлечь уставшую от дешевой фэнтезятины публику. Взять одного из героев. Светлая эльфийка, по ее же словам, владеющая магией весьма посредственно, способна на настоящие чудеса: залечивает раны, выращивает недостающие зубы, за полчаса обучает человека языку, отпугивает монстров, отклоняет стрелы, едва ли не читает мысли и многое-многое еще.

Она же сотоварищи в бою с полутора сотнями черных орков одерживает безоговорочную победу. Думаю, будь в распоряжении эльфов пулемет — они бы лучше не справились. Ну, без потерь, к сожалению, не обошлось. Но: 150 к шести! Это не бой, это бойня. И если это не супергерои — тогда кто? Леголас и Арагорн нервно курят в сторонке, глядя, как эльфы укладывают орков кровавыми штабелями. Монахи Шаолиня в экстазе просят научить их этому великому искусству, а японские самураи от зависти делают себе харакири...

Безоговорочные победы происходят и после, с разбойниками, с элитными бойцами графа Шера, вообще со всеми противниками суперотряда. Собственно, все битвы в книге происходят играючи, как в компьютерной рубилке: вжик-вжик, немного криков и крови — и можно собирать трофеи, которых столько, что я не раз задавался вопросом: как герои могут все это унести?

Кстати, о трофеях. Главный герой Вадим обладает патологической страстью к ножам, и после каждой стычки набивает ими свой рюкзак. Носить с собой пару килограммов ножей — зачем? Добро бы — метать умел или знал ножевой бой. Нет, не знает и не умеет. Наверно, это будущий рояль... Другая патологическая страсть Вадима — фотографирование всех и вся. Опять же — зачем? Он планирует вернуться назад и показывать всем, где он побывал? Нет, и в мыслях такого нет. Ответ знает только Кришна...

Продолжим тему главгероя.

Опять же, «простой парень», в чем пытается убедить нас Князев, вовсе не так прост. Смерти не боится, даже не думает о ней. Спокойно кромсает врагов мечами и расстреливает, словно всю жизнь только этим и занимался. Ни угрызений совести, ни рвотного рефлекса, ни сожалений, ни переживаний, ни страха — ничего нет. Думаю, такой выдержке позавидовал бы любой спецназовец, прошедший сотни горячих точек. Стрелять, кстати, герой тоже отлично умеет, что опять-таки свойственно не каждому простому парню. И не только из пистолета, но и из арбалета, весьма экзотического оружия.

А трюку с раскрыванием героем зонтика перед скачущей на него лошадью, чтобы она напугалась и сбросила всадника! Эта сцена достойна голливудского киноблокбастера — так же безумна и нелепа.

С самого начала книги Вадим невозмутим и практичен. Он просто непрошибаемый супермен. Когда его друзей убивают орки, он не грустит, не истерит, не боится, а спокойненько закапывает всех, тщательно, как опытный мародер, собирая все ценное, зная, что все это ему пригодится в дальнейшем.

В его железобетонную голову не проникает, скажем, такая мысль: а что, если не мы к ним — а орки к нам переместились? Ведь лес тот же, природа та же, солнце над головой и так далее. Автор пытается рассказать, что там, мол, лес погуще, а вот там чуть не такой. Тропинка будто бы обрезана. И что? Нельзя пойти вдоль обреза или просто поискать людей вокруг? Но нет, Вадим даже не пытается хоть немного пойти в том направлении, откуда пришел, вернуться, искать родину. Нет, это ему не нужно, ведь впереди ждут приключения!

Резюмируя: герой постоянно ведет себя так, как угодно Князеву, но не так, как диктуют обстоятельства и здравый смысл. Вадим от них совершенно независим. То же касается и остальных героев книги. С характерами у автора явно ничего не вышло. Герои не получились яркими, запоминающимися, а почему – об этом будет сказано ниже.

Ах да, я ведь забыл о врагах! Я, конечно, понимаю, что бывают туповатые существа — но чтоб настолько! Ну, конечно, ведь у автора орки — это фактически негры, так что все нормально, ведь с точки зрения Князева, негры годятся лишь на то, чтобы сидеть на пальмах и жрать бананы, в лучшем случае — погибать от эльфийских стрел. Даже волчья стая, потеряв не то что половину, а просто своего вожака, обычно спасается бегством. Тоже самое и у людей. Но орки (негры) не таковы! Нет: победа или смерть! Пусть перебили сотню товарищей, пусть справа и слева наши братья валятся, как снопы, от стрел эльфов — я все равно добегу до остороухих и попробую хотя бы укусить...

Это не орки и не негры, это существа, начисто лишенные не только мозгов, но и элементарного инстинкта самосохранения. Коллективное помешательство, не иначе. Автор туманно пытается объяснить это волей орочьих шаманов, но их эльфы выносят в первую очередь — что же движет орками тогда? Надо обладать мозгами червяка, чтобы видя, что проигрываешь, упрямо лезть на рожон и погибать? Автора это обстоятельство ничуть не смущает, ради живописной горы трупов он легко жертвует и логикой и здравым смыслом.

Кстати, о неграх. Роман далеко не политкорректен. Я не осуждаю автора, но постоянное упоминание логической цепочки «негры — пальмы — бананы» меня неоднократно морщило, хоть негром я и не являюсь. Пахнет сие не очень хорошо. В иных странах за это преследуют в судебном порядке. Но у нас можно, а потому пропустим этот любимый автором нюанс и перейдем к содержанию.

Итак, автор строит книгу по классической фэнтезийной схеме, а именно путешествии героев из точки А в точку Б. Что ж, в этом нет ничего плохого. Вот только между точками я не увидел ничего запоминающегося или оригинального. Леса, поляны, реки, скалы — все мелькает с частотой несущегося поезда. Мир автора вторичен, причем настолько, что просто не воспринимается, как фэнтези-мир. Обычная средняя полоса России, в которую по мановению пера перенеслись орки, гномы и эльфы, а также замки и прочая нечисть. Ни экзотических животных, ни растений, вообще ничего. Деревни, постоялые дворы и прочие людские обиталища автор описывает тщательно, но только ничего нового не добавляет. Все они — известные штампы множества фильмов и книг. Нет ничего своего, оригинального, свежего. Князев элементарно ленится что-то выдумывать. Все уже придумано до меня, между строк говорит он читателю, весь набор, а я лишь перетасовываю старые засаленные карты, раскладывая новый пасьянс.

На мой взгляд, непродуманно решение автора вести повествование не от третьего, а именно от первого лица, к тому же от лиц, так сказать, мифологических персонажей. Эльфов, гномов и так далее. В конце даже конь заговорил... Хм, скажем, корифей жанра профессор Толкиен не решился на такое. И между прочим, мудро поступил. Потому что такая подача не просто невероятно сложна, она губительна, если А: автор не гений, или Б: автор не держит своих читателей за дураков. Психологию человека можно изобразить с разной степенью достоверности, но пытаться это сделать с мифическими расами, имеющими тысячелетнюю историю, вообще отличными от людей обычаями и укладом жизни, иным, нечеловеческим мировоззрением... задача невероятно сложная, при которой легко схалтурить, а написать что-то достоверное требует огромного мастерства. Но Князев не тушуется, смело штампуя псевдоэльфийские и псевдогномские мысли целыми главами.

Почему я называю их псевдо? Потому что у Князева рассуждения мифических персонажей ничем не отличаются от рассуждений обычного человека. Стоп. Даже не обычного, а современного. Его эльфийка, да и остальное население сказочной страны знает такие слова, как сигнализация, электричество и многие другие, относящиеся явно не к периоду средних веков. Да и говорят они, как наши с вами современники. Иногда и газетным языком...

К примеру, такой диалог:

«– Это эльфийский походный хлеб, – отвечает ушастая. – Четвертинки хватает на весь день, но аппетита не портит, а, наоборот, улучшает усвоение любой другой пищи и еще усталость снимает.

– А я половину съел, это ничего?

– Нет, больше, чем нужно, организм все равно не примет»

К чему я это говорю? А к тому, что гномы и эльфы у автора номинальные. Замени их на людей — ровным счетом ничего не изменится. Персонажи так же будут играть свои нехитрые сюжетные роли. К тому же стандартные до тошноты: если гном — так бородатый брутал, если эльфийка — так стрелок и красавица.

Вообще, главная беда этой книги — отсутствие конфликта в самой идее, что и делает написанное откровенно скучным и предсказуемым.

Однажды автор попытался соорудить конфликт, основываясь на неприязни темных и светлых эльфов. И что? После пары окриков героя, две эльфийки легко и без осадка в душе помирились, и в дальнейшем полная идиллия и совместные фото в бикини ради вящего удовольствия Вадима. Так просто герой помирил представителей двух издревле враждующих рас? А вот так, исключительно силой убеждения, а вернее, силой неубедительного разглагольствования.

И что же в итоге? Картонные декорации населяют такие же картонные персонажи. Идиллия.

Как ни прискорбно говорить, но подобные книги читает невзыскательная и неумная публика, чаще всего молодая, не умеющая отличать зерна от плевел, а хорошую литературу от низкопробных поделок. Чтение ведь тоже немножко труд. И именно здесь проходит граница между хорошей литературой и плохой. Хорошая заставляет думать, плохая — нет. И вот задумываться у Князева, в сущности, не о чем. Дойдет ли герой до цели? Несомненно. Получит ли он все, что хочет? Обязательно. Быть может, он изменится, станет другим? Нет, зачем, он и так всем хорош, крут и бабам нравится, чего еще вам нужно? Хавайте.

Дочитывал я роман исключительно из принципа, скучно было еще в самом начале, многочисленную пустую болтологию пролистывал, не глядя, обращая внимание на действие, которого в книге дефицит. Что автор умеет делать мастерски — это нагонять объем из ничего, в этом Милослав Князев даст фору кому угодно. Бесконечные обсасывания ситуаций с разных сторон утяжеляют действие, это, плюс отсутствие конфликта, как движущей силы сюжета, делают книгу скучной. Да, если бы Князев хотя бы мастерски подавал психологию персонажей, их характеры, тайные помыслы, пороки и страсти, сталкивал их лбами, заставлял страдать — это нагнетало бы интригу и хоть какой-то интерес. Но нет, все герои вялые, как сухофрукты, без внятной мотивации, без прошлого, которое заменяют звучные и ничего не говорящие титулы, образы плоские и бездушные, вообще никакие. Автор пускается на всякие хитрости, чтобы удержать их вместе, но выглядит это надумано и фальшиво.

Почему так? А потому, что автор не чувствует своих героев, не страдает с ними (правда, страданий в романе я не обнаружил вообще), не переживает за них (а зачем — сразу ясно, что ничего с ними не случится), не жалеет, даже к врагам и то нет ненависти. И герои, и враги автору одинаково безразличны. Они — винтики и детали, не более. Не вызывают симпатии такие герои, нет желания быть похожими на них, или иметь таких друзей.

Князев не только неспособен на яркие портреты, слаб в мотивации и описаниях, он еще и ленив. Он откровенно ленится придумывать, у него нет ничего своего, авторского, анекдоты и те давно всем известные. Заканчивая читать, я понял, почему Князев пишет от первого лица. Все просто. Повествование от третьего лица значительно убавит объем, а это самое важное.

Действия в книге маловато, все произошедшее реально уместится в большой рассказ. Заметно, что я намеренно не называю книгу Князева романом? Так вот, это и не роман, это бессовестно разбавленный водой рассказ-переросток без идеи, морали, конфликта, роста героя — всем известных и непременных атрибутов хорошего романа.

Автор часто пытается хохмить, то переводя на эльфийский русские анекдоты, то проводя аналогии этого мира и реального, но не всегда получается смешно, кроме того, все это уже многократно было, причем к месту и в меру, которой Князев, видимо, тоже не чувствует. И добро бы шутки и анекдоты современные были или на злобу дня, но большинство просто разбавляют скучный текст и вставляются автором скорей интуитивно, чем к месту. Видимо, он сам чувствует: скучно, надо бы похохмить... Многие шутки родом из СССР, скажем, шутка о черной кошке — с намеком на банду из известного сериала. Князев допускает еще одну ошибку: хохмы и ссылки из того времени не только не играют, но наверняка выглядят непонятными для молодых читателей, кои наверняка и составляют львиную долю поклонников автора.

Кстати, в сюжете с черной кошкой у автора логический прокол. Эльфийка никому не говорит, что после разборки с бандой нарисовала на стене кошку — но Вадим откуда-то это знает и выговаривает ей.

Как я и предвидел, книга с названием «Полный набор» бесконечно далека от художественной ценности, представляя собой действительно полный и избитый набор штампов и действий. Не поступков, а именно действий. Разницу неглупый человек поймет. Как я говорил выше, конфликты и динамика отсутствуют, герои картонны и нелепы, мир шаблонен, даже заявленная в начале загадочная Великая Миссия оказывается обычным обедом в эльфийском лесу... Ради чего все это написано? Что хотел сказать автор этой книгой? Ответ знает только Князев, я этого понять, увы, не могу.

Впрочем, это можно читать детям до 14 лет, (если забыть о неграх и бананах, все довольно пристойно), людям постарше и поумнее не советую тратить время и нервы, не говоря о деньгах.

Ну, и на десерт приведу наиболее понравившиеся перлы.

«Судьба прилетела стрелой и осталась в затылке».

«засвистели еще стрелы, находя своих жертв среди разбойников».

«хватаю с земли свой топор и бью ближайшего ко мне бандита. Кто-то из уцелевших охранников поступает так же».

Это буквально одна глава.

«Не успела об этом подумать, как один из них падает со стрелой в спине, несмотря на усталость, замечаю, что стрела какая-то странная»

«Вымотался, как собака, собака тоже»... и так далее.

Конечно, не вся книга такова, но язык неважный, тусклый какой-то, местами ка-зенный, мне не хватало в нем яркости и эмоций. Нет, эмоции в тексте присутствуют, но именно присутствуют, ибо описываются столь многословно, что теряются под нагромождением словесных оборотов.

Честное слово, я не знаю, за что можно похвалить автора «Полного набора». Ну, разве что за работоспособность. Страшно подумать, ведь Князев написал аж пять или шесть томов о приключениях своих непобедимых героев и готов писать еще. Я понимаю, что он не претендует на достоверность и реализм своих текстов (с его стороны это было бы нелепо), но любое достойное повествование должно иметь внутреннюю логику и идею (желательно свежую) – а с ними у автора туго, а то и вообще никак. Я ожидал, что автор, издающийся такими тиражами, хотя бы что-то умеет, у него можно чему-то научиться... Увы. Уровень текста не превышает уровень большинства изделий самиздата, он попросту откровенно слаб. И Великая Миссия Милослава Князева по дискредитации отечественной фэнтези продолжается.

Оценка: 1
– [  2  ] +

Андрей Прусаков «На рынке "шестёрку" старик продавал...»

Игнир, 26 декабря 2014 г. 18:46

Уважаемый рецензент, я никогда не называл себя поэтом, большинство моих стихов — это компиляции и пересказ старого на новый лад, со своими идеями. Касаемо этой пародии — а это все-таки пародия, что бы вы ни говорили — то я всюду, где только мог, написал: это шутливый отыгрыш всем известной ситуации, которую блестяще обыграл Михалков. На лавры не рассчитываю, но и стыдиться мне нечего.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Вадим Шефнер «Счастливый неудачник»

Игнир, 27 декабря 2012 г. 23:00

Писатель, который останется со мной навсегда. Можно перечитывать бесконечно. Мягкий юмор, обаяние жизни, вера в лучшее, доброта — это лишь малость из чувств, которые вызывают повести и рассказы Шефнера. Гениальный писатель и поэт, без всякого сомнения.

Всем рекомендую! «Счастливый неудачник», «Человек с пятью не», «Сестра печали» — эти вещи рассказывают не только о детстве писателя, это какая-то невероятная смесь правды и вымысла, причем вымысла гениального, такого, в который хочется верить. Его фантастика совершенно реальна — этот эффект доступен немногим фантастам.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Юрий Гаврюченков «Кладоискатель и сокровище ас-Сабаха»

Игнир, 27 декабря 2012 г. 22:41

К сожалению, «Пожиратели гашиша» запомнились лишь кучей трупов, грудами золота, обилием мистических орденов и сект, персонажами, среди которых никто не вызывает сопереживания и сострадания (учитывая то, что львиная доля персонажей книги погибает). Про количество всевозможных святынь и артефактов я уже не говорю — хватило бы на десяток Индиан Джонсов или Лар Крофт.

Но главная проблема книги не в этом. В конце концов, это право автора — придумывать миры и играть персонажами. Как не прискорбно, главная проблема книги — ее герой. Герой в понимании автора — человек, который ради выгоды и личных амбиций преспокойно способен спрятать совесть, сострадание и доброту куда подальше, чтобы не мешали расправляться с многочисленными врагами и препятствиями, наводняющими сюжет.

Не знаю, для какого читателя написана эта книга. Лично мне было омерзительно (не побоюсь такого слова) отождествлять себя с «героем» (тем более что роман написан от первого лица), у которого имеется единственная и незамысловатая цель — обогащение. Цель, к которой Илья Потехин идет через трупы, особенно об этом не переживая. А чтобы читатель не возмущался, автор заготовил простые и понятные оправдания: дескать, сами полезли, первые начали, к тому же нанюхались гашиша, и вообще «чурок» мочить на-до... Герой расчетлив, циничен и зол на весь мир. За время повествования он совершает массу «подвигов», но подвигов именно в кавычках, ибо нет подвига без победы над собой. Но герой и не думает с собой бороться. Зачем, когда он и так весь такой правильный? Прочь моральные изыски, это для слабаков, надо жить в свое удовольствие и мочить всех, кто мое удовольствие нарушит. Да, и еще чтоб менты не замели!

Похожий персонаж есть у всем известного Толкиена. Догадываетесь, кто? Конечно, Горлум (см. «Властелин Колец»). И герой Ю. Гаврюченкова — именно таков. Внутри. Характерен и друг героя — «афганец» Слава. Бывший уголовник, отмороженный убийца. Как это говорится: скажи мне, кто твой друг...

Заметно, что автор просто развлекается, создавая изумительные ордена, тайные секты, колоритных персонажей и чудесные артефакты. Все это сделано на пять с плюсом. Но, увы, они созданы лишь для того, чтобы так же колоритно перебить друг друга. Автор это знает, но, похоже, ему не жаль никого из них. Это чувствуется. А если творец не любит свои персонажи, чего тогда ждать от читателей?

Нет, конечно, есть у автора и плюсы. Хороший язык, нескучные диалоги, интересные персонажи. Этого, как говорится, не отнимешь. Да и сюжет, в общем-то, неплох. Подкачала именно идейная непродуманность, «неправильный» герой, не вызывающий ни капли участия. Я допускаю, что автору чужда любая идейность, но — результат налицо.

Роман, как и его главный персонаж, оригинален и самобытен. Какое время — такие и герои, хочет сказать автор. Не спорю. Но верю в тесную взаимосвязь автора, его фантазий и реального мира. Обычно в какой-то степени мы проходим через то, что описываем. А то, что мы описываем, в какой-то степени когда-то пройдет через нас. Хорошо бы об этом помнить.

Оценка: 6
⇑ Наверх