FantLab ru

Алексей Иванов «Сердце пармы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.53
Голосов:
1158
Моя оценка:
-

подробнее

Сердце пармы

Другие названия: Чердынь — княгиня гор (1455-1481); Сердце пармы, или Чердынь — княгиня гор

Роман, год (год написания: 2000)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Странные дела творятся на востоке от Москвы, в Предуралье. Странные и страшные. Там живут дикие племена, царят древние боги. Там торжествует магия и слабеет сила креста. Суров тот край и законы его. Кто выживет, сумев сберечь душу?

Русские, вогулы, татары...

Хумляльты, ламии, люди...

Одержимые страстями, совестью, долгом, любовью – все они идут за птицей своей души.

Залит кровью путь к власти вогульского князя Асыки.

Окутан тайной путь храмодела Калины.

Тяжела доля Чердынского князя Михаила.

Лишь смерть воина Полюда ясна и определенна, и лишь он поистине бессмертен.

Разные у них дороги, хоть переплетены и запутаны между собой. Но всем им грозит тяжелая длань князя Московского, создающего свое царство. Для него мелки конфликты далекой пермской земли, раздираемой в клочья изнутри. Что ему чья-то любовь, чья-то клятва? Неотвратимо надвигается на Парму московская рать, движимая государственными интересами. Перемалывая судьбы, перекраивая землю и не замечая, как земля эта сама перекраивает пришельцев.

Примечание:

Из авторского комментария: «Сердце пармы» («парма» — с маленькой буквы, так как это названия типа леса вроде «тайги», «рощи», «дубравы», «колка» и т.п.)».


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 413

Активный словарный запас: высокий (3119 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 65 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Аэлита, 2004 // Премия «Старт»

лауреат
Странник, 2006 // Историческая фэнтези

Номинации на премии:


номинант
Мраморный фавн, 2003 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Сердце Пармы
2003 г.
Чердынь - княгиня гор
2003 г.
Сердце Пармы
2006 г.
Сердце Пармы
2008 г.
Сердце Пармы
2009 г.
Сердце Пармы
2010 г.
Сердце Пармы
2010 г.
Сердце Пармы, или Чердынь — княгиня гор
2012 г.
Сердце пармы
2012 г.
Сердце пармы
2013 г.
Сердце пармы
2013 г.
Сердце Пармы
2015 г.
Сердце пармы
2016 г.
Сердце пармы
2018 г.

Аудиокниги:

Сердце Пармы
2007 г.
Сердце Пармы
2008 г.
Сердце Пармы
2016 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...» П. Герман, зачернуть, исправить на князь Пермский Михаил Ермолаевич

Чтобы с самого начала быть откровенным, отмечу, что «Сердце пармы» это первый исторический роман, который я прочитал в осознанном возрасте. И сейчас речь не о тех литературных произведениях, фоном для которых являются реальные исторические события, а лишь о тех, которые широтой размаха и глубиной погружения, обилием персонажей и тщательностью их проработки не просто выхватывают кадры исторической хроники, не просто рассказывают нам историю на фоне Истории, но являют нам часть полотна времён со множеством отдельных нитей и хитросплетений, плотную, живую, пульсирующую ткань Истории.

Что ж, а теперь пришла пора сказать, что о событиях, описываемых в романе, равно как и об одном из главных антагонистов (протогонистов?) романа — язычестве на территории нынешних русских земель, известно очень мало, если известно хоть что нибудь. Автор романа Алексей Иванов наполняет жизнью не те события, которые произошли, но заполняет белые пятна истории: повествует нам о сожженных идолах, о срубленных священных деревьях, о разрушенных капищах, о забытых обрядах, об утраченных реликвиях. «Сердце пармы» — это исторический роман о событиях, которых скорее всего не происходило в действительности.

Ещё одним камнем, зачернуть исправить на булыжником в огород «историчности» является наличие в романе элементов фэнтези: женщины-оборотни ламии, бессмертные хумляльты и кое-что или кое-кто ещё. Однако это только на первый взгляд является элементами фэнтези. На деле же, это лишь одно из проявлений особенностей восприятия мира, где есть место загадкам и тайнам, где бескрайняя парма является одновременно и средой обитания, и богом, и дьяволом.

Пусть это мое субъективное мнение, но я отчётливо вижу перед собой не ламий, но своенравных горячих хитрых женщин, которые выделяются из массы других безвольных рабынь своего времени; вижу не хумляльтов, но людей с горящими глазами и целью в жизни, о которых мы говорим «человек неопределенного возраста» или «ему/ей может быть от 35 до 70 лет», уверен, что в современном мире каждый может припомнить как минимум пяток «хумляльтов», а «ламий» теперь стало в десятки раз больше, и каждый лично знает несколько «ламий».

«Сердце пармы» это исторический роман о покорении воинственным московским княжеством восточных земель, роман о том, как пермяки превращаются в русских, как на место капищ становятся монастыри, как языческая сказка становится христианской былью. Роман о том, как вместо такого разного счастья пермяков, которое всегда идёт рука об руку с трудностями и горем, но и свободой и чувством своей уникальности и цели в жизни, приходит гордость и величие даже не русских, но князя Московского, который шаг за шагом, поколение за поколением идёт к тому, чтобы стать царем и великим князем всея Руси.

В романе множество персонажей, которые могли бы разбежаться перед внутренним взором читателя как муравьи, однако вместо этого каждый из них занимает строго отведенное ему мыслью автора место, каждый является живым человеком со своими печалями и радостями, со своей глупостью, мудростью и своей правдой.

Христианство против язычества? Православный князь Пермский Михаил Ермолаевич против окутанного тайной хумляльта Асыки? Епископ против пама? Монах против шамана? Да.

Но все далеко не так просто. Человека можно убить, можно сделать пленником, но нельзя заставить стать русским, нельзя заставить отбросить свою историю и веру и стать православным. Но можно полить землю русской кровью, пропитать ее своими жизнями на глубину, принести свой уклад, поселиться рядом, жить и умирать рядом с язычниками. И со временем священные луга, обиталища духов станут пахотным полем, где вместо разнотравья пармы будет колоситься рожь.

Просто не верится, что для Алексея Иванова «Сердце пармы» это одно из дебютных произведений. Насколько мастерски Алексей создаёт этот эпический роман, насколько смело вплетает в историческую канву мистическое видение мира языческими обитателями бескрайних лесов, что остаётся только аплодировать ему.

Пожалуй в будущем я смогу сказать, что именно «Сердце пармы» Алексея Иванова открыло для меня мир исторического романа. Однако есть у романа и серьезный недостаток. Уже сейчас мне стало намного сложнее погружаться в более «мелкие» сюжеты как в литературе, так и в кино. «Сердце пармы» становится для меня одной из вершин в мире искусства.

Моя оценка 9 из 10.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Трудно. Ох, трудно писать отзыв на этот роман. Ведь сочиняя отзыв, я цепляюсь за то, что нравится и, особенно, за то, что не нравится, перехожу от одного к другому – и вот отзыв сам собою слепился. А как писать отзыв на то, что идеально? Ведь, да – чёрт возьми! – «Сердце пармы» для меня идеально! Роман сделал не только моё лето и мой год, он вдруг вознёсся для меня на вершину всего того, что было прочитано!

Да, поначалу я стукнулся лбом о странные непонятные слова и названия, и даже хотелось посетовать, что нет тут сносок или пояснений, но ощущение это мгновенно исчезло – всё стало понятно по ходу дела, всё встало на свои места. И тут же хлынуло. Всё её дикое необузданное и древнее – и сила, и своеобразие и красота; её легкость и тяжесть. А дальше, когда всё стало сплетаться, вся эта вязь событий и судеб, сплетаться как длинные вогульские косы – так в груди и место не хватало, чтоб вмести всё. Это безумное и стойкое ощущение, что и не книга вовсе, а сама жизнь. Жизнь, в которой место всему есть – и смеху и страху, и боли и радости, и бытовому и загробно непостижимому. И хотелось смеяться вместе с ней. И холодок по спине бежал, когда было страшно. И горло перекрывало комом от несправедливости и горьких изгибов судьбы. И не было тут ни правых, ни виноватых – как в реальности, как в жизни. И каждый был сам собой – и даже в самых, казалось бы, злых и нечестных людях находилась своя правда; а каждый хороший и правый нет-нет да глупил, да злился, да заносила его нелёгкая, и пожинал он горькие дерущие глотку плоды своих ошибок. Всё в нём было – и было так, что подходя к концу, я вырывался из этой книги, дробил её в тревоге, что закончится она, скоро закончится, оттягивал это, как момент прощанья с близким человеком. Но возвращаясь, будто тонул в ней, и не мог оторваться. И понимал, что никогда не читал такого – ни в теме своей (ну, помнился мне «Ермак», но чтобы до него, чтобы так, чтобы с этой правдивой отчётливостью и неоднозначностью…), ни в красоте дикой пармы, чарующей и страшной, ни в этой проникновении в менталитет не похожий на наш; ни в этой неописуемой пронизывающей мистике судеб. И не просто это о столкновении миров, столкновении менталитетов, столкновении народов и их смешении (и это тоже важное тут – и через это, как нерв сквозь тело, становление России, с той стороны, с какой её не покажут – важное, правильное, но и с несправедливостью, и смертью, и с горечью), о частном, личном и общем, человеческом и даже нечеловеческом ¬– а нечто и над этим, нечто непередаваемое, густое, осязаемое, кажется так, что можно ухватить руками, но и призрачное настолько, что и не ухватишь. Как он это сделал, этот Иванов?! Как он мог такое сделать?!

Сложно. Ох, сложно писать отзыв на этот роман! Сложно потому что душу от него распирает. Потому-то эмоций, эмоций-то много, да так что и высказать их – исписать всю бумагу, да не вычерпать и десятую долю. И мыслей – масса. Да только слов для них не хватает. Да и как, черт возьми, описать саму жизнь во всём её головокружительном многообразии (вон даже проблема отцов и детей тут нашлась)? Как описать даже нечто большее, чем жизнь – описать время, душу, судьбу? Но ведь всё это есть. А я теперь сижу и томлюсь от того, что не хватает слов…

Но всё-таки есть один минус у книги – она кончилась. Как бы я ни хотел, как бы я не оттягивал этот миг – кончилась. И остался я оглушённый, опустошённый, но, в то же время, наполненный этим всем. И кончилась она так же идеально, с такой же густотой и правдивой неоднозначностью чувств; неожиданно, но так будто сердце знало, что закончиться должно так и никак иначе. И с горьким комом расставания в горле.

Она закончилась, но, в то же время, и не закончилась, так как я чувствую – она ещё живёт во мне, в моей голове, в моём сердце, у меня в душе. И чувствую, что долго она ещё не погаснет, да возможно и не погаснет вовсе, как Полюдов огонь, что даже не горя всё светит. И что буду я к нему возвращаться, чтобы хоть глоток да испить из этого источника вновь; да и просто, чтоб вдохновляться, чтоб чувствовать этот потрясающий язык, чтоб чувствовать эту дикую древнюю пронизывающую неописуемую силу… Спасибо тебе, Алексей Иванов! Спасибо тебе, «Сердце пармы»! За бьющееся радостно и восхищённо, то сжимающееся от горя сердце. За всё это, непередаваемое. И за то, что великая русская литература воскресла для меня как феникс из давно остывшей золы – с этим романом.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если немного задуматься — сколько ещё вот таких неизвестных страниц истории нашей Родины, о которых мы даже не подозреваем. И спасибо Алексею Иванову, что он направил свой талант на то, чтобы познакомить читателей с одной из таких страниц.

Непонятно, конечно, насколько автор придерживался исторической правды, но, в любом случае, картина поглощения Русью языческого пермского края выглядит в книге и увлекательной, и завораживающе красивой. Думается, парма навсегда останется в памяти любого, кто прочитал это произведение.

Роман у Иванова получился именно таким, каким и должно быть настоящему роману: многоплановым, обширным по географии и протяженным по времени. Ну и увлекательным. Немного, пожалуй, смутил только финал произведения. Нет, он, в общем-то, именно такой, каким и должен быть, но вот обставлена развязка всей истории как-то уж очень по-голливудски. Знаете, когда в фильме герой всё преодолевает, преодолевает трудности, вот казалось бы и все враги повержены и полная победа и вдруг, в последнем кадре, всё переворачивается с ног на голову (вспомните тот же культовый в своё время «Кошмар на улице Вязов»). Вот так, приблизительно, обставил финал своего романа и Иванов. И выглядит это, на взгляд так и не привыкшего к голливудским штучкам читателя довольно дёшево, совсем не соответствующе всему остальному тексту книги, её характеру и духу.

Пожалуй, этот финал можно понять и принять только в контексте мистической составляющей книги — что-то там в плане полного завершения жизненного предназначения главного героя, когда жить далее становится просто ненужным. Но такое толкование удовлетворит, думается, далеко не всех читателей.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Здравствуй, дорогой мой искатель годноты. И раз ты здесь, значит ты считай её уже нашёл, идя по долгому, трудному и тернистому пути.

И прежде всего хочу сделать отступление и кое-что отметить касательно остальных авторов схожего, так сказать, славянского летописного цеха. Начну с печальной ноты и вспомню всеми расхваленную Марию Семёнову, которая выдала просто «неоспоримый шедевр» типа — «Тот, кого я всегда жду». И неоспорим он настолько, что практически не имеет толковых отрицательных отзывов, ну разве что кроме моего. Оценка соответственно за каким-то лешим тоже непомерно высокая, даже выше чем у той же «Сердце пармы», хотя парма в сравнение с ней на порядок выше, да что там — это как небо и земля. Ну да ладно. Просто с возрастом всё больше ворчу..., причем постоянно(кстати её не менее гениального «Волкодава» я тоже всячески обласкал, любя). Так что, не будем больше о грустном, давайте о позитивном.

Здесь мы имеем довольно редкую направленность, которую наши авторы старательно обходят стороной, а это средние века Руси и вообще нашей тогдашней историй (хотя тут наверно я плохо искал, но всё же для сравнения, иностранная литература про Европу подобного жанра мне встречается намного чаще). И я не говорю сейчас про так называемых «попаданцев», нет, этого то добра тут пруд пруди, да ещё и соответствующего качества, я говорю про серьёзные исторические художественные произведения.

Ну вот было дело, ткнул значит рейтинг. И бац, что вы думаете? А там попаданцы сплошь, РУСЬ ВСЁ СПАСАЮТ, да что-то никак у них не выходит, раз столько этих попаданцев десантировать приходиться! Так стоп, это я опять о печальном. Вот тянет всё и тянет меня не туда.

Вообщем, средь всего этого изобилия таки втесался наш Алексей Иванов и выдал нам крепкое произведение о нашей многострадальной родине, без излишних розовых соплей о всяких там бабах-воинов в отряде крепких варягов в поисках мужика... (да успокойся ты уже наконец! (это я себе)), а именно суровую, иногда мистическую, но всё же больше реалистичную историю. Думаю не стоит пересказывать или описывать события книги, это сделали уже все за меня, да и опять о печальном придётся, ведь времена были тяжелые. Зато отметить само по себе редкость таких книг ещё как стоит. Поэтому смело беритесь за изучение, а если не в моготу на бумаге, то аудиокнига в помощь.

Спасибо за внимание. Критика всего и вся приветствуется.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то продрался сквозь этот текст.

Первые впечатления — очень выпукло, красочно, аутентично, самобытно. Сверкающее, переливающееся всеми красками полотно о чуждой нам теперешним жизни и о таких же чуждых нам теперешним людях.

Не буду ничего говорить о соответствии реальным историческим событиям (не историк я — знаний не хватает). Не это тут главное.

К плюсам могу отнести этакую монументальность, цельность и познавательность романа. Все ярко, подробно, со знанием деталей (ну, по крайней мере, на мой взгляд). Интересно, жизненно и трагично. Завораживающие описания природы тех мест, людей и их обычаев. Живые, правдоподобные герои и их нелегкие судьбы.

Ну а теперь к минусам.. Затянуто. Местами откровенно нудно — описания на полторы страницы, а то и более, коих здесь с избытком, поначалу проглатываются, а потом заставляют скучать. Миллионы имен собственных (названий рек,сел, городов, мифологических персонажей и просто имен людей) — просто оторопь берет. Поначалу как-то пытаешься вникать (это то село, которое возле этой речки, от которого нужно идти к этому городку и т.д.), потом плюешь на это, поскольку запомнить все это нереально и все эти названия просто просматриваешь не вникая. То же и с различными эндемичными архаизмами — догадался по смыслу что значит слово — славно, не догадался — ну и фиг с ним. Словом, тяжеловато читать.

Роман сам по себе неплохой, но не мое это — перечитывать не буду однозначно, да и посоветовать можно далеко не каждому.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая книга. Читал её лет 8 назад, но воспоминания всё еще остались.

Книга захватила с первой главы своей атмосферой, чему способствовал язык автора, даже не понимая значения некоторых слов)) по контексту в последствии ты уже понимаешь, что это. К атмосфере книги добавляется историческая составляющая, что только добавляет интереса сюжету. Читая книгу начинаешь понимать, чем жили (какими мыслями) люди того времени и с чем приходилось сталкиваться при продвижении Руси на восток и какими способами Русь и впоследствии Россия вбирала в себя всю свою многонациональность и сопутствующие ей многообразие традиций, верований, языков. Такие книги пробуждают интерес к своей собственной стране её истории и традициям. Отсюда и представление драконов и другое волшебство и магия в романе не выглядят, чем-то инородным в нашем мире, а являются частью представлений о мире окружающем людей тех времен.

Сам это книгу прочитал на новогодних праздниках, дней за 5 при этом даже иногда в буквальном смысле забывал поесть, читая с утра и до ночи.

Рекомендую всем к прочтению!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга, безусловно, мощная. Но резанула слух одна неточность. Рассказывая, как Москва присоединяла Новгородскую республику, автор пишет, что на верёвке за санями, в которых в Москву везли новгородский вечевой колокол, «шла на смерть сама Марфа Борецкая, вдова посадника Дмитрия», попавшего в плен после Шелонской битвы. На самом деле, Дмитрий был сыном Марфы, а мужа её звали Исаак и умер он задолго до той битвы. Такая вот поправочка.)

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная сага: медленная, тягучая, сложная и одновременно легкая и захватывающая. Оторваться не возможно.

Это история удивительного края, сурового и мистического, где природа, звери, люди — едины, где законы не писаны, морок неотличим от реальности. Здесь всё дышит гармонией, страшной, дикой и не понятной для людей пришлых, чья задача — завоевать, заставить, изменить, добиться покорности.

«Сердце пармы» — это большой роман о столкновении цивилизаций, летопись колоссальных утрат и приобретений.

Слова искренней благодарности автору за блестящий роман, за удивительную историю!

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

на действительно сильные книги трудно писать рецензии.

есть риск либо захлебнуться восторгами, либо уйти в какие-то дебри.

то ли дело «песочить» посредственность.

«Сердце пармы» — книга сильнейшая.

это грандиозный труд, проделанный совсем молодым еще человеком.

Иванову удалось создать целый мир, найти его на карте и во времени.

история России вещь с одной стороны хорошо нам знакомая, а с другой — зауженная со всех сторон и заколдованная, будто бы сводящаяся к полудюжине ярких эпизодов и монструозных личностей. Вещий Олег-Ярослав Мудрый-Монголы-Поле Куликово-Иван Грозный...

чуть в сторону от магистрального направления — тьма и мгла, чуть поодаль от фигур из школьного учебника — безлюдье.

русскую историю надо расколдовывать, раскрывать, разворачивать.

Иванову это удается, ему это по силам.

конечно, автор много сочиняет, роман иногда смыкается с откровенным фэнтези.

но учитывая, насколько темна ввиду скудости источников, исследуемая им эпоха, и помня, сколь много мифологии в ставших официальными, признанными за «историческую правду» эпизодах, ругать за это не хочется.

да и рука не поднимется.

книга раскрывает такой загадочный сюжет, как «расширение Московского Княжества», которое втягивает в свою орбиту все больше и больше земель и народов.

причем раскрыта тема с точки зрения жителей периферии, глухомани — Перми.

Пермь эта, воссозданная, а то и прямо сочиненная автором с редкой любовью и порожденной этой любовью убедительностью, совершенно особый мир.

это фронтир русской цивилизации.

за Камнем (Уралом) простираются пока совершенно неизведанные, таинственные, сказочные земли.

на юге еще сильны осколки Золотой Орды, которая после пресловутого Поля Куликова вовсе не исчезла из истории.

за западе набирает силу хищная Москва, поглощающая одно за другим старинные русские княжества.

на севере еще звонит в вечевой колокол непокоренный еще Новгород.

сама Пермь — земля будто повисшая между разными мирами.

тут местные жители умоляют пришедшего с Руси поселенца не пахать священное для них поле, на котором покоится сказочный герой. тут Христа ставят на капище вместе с языческими идолами.

тут промышляют грабежом древних могил отчаянные смельчаки, всеми проклятые и ненавидимые скудельники.

по рекам рыщут ватаги лихих ушкуйников, на алтари старых богов все еще льется человеческая кровь.

здесь, в этом суровом краю ищут спасения от господского и государева гнета русские крестьяне, а где-то в глухомани еще живут загадочные «лесные мужики», покрытые шерстью.

Пермь — крошечное государство, для которого 200 человек — армия, 700 — батыевое нашествие, а русскому князю приходится опираться на сложные отношения с местными «князьцами», переживает непростые времена.

впрочем, неужели времена когда-то бывали простыми?

роман вмещает в себя много лет и много судеб.

герои проходят перед нами, такие разные и такие живые.

самый понятный читателю — наверное князь Михаил, потому что он наделен такой редкой чертой, как способность к рефлексии, к размышлению.

с одной стороны ему противостоят герои уходящей былинной старины, свирепой языческой древности, такие как вогулы Асыки (враги) и пермяки Кочиима (вроде бы союзника), цепляющиеся за славное прошлое, сознающие, что их век уходит.

но «поступь прогресса» представлена не только и не столько хлеборобом Нифонтом, сколько манипуляторами от церкви (Филофей, Иона) и кровавыми катами от государства (князь Федор, боярин Вострово).

те еще цивилизаторы, сносящие целые городки просто так, для острастки.

молодой князь, осиротевший после вогульского набега, долго пытается обустроить свою землю, найти какой-то путь, который позволит и сохранить столь любимую им сказочную, языческую, колдовскую Пермь с ее капищами и священными лесами, и выстоять в борьбе с более сильными и развитыми землями.

Михаил не великий воин (хотя и не боится драки), не великий манипулятор (хотя и умеет найти подход к людям).

он живой человек.

живой человек, окруженный персонажами, которые больше олицетворяют стихии.

собственная жена — и та полупомешанная колдунья, дочь лесов и гор, дитя пармы...

при всей грандиозности своих задач, сложном (подчас переусложненном), образном и насыщенном экзотикой языке, книга достаточно динамична и энергична, порой откровенно кровава и неприкрыто страшна, и читается на одном дыхании.

правда есть ощущение некоторой лоскутности текста, потому что часть глав полны густого варева из архаизированного «как бы древнего» русского с пермяцкими и вогульскими словечками, а часть написана обыкновенно, без стилизаций.

на одних страницах ощущаешь себя среди людей другой эпохи, с другим мышлением и представлениями о жизни, а следом автор гонит чуть ли не публицистику, уместную в современной прессе.

но энергия, которой дышит «Сердце пармы» искупает эти мелкие недочеты.

в общем очень хороший роман, который одинаково подойдет и тем, кто желает порассуждать об истории Отечества (и заодно повысить свои знания о ней), так и тем, кому подавай свист стрел, звон мечей и колдовскую жуть.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Теперь буду гордиться тем, что вырос в сердце Пармы. Далеко от Перми, но поближе к Чердыни, в той же приуральской тайге. А читать эту книгу было страшновато. Не столько потому, что в ней трудные времена и невесёлые дела описаны. Дело в другом, в стихийности и необузданности самой прозы. Не каждый раз, но часто – открываешь книгу и тебя подхватывает и несёт. Не то буря в океане, не то ледоход на реке, не то омут, не то водопад. Не то вернёшься, не то сгинешь.

Возвращаешься, да ещё и с добычей. Немало узнаешь и прочувствуешь. О том как создавалась и прирастала севером Россия, о том как в котле истории сплавляются и создаются культуры и религии, о том сколько в нас, русских, разного намешано. Мы наследники многих народов, да и древняя ворожба у нас в крови. Иванов – лучшее доказательство.

Говорят, на Ивановых Россия держится. Того больше, Ивановы – это часть, суть, соль Земли Русской.

О чём ещё хорошо в романе написано, так это о создании мифов, о том как люди в легенду входят. Верю, что через пару сотен лет одна из легенд будет звучать примерно так. Были у Пермского Края реки могучие и горы высокие, была тайга бескрайняя и таинственная. Был тот край богат и прекрасен, но некому было о нём рассказать. И родила тогда Пермская Земля писателя Алексея Иванова, и весь мир узнал о том, и позавидовал краю, у которого такой певец.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга о многом. О том что такое Русь, о том как куча маленьких народностей грызла друг друга, не особо ощущая себя единым этносом, о людях, живших на окраине тогдашней Ойкумены, и прежде всего о Жизни. Персонажи прописаны очень хорошо, повествование вначале кажется несколько рваным, но в этом и смысл данного романа. С исторической точки зрения — тут хоть и есть определенная доля несколько фольклорной мистики, но с фактологией все в порядке, за что автору можно выразить отдельное спасибо. Образ главного героя вызывает сильное сочувствие и понимание, у большинства персонажей очень пророботанная мотивация. Эпичность в данном произведении есть, любовная линия также присутствует, и что самое главное — гнетущее ожидание, возникающее при чтении. В глубине души, читатель понимает как закончится эта книга, но автор настолько привязывает к персонажам, что при их неудачах и боли становится неприятно и нам. Есть классные стилистические моменты

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Так почти во всей книге нет мата, и когда священник Иона называет сына князя выблядком будто вздрагиваещь
, как и трагические
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Князь Васька, котик-братик, и Аннушка. Все просто, но сильно цепляет
. Так что, могу только повторить — книга сильно западает в дущу. Для меня — это один из лучших русских романов 21 века.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень качественный исторический роман, с некоторыми вкраплениями мистики. Мне он напомнил произведения В. Яна и «Русь изначальная» В. Иванова. Такая же захватывающая художественная историческая проза. Что же касается мистики, мне она показалась лишней. Нет, истории про вогульскую и Пермскую нечисть, мифологические сказания этих народов, смотрятся вполне уместно. Это придаёт необходимый колорит роману.

Но,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
автор столько внимания уделил ламиям, ( причём здесь эти мифологические вампиры Древней Греции и Рима? Лучше бы он просто назвал этих женщин шаманками или колдуньями.), что теряется ощущения реализма романа.

Ну, а зачем вогулы ездят на боевых лосях? Про боевых слонов я читал, про боевых верблюдов тоже. Но лоси?

Вот с такими моментами у автора перебор.

Ну, а в целом, роман интересный и динамичный.

Я упорно продирался через первые пару глав. Очень уж они насыщены вогульскими труднопроизносимыми и сложночитаемыми словами. Может, они и придают атмосферность книге, но с первых страниц, чтение романа сложновато. Но, уже через пару глав, действие переносится на Русскую сторону, и язык книги становится легким, сочным и ярким. Читается роман захватывающе.

И герои самобытные, образные. Переживаешь и сочувствуешь всем: и язычникам, у них своя правда, и Московскому государству, укрепляющему и расширяющему свои владения, и князю Михаилу, оказавшемуся между двух огней.

Нет, роман не шедевр. Я читал исторические книги и более сильных авторов. Но книга хорошая,написана мастерски, прочитал я её с удовольствием.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если в двух словах, это очень сильный и сложный роман, который может прийтись по вкусу и любителям фантастики/фэнтези, и ценителям классики, и тем, кто предпочитает историческую литературу.

Если говорить о жанровой принадлежности, это ни в коем случае не фэнтези, да и магический реализм — вряд ли подходящий термин. Исторический (квази-исторический?) роман с элементами мистики. Может быть так? Трудно сказать, ведь все сверхъестественные события, происходящие в романе, мы можем поставить под сомнение. Действительно ли эти события имели место, или же средневековое мышление героев превратило выдумку в реальность. И даже преподносимое как факт странное долголетие (бессмертие) некоторых персонажей, которое по сюжету сложно оспорить, вызывает сомнение. Возможно, поэтому под названием романа идет приписка «роман-легенда». И это очень подходящее определение.

Автор отлично владеет выбранной тематикой. Устаревшие слова и пермские названия всего и вся так и сыпятся, и в отсутствие сносок вначале через текст приходится буквально продираться (уж не знаю есть ли издание со сносками, но это заметно облегчило бы чтение). Через некоторое время к этому привыкаешь, что-то посмотришь в гугле, что-то начинаешь воспринимать на подсознательном уровне, но это не сильно облегчает путешествие по парме. Текст очень плотный. В небольшой объем автор укладывает историю чуть ли не трех поколений. И под конец романа кажется, что прочитал целую эпопею. При этом действие развивается размеренно, постепенно. Тут, наверное, стоит рассказать немного о сюжете. В центре повествования история покорения Пермского края русскими князьями, если вкратце. И большего говорить не стоит. Это одна из тех книг, о сюжете которых особо не расскажешь, а если все-таки решишься это сделать – придется рассказывать всю книгу.

Говоря об этом романе, нельзя умолчать о героях. На сравнительно небольшой объем книги у нас имеется целый ряд ярких живых персонажей, но каждому из них уделяется не так много времени, ведь в каждой из четырех частей повествование смещается то на одних, то на других. Кому-то достается больше авторского внимания, кому-то — меньше. При этом трудно назвать одних героев главными, других — второстепенными. Михаила, Тичерть, Матвея, Вольгу, Калину, Асыку — всех их воспринимаешь главными действующими лицами и живыми людьми. И не смотря на очевидную сказочность тех же Асыки и Калины или мистическую загадочность Тичерти — никто из героев не позволяет усомниться в своей реальности. Кажется, что все эти личности действительно жили, ходили по земле.

Что касается элементов, присущих историческим романам, — масштабным сражениям, политическим интригам и прочему — этого здесь также вдоволь. Но в романе это не главное. Сердце Пармы прежде всего о взаимопроникновении культур, конфликте этих культур, нелегкой судьбе людей, попавших в жернова исторического процесса, впоследствии обросшего многочисленными легендами. Таким образом, главным героем, наверное, можно назвать саму Парму с ее природой, атмосферой, смешением религий и, конечно, людьми.

Роман утомляет своим языком и неочевидным объемом, но он того стоит. Книга, которую сложно рекомендовать и еще сложнее не хвалить.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Сердце Пармы» — это талантливая книга, от которой я очень, очень устала.

Прочитала ее, почитала отзывы и согласилась с блестящим анализом amlobin и его утверждением, что произведение – мифоэпическое, несмотря на то, что по форме вполне себе роман: присутствует герой, его душевные метания, его жизненный путь и окружение. Все это изложено прекрасным русским языком, а стилистическими красотами можно просто захлебнуться. У меня не было никаких претензий к огромному количеству этнотопонимов: после того, как их усвоишь, реальность повествования становится более настоящей и начинает тебя обволакивать. И все же устала, потому что пусть пространство и сказочное, но сама сказка — кровавая и страшная, и в длинной череде смертей почти нет моментов, за которые можно зацепиться, чтобы увидеть этот мир как место, где люди почему-то все еще живут.

Такие мысли появились у меня далеко не сразу, это скорее кумулятивный эффект, и ощущения, о которых напишу ниже, накопились ближе ко второй половине книги, а в первой было скорее недоумение и ожидание какого-то поворота.

Поскольку в романе разворачивается культурно-этнический конфликт, закончившийся поглощением аборигенов, и одновременно идет процесс централизации власти в немилосердную эпоху, трагичность повествовательного тона практически обязательна. Но трагедию можно написать по-разному, и Алексеев нашел свой метод: атмосфера произведения пронизана какой-то некрофильской чувственностью, упоением смертью, ее ожиданием, ее подготовкой. Тщательно, со вкусом выписана расчлененка, ужасы и ожидание того, что каждый выделенный из антуража персонаж умрет или сдохнет. Кровь заливает страницы, как Кама в половодье. Убивают все всех и зачастую абсолютно бессмысленно, без повода и цели, но до такой степени зрелищно, что сам вопрос «А зачем?» теряет смысл. Красиво же! Иногда мимоходом говорится о том, что построился какой-то город, что деревня собрала богатый урожай, что луг благоухает, но все это – для того, чтобы в следующий момент показать, как разгромят город, сожгут деревню, истопчут луг.

Ближе к концу атмосфера романа и тема неизбежности смерти, фатума, доведенные до гротеска, мне, честно говоря, сильно приелись, поскольку все одно и то же: каждый раз, когда кто-то рискует жизнью, он на самом деле не рискует, а уже обречен — обязательно умрет, а автор об этом расскажет непременно с кровавыми подробностями.

При этом не очень понятно, как иначе строить такой роман, потому что на атмосферности, на некоей, я бы даже сказала, ностальгии по мистическому, на пренебрежении к жизни и смерти и поэтизировании последней, искусно вплетенном в повествование, он и держится: у главного героя совсем нет харизмы, т. е. настолько он никакой, что удивительно, как вообще дотянул в этой Парме до такого возраста да еще князем. Меня не покидало ощущение, что Михаил совершенно не вписан в собственный мир. Он – скорее наш современник, по-сегодняшнему рефлексирующий, существующий отдельно от эпохи, в которой человеческая жизнь была короче и интенсивнее, была более животной и отчасти поэтому ярче проживаемой. Он болтается по повествованию, как щепка в проруби: сказали рубить голову — рубит. Решил, что доброму человеку надо помочь — поможет. К концу романа он становится просто уставшим от жизни человеком и, наконец, как и ожидалось, погибает. Возможно, он задуман как нечто екклесиастическое — этакий герой, протекающий сквозь свою эпоху или олицетворяющий ее самосознание в историческом масштабе, а не в «сейчас», но у меня не получилось так его увидеть – очень раздражал своей пассивностью — и в мыслях, и в деяниях.

Мне очень нравятся мыслящие персонажи, созерцатели нравятся, но слабый герой, управляющий сильным и противоречивым миром – это оксюморон, так не бывает. Бывает, что мир живет отдельно, сам по себе, а человек плывет по течению сам по себе. Но этот конкретный персонаж именно что изменяет реальность, он словно проклятие Пармы – куда ни пойдет, везде посеет беду. В прямом смысле. Разве что дело вообще не в герое, потому что герой — вовсе не он...

Долго думала, почему у меня такое восприятие этой, в общем-то, прекрасно написанной книги (я ее прочла два или три года назад). Видимо, дело банально в том, что я, прежде всего, люблю людей — основных персонажей, персонажей второго плана с их характерами, поступками, мыслями, страхами и надеждами, и история для меня — это история людей. В этом же романе главное действующее лицо – Парма, мир, антураж. Эта жутковатая сказочная ноосфера тоже существует сама по себе: вертит человеческими судьбами, заставляет людей совершать какие-то поступки — осмысленные и бессмысленные, начиняет их головы идеями, создает для них ценности, иногда полностью противоречащие человеческой природе. Это примерно как люди на полотнах некоторых художников — руки разной длины, центр тяжести в голове, перемещаться человек может только ползком, а смотришь на портрет, и тебя охватывает странное чувство — тут все правильно, тут есть своя гармония, просто нашей логике неподвластная. Но в случае с «Пармой» есть одно «но». Смерть, если к ней не успел привыкнуть и воспринимаешь ее серьезно в жизни настоящей, в серьезных художественных произведениях должна дозироваться, как соль, сахар, специи — иначе горько, приторно, слишком остро. «Сердце Пармы» для меня — слишком концентрированный эмоциональный бульон, и я просто не смогла прочувствовать этот роман.

Хотела поставить «восьмерку», но поняла, что книга заслуживает большего — просто я забралась не в свою читательскую нишу.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот такой магический реализм мне нравится. Я был разочарован латино-американским, американским (читай — авторов из США) и британским, который вообще слишком сказочный. И как следствие на долгие годы, как жанр, магический реализм оставил меня к себе равнодушным. С одной стороны, потому-что чужд, чужды эмоции, чужды и порой непонятны события. С другой стороны, поведение героев вызывает вопросы и недоумение. А про непомерные объемы книг и занудность и говорить не стоит.

А тут — все наше. Понятно, хоть и написано иногда непонятным языком. И близко ка-то, может потому, что живу за Камнем. И никогда я не думал, что манси были такими грозными.

Все повествование пронизано мраком, непрестанным ощущением вперемешку первобытного и средневекового страха. И, не смотря на то, что времена года сменяются, и в описании каждой сцены природно-климатическим условиям уделено большое внимание, не покидает ощущение нескончаемой вечной зимы.

В общем, хорошо, мне понравилось. Очень уж умеет автор создать впечатление, настроение, правильно все описать.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх