Мария Семёнова «Царский витязь»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | С использованием мифологии (Разработанная автором оригинальная мифологическая система ) | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределенное время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Беда наслала на землю вечную зиму и оставила много сирот, родства не помнящих. Киян-море вздыбилось и смело города Андархайны. Чертоги вождей спрятались в глубине, согретой теплом земных недр, беднота осталась мёрзнуть на поверхности. Настали тяжкие времена, обильные скорбью утрат...
Минули годы после Беды. В чужой семье, в глухой деревушке вырос чудом спасённый царевич Светел, наследник некогда могущественной империи. И когда ему сравнялось пятнадцать, решил искать доли в воинской дружине, чтобы найти и спасти любимого старшего брата Сквару. Его насильно увели из семьи мораничи, и с тех пор родные ничего не слышали о нём. «Я обрёкся родительского сына в дом вернуть. За то, что вырастили, хоть так отдарить...» — думает Светел. Но что, если его долг совсем в другом? Да и узнает ли он брата? Ныне Сквара, что чёрный ворон, невидим в темноте...
Входит в:
— цикл «Волкодав и его мир» > цикл «Братья»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 436
Активный словарный запас: невероятно высокий (3693 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Black Hagen, 27 октября 2018 г.
С этой книгой у меня с самого начала сложились непростые отношения. Настолько, что примерно после 100 страниц первого тома я всерьез хотел ее бросить, хоть мне и действительно понравилась в свое время первая часть. Собственно, это и удержало меня в итоге от того, чтобы бросить недочитав. И я очень рад, что все-таки перетерпел начало первого тома и продолжил читать. Ибо дальше... Но, лучше по порядку.
У книги очень серьезный порог вхождения. Во-первых, потому, что изначально предполагается, что вы читали первую часть. Причем читали непосредственно перед тем, как взяться за вторую. Лично я читал Тайного воина в момент его выхода, а потому сейчас уже почти ничего из него не помнил, кроме самых основ. И вот поэтому мне пришлось тяжело.
Во-вторых, потому, что в во второй части очень много персонажей. Невероятно много. Причем повествование построено каким-то странным образом — то маленький кусок про одного, потом небольшой кусок про второго, затем кусок про третьего, про которого в следующий раз вспомнят только страниц через 200, а это значит, что ты про него благополучно забудешь. Ты забудешь, а вот Семенова — нет. И на этом маленьком куске про непонятного персонажа из начала книги будет строиться важная сюжетная линия ближе к середине тома. Приходится возвращаться назад и перечитывать.
Вообще, повествование очень рваное. И это проблема. Семенова пытается прописать каждый уголочек мира Братьев, но от этого только запутывает читателя. Некоторые персонажи никакой роли в сюжете не играют, а нужны только для того, чтобы их глазами показать нам очередной кусочек мира или его истории. Все это путает, путает и путает.
Еще проблема — одинаковые имена персонажей. Все эти Зарко и Зорко, Лыкаши и Лутошки. Тысячи их! Запомнить каждого и различать их потом почти нереально.
Добавьте ко всему вышеперечисленному не самый простой язык с большим количеством старых слов, и вы поймете, почему в эту книгу очень тяжело втянуться и легко бросить.
Но.
Если все это перетерпеть, если, несмотря на все трудности, попытаться вникнуть в суть истории и мира Братьев, если проникнуться волшебной атмосферой этой истории, то... Можно понять, почему я ставлю ей оценку 10, чего делаю очень редко. Только в тех случаях, когда книга завлекает так, что оторваться невозможно, как бы банально это ни звучало.
Книга сильная на самом деле. Мир шикарно прописан, персонажи. Сюжет невероятный, концовка — выше всяких похвал. Если книга вас поймает на крючок, то слезть уже будет невозможно. Первый том, по сути, очень длинный пролог, в котором Семенова расставляет всех героев по карте, завязывает сюжетные линии, обрисовывает ситуацию и характеры персонажей. Второй том — неистовое действие и развязка. Развязка кровавая и жестокая. Одна из таких, после которых не спишь ночами, прокручиваешь события в голове все снова и снова.
Шикарная книга. Особенная. У Семеновой, похоже, наконец-то проснулось второе дыхание. Впервые со времен Волкодава. И пусть в Царском витязе есть недостатки, я просто не могу поставить ему меньше десяти баллов.
Очень хочется продолжения, но ждать его, наверное, долго.
strannik102, 23 октября 2019 г.
Сначала «Братья», а потом уже «Волкодав»
Третья и окончательная (окончательная?) книга цикла «Братья». Поскольку книга прямо и без всяких временнЫх и событийных перерывов продолжает завязку и раскрутку сюжета двух первых томов трилогии, то всё повествование можно считать одной большой книгой. И потому, в принципе, напрашивается нечто общее, заключительное, касающееся всей трилогии и всего авторского стиля Марии Семёновой.
Насколько я понимаю, мир Андархайны — это тот самый мир, где раскручивались события из нечитанного мной «Волкодава». Однако никаких упоминаний о волкодавских событиях в цикле «Братья» нет. Лезу в Вики и узнаю, что события цикла «Братья» имели место быть намного раньше, нежели то, что пережил Волкодав и всё, что с ним происходило. Ну, вот так случайно я оказался впереди планеты всей — в том смысле, что теперь ежли захочу познакомиться с «Волкодавом», то будет оправдание, почему тянул так долго — а просто выжидал преамбулы :-)
Уже писал о том, что Мария Семёнова творит, создаёт очень плотный, почти вещный, ощутимый и зримый мир. Включающий не только общеизвестные пять чувств, но ещё и шестое и прочие над- и сверх-чувства. Причём имеется вот такая занятная особенность — казалось бы, при таком обилии устаревших и ныне вообще неупотребительных слов и выражений читатель должен бы чертыхаться над каверзами языка, а на самом деле повествование не просто реченькой журчит, но ещё и плавно и без всякого напряжения словно вливается в ум и сердце читающего книги Семёновой. И при этом особенности речи народов Андархайны придают описываемым происшествиям и событиям нужную плотность и вязкость, и прочие физические качества реальной материи. Мир становится осязаемым, ощущаемым, влекущим и зовущим. Соблазняющим и обволакивающим. И нет никакого желания сопротивляться этому зову...
В общем, думаю, что придёт время и «Волкодава». Причём незамедлительно.
Kudeyar, 8 мая 2021 г.
Раз уж это мир Волкодава, то, видимо, и конец этой эпопеи будет такой же: хэппи-энд для второстепенных героев, героическая смерть для главных героев. Светел — один для всей планеты вернёт солнце и отдаст за это свою жизнь. Сквара умрёт и перевоплотится в ворона. Лихарь перевоспитается, уйдёт на Коновой Вен и будет лыжи плести. Остальные — на своих местах.
Обратите внимание: это не спойлеры, это лишь предположения. Основанные на внешнем и внутреннем сходстве двух саг: Волкодав и Братья.
strannik102, 3 сентября 2019 г.
История Андархайны продолжается
Только на этот раз в центре внимания оказывается не уведённый мораничами Сквара, а его сводный брат Светел. И когда нет над тобой (или стоящего перед тобой и заслоняющего от всех невзгод, трудностей и забот-хлопот) старшего, то молодой подросток-юноша довольно быстро превращается в пусть совсем ещё молодого и малоопытного, но уже мужчину — добытчика и воина, кормильца и хранителя семьи и рода. И Светел вольно или невольно становится как раз таким — тем, кто по праву занимает место во главе стола.
Однако по книге первой мы помним, что на самом деле персонажей в этом цикле гораздо больше, помнит об этом и Мария Семёнова, и потому мы точно также прослеживаем события в жизни наречённого брата Сквары-Ворона — Ознобиши,
Поскольку это второй из трёх романов цикла, то как-то раскрывать содержание книги и открывать тайны сюжета было бы занятием не только бесполезным, но ещё и глупым и вредным, так что спойлеров не будет. Точно так же, как не будет перерыва в чтении — совсем не хочется расставаться и с миром Андархайны, и с людьми, его населяющими.
george1109, 18 июля 2018 г.
Разочарование. Пожалуй, именно так стоит максимально емко охарактеризовать мои впечатления от двухтомника «Царский витязь».
В отзывах на «Тайного воина», буквально проглоченного и высоко оцененного мною, принято отмечать излишнее множество персонажей. Поверьте, коллеги, там их – в самый раз. Вот в «Царском витязе» – их не просто много. Их НЕМЕРЕНО!!!. Причем сами братья занимают далеко не главное – по объему им отведенному – место. (Сквара уж точно). Так, болтаются где-то в сонмище действующих лиц четвертого, а то и пятого плана, часть из которых появляется лишь единожды. Что бы дальше сгинуть безвестно в туго закрученном квазистарославянском тексте.
Вот, кстати, о «квази». Переусердствовала Семенова на этот раз и с архаизмами/историзмами. Да, они не создают проблем в смысловом плане – все прекрасно понятно. Но о них спотыкаешься, чего не было в «Воине…». Многие из них представляют не более, чем нарочито вывернутое, обкорнанное русское слово. Исключительно ради увеличения их числа. Вот, скажите, какой смысл в употреблении слова «обык» вместо «обычай»? И таких примеров – масса.
Смотрите, что можно встретить на четырех страницах, без учета прилагательных, глаголов, и «общеупотребительных» (всем известных) «измов», типа персты, кмети, светоч, грево, братина, полати, зарок. Вариант один: заплот, казнение, обречённик, напужка, орудье, писемник, празднословие, снизка, лезо. Вариант два: попущеник, гудьба, игрец, купилище, ирты, голосница, подпилок, клюкарза, кросны, затек.
И минус третий. Объем двухтомника непреподъемен. Без малого 1000 страниц. Самое же досадное, что многие события очень слабо увязываются с генеральной линией сюжета, не ложатся в нее, а корячатся поодаль. И это при том, что в так же далеко не самом «коротком» «Воине…», чуть ли не каждая строчка, уж каждый поворот точно, были совершенно по делу. По сути, «Витязь…» предстает эдаким тяжеловесным недоэпиком, в котором 99 процентов персонажей постоянно чего-то боятся… Читать его изрядно притомило, а сделать перерыв я откровенно опасался. Уж слишком тяжело собирались хаотичные главки в единый сюжет в первом томе. Вернее, не собирались вовсе.
В общем, почти двух недель, потраченных на книгу, было бы жаль. Если б не сентиментальный и одновременно кровавый финал. Даже два финала. Первый и вовсе посвящен (цитирую) «завершению легенды».
Приличную оценку ставлю исключительно за эти финалы, ну и за большой труд, проделанный небесталанным автором.
P. S. Где и как завершится весь цикл я теперь даже боюсь загадывать)))
danamad, 6 октября 2018 г.
Эх. Конечно, это Мария Семенова. Но уже не та. Текст просто ошеломляет своей напыщенностью, пафосностью и высокомерным словоблудием. Отдельный кошмар — стихи. Когда я их читаю, мне становится стыдно за автора. И это выдается за песни, способные взять за душу сурового воина?! История была бы очень хороша, но рассказчик безнадежно ее испортил. Или все-так надежда еще есть?