FantLab ru

Эд Макдональд «Знак ворона»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.52
Голосов:
129
Моя оценка:
-

подробнее

Знак ворона

Ravencry

Роман, год; цикл «Печать ворона»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 16
Аннотация:

После столкновения людей с Глубинными королями прошло четыре года.В Валенграде, городе, стоящем на границе с Мòроком, огромной пустыней, где властвуют кошмары, по-прежнему неспокойно. Теперь ночное небо озаряют огни, несущие смерть всему живому, а на улицах набирает силу жаждущий власти религиозный культ. Это последователи Светлой Леди, сотканного из света призрака, который то и дело является людям. Жизнь Рихальта Галхэрроу к лучшему не изменилась, а работа на Воронью Лапу, могущественного колдуна, стала еще труднее, ведь в последнее время его приказы или совершенно непонятны, или откровенно безумны. Когда же из хранилища Вороньей Лапы выкрадывают артефакт ужасающей силы, Галхэрроу предстоит разобраться, кто из многочисленных врагов Валенграда в ответе за это преступление, пока не стало слишком поздно. Для этого ему и его отряду придется отправиться в место куда мрачнее и опаснее всех тех, где им довелось побывать, – в самое сердце Мòрока.

Входит в:



Знак ворона
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Ravencry
2018 г.
(английский)
Ravencry
2018 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное прямое продолжение первого романа. Очень понравился сюжет, интрига и действие. Грубоватый юмор, но в данном контексте он уместен. Отличная книга, всем советую к прочтению весь цикл. Сравнить можно с такими демиургами как Глен Кук, Роберт Вегнер.

Единственное Огромная ПРЕТЕНЗИЯ к издательству! Совершенно неподобающе и отвратительно провели подготовку романа к печати. Такое чувство что вычитки абсолютно не было. Огромное количество орфографических ошибок и печаток, не стыковка имен и названий с первым романом (пример на одной странице пишут: Провал Холода и тут же через абзац — Провал Колда) В первом романе было все идеально вычитано Холод так холод, Нол, так уж Нол. А тут... Нол, Ноль.. В общем напортачили

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О пагубности циклов

Доброго времени суток, господа и дамы. Нынче поведаю я вам историю печальную о том, почему заплесневелая мода писать в жанре «фентези» как минимум трилогиями, на мой взгляд – давно уже путь в никуда, что выгоден в финансовом плане издателям и писателям, но от которого лично мне как читателю уже хочется осенять томики дальше первого крестным знамением и побыстрее предавать их анафеме и забвению.

Итак, возьмем типичную историю. Есть у нас молодой и даже может немного перспективный автор. И написал он книгу. Да, может с кучей банальностей и заимствований, но все еще небезинтресную. И тут бы ему собраться, развить плюсы, подчистить минусы, поднакопить идей, может даже взять паузу и написать нечто иное или в ином жанре. Да может первое произведение в принципе уже было вполне закончено и не требует продолжения. Но нет. Есть контракт с издательством, сроки и возможно вполне некислый гонорар. И вот наше юное (а может и не очень) дарование собирается с мыслями и вдруг с ужасом видимо обнаруживает, что мыслей-то то этих не особо-то и осталось. Все, что у него было, он истратил на первую книгу, а на вторую ни идеек, ни вдохновения не поднакопилось пока. Но контракт есть контракт. Поэтому наш демиург принимается высасывать сюжет из пальца, натужно выдумывать хоть какие-то события и через силу натягивая очередных бедных совят на глобусы. И в лучшем случае мы получаем просто какой-нибудь самоповтор. При не слишком радужном развитии — что-то навроде нашего сегодняшнего пациента…

Я не то чтобы был в особом восторге от первой книги, но была скромная надежда, что это просто первый блин комом, и дальше автор будет развивать и дополнять свои (или скорее не совсем свои…) идеи. И разумеется она пошла полным прахом. Как нынче модно говорить «никогда такого не было и вот опять». Автор не просто выдохся – он будто бы уже выгорел уже ко второй книге (на что он даже косвенно жалуется в послесловии, не забыв правда рассыпаться в похвалах тем, кто продвигал его писанину…), и написал вместо темного фентези какую-то неумелую пародию на него, явно сам того не особо желая. Он не знает что делать со своими миром и героями. Поэтому вместо того, чтобы как расширять и углублять декорации и сюжет выдает абсолютно блеклую филлерную историю о непобедимом герое, религиозных фанатиках и картонном злобном колдуне, желающем, кто бы мог подумать, божественного могущества. Причем сдобренную таким количеством кустовых роялей, которого я давненько не припомню. Что и превращает творящееся в комедию абсурда, не смотря на вялые попытки автора нагнетать и разбрасывать там-сям отрубленные части тел. Героя пытаются застрелить – и у врага в руках взрывается оружие. Зарезать – и попадают прямиком в магическую татуировку на руке. Запытать до смерти – и ставят сторожить ценного пленника всего одного солдата, которому еще с неба и камень в лобешник прилетает. Съесть заживо или расстрелять – и происходит пошлейшие явление deus ex machina. Даже местная Пустошь Хаоса превратилась в какой-то пригородный садик, по которому наш неубиваемый герой спокойно ходит, наплевав на все окружающие опасности. Финал так вообще напоминает какое-то аниме с явлением боевого экзоскелета, пафосным превозмаганием и силой дружбы, которая, разумеется, мощнее любой темной магии. Читать это со сколь бы то ни было серьезным лицом решительно невозможно.

В общем, жду, когда мода на все эти циклы наконец пройдет и снова мы будем получать отдельные интересные произведения, а не сплошь всяческие аппендиксы и отростки, чье существование обусловлено исключительно меркантильными соображениями. Интересно, сколько десятилетий еще ждать, и доживу ли я вообще до сего времени (или хотя бы мои гипотетические внуки…)

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Чёрные крылья» были эдаким фэнтезийным «С.Т.А.Л.К.Е.Р.’ом», замешанном на нуарном детективе. Помню, как сетовал в отзыве на роман, что автор очень быстро отодвинул свою идею Морока на задний план и очень много времени уделил блужданиям главного героя в поисках истины. Так вот, «Знак ворона» – это вновь детективный нуар, лишь с небольшими проблесками тёмного фэнтези. А Морок сюда завезли всего на одну, пусть и продолжительную, экскурсию.

Собственно, сюжет начинается спустя четыре года после финала предыдущей книги. Капитан Галхэрроу с тех пор успел поправить свое финансовое положение, но покой ему только снится. И то не всегда, ведь на такую роскошь как сон нет ни времени, ни желания. А загадочные проблемы лезут изо всех щелей: то убьют информатора, который пытался сказать что-то крайне важное, то грабанут кладовку одного из Безымянных, то странная световая фигура появляется в ночи, то одного и того же преступника приходится убивать второй раз за две недели. Во всём этом необходимо разобраться, и Галхэрроу будет в своём репертуаре, то есть не выспавшимся, израненным, и несчастным. Но хотя бы трезвым.

Как детектив «Знак ворона» смотрится вполне нормально: сюжет развивается бодро, загадки интригуют, мрачная атмосфера присутствует. А вот если смотреть на книгу как на сиквел «Чёрных крыльев», то всё не так хорошо. Во-первых, главная фишка цикла, Морок, вновь не раскрыта в полной мере. Во-вторых, главный герой прошёл свою арку развития в оригинале, и в продолжении уже никуда не двигается, по кругу пережёвывая одни и те же переживания. Новые персонажи вовсе ничем не примечательны. В-третьих, смазываются ощущения от финала «Чёрных крыльев», при этом «Знак ворона» не предлагает ничего взамен. Историй в таком духе можно еще штук пять написать.

Ещё в книге какое-то запредельное количество опечаток, что, конечно, не сильно радовало при прочтении.

В итоге книга получилась приемлемой, но не более. Третья часть ещё может завершить трилогию на мажорной ноте, но особых надежд я на это не возлагаю. Хотя прочитаю, конечно. Надо же узнать, чем дело кончилось.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Серия «Шедевры фэнтези», похоже, воспринимается её постоянными читателями как набор текстов с двумя характеристиками: «дарк» и «эпика» в одном флаконе. Поэтому в тот момент, когда там оказываются тексты, выпадающие из читательских представлений о серии (нигде напрямую не заявленных и сформированных фактически лишь прецедентом: тем, что уже было там опубликовано), -- ну что ж, в этом случае читатель может быть разочарован.

Не скрою, что в первом томе я угодил в ту же ловушку и ожидал большего масштаба событий. Однако примерно к концу первой трети романа стало ясно, что перед нами отнюдь не эпик, а честный нуар в фэнтезином антураже. Здесь вам и «прохудившийся мир», и образ ГГ -- суровый, но ранимый в душе Настоящий Мужчина (тм) с мрачной тайной в прошлом, уязвимостью перед роковой женщиной, пренебрежением к законам и т.д. Ну и да, со всякими преступниками он на короткой ноге, где нужно -- посотрудничает, наступив на горло своим принципам, а где и к ногтю прижмёт.

Я пишу всё это с иронией, но на самом-то деле оба романа Макдональда написаны на достойном уровне и принесут несколько приятных часов чтения + предлагают очередную оригинальную версию мира, тайны которого интересно исследовать вместе с героем. Добавим сюда качественный перевод (и, увы, местами небрежную редактуру/корректуру), добавим и то, что всё это подано с бешеным напором, авторской харизматичностью, лихостью... Единственный существенный минус первого тома -- перебор со страданиями ГГ, когда дело доходит до ошибок прошлого. Не совсем ясно, сколько ему лет и отчего он, вроде бы умудрённый опытом, так легко скатывается в слёзы-сопли и жалеет себя-любимого; впрочем, не стоит забывать, что перед нами хронический алкоголик, которого не спасают от болезни ни любовь, ни появление во втором томе близких, о которых ему нужно заботиться. Не знаю, задумано ли так автором изначально или он пришёл к этому интуитивно, но если чуть отстраниться и посмотреть на персонажа объективно -- да, перед нами вполне естественные монологи запойного алкоголика, который жалеет себя-ранимого и стремится к саморазрушению (с поправкой на сеттинг и, соответственно, неубиваемость персонажа).

В остальном же первый том -- это ураганное чтение, где особо расслабляться некогда. Да, мне видны иногда ниточки, протянутые автором, и да, некоторые составляющие детективной интриги я разгадал чуть раньше, но в конце первого тома ход с deus ex machina (почти буквально) оказался не просто уместным -- но и вполне успешным, как ни странно.

Проблемы у меня начались во втором томе где-то после первой трети, когда стало ясно, что автор отыгрывает ту же схему. Снова у нас локальная проблема, выходящая на больший уровень и угрожающая раскладу сил в целом; снова сверхзащитники устраняются этаким «дьяволом из машины» и могут вмешиваться в малой степени; к страданиям по утерянной любви добавляются страдания к новой женщине, которая рядом, но которой он не достоин... и т.д., и т.п. Причём в финале снова-таки от главного героя не так уж много зависит; он не превозмогает, добиваясь чего-то собственными усилиями, а скорее разыгрывает сданные ему автором карты. Учитывая же количество ситуаций, где он ну просто должен был умереть, но вот в последний момент удивительным образом выжил...

Безусловно, во втором томе есть удачные моменты, есть интересные находки, но вместе с тем не покидает ощущение того, что это движение по тому же кругу, не по спирали.

И это дало повод задуматься вот о чём: формула нуарного детектива работает только в том случае, если автор не задал глобальной арки с глобальной же проблемой, которую вдобавок главный герой ну чисто теоретически способен решить. То есть если бы ГГ расследовал магические преступления в приграничном городе посреди всего этого адского пипеца, но не лез в большую политику, вот просто выполнял свой долг, а мимо проходили бы легионы и по ночам падали на случайные районы файерболлы... ну, это, наверное, даже было бы стильно. Но ГГ у нас полпред одного из сильнейших мира сего и уже один раз был причастен к спасению мира, но весь второй том, по сути, решает проблемы меньшего порядка, чем в первом томе. Хуже того, мы ведь понимаем, что злодей будет побеждён и зло покарано... -- и вы удивитесь (нет), но так всё и происходит. Финального твиста, как в первом томе, не случается, а вот очередная жертва вызывает скорее усталое пожатие плечами: мы догадались об этом намного раньше + автор здесь-то как раз отзеркалил финал первой книги.

Когда задана глобальная арка, читатель вполне естественно предполагает, что ГГ и будет заниматься решением этой проблемы, а не топтаться на месте. Иными словами, или «Гаррет», или «Чёрный отряд» Кука (особенно «Северная трилогия»), но тут уж автору стоит определиться и не вызывать у читателя ложных ожиданий. Нуар мог бы стать _стартовой формулой_ для трилогии, но использовать её во втором томе как базовую... Не уверен, что это было удачным решением; меня-читателя это скорее разочаровало, хотя мне-писателю позволило внимательнее приглядеться к тому, как это работает (и почему не работает).

Третий том жду, но без нетерпения; посмотрю на отзывы и, скорее всего, прочту, даже если там будет в третий раз отыграно всё то же. Но очень надеюсь, что таки нет и новые сверхспособности героя намёк на следующий виток спирали, а не ещё одно движение по кругу.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я начал читать этот роман сразу после «Великой Охоты» Роберта Джордана. И то ли на контрасте с «Колесом Времени», то ли Макдональд расписался, но второй том трилогии вышел куда более бойким и крутым. Напомню, первому роману я поставил 7 баллов, и то немногое, что понравилось в «Черных крыльях» — это визуальная составляющая и личная драма главного героя, переплетенная с любовной линией, за которую многие автора и ругали. А я — нет.

В «Знаке ворона» стало еще больше динамики, техника выровнялась, но не до конца, и о некоторых огрехах поговорим позже. Герои удались. Благо, почти все они нам знакомы, а новые вышли фактурными и интересными, хоть и не лишенными некой заскриптованности и однобокости.

Вообще, главная ассоциация с этим циклом — это зубодробительная динамика и визуал. Сам автор в интервью говорил, что для него эта самая динамика важна, и читателю ее нужно давать как можно быстрее. С этим Макдональд справился на пять с плюсом.

Это мрачное брутальное фэнтези с героем-здоровяком, он же офицер, алкоголик и быдло, но быдло благородный, не лишенный чести и светлых тонов в своих мотивах. Радует, что автор подстроил текст романа под характер героя, во многом благодаря повествованию от первого лица — но речь не только о соответствующем лексиконе, но и о ритмике написания: предложения короткие, рубленные, ситуации профильтровываются через призму восприятия главного героя и подаются его глазами максимально аутентично. Не могу не отметить грязный юмор Рихальта, который очень уместно вплетен в повествование и придает особой перчинки атмосфере и характеру.

Сюжет основан на развитии событий четырехлетней давности, закончившихся в 1-м томе. Лик Светлой Леди не дает покоя жителям города, война с глубинными королями продолжается, стычки никуда не делись, и в привычный постапокалиптический мир густо вмешивается религиозный культ этой самой Светлой Леди. На нем и построен второй роман: нас снова ждут детективная линия, камерность, передвижения по городу, расспросы, распутывания нитей, драки, неожиданные повороты, внезапные открытия и обманочки — по типу тех, что были в «Черных крыльях».

Приятным нововведением стали события, связанные с бомбардировкой города со стороны Морока огромными разрушающими снарядами — прям Вторая Мировая в антураже фэнтези. Разруха, смерти, пересиживания в подвалах и кажущаяся обречнность.

По настроению и декорациям это всё чем-то напоминает Пеховский цикл «Страж» — смурным темно-ироничным героем и мрачной детективной обстановкой под Европу.

Видно, что автор любит красивый визуал, вдохновленный играми (Малдон как взрослый в теле ребенка с повязкой на отсутствующих глазах ассоциируется с варкрафтовским Иллиданом), а расколотое небо с трещинами — вообще с очень и очень многим. Отдельные сцены, персонажи или постройки создадут в голове живую и компьютерную картину, будто играешь в экшн-рпг.

Тема больной любви (или больная тема любви) продолжается в усугубленном формате в связи с очередной утратой Рихальта. Но автор слишком часто и очень неумело упоминает это — герой каждые 50 страниц ноет либо про себя, либо в разговоре с кем-то, сетует, какой он несчастный и что ему не светит нормальной жизни, семьи, отношений.

Баланс между прямолинейным быдло-ветераном и имеющим рану на душе одиноким человеком не соблюден, и контраст вышел перекрученным, поэтому многие фразы и размышления Рихальта больше походили на блог какого-нибудь эмо. Всё плохо, жизнь тлен...

Да, этому есть место; утрата тяжела, но почти в каждой беседе с помощницей Валией эта его боль раздражала и выглядела неестественно кичливой, мол, гляди, какой я бедный и обделенный. Из-за этого позерства, которое не позерство, но ошибка автора, диалоги смотрелись по-детски, выпендрежно, и никакими каменьями на душе не оправдать иной раз ТУПЫЕ пируэты Рихальта. Слишком много пафоса, чтобы вызвать сочувствие.

Видимо, автор напугал первым романом тамошних, заморских, получил тыщу угроз, чек-лист актуалочки, и на выходе вышло упоминание об увлечении Рихальта в молодости, кхм, сексуальными экспериментами.

Причем, вышло ни с того ни с сего, внезапно и безосновательно. И дико неуместно. Но вынужденно. Отметился — и ок, дальше это всё равно не упоминалось. Но неприятно запомнилось.

Помимо города и его мрачных переулков, заведений и подземелий нам более детально показали Морок, который, однако, не особо впечатляет в силу какой-то вторичности как описаний, так и сути — место, где физика условна, где нет времени и пространства, где сходишь с ума и всё такое прочее. Сразу тонна ассоциаций с самыми различными произведениями, и это не в плюс.

А то, как автор показал путешествие Рихальта в Мороке, убило все хорошие впечатления. Вечно он идет на последнем издыхании, но находит в себе силы, вечно он погибает, но чудом остается в живых, сходит с ума от голода или жажды, не может пошевелить и пальцем, но потом идет, а потом снова изнемогает — и это так часто, что перестаешь верить, что с героем произойдет что-то плохое.

Такое ощущение, что вместе с Рихальтом по Мороку брели корректоры и редакторы (а были ли они вообще?). И насколько для героев внутри Сердца Морока была условна реальность, так и для редакторов буквы, пунктуация и внимательность были так же условны.

В какой-то момент я устал прерываться и делать фото косяков. Я посчитал — обнаружилось сто ошибок и опечаток всякого разного характера.

Кстати, призываю всех, кто читает, делать заметки и отправлять в издательства списки ошибок. Это поможет избежать досадных недоразумений при доптиражах и переизданиях. Внесем свою лепту в строительство светлого книжного грамматического коммунизма!

Концовка вышла перенасыщенной на действия, слишком быстрой и сумбурной. Мне снова не понравилось, как автор поигрался с эпиком, финальной схваткой и развязыванием всей интрижной заварухи — куда интереснее читать о последствиях через персонажей. Да, некоторые ружья выстреливают, что-то, наоборот, закручивается для финального тома трилогии, но приемы и финты сюжета почему-то не вызыввют вау-эффекта и должных эмоций.

По итогу — роман гораздо сильнее первого, но не без косяков, как стилистических и технических, так и композиционных.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После первого тома, я зарекся брать продолжение на бумаге. Думал я что почитаю в электронке сей опус. Но тут случилась большая скидка на бук 24. Ну вот я и взял томик себе. Что сказать. Я не разочаровался в кои-то веки в авторе. Автор «вырос». На этот раз ему удалось в полной мере передать атмосферу, удалось погрузить в нее читателя, чтобы он проникся ей, удалось описать всех персонажей, особенно тех кто вскользь упоминается. Смена формата от» много-много эпика» к детективу, тоже прошли успешно. Дело в том, что автору не удаются сражений эпичные, он предпочитает оставлять их за кадром, что сыграло в «минус» в предыдущем романе. В этом же романе, все встало на свои места, хоть и штурм города остался за кадром. Ну по большей части. Наличие технологий в романе, тоже не отпугнуло, наоборот порадовало. Вспомнился великолепный «Владыка ледяного сада». Единственный минус, который остался со времен первого романа. Так это любовные терзания главного героя к нашей Светлой леди. Ну вот, как-то это совсем лишнее. Да и не верю я в нее по-прежнему.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начну, пожалуй, с того, что я не очень люблю, когда роман начинается с убийства персонажа, позвавшего главного героя на тайную встречу с целью рассказать какую-то важную инфу. У меня это чётко ассоциируется с либо с целью хайпа для удержания дальнейшего интереса к роману (типа, если с первых страниц такое, то потом я вам ещё ого-го, чего устрою), либо с скудным запасом литературных навыков, позволяющих зацепить читателя. Лично меня это насторожило с самого начала и в дальнейшем так и не отпустило. Что имеем во второй книге цикла: Галхерроу обмещанился, если так можно выразиться. Он по прежнему работает на Воронью лапу и приглядывет за Границей, но те заслуженные профиты, которые ему достались за действия во время событий первой книги, дают ему возможность не заниматься черновой работой. Для этого у него есть достаточное число помощников. Он пьёт, страдает, сентиментальничает, опять пьёт и так по кругу. И только когда его клюёт практически в прямом смысле этого слова ворон в зад, начинает шевелиться.

Проблема второй части, имхо конечно, что чересчур много времени уделяется внезапно очень сильно появившейся типа «утонченной» натуре главного героя. Более того, такие излишне гипертрофированные чувства к женщине, ребёнку, чуть ли не собачке совершенно не идёт к его образу, сформированному при прочтении первой книге. Да, уже в первой части любовная линия выглядела несколько натужно, но в продолжении она прёт в лобовую, очень сильно влияя поступки главного героя. Возможно, для какого другого жанра это было бы не столь критично, но цикл не позиционирует себя как романтическая фентези. А этой самой романтикой автор перебирает.

В первой части развитие главного героя вполне соответствует и логично раскрывается с учётом сеттинга и входящих условий. Вторая часть делает вторую, на мой взгляд, глобальную ошибку. Галхерроу начинает вдруг резко прокачивать даже те скиллы, которых у него отродясь не было. Это я могу объяснить лишь той сюжетной рамкой, в Морок которой его загнал автор. По другому он выпутаться бы не смог, но, к сожалению, это не добавляет вистов автору.

Плюс к неожиданной прокачке постоянно вылазят какие-то полезные нежданчики: книги на забытом языке, которые знает только один человек. И вуаля.. вот же он, нашёлся в самый нужный момент. Опять же в решающий момент конструируется супер-пупер вундервафля поразительно мощности. Явление антагониста тоже в общем-то не принесло ничего нового. Те же органы, только в профиль. И опять же таки почему он решил, что именно вот так вот должно получиться, непонятно.

И наконец, первая часть имела, на мой взгляд, одну из самых интересных и неожиданных концовок из прочитанных за последнее время. Продолжение к сожалению таким похвастаться не может.

Кроме того глаз цеплялся за опечатки и не согласование имён персонажей. Не критично, но раздражало.

Может создаться впечатление, что роман не удался. Это не совсем так. Просто на фоне первого, он сюжетно и логически получился менее цельным. Галхерроу по прежнему симпатичен, насмотря на избыток сентиментальной чуши в башке, второстепенные персонажи прям вообще хороши (девочка-помощница, Тнота, Ненн, Валия). Да и сам мир неплох

Итог: на мой взгляд Макдональд зря ввязался в игру «в чувства». У него это слабо получается. При этом распылилось внимание на сюжет, развитие персонажей и, местами, проработку логики происходящего. Думал поставить 6, но плюс бал за первую книгу. В продолжении хотелось бы улучшения качества

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх