fantlab ru

Реза Негарестани «Циклонопедия: соучастие с анонимными материалами»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.62
Оценок:
8
Моя оценка:
-

подробнее

Циклонопедия: соучастие с анонимными материалами

Cyclonopedia: Complicity with Anonymous Materials

Роман, год

Аннотация:

Долгожданный русский перевод экспериментального романа иранского философа Резы Негарестани. За прошедшие с момента первой публикации десять лет «Циклонопедия» приобрела культовый статус и оказала заметное влияние на специфику современного интеллектуального производства. Ее жанр обычно определяют как теоретический фикшен, но за этими контурами скрываются хоррор, спекулятивная теология, политический самиздат, история Земли и будущее нефти. Написанная на материале, характерном для ближневосточного контекста, книга резонирует в том числе с российскими реалиями, во многом определяемыми значением углеводородного сырья. «Циклонопедия» — одна из книг, формирующих интеллектуальные поиски нашего времени.


Издания: ВСЕ (2)

Циклонопедия: соучастие с анонимными материалами
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Cyclonopedia: Complicity with Anonymous Materials
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Циклонопедия» как образец теори-фикшна посвящена теоретизации жизни на Ближнем Востоке сквозь призму нефтедобычи. Ее текст в значительной степени составлен из сочиненных Негарестани терминов разной степени абстракции, так или иначе связанных с ближневосточной спецификой нефтяной промышленности. Автор придумывает свои слова буквально для всего, что можно помыслить как объект этой сферы, в результате многие предложения книги состоят только из нанизанных на нити синтаксиса ярких загадочных неологизмов.

«Циклонопедия» подходит к вопросу взаимодействия между нефтью и Ближним Востоком последовательно, двигаясь от более абстрактных уровней к более конкретным. Первая глава после формального художественного вступления посвящена нумерологии ближневосточной цивилизации, вторая – топологии нефтяных залежей, третья – нефтяным войнам и так далее вплоть до разбора магнитосферы земли и места пыли в жизни Ближнего Востока. Не будет обойдена вниманием и террористическая активность, причем тоже в онтологической привязке к нефти.

Все это автор старается анализировать с использованием оккультной лексики, мрачной образности и ссылок на Лавкрафта и другие тексты и фильмы хоррорной тематики в смеси с обильным цитированием как классики постмодернистской философии, так и других авторов теори-фикшна, из которых я что-то слышал только о Нике Ланде. В итоге получается очень темный и очень странный текст, якобы объясняющий простые вещи через сложные терминологические построения и связывающий воедино на самом деле не очень связанные объекты и события. Так сказать, натягивание совы на глобус как искусство и культ.

«Циклонопедия» финнеганоподобна в том смысле, что для приближения к ее пониманию сначала нужно выучить ее язык, но как только все эти навороты пол( )ых комплексов дырчатого тиаматериализма внутри теллурианского инсайдера под ксеродромом и его поли-тиками радикальной открытости и восстания против Солнца удается освоить, то текст сразу идет проще и оказывается не столько сложным по содержанию, сколько намеренно запутанным по форме выражения мыслей. Не раз и не два я встречал в книге повторение одной и той же мысли разными словами, что связано с переизбытком авторских терминов, которые можно складывать как угодно.

«Циклонопедия» явно рассчитана на западного читателя, не очень разбирающегося в нефтянке. Дело не в том, как Негарестани рассказывает о нефтяных промыслах на Ближнем Востоке и их метафизике и петрополитике – там складывается такое буйное фэнтези с многослойным противостоянием Земли и Солнца, жизни и болезни, становления и разложения, что искать в этом фактурные косяки по меньшей мере странно. Дело в том, что Негарестани буквально сосредотачивает всю нефть на Ближнем Востоке и выводит глубинные смыслы нефтедобычи только на родном ему материале. Но нефть же не только у арабов и персов есть, она есть всюду, включая Россию и Южную Америку, где ни климат, ни образ жизни с Ираном и Саудовской Аравией ничего общего не имеют. Тот же ксеродром – домашняя фишка автора, у нас нефть добывают в совсем другой местности.

И получается, что на самом деле теории Резы Негарестани о нефти не работают даже как фикшн. О роли нефти на современном Ближнем Востоке написано и красиво, и убедительно, но дальше этого региона автор заходить не стал, видимо, его целью было рассказать о своем, а не о всеобщем – хотя текст претендует на всеобщность сквозь частное. Перечитывать точно буду, теори-фэнтези об эпидемической борьбе теллурианского инсайдера против Солнца получилось отличное, да и язык я выучил, но преувеличивать осмысленность этого текста все же не стоит.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Все храмы построены на богохульстве.»

Почему решил прочитать:В статье «Как читать «странные» тексты? Объясняем на примере «Розы Мира» Даниила Андреева» не единожды упоминалась «Циклонопедия», наряду с творчеством Кастанеды, Фоменко и, собственно, Андреева. Да и до этого несколько раз наталкивался на восторженные упоминания книги. И тема любопытная — нефть, геополитика, демоны.

Пролог. Американка приезжает в Турцию, чтобы встретиться с интернет-знакомым. Знакомого не находит, зато под кроватью в номере обнаруживает загадочную рукопись и по возвращении решает её издать.

Один из героев пролога «Циклонопедии» — Стамбул, прямо как у Пелевина в «Непобедимом солнце». Голубая Мечеть, интересный взгляд на интерьер Айя-Софии, Бейоглу, Площадь Таксим, далее везде. Солнечно, жарко, вкусно.

Начал читать с большим энтузиазмом! Умно, вызывающе, конспирологично. Но через 50-60 страниц сдулся. Бессвязные, псевдофилософские постструктуалистские измышления, скачущие с пятого на десятое. Крупицы сюжета тонут во всей этой фанаберии.

Теоретический фикшн. Ну как фикшн. Бессвязное делириумное словоблудие размером с пирамиду Хеопса, украшено десятком художественных блёсток.

Если коротко: нефть — злобный неорганический демон, движитель современной истории. Самые близкие аналогии, упоминаемые в тексте — монстр из «Фантомов» Кунца, «Нечто» Карпентера. Всуе упоминаются лавкрафтианские Великие Древние, божества и демоны зороастризма, нумерология и каббала. Кстати, параллельно пролистал томик по каббале — детский лепет по сравнению с «Циклонопедией».

«Циклонопедия» вторична по отношению к работе постструктуалистов Жиля Делёза и Феликса Гваттари «Тысяча плато» и использует её понятийный аппарат. Также «Циклонопедия» уступает по размаху, масштабности и полёту фантазии не менее мозгодробительной «Розе мира».

Прочитал три критических разбора «Циклонопедии»:

https://spectate.ru/cyclonopedia-review/#easy-footnote-4-1834

https://knife.media/cyclonopedia/

https://gorky.media/context/ktulhoidnaya-etika-lemurijskogo-koldovstva/

Запутался ещё больше.

Для меня «Циклонопедия» важна тем, что она прочно заняла наивысшую точку на шкале литературной сложности. Любая другая книга — проще. Что Джойс, что Пинчон, не говоря уж о бесконечных шутках и домах листьев.

Спасибо «Циклонопедии» за наводку на творчество француза Пьера Гийота. Два его основных романа, «Эдем. Эдем. Эдем» и «Могила для 500000 солдат» прямо упоминаются в тексте. Когда-нибудь почитаю.

Про синхронистичность: меньше, чем за сутки дважды столкнулся в художественной литературе с упоминанием кабалистического древа сефирот — у Андерсона в «Треугольном колесе» и в «Циклонопедии». Бывает же.

Оценки не будет. Я не знаю, как это оценивать.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх