fantlab ru

Сигэру Мидзуки, Сигэру Мидзуки «Дан приказ умереть!»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.28
Оценок:
18
Моя оценка:
-

подробнее

, художник — Сигэру Мидзуки

Дан приказ умереть!

総員玉砕せよ!

Другие названия: Souin Gyokusai seyo! / Let us all die honorably!

Манга, год

Аннотация:

1944 год, Япония проигрывает войну, но военная верхушка, как и многие обычные люди, зомбированные годами милитаристской пропаганды, не могут смотреть правде в глаза. Не могут взять на себя ответственность за проигранную и совсем бессмысленную теперь войну. Рядовой Маруяма, в котором легко угадывается сам Сигэру Мидзуки, в составе немногочисленного отряда высаживается на богом забытом острове в Тихом океане только для того, чтобы через пару месяцев их командование решило бросить весь отряд в самоубийственную атаку и сделать из них пример для остальных. Им был дан приказ умереть. Но не все были готовы так бессмысленно расстаться с жизнью.


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
графические (1)
/перевод:
Е. Рябова (1)


Комиксы и графические произведения:

Дан приказ умереть!
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я читал интервью с, уже знакомым нам по книге «Бабушка Ноннон», мангакой (художник/сценарист манги – японских комиксов) Сигеру Мидзуки, мне очень понравилось его отношение к прошлому и к истории. Да, говорит автор, я воевал (во Второй Мировой Войне), все тогда воевали, но я был плохим солдатом – меня больше интересовали бабочки и птицы, а убивать за Родину у меня не было ни малейшего желания. Не знаю, сражался ли Мидзуки с американцами, но, в отличие от Накадзавы (автора «Босоногого Гэна»), он не пытается оправдаться или обелить себя в глазах читателей. Однако, нельзя сказать, что война прошла для автора даром – из-за ранения, он потерял левую руку (а ведь он был левша) и чуть не умер от малярии. Поэтому, несмотря на сдержанность в словах, Мидзуки ненавидел войну всем сердцем. Именно об этом он рассказывает в манге «Дан приказ умереть».

Данная книга, одна из самых известных, на Западе, книг автора. Во Франции она получила приз на фестивале комиксов в Ангулеме, а в Америке получила премию Айснера и Харви.

Манга автобиографична и рассказывает об обороне острова Новая Британия (архипелаг Новая Гвинея) японскими войсками во время Второй Мировой Войны. Отчасти, можно рассматривать ее как продолжение «Бабушки Ноннон», так как она продолжает историю Гэгэ, который, в повествовании, введен под именем рядового Маруямы (напомню, что Мидзуки – это псевдоним, а настоящая фамилия автора – Мура). Однако, это не совсем корректно. Во-первых, «Бабушка..» была написана гораздо позже, да и по духу работы очень отличаются.

Начинается манга с описания будней простых солдат японской армии, откомандированных на острова Новой Гвинеи для защиты территории от американских войск. Причем, война уже заканчивается, Япония постоянно подвергается бомбардировкам, но командование не спешит сдавать рубежи. Уже с самого начала нам дают понять, что возвращать солдат на Родину никто не собирается, ведь лучше благородно погибнуть в бою, чем оказаться на стороне проигравших. Рядовые, конечно, с этим не согласны, но их мнение никому не интересно. Надо сказать, что порядки в японской армии были весьма суровы – рядовой считался даже менее ценным, чем полковая лошадь. Старшие офицеры постоянно прибегали к насилию в воспитательных целях, причем это одобрялось уставом. А, кроме того, по уставу сдаваться в плен врагу не полагалось – любой военнопленный автоматически считался предателем.

Солдаты голодают, болеют, подвергаются насилию и издевательствам, но никак не могут постоять за себя, так как абсолютно бесправны. Многие из них гибнут еще до начала военных действий – кого-то задавило бревном, кого-то съел крокодил, кто-то умер от малярии. Когда же десант американцев высаживается на остров, начитается сущий ад – солдаты мрут как мухи и, кроме того, руководство фактически требует, чтобы солдаты шли на смерть, так как отступать некуда. Показателен эпизод, когда один из офицеров уводит своих людей в горы, спасая от неминуемой смерти, и при этом оказывается виновен в предательстве и вынужден совершить самоубийство. Выживших солдат опять отправляют на передовую с приказом – живыми не возвращаться – ведь родственникам уже сообщило о их смерти.

Как вы можете понять, погибли все. Автор даже умертвил свое alter ego, хотя, в реальной жизни он, конечно выжил. Командир отряда вывел около 80 человек из-под огня противника в горы и сформировал партизанский отряд. А там и война подошла к концу и солдаты вернулись домой.

Рисунок манги выполнен в характерной, для автора, манере – карикатурные люди, совсем не похожие на традиционных героев манги, и фотореалистичное окружение. Да, скорее всего, автор просто перерисовывал фотографии, но благодаря использованию данного приема, получается очень интересного эффект. Пока люди живы, они смешны и нелепы, но после смерти они превращаются в часть окружения, в неживую природу, и уже изображены фотореалистично. Даже вражеские войска воспринимаются не как живые люди, а как некие стихийные силы.

Подводя итог, можно сказать что все свои награды манга получила вполне заслужено. Это грустное и страшное произведение, рассказывающее, что на стороне Японии сражались не только жестокосердные самураи и жестокие фанатики, но и простые люди, которые просто хотели жить. 9/10

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

За довольно короткий срок на русском языке вышли две работы знаменитого японского мангаки Сигэру Мидзуки: «Бабушка Ноннон» и «Дан приказ умереть!». Обе манги представляют собой полуавтобиографическое повествование, в основу которого легли настоящие события из жизни автора. И если «Бабушка Ноннон» — довольно-таки светлая и забавная история, хотя и не без драматических моментов, то «Дан приказ умереть!» выглядит совершенно иначе. Оно и понятно: события «Бабушки...» приходятся на босоногое детство Мидзуки, в то время как другая манга рассказывает о Второй мировой войне и участии в ней Японии.

Итак, один из островов в Тихом океане, 1944 год. Аванпост японских войск ожидает прибытия соперника (никак иначе, кроме как «враг», неприятель ни разу за всю мангу не назван). За их спинами, в относительной безопасности — основные силы. Поначалу, пока ещё врага не видно и не слышно, Миздуки рисует нам картины повседневности аванпоста. Здесь есть место воспоминаниям о мирной жизни, нечастым и простым радостям (в числе прочего — даже утехам с проститутками), каким-то забавным ситуациям. Солдаты с самого начала не слишком-то понимают, почему командование отдало им приказ остаться на этом острове неподалёку от Новой Гвинеи. Что здесь такого ценного и важного, что следует защищать? Но пока обыденные заботы владеют умами солдат, им нет особого резона задумываться об этих вопросах.

Рисунок художника весьма оригинален. Свойственный Мидзуки стиль узнаётся сразу с первых кадров: угловатые лица, фигуры, с фотографической чёткостью запечатлённые фоны. Можно сказать, такой рисунок схож с несерьёзными работами французских комиксистов, и поначалу, примерно первую треть книги будто действительно читаешь какую-то забавную историю (хотя уже и с самого начала случаются смерти — от южных инфекционных болезней или по глупости), но потом настроение манги постепенно меняется.

Время идёт, враг подбирается ближе, и скоро лениво текущая жизнь превращается в кошмар. Когда бомбардировки становятся регулярными и продолжительными, тут уже не до развлечений. Бойцы на передовой погибают один за другим, их непосредственное командование мучается дилеммой: отступить или держать позиции до последнего. Впрочем, любое решение приведёт к несчастливому финалу: аванпосту приказано держать оборону любыми средствами. Отступление будет считаться дезертирством и караться смертью.

Манга сопровождается послесловием Сигэру Мидзуки, которое называется «Зачем нужно было заходить так далеко ради обороны этого места?» — вот этим-то вопросом и задаются персонажи истории, когда враг начинает методично прореживать их ряды. Менталитет японцев таков, что любое слово хозяина / начальника / старшего для них — истина в последней инстанции, непререкаемое руководство к действию, которое нельзя не то что оспорить, а даже засомневаться в нём! Приказ держать позиции до последнего человека был императорским, и не подчиниться ему для любого японца было бы смерти подобно. Но...

Вместе со своими героями автор спрашивает: неужели жизнь солдата настолько ничтожна, что ею можно не задумываясь заплатить за какую-то территорию на острове в Тихом океане, который для «большой» Японии, собственно, никаких жизненно важных интересов не представляет? Да тут ещё вот что: в тылу сидят генералы, сытые, в относительной безопасности... А мы тут — кровь проливать ни за что ни про что?! Вот поэтому часть солдат с их непосредственным начальством отступила, спасая собственные жизни. Уже не думая о приказе императора, они всё-таки решили уйти с линии огня, даже несмотря на то что их действия будут расценены как дезертирство... Но, к сожалению, им удалось лишь на короткое время продлить собственные жизни.

В итоге манга приходит к кошмарному финалу: и не осталось никого... Погибнуть в бою, в самоубийственной атаке на безусловно превосходящие силы противника — только этой чести удостоились в конце концов выжившие и пытавшиеся отступить. А к чему это привело? Остров-то отстояли? — Нет, конечно...

Картины военных действий Сигэру Мидзуки удаются так же хорошо, как и те происшествия, которые описаны в начале манги. Пикирующие самолёты и взрывы, даром что рисунок чёрно-белый, выглядят ярко и красочно. Ну и конечно, последние страницы истории, где весь ужас войны отражён в самом концентрированном виде, поражают. Несмотря на то что на крови и ранениях чрезмерное внимание не заостряется, читатель всё равно прекрасно ощущает дыхание самой Смерти.

Автобиографические работы Сигэру Мидзуки всегда привлекают внимание, им веришь, потому что художник отображает в них события, в которых участвовал сам, которым был свидетелем. «Дан приказ умереть!» — наверное, самое известное из его произведений, посвящённых войне. В этой манге показаны солдатские будни со всех сторон: от простых развлечений с относительно мирным небом над головой до ужасов горячих военных действий. И по прочтении книги остаётся только один вопрос, переходящий в разряд риторических: зачем нужно было заходить так далеко ради обороны этого места?..

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх