fantlab ru

Ричард Лаймон «Луна-парк»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.93
Оценок:
278
Моя оценка:
-

подробнее

Луна-парк

Funland

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Застенчивый паренек Джереми Уэйн переезжает с матерью в курортный городок Болета-Бэй, прославленный большим парком аттракционов под названием Фанлэнд. К сожалению, Фанлэнд привлекает не только отдыхающих, но и огромное количество бомжей, которых местные именуют троллями. Засилье назойливых, агрессивных и совершенно полоумных бродяг доводит жителей до отчаянья. Вскоре Джереми встречает красавицу Таню, имеющую к троллям собственный счет и возглавившую банду «троллеров» — подростков, объявивших троллям войну. По ночам молодые люди выходят на «троллиную охоту» — отлавливают бомжей и подвергают избиениям и издевательствам, надеясь рано или поздно изгнать их из города. Очарованный Таней, Джереми решает присоединиться к банде, даже не зная, к каким последствиям это его приведет. А тем временем в городке пропадают люди, и все следы ведут к троллям и аттракциону «Веселый Домик», которым владеет зловещий Джаспер Данн...

Номинации на премии:


номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1990 // Роман

номинант
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2018 // Лучший роман / авторский сборник

Похожие произведения:

 

 


Луна-парк
2018 г.
Луна-парк
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Луна-парк
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Funland
1989 г.
(английский)
Funland
1990 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно давно я написал в одном из своих отзывов: Стивен Кинг как-то сказал о своем романе «Мобильник» — «Он как дешевое виски — отвратителен, но неотвратимо тянет к себе.» Лично у меня это высказывание Короля всегда ассоциировалось не с его романом, а с романами другого замечательного писателя — Ричарда Лаймона. Написано это было довольно давно, когда я только начинал знакомство с творчеством Лаймона, с тех пор многое поменялось. Ричард Лаймон потрясающий автор, лучшие книги которого к сожалению в России не издавались. К такому выводу я пришел, прочитав «Странствующий цирк вампиров», «После полуночи» и «Луна-парк», о котором и пойдет речь. Действие происходит в городке Болета-Бэй, буквально наводненном бомжами (местные их называют тролли). Бомжи так всех достали, что действия банды подростков (троллеров) истязающих бомжей по ночам, вызывают скорее сочувствие. В центре сюжета — подростки троллеры, девушка-музыкант и пара копов. Все действующие лица (за исключением нескольких незначительных персонажей) получились «живыми» просто на заглядение. Лаймон довольно много внимания уделяет их мыслям, чувствам, внутреннему миру. На протяжении трех четвертей романа они изредка пересекаются друг с другом, попадают в разные неприятности...вообщем живут. И конечно парк развлечений «Фанлэнд», завораживающий и отталкивающий одновременно. Действие развивается неспешно, напряжение нарастает постепенно и выливается в просто ураганный финал, когда все действующие лица сошлись в одной точке. Если вы добрались до этого момента ночью — вас ждет бессонница, ибо отложить книгу в сторону совершенно невозможно. Захватывает дух, пересыхает в горле, руки судорожно перелистывают страницы. В такие моменты хочется крикнуть «Браво!» автору и от души поаплодировать.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал роман около 9-ти месяцев назад и оценил в 8 баллов. Изредка приходится менять оценку спустя время, но Луна-парк заслуживает того – ставлю 10 (слишком уж часто и с теплотой возвращаюсь к нему, думаю это о многом говорит). Поэтому и пишу отзыв, надеюсь больше любителей жанра обратит внимание на книженцу :)

Многие говорят, что Стивен Кинг один из лучших рассказчиков, умеет писать абсолютно о любых вещах просто и увлекательно. Похоже это правда. Я прочёл ~ 6 книг Кинга и действительно, практически все они читались влёт (кроме сияния). Был впечатлён, как он умеет погружать читателя в историю, и я уж подумал, навряд ли найду более «затягивающего» автора ужасов, чьи книги будут так же легко проглатываться за пару дней.

Но... Минуточку!

Оказывается, Лаймон владеет такой же суперспособностью и возможно (но это не точно), смог бы дать фору королю ужасов в мастерстве подачи истории.

Несомненный плюс Лаймона — отсутствие лишних деталей и духоты. Он дает столько информации, сколько нужно для визуализации происходящего. Не знаю, как ему это удается, но каждый персонаж оживает только попадая в кадр. И самое ГЛАВНОЕ, автор будучи взрослым человеком сохранил в себе ребёнка, что видно по его работам (с каким азартом и нарочито детской наивностью они написаны).

А еще у автора есть смелость! Смелость, потому что он закончил книгу не как «надо» (для вполне серьёзной истории), а как пожелал внутренний подросток. Поэтому финал, возможно, зайдет не каждому, но запомнится надолго!

Не буду писать, о том, что происходит в Луна-парке: о чём книга, что случилось, кто, куда, чего, зачем – просто ознакомьтесь с рецензентами ниже, лучше их я точно не скажу (не умею), да и цель другая.

Вывод:

Если хочется по-детски наивную (ламповую) атмосферу: лета, пляжа, парка, подростковой дурости – рекомендую.

Если же ждёте серьезный хоррор, с серьезными ситуациями, в которые попадают серьезные персонажи, а в конце серьезный финал –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
рекомендую.

Оценка: 10
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мастерски нагнетаемая интрига не позволит заскучать даже самому притязательному читателю.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

«У каждой монеты есть обратная сторона».

Это утверждение, говорящее о двойственности нашего мира, применимо не только к людям и событиям, происходящим с ними, но и к вполне материальным вещам, созданным ими же.

К одной из таких вещей, построенной в прибрежном калифорнийском городке Болета-Бэй, можно отнести парк развлечений «Фанлэнд», за сияющей и радостной стороной которого прячется другая сторона — грязная и мрачная, показывающая свое лицо с наступлением темноты.

Причиной ее появления послужило огромное количество бомжей и бродяг, заполонивших окрестные улицы и ночующих на территории парка и местного пляжа.

И ладно бы, если бы оборванцы вели себя тихо-мирно, слоняясь туда-сюда и прося мелочь, но они стали проявлять неприкрытую агрессию по отношению к жителям городка, что вкупе с их отталкивающим внешним видом не могло не вызвать у последних ненависть к попрошайкам.

Однако поскольку речь идет о толерантном американском обществе, то никаких серьезных шагов со стороны взрослого населения по выдворению бомжей за границы Болета-Бэй предпринято не было. А вот подростки, напротив, со всеми азартом и энергией присущими юности, принялись «троллить» бродяг, дабы они по собственной воле покинули их любимый «Фанлэнд» и окружающие его территории.

Как раз о такой группе молодых людей и рассказывает роман Ричарда Лаймона «Луна-парк».

Но не только о них, ведь в центре его сюжета оказываются еще и полицейские-напарники Дэйв и Джоан, патрулирующие парк развлечений в дневную смену, и бродячая девушка-музыкант по имени Робин, играющая на банджо для посетителей аттракционов.

Как всегда у писателя характеры персонажей, несмотря на их не самую глубокую проработку, получились очень живыми и запоминающимися.

А образ Джереми, одного из троллеров, совсем недавно переехавшего в город вместе с матерью, получился еще и на редкость противоречивым.

Так как не смотря на все мерзости, совершаемые им, он вызывает скорее не отторжение, а сочувствие, потому как стал жертвой вполне естественных для его юного возраста стремлений стать «своим» в новой компании и понравиться ее главе — привлекательной девушке по имени Таня.

В общем-то все главные герои книги так или иначе вызывают сочувствие, потому как к тому времени когда история завершится никто из них уже не будет прежним. Все они будут искалечены либо физически, либо духовно, либо сразу в обоих смыслах, что тоже характерно для творчества старины Лаймона.

Помимо характеров персонажей автору также явно удался образ самого парка развлечений, променад которого нависает над пляжем и скрывает от глаз людей не только грязных бомжей, но и свои не менее грязные секреты.

Лично мне «Фанлэнд» напомнил эдакую большую кровать, во тьме под которой прячется не только пыль и забытые всеми вещи (или люди, если говорить о бродягах), но и жуткий монстр, родом прямиком из страхов нашего детства.

Ведь только оттуда Лаймон мог взять подобное чудовище и поместить его в стены закрытого аттракциона, принадлежащего загадочному Джасперу Данну.

Именно в «Веселом домике» и развернется кульминация всей истории, получившаяся весьма кровавой и впечатляющей.

Поэтому если вы ищете роман, увлекающий и держащий в напряжении до самого финала, то «Луна-парк» подойдет вам как нельзя кстати.

Единственный минус заключается только в том, что он надолго отобьет у вас охоту посещать парки развлечений по вечерам.

Ведь никогда не знаешь, какое черное зло может таиться за их яркими разноцветными фасадами...

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман входит в число любимых у этого автора. Вообще, меня интриговал он еще с приснопамятного задника обложки «Кола», и когда появилась возможность прочитать — сначала на английском, а потом и на русском языке — вышло немного не то, на что рассчитывал, но в этом-то и крылась вся прелесть. Сам пресловутый луна-парк здесь явно не центр действа, и, по большей части, это не ужастик о смертоносных аттракционах и каруселях с дисковыми пилами. Внезапно, основной сюжет проистекает на улицах города и в душных душах горожан. В наличии расцветающий под началом харизматичного лидера (лидерши) культ «своих», метания от «своих» к «чужим» туда-обратно практически в духе Стивенсоновской «Черной стрелы» (накал примерно тот же), и, конечно же, городские бродяги, которые совсем не то, чем кажутся. Несомненные украшения сего непростого действа — классическая темная лошадка Данн, и сюрреалистическое окончание, которое определенно придется по духу

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
любителям гигантских арахнидов.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ах, как хочется вернуться...в Луна-парк! Именно такое желание обуревало после завершающей сцены с Герцогом. Именно приходящие на ум ностальгические эмоции владеют разумом и опьяняют его: хотя ты никогда и не был в Болета-Бэй, но благодаря Лаймону всё же побывал, и это было настолько красочно, увлекательно, остросюжетно, что тебе очень не хотелось покидать этот безумный и вместе с тем обалденный мир.

Для многих ценителей жанра, не знакомых с мистером Лаймоном, либо знакомых вскользь, вызывает недоумение, как такая книга вышла под обложкой мастеров ужасов, ведь ужас в ней немного не такой, какой многие жаждут. Да, здесь не будет мистики, маньяков в маске, а будут тролли, то бишь так именуемые бездомные. И в принципе ужас будет исходить не от них, а скорее от охотников на них, и от Джаспера Данна. Вообще ждать чего-то шаблонного от Ричарда Лаймона, если знать его биографию и библиографию, как минимум странно. Он действительно мастер темной прозы, но его произведения не укладываются в шаблонные ячейки, придумываемые нами. То, что он пишет — это его жанр, его стиль, его автограф. Это не хоррор стори, это Лаймон стори. И как раз он вполне достоин быть представлен в любых сериях, где печатают лучших из лучших, гениев темной стороны. Только опять же отличие Лаймона в том, что его произведения, несмотря на всю дичь, что там происходит, просто лучатся щепотками доброты и даже насилие выглядит не таким чернушным, как у других коллег пера.

Герои в романе настолько живые, что ты начинаешь жить их жизнью, реальность для тебя перестает существовать. Причём это относится ко всем без исключения, хотя за перевоплощением/перерождением Герцога следить немного интереснее.

Атмосфера произведения окутывает плотным туманом и сливается с тобой, ты чувствуешь запахи пляжа, звуки прилива, дуновение ветра, работу механизмов аттракционов. А также чувствуешь омерзительную вонь, зловонный шлейф троллей, и в противовес запах духов женских персонажей. Не каждый автор сможет достичь такого максимального уровня погружения в происходящие события, в вымышленный микромир.

Но без ложки дегтя, увы, не обошлось. Во-первых, мне не понравилось, что автор бросил героев и даже правильнее сказать их судьбу, таких как Глория, Гарольд. И пусть судьба 2 персонажа мало кого может волновать, как и вообще цель его появления в романе, то вот по первой много вопросов без ответов. Во-вторых, линии Данна было уделено слишком мало времени, по сути лишь финал романа, а ведь с самых первых страниц сразу понятно, что тот скрывает какой-то жуткий секрет, и его личность оказалась нераскрытой, непонятны его мотивы, зачем он вообще занимался своим аттракционом, нет какой-то предварительной вводной истории, каких-то фактов, раскрываемых по ходу романа о том, что он вытворял когда-то. Это помогло бы к концу книги нагнать дополнительной жути и мистического лоска. То, каким он был подан в кульминационной сцене, многие не оценили, слишком уж гротескный образ вышел. Хотя в этом как раз и Лаймон, тот ещё шутник и весельчак, создающий свои собственные литературные аттракционы.

То, что указано на обложке от Стивена Кинга — истинная правда. От «Луна-парка» я получил настоящее удовольствие, и с удовольствием прокачусь на этом аттракционе ещё раз. Кстати, как мне показалось, именно эта книга в части охоты на троллей стала вдохновителем для Сергея Давиденко, одного из авторов, пишущих под псевдонимом Варго: я про роман Нечто или Диггер по прозвищу Жгут. А это ли не признак хорошей книги, являющейся путеводной звездой для других авторов, примером для подражания и восхищения. На такого Лаймона стоит равняться, такого Лаймона стоит перечитывать, такого Лаймона нужно иметь в своей коллекции! Шикарное приключение в очаровательном вымышленном мире!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые три четверти книги события развиваются очень плавно и неспешно — пусть вас не обманывает первая экшен-сцена. Порой немного утомляет все это лирично-любовное, скудное на события повествование. Однако читать все равно интересно, предвкушая какой треш приготовил автор и во что все эти события выльются.

Персонажи отлично прописаны, у меня сложился вполне яркий образ каждого из основных героев. Добавить к этому атмосферу курортного городка с парком развлечений у океана, озабоченных подростков (ну это же Лаймон) и ощущения грядущей жести — и бросать книгу совсем не хочется, тем более, что читается довольно бойко, даже пока почти ничего не происходит. Финал неожиданный, доставил удовольствие.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этим летом я решил съездить в маленький американский городок Болета Бэй, провести отпуск, так сказать. Казалось бы, ничего не предвещало беды, ну разве что старый знакомый турагент с именем Ричард Лаймон немного нагнетал обстановку. На деле же оказалось, что в Болета Бэй водятся крайне наглые и отчасти безумные бомжи. Серьезно, они и шагу не дают ступить по местному луна-парку, все время лезут то попросить деньжат, то просто докопаться. Местные жители проблему осознают, и на улицах можно встретить полицейские патрули, дружинников и отряд подростков, которые стараются оберегать покой граждан. Подростки в этом плане пошли дальше всех и творят беспредел почище бродяг.

Если решите поехать туда, то у вас будет возможность познакомиться с рядом интересных личностей, как среди подростков, так и среди полиции. Поначалу эти товарищи могут показаться простоватыми и даже скучными, но не спешите делать выводы, каждый из них со временем раскроется в полной мере, а некоторые даже вызовут крайне противоречивые чувства. Главное дайте им шанс и не обращайте внимания на озабоченность мышления. Повернутости на теме секса, кстати, не так много, как можно было ожидать от Лаймона. Помню как-то попал благодаря ему на один примечательный остров, так там вообще спасу не было, а тут нет, достаточно цивилизованно и логично.

В целом поездка удалась на славу. Несмотря на некоторую затянутость, можно получить массу удовольствия от происходящего, особенно от крайне напряжённого финала, который показывает, что маньячные бомжи и жестокие подростки — это не все проблемы Болета Бэй и в глубине местного луна-парка прячется кое-что похуже. Ну а мне пора двигаться дальше. Давно я на рыбалке не был...

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В курортном городке Болета-Бэй весело только на первый взгляд — колесо обозрения, аттракционы, «Веселый домик» с диковинами, теплый пляж, полный загорающих парочек. Но когда на город спускается ночь, на улицы выходят бомжи… и те, кто повадился жестоко расправляться с ними. Паренек Джереми переезжает в Болета-Бэй вместе с матерью, и в поисках новых друзей попадает в самую гущу страшных событий.

Роман «Луна-парк» Ричарда Лаймона написан в уже далеком 1989 году, и, несмотря на творящиеся на страницах ужасы, читается, как это ни странно звучит, уютно. Лампово. Никаких тебе мобильных телефонов и соцсетей. Только теплый песок, океан, подростки, первые влюбленности, первые ошибки... последние ошибки... Это странное ощущение, когда понимаешь, что если герои романа и выживут, то «сейчас» им было бы за пятьдесят... и где, спрашивается, их бунтующая молодость, конфликты отцов и детей?..

По стилистике и времени действия роман похож на «Оно» Стивена Кинга (и на гораздо более позднюю «Страну радости»), но Лаймон – не Кинг. Это вовсе не значит, что «Луна-парк» плох, а Лаймон – хуже Кинга. Время само расставило и авторов-ровесников, и их книги, по условным книжным полкам – Кинг и ныне живет и здравствует, пишет пачками, «Оно» пережило уже две экранизации. А Ричард Лаймон остался, по сравнению с Кингом, неизвестен — сам он винил в провале карьеры в Америке небрежно изданный роман «Где лесной заколдованный мир» (The Woods Are Dark) – да и времени ему было отмерено не так много – в 2001 году писатель скончался от сердечного приступа в возрасте 54 лет.

И все же «Луна-парк» (не вполне точный перевод названия парка аттракционов Фанлэнд — «Веселая страна») в свое время номинировался на премию Брема Стокера, как лучший роман (в тот самый год, когда эту премию в другой номинации получал все тот же Кинг за «Четыре после полуночи»). И читать его (или, в моей случае, слушать – я выбрал 15-часовую аудиоверсию) оказалось увлекательно и одновременно грустно. Грустно, потому что прочитай я это в начала 90-х, роман читался бы взахлеб и снес бы крышу. Сейчас слишком много всего перечитано, что превосходит «Луна-парк» и по масштабу событий, и по проработке характеров, и по нагнетанию жути. Но если перестать сравнивать, а просто следить за сюжетом, то от книги не оторваться.

Действие поначалу развивается нарочито медленно, сюжетных линий не так много (при таком-то объеме текста!), но немногочисленные главные герои подкупают своими историями, тем более что многие из них не делятся на «хороших» и «плохих». Очень долго как раз непонятно, кто именно в романе представляет из себя настоящую угрозу: грязные бомжи-«тролли», агрессивная группировка «троллеров» — охотников на бомжей, или же есть в Фанленде кто-то или что-то еще, что опаснее и тех, и других. Самой интересной оказалась как раз сюжетная арка Джереми – приехав в Болета-Бэй чистым и невинным подростком, он вскоре теряет эту невинность – причем вовсе не в сексуальном смысле. Его поступки и решения понятны – и вот уже за желанием понравиться девушке, он шаг за шагом приближается к черте, за которой дороги назад не будет.

Опасность щедро разлита по страницам романа, но ее концентрация кажется умеренно-щадящей до финала, когда действие неожиданно взрывается запредельным кровавым насилием, за что книга и получила место в категории «сплаттерпанка». Пытаясь взвинтить градус ужаса слишком высоко, Лаймон, кажется, промахивается и оказывается на территории совершенно другого жанра. Но тем интереснее читать последние главы – когда происходит реально неожиданные вещи. И ради этих открытий «Луна-парк» стоит прочитать – или прослушать.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил начать знакомство с серией ужасов. «Луна-парк» показался мне наиболее подходящим романом для вхождения в материал. Сразу хочу отметить, что я полностью согласен с другими читателями, которые отказались считать это произведение полноценным романом в жанре хоррор.

Да, это жёсткая и местами жестокая история, но практически все сцены довольно часто встречаются в криминальной хронике самых разных городов мира. Сюжет построен на описании жизни группы подростков. Как и у многих других, мальчики и девочки имеют собственные тайны, которые тщательно скрываются от взрослых. Днём это добрые, вежливые молодые люди, а ночью они становятся жестокими мстителями. Объектом их агрессии становятся бродяги и нищие, которые в больших количествах обитают в их небольшом городе.

По сути, перед нами неплохой триллер. Жестокость постепенно становится всё более явной, хочется причинять боль, внушать ужас и страх. Безнаказанность развращает, даёт ощущение вседозволенности, возможность карать по собственному усмотрению любого человека. Со временем, простые издевательства и избиения перерастают в групповое убийство, которое тянет за собой ещё более пагубные последствия для всех участников. Автор довольно четко и точно передаёт эмоциональные переживания молодых людей, даёт пошаговую расшифровку их падения в бездну, где теряется грань добра и зла.

Прежде всего, это произведение является своеобразным исследованием подростковой агрессии, как неотъемлемой части современного общества. В какой-то степени всё случившееся можно считать зарисовкой из жизни.

На мой взгляд, этот роман находится на линии между триллером и книгой ужасов, хотя каких-то сверхъестественных или мистических линий здесь и не будет. Иногда банальная реальность преподносит не менее ужасные сценарии, от чего становится гораздо страшнее.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня есть определенное правило: последние года три-четыре книги, написанные до моего рождения (плюс пару лет после), я читаю очень редко, делая исключения только для знаковых вещей, классики или если уж прям очень-очень захотелось по какой-то веской причине. Можете считать это избалованностью современной литературой, если угодно, но уже не раз и не два я натыкался на то, что книга банально устарела и неспособна сейчас подарить те же эмоции, которые дарила читателям в момент выхода. А раз невозможно вернуть то время, вычистив из памяти сотни современных книг и по максимуму представив литературные вкусы тогдашней публики, то и оценивать более-менее честно не получится.

Так вот, «Луна-парк» – это как раз-таки классический случай того, что наверняка смотревшееся в 1989-м году свежо, вызывающе, остросюжетно и в ногу со временем со своей проблематикой и густой атмосферностью, спустя тридцать лет читается, мягко говоря, кривовато. Если бы не серия «Мастера ужасов», я бы вряд ли когда-либо обратил внимание на этот хоррор с элементами сплаттерпанка, а напиши сегодня какой-нибудь подражатель Кинга или Литтла подобную историю в таком же стиле – поморщился и отнес к категории «нечитабельно». Потому что – ну что это такое? Почти вся книга – то эротические грезы подростка, то какая-то замшелая охота на бомжей (троллей, как их тут называют). Только ближе к финалу появляется некая инфернальщина, но и та сводится к обычному гигантскому уродцу. Вдобавок ко всему, это еще и подается нарочито примитивным языком, а вялые потуги автора описать эротические действия и мысли приводят лишь к смешкам и чувству стыда за героев. На фоне этого попытки залетного пацана вписаться в крутую новую компашку поначалу читаются хоть с каким-то интересом (хотя его упоротое желание быть с ужасной, но сексапильной Таней вместо Светлячка порой заставляло люто краснеть за его выбор), а приключения девушки-барда со светлой лирикой (песня про страну Мурмяу – возможно, лучшее, что есть в книге!) и вовсе воспринимаются как отдых. Но к сожалению, этого мало, чтобы скрасить унылые будни ночных избиваний бомжей и не менее унылые патрулирования улиц парой копов.

Почему же при таком негативе довольно высокая оценка в 7 баллов? Потому что я как мог пытался объективно оценить положение и хотя бы постараться понять, как книга читалась на момент выхода. Сейчас это, конечно же, архаика, интересная лишь парой твистов в сюжете (которые, буду честен, меня приятно удивили!) да общей ситуацией взросления подростка, но, думаю, в 90-х Лаймон своим кровавым эротическим сплаттерпанком произвел если не фурор, то близкое к нему впечатление.

Жаль только, что мне эта книга не попалась хотя бы в середине нулевых.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой триллер, мягкая эротика, во многом обоснованные претензии на хоррор — что ещё нужно американскому подростку, чтобы заставить себя прочитать книгу? На мой взгляд, для взрослых читателей роман слишком простоват, нет достоверных психологических портретов ни взрослых, ни подростков. Очень сказочные обстоятельства существования подобного подпольного парка аттракционов для бомжей — город вполне благополучный, полиция работает идеально, люди, судя по активным подросткам, не аморфные — и тем не менее люди пропадают многократно и давно, а очевидное скопище криминогенной заразы даже не проверялось в профилактических целях. Сам по себе объект словно находится в другом измерении — судя по драматичному путешествию главных персонажей, а также количеству разного рода постоянных обитателей, его размеры, причем в подземной части, должны быть не меньше огромного стадиона. И наконец за чей счёт весь этот банкет — неужто за счёт поборов с несчастных бездомных существ, которым к тому же запрещено пользоваться трофеями жертв?

В общем, роман юношеский, по моему мнению, очень уступает взрослым «ночным' романам автора.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Under the boardwalk,

Out of the sun,

Under the boardwalk

We'll be havin' some fun...

Продолжая штурмовать библиографию Лаймона, прочел легендарный «Funland» ака «Луна-парк». Это, в некотором смысле «этапное» произведение для для данного автора, символизирующее переход от довольно простеньких и в хорошем смысле трэшовых историй о монстрах (человекообразных и не только), которые он выдавал в 80-ые, к более психологичной (но не менее жестокой и кровавой) прозе 90-ых, где уже явно ощущался уклон в сторону криминально-детективных триллеров. Это мое оценочное суждение, можно с ним не соглашаться – «так вижу»(с).

«Луна-парк» — помимо прочего, еще и довольно объемная книжка. Вроде, из всей лаймоновщины только «Землетрясение» и «Вне себя / Body Rides» подлиннее будут. Сюжет же ее примерно таков. Есть в Калифорнии некий приморский городок-курорт Болета-Бэй, а в городке, на деревянной набережной близ пляжа — парк аттракционов «Страна веселья / Funland» (hence, the title). Только вот, с некоторых пор досуг горожан и отдыхающих омрачен неприятной проблемой: резким ростом численности бомжей, алкашей и прочих деклассированных элементов, которые ошиваются вокруг курортной зоны, клянчат милостыню, воняют, хулиганят, и вообще всячески портят жизнь честной публике. А иногда вытворяют и чего похуже. За прошедшие годы было зафиксировано несколько жестоких нападений безумных люмпенов на людей. А есть и мнение, что происходящие время от времени бесследные исчезновения курортников – тоже их рук дело. За пугающий вид и склонность ошиваться под мостами, бродяг в этом городе зовут троллями. А поскольку местные власти ничего не могут или не хотят сделать с проблемой, то некоторые горожане начинают решать вопрос самостоятельно. В последние месяцы на набережной орудует молодежная банда т.н. «троллеров», которые начали организованную кампанию террора: по ночам охотятся на одиноких бомжей, избивают их и всячески измываются, чтоб других отвадить от города. Пока только избивают – но лишь вопрос времени, когда дело дойдет до чего-то посерьезнее.

Недавно переехавший в город подросток Джереми Уэйн невольно оказывается вовлечен в деятельность банды, а потом и с энтузиазмом вливается в ее состав. Не в последнюю очередь из-за влечения к опасной красотке Тане, которая возглавляет «охотников на бомжей». Между тем, странствующая уличная певица Робин останавливается в городке на пару дней, чтобы заработать денег на дорогу своими представлениями, ночуя на пляже – не подозревая, насколько это опасно. А тем временем, Джоан и Дейв, местные полицейские, патрулирующие набережную, пытаются одновременно и пресечь деятельность банды, и расследовать мутные делишки подозрительных бродяг. Постепенно становится ясно, что ниточки ведут к закрытому и заброшенному аттракциону «Веселый домик» и его владельцу — очень нехорошему типу по имени Джаспер Данн.

Ну что сказать... Роман оставил двоякое впечатление. Сразу оговорюсь: книга понравилась. Но порой вызывала удивленную оторопь – когда в хорошем смысле, а когда и не очень.

Видно, что тут Лаймон постарался затронуть какие-то более серьезные темы и заехать на территорию «социалочки». «Автор умело вскрывает язвы современного капиталистического общества, что скрываются за фасадом кажущегося благополучия», как сказали бы в старых газетах. Местами, это ему удалось достаточно успешно, причем почти всегда не открытым текстом, а опосредованно. Тут вам и неоднозначность деятельности троллеборцев: Авангард возмущенной общественности или просто шайка малолетней шпаны? Все правильно делают или уроды-садисты, которым место в тюрьме? И тема спирали насилия, и того как праведная месть может стать путем к моральному разложению, безумию и погибели. Есть любопытные моменты про давление коллектива и желание «быть своим, влиться в компанию», которое толкает нормальных вроде бы людей на самые чудовищные поступки.

Почти все персонажи переживают то или иное моральное развитие (а где-то и стремительную деградацию). Действующих лиц, к слову, преизрядное количество, причем почти все они тем или иным образом взаимосвязаны (иногда неочевидными связями, которые выясняются не сразу). Однозначно положительных героев, пожалуй что и почти нет, все порой творят какую-то дичь, но в разной степени. На кое-кого временами прямо физически хотелось заорать: «Не делай этого, долбоящер! Ты что, совсем ку-ку?!». А другим мысленно поаплодировать: «Так держать, вот это было неожиданно круто и адекватно!»

По мере развития сюжета, постепенно возникает ощущение надвигающейся бури, которая скоро грянет – и не зря. Ближе к концу, конечно же, пути практически всех героев пересекутся – разумеется, в том самом «Доме смеха», где каждый получит по заслугам, и никто не уйдет обиженным. Я вам скажу, последние 15-20% книжки – это такая отъявленная, отборнейшая еbанина, такой трэш, угар и содомия в сотонинском дыму кутежа, что я аж квасом поперхнулся несколько раз по ходу дела. о_О Не поймите неправильно, я остался доволен, конечно же (люблю запах кровавой бани по утрам!). Просто на фоне сравнительно серьезного и размеренного повествования перед этим, финал кажется несколько чрезмерным по накалу сюрреалистичности, мракобесия и упоротости. Цирк и карнавал, йопт! Адский цирк кошмаров и маньячный карнавал смерти. Но в любом случае, не может быть плохой книга где есть

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
маньяк во фраке и цилиндре с двумя револьверами, который едет в атаку верхом на гигантском плотоядном арахниде.
Таково мое убеждение. :)

P.S. Русское издание еще зимой купил в коллекцию в твердом переплете, пока оно есть еще в продаже. Полистал мельком: и перевод вроде вполне хороший, адекватный, не в пример некоторым изданиям 90-ых. Жаль, что за джвадцать лет (Карл!) больше ничего не издавали из Лаймона нормальными тиражами.

P.P.S. Углядел пару отсылочек среди экспонатов в кунсткамере Джаспера:

- «безволосый орангутан с Борнео»: тащемто, один из зверей из «Подвала / Дома зверя».

- мумия Рам-Хотепа: точно фигурирует в романе «Игры в воскрешение» (обрядом Рам-Хотепа там оживляли покойников, напомню), а также возможно в рассказе «В яме» и романе «Амара» (их не читал пока еще).

А кроме того, сами события «Луна-парка» упоминаются в более позднем романе «Body Rides». Главгерой собирается скоротать время где-нибудь, и рассматривает на карте ближайшие к Лос-Анджелесу парки развлечений. В т.ч. его внимание привлекает городок Болета-Бэй. Но потом он вспоминает, как читал несколько лет назад заметку про какую-то «жуткую резню», что там приключилась, и решает «ну его нафиг, не поеду туда».

Ну и зловещие бомжи-тролли не только здесь фигурируют, конечно. Как минимум «Ночь в тоскливом октябре» (беженцы из Болета-Бэй?), а возможно и где-то еще.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Время может неумолимо лететь вперед, если вы хорошо его проводите, но еле ползет, когда вы чего-то ждете.» — Джереми «Герцог»

И действительно — когда читаешь что-то нудное и затянутое, то тебе скучно и ты ждёшь — «когда же уже что-то начнётся?», «Когда же книга наконец затянет и станет интересной?»

Так вот: с « Луна-парк»'ом такого не случилось и, видимо, я действительно очень хорошо провёл время, ибо даже не заметил как пролетели эти почти 700 страниц.

Ричард Лаймон всегда грешил в своих романах с темой сексуального влечения подростков. И этот роман не стал исключением поэтому эта первая вещь которая действительно может отпугнуть большое количество новых читателей. Вторая же — это то, что у Лаймона есть действительно более брутальные и кровавые романы. И если издательство хочет и дальше продолжать выпускать его книги, то начав с этого романа они заслужили и плюс и минус.

Плюс — те кому роман понравился, будут приятно удивлены когда выйдет что-то более сильное, например «Одной дождливой ночью»

Минус — те кого этот роман (не самый лучший у Лаймона) отпугнул и они не захотят продолжать знакомство с ним, пропустят действительно годные сплаттерпанк-романы.

Что же мне понравилось в этой книге так это в первую очередь герои, и их взаимоотношение, возможно это потому-что я ещё сам не слишком далеко ушёл от этих подростков и их жизнь (кроме убийства бомжей конечно) мне напомнила мою совсем недавнюю юность. Второе — их характеры для сплаттерпанка очень уж хорошо прописаны. На наших глазах некоторые герои из-за своей безнаказанности, из-за то, что просто хотят влиться в компанию быть для них полностью своим, боясь упасть в их глазах становятся настоящими зверьми если не хуже. Некоторые же наоборот понимают, что у любых развлечений есть границы, которые могут находится даже ЗА дружбой. За персонажей переживаешь, но хочешь чтоб им все воздалось, персонажей ненавидишь, но дрожишь почти за каждого их них думаешь «Хоть бы с ним/ней все было хорошо». И так почти с каждым кроме двух индивидов, но по мере прочтения книги, я думаю, вы и сами пойте кроме кого и почему кроме отвращения к ним сложно проявить другие эмоции

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Герцог и Таня, как же под конец книги я их возненавидел.)
Третье — это финальные 200 страниц, их я вообще не заметил и думал « КААААК, это конец? всё ? требую ещё!» , кроме одного момента от которого я словил фейспалм, но о нём я напишу ниже ибо не хочу сюда писать спойлеров. :)

Спасибо старина Лаймон, это было очень и очень хорошо. Ждём следующих переводов, он этого достоин.

7/10

P.S.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(паук в конце книги, ну просто убил: меня, атмосферу, финал.) Хотел поставить девять, но этот паук... Ричард ну зачем, мы же так хорошо проводили время :D

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга неплохая, поставил 7 из 10. Практически до конца не понимал, почему эту книгу выпустили в серии «Мастера ужасов». На мой взгляд, обычный подростковый роман. С кучей персонажей (в том числе, лишних, Гарольд, например), любовью-морковью. Вообщем к ужасам отношения никакого. Концовка немного изменила отношение к книге. Еще раз — книга неплохая, но вот с хоррором в ней как-то не совсем. Скорее это сборник любовных историй, разбавленный в конце щепоткой ужасов.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх