fantlab ru

Мария Стрелова «Метро 2033: Нас больше нет»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.29
Оценок:
7
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: Нас больше нет

Роман, год; цикл «Вселенная «Метро 2033»

Аннотация:

Мытищи, небольшой город в Подмосковье, тоже выжил. Три бункера мирно сосуществуют, ведут торговлю, да и просто живут. И лишь четвёртое убежище на территории бывшей военной части, где уже много лет единовластно царствует полковник Андрей Рябушев, плетёт интриги и хранит свои страшные тайны.

Два разведчика находят в заброшенной квартире живого человеческого младенца и дневник, некогда принадлежавший Марине Алексеевой. Жители убежища Конструкторского бюро узнают об ужасной гибели бункера в Раменках. Но дневник пропадает из закрытого сейфа. Происки военных? Это предстоит узнать молодому и отважному Жене, сыну начальника бункера. Он отправляется с отрядом на территорию военной части, теряет всех верных ему людей и оказывается в плену у полковника.

Кого встретит юноша в мрачных темницах бункера? Что он узнает? И не станут ли тайны Рябушева для него роковыми?

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 294

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2638 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2018 // Ржавый Артём. Лучший злодей. Геннадий Вязников/Доктор Менгеле

лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2018 // Ржавый Артём. Лучшая женская роль. Марина Алексеева


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Нас больше нет
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«С дьявольским упорством»

Рецензия на «Метро 2033: Нас больше нет» Марии Стреловой

Я ещё помню те времена, когда романы с объёмными флэшбеками считались чем-то из ряда вон выходящим. Но за сотню книг, с учётом «Вселенной Метро 2035», это стало вполне обычным, а мне и вовсе перестало нравиться. А может, дело в подаче. Не каждое воспоминание, будь оно хоть трижды к месту, заслуживает своего появления, я считаю. Но раз автор оставил(а) его, если редактор одобрил сцену, значит, это я упустил важную деталь и должен принять выбивающийся из линии времени отрывок как данность.

В «Изоляции» флэшбеки сыграли ключевую роль. Они раскрыли прошлое бункера в Раменках, а также главной героини, подготовив нас к ужасному и потрясающему откровению всего сюжета. Чего-то подобного я ждал и в продолжении. Каково же было моё удивление, когда внезапно я наткнулся на… флэшфорвард! Для тех, кто не знает, поясню: это флэшбек наоборот. То есть сцена, относящаяся к будущему по отношению к основному сюжету (но вставленная посреди его или до, а не после). Однако очень скоро они мутируют в обычные флэшбеки, и становится ясно, какая линия главная. Вообще, в «Нас больше нет», как мне кажется, все эти прыжки в воспоминаниях гораздо лучше структурированы, чем в первой части. Может быть, они иногда и сбивают темп, но в большинстве своём подхватывают читателя и распаляют его воображение.

Теперь о героях. Новый главный герой — Женя Коровин, сын начальника одного из бункеров. Он тёзка вероломного любовника Марины Алексеевой, но в сюжете это почти не обыгрывается, лишь мельком приводится такое наблюдение. Разумеется, не обошлось и без связей с первой книгой, в конце которой отпрыска Марины находят разведчики как раз из бункера, где живёт Женя. Если о Раменках мы успели тогда узнать всё, то о бункерах Мытищ выяснили всего ничего. Имевшееся представление не идёт ни в какое сравнение с тем, что подготовила авторесса для сиквела. Вряд ли кто-то будет удивлён, если я скажу, что радужным благополучным мирком эту четвёрку не назовёшь. Может быть, поначалу нет особой вражды между убежищами, но человеческое дитя от мутанта запускает как бы обратный отсчёт. На кон встаёт многое, и разные герои ведут себя совершенно отлично друг от друга в схожих ситуациях. Главное же здесь другое — Мария поступает с протагонистом, бедным мальчиком Женечкой, крайне жёстко, хотя, оглядываясь назад, думаю, что она не забывала и об авторском милосердии. Есть мнение, что в русской литературе кто-то обязан страдать, будь то автор, герой или читатель. Здесь страдает Женя. Эти страдания настолько ярко переданы, что порой диву даёшься, какие кровожадные мысли рождаются и развиваются в целые романы у молодых девушек. Мария Стрелова доказывает в очередной раз, что если роман о постъядерном мире написан женщиной, он необязательно будет доброй историей любви. Хотя совсем без неё здесь не обходится. Правда, задействована скорее материнская забота и детская привязанность, чем любовь мужчины и женщины.

Как и прошлый роман, «Нас больше нет» развивает идею о вымышленных свойствах пластохинона. Однако на этот раз он представлен не в биологическом, а, скорее, в военно-политическом разрезе. И новых свойств, пожалуй, можно сказать, что и нет. Я знаю, что авторов иногда ругают, что они придумывают каким-то вымышленным явлениям и веществам дополнительные особенности («как Йода смог вызвать молнию, будучи призраком Силы», например), но Мария не идёт на этот шаг и, думается мне, правильно делает. Да, SkQ1 в мире «Метро» отличается от реального, но его действие остаётся схожим или около того. Оттого чтение об этом органическом соединении пугало своей оглушающей убедительностью, даром что знаю, что оно работает немного иначе. Если «Изоляция» стала первым хоррором без применения мистики, то «Нас больше нет» не посрамило предшествующую часть. Местами даже было более жутко, чем при чтении «Изоляции». Тут же должен отметить, какую потрясающую картину рисует Мария красками-эмоциями! Они все к месту, от ледяного безразличия до всепожирающей ненависти, и делают текст ещё более живым, словно стоишь рядом и слышишь каждую реплику, видишь каждое событие, только ещё временами способен заглянуть в рассудок некоторых персонажей. Там чуточку придерусь — временами некоторых героев чересчур заносит в мыслях, они уходят куда-то далеко-далеко, и не всегда авторесса успевает остановить галоп размышлений. Зато именно в таких вот спонтанных безмолвных мозговых штурмах раскрываются лучше те или иные персонажи. И читатель то встаёт на одну с ними сторону, то, «выбравшись» из их голов, смотрит на них со стороны и ужасается. Или отвращается. Или проявляет сочувствие. Эмоции бьют через край — и роману веришь ещё и в этом.

«Нас больше нет» оказалось мрачной историей о пригороде Москвы, которая ловит читателя и уносит его в мир жестоких экспериментов, хитрых властителей и безвольных подчинённых, где справедливость — недостижимый мираж, а верить нельзя никому, даже тому, кому хочется доверять. Роман вас оглушит, но после него вы ещё долго будете пребывать под неизгладимым впечатлением. И гадать, каким будет заключительный том.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх