Zотов «Тиргартен»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера ) | Триллер | Хоррор/Ужасы (Сплаттерпанк )
- Общие характеристики: Военное | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа | Центральная Европа ) | Россия/СССР/Русь | Америка (Северная Америка ) | Африка (Тропическая Африка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое ) | Путешествие к особой цели | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
25 апреля 1945 года.
До падения Третьего рейха остается ровно неделя. Офицер «крипо» (уголовная полиция) Вольф Лютвиц пытается поймать серийного убийцу. Неизвестный переодевает девушек в платья сказочных персонажей и убивает их по ночам в парке Тиргартен. Точно такие же преступления происходят и в занятых Красной Армией районах Берлина.
Советский следователь Сергей Комаровский выходит на след маньяка. Но ему придется пробраться на территорию города, находящуюся в руках нацистов...
Пылающие улицы. Руины. Считанные дни до капитуляции Германии. Двое ненавидящих друг друга людей, вынужденных объединиться, чтобы найти убийцу и не дать ему исчезнуть в дыму Берлина.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 257
Активный словарный запас: очень высокий (3435 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 24%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора | |
номинант |
Интерпресскон, 2019 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
РосКон, 2019 // Роман | |
номинант |
Филигрань, 2019 // Большая Филигрань | |
номинант |
Мастера Ужасов, 2019 // Лучший роман русскоязычного автора |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Neradence, 7 августа 2022 г.
Относительно недавно прочитала похожий по антуражу роман Гранже «Обещания богов», где действие тоже происходит в Берлине сороковых прошлого века, и это было не очень хорошо. Не скажу, что у Зотова получился прямо шедевр, но на контрасте — «Тиргартен» понравился значительно больше.
По крайней мере, тут сюжет строится не на беспробудной и откровенной глупости героев, находящихся при исполнении, а это уже большое преимущество. Несмотря на то, что никто — даже следователь Крипо, второй главный герой — из немецких персонажей не вызывает сопереживания, они хотя бы выглядят специалистами своей области. В конце концов, пытаться расследовать серийные убийства в штурмуемом РККА Берлине и даже умудриться сделать правильный вывод из очень косвенных предпосылок — это определённо хороший профессионализм и преданность делу.
Называть «Тиргартен» именно детективом, наверное, было бы не слишком правильно — это скорее фантастический триллер про серийных убийц, которые обладают не только огромными проблемами в психике, но и не менее огромными финансовыми капиталами. Спускаемыми на удовлетворение своих девиаций.
Каждому, так сказать, своё.
В целом, роман лично для меня оказался хорош. Ценз в 18+, конечно, проставлен отнюдь не за какие-нибудь сексуальные сцены, а за огромное количество насилия во всех формах, но странно ожидать чего-то другого от действия, разворачивающегося при падении Берлина в 1945-ом. На фоне всего того, что может сотворить с человеческим телом военная техника, действия маньяка не особенно-то заметишь.
Чем он, собственно говоря, успешно и пользуется.
Меня кровавые подробности не сильно смущают, так что ну есть и есть, ладно. По крайней мере, они тут введены не ради реквизита, а имеют какую-то психиатрическую подоплёку в лице антагониста. Он её даже подробно рассказывает во вставках от первого лица, долго разглагольствуя на тему, что не он виноват, а просто такова природа, и он всего лишь не может сопротивляться.
Язык ничем не примечателен, не хорош, но и не плох. Местами есть обсценная лексика, но ей ни диалоги, ни мысли персонажей не перегружены, а в ситуациях, где она прорывается, вряд ли можно сформулировать эмоции особо культурно. Да и непонятно, зачем. Стиль повествования очень динамичный, постоянно что-то происходит, нет внезапных размышлений на три сотни страниц о политике или истории, всё строго относится к сюжету.
Задумка автора объяснить нераскрытые убийства вроде Чёрного Георгина или Красной Шапочки таким вот образом, что на самом деле убийца
действительно интересная. По крайней мере, что-то свежее, Зодиака и ко обычно объясняют специальной военной подготовкой преступника и неспособностью полиции что-нибудь решить с общественной безопасностью.
А так-то мне больше всего понравился эпилог.
Сопереживания не вызывает, но, пожалуй, самый правдоподобный персонаж из всего романа.
С остальными посложнее. Их личные драмы понятны, и пересечения их судеб, очень похожих, хоть и по разные стороны баррикад, и итог жизни их обоих — что-то в этом есть, но как-то меня не сильно зацепило, слишком уж много «случайных совпадений». Хотя следить за этим временным союзом, когда переломанные, но всё ещё люди противопоставлены крайне благополучному, но уже совсем не человеку, было интересно.
И финал по-своему хорош: никто никого ни за что не простил, ни в какую слащавую мелодраму не скатился, и всё это закончилось также печально, как и началось. Куда более правдоподобно, чем регулярные для кинокартин happy end'ы.
Да, не великая литература, но весьма читабельный роман с авторским взглядом на то, откуда появляются неуловимые серийные убийцы и как себя реализуют. Перечитывать не буду, но в процессе знакомства удовольствие вполне даже получила.
dimon1979, 5 ноября 2019 г.
Это совсем другой Зотов, я бы даже сказал, что это абсолютно новый Зотов. Никакой иронии, полностью исчез авторский юмор, наоборот, текст стал серьёзным и взвешенным. Я могу смело сказать, так как прочитал много книг автора, что это самое яркое и сложное произведение писателя, написанное строго для взрослой аудитории.
Перед нами предстаёт картина гибнущего Берлина, доживающего последние дни перед неминуемым крахом. Потерянные люди, ослеплённые пропагандой и тотальным враньём, верят в какое-то чудо и до последнего надеются на спасение города и страны в целом. Автор смог максимально возможно воссоздать творящийся хаос и по-настоящему жёстко передал всю гамму переживаемых эмоций в городе. Если вы читали какие-то книги про апокалипсис, то прочитанное в этой книге, вызовет гораздо большие потрясения, потому что это было в реальности и реальные люди через это прошли.
По сути, Зотов написал исторический роман. Проделана масштабная работа по изучению сразу нескольких исторических эпизодов. Во-первых, автор воссоздал картину обороны и падения Берлина в конце апреля 1945 года. Во-вторых, он использует в своей книге сведения о преступлениях жестоких маньяков, которые были совершены в разное время и в разных частях мира, но так и не были найдены виновники этих страшных убийств. То есть, читатель получает практически готовый учебник по этим двум темам. Только подаётся это всё в виде детективного расследования по поимке маньяка, начавшего свою безумную охоту в Берлине.
Это книга о жестоких вещах, о человеческой природе, которая делает многих представителей человечества гораздо хуже бешеных зверей.
На мой взгляд, это лучший роман автора. Местами это очень жестокая история, кровавая и циничная, но она вызывает целый шквал эмоций. Строго +18, никаких скидок для психики читателей, некоторые моменты могут повергнуть в шок, вызвать отвращение и ужас. Такие книги необходимо читать, потому что спрятаться от подобных вещей никому не удастся.
r9snick, 7 июля 2021 г.
Рекомендатор «Фантлаба» настойчиво предлагал мне почитать Zотова и я сдался — единомышленники и система меня пока ни разу не подводили. Но всё случается в первый раз!
Давайте начнём с хорошего, а его здесь, без сомнения, достаточно. Рассказывать историю в сеттинге агонизирующего Третьего Рейха — тема скользкая, сложная, но довольно выигрышная и Зотов справился с ней очень хорошо. Хроникально, аутентично и весьма достоверно писатель рисует Берлин конца апреля 1945 года — с бессмысленно и беспощадно цепляющимися за каждый клочок земли нацистами, вонючим U-Bahn'ом, ценной на вес золота водой и прочими «прелестями» осаждённой столицы «тысячелетнего» Рейха.
Хороша и задумка — двое героев, сотрудник немецкой полиции и советский офицер ищут в Берлине маньяка-убийцу по кличке Дисней и волею судеб объединяются в одну команду. Зотову удалось описать это всё без дурновкусия, перегибов или перекоса — всё очень приятно, остренько и литературно. Детективная и историческая составляющая идут неплохо и увлекательно. Да, изысков или глубины нет, но это крепкий такой относительно интригующий триллер в формате «Следствие вели...». А потом случается развязка, которая тупизной, глупостью и нелепостью убивает весь кайф от относительно нормального финала.
И тут не обойтись без разгромного спойлера для читавших или тех, кому интересно:
Профессионализм маньяка внушает. Но как только в тексте появляются справки из разных эпизодов XX века с убийствами похожим почерком начинаешь думать о самом плохом. И самое плохое наступает. ДА, ЧЁРТ ДЕРИ, ЭТО ХРОНОФАНТАСТИКА! О ПУТЕШЕСТВЕННИКЕ ИЗ БУДУЩЕГО!
Зотов, зачем? Чтобы писать логичную и увлекательную историю о визитёрах из 20xx годов, надо быть Азимовым, Брэдбери или Андерсоном. Здесь же это. Ну, понимаете, русские НФ-романы о попаданцах.
По итогам, начало романа и концептуально — 8, финал романа и итоговое ощущение — 4, средний балл ->
TrollBoroda, 4 ноября 2018 г.
Это вторая книга Zотова, прочитанная мной, после его недавнего Айфонгелия. И, с одной стороны это несомненно удачная книга, а с другой немного не дотянувшая до отличной. Но, что несомненно, похоже автор интересный, для меня конечно.
Итак, перед нами история последних дней Третьего Рейха, и в частности Берлина, в апреле 45-го. История «Охотника за дичью», приследующего и убивающиго девушек в парке Тиргартен, и обставлящего свои ужасные деяния с театральной эффектностью. История охотников на охотника. Немецкого офицера полиции Вольфа Лютвица, бывшего участника Восточной компании, ныне потерявшего свою семью, и смысл к существованию. И советского офицера, Сергея Комаровского, ставшего невольным приследователем загадочного берлинского маньяка, так же потерявший семью.
Роман разбит на 4 линии повествования. Глава от «лица» маньяка, глава от Лютвица, глава от Комаровского, «перебивка» рассказывающая о реалных случаях нераскрытых преступлений 20 века, по всему миру. И так по кругу, до конца книги. До конца второй главы интрига происходящего только нарастал, кто же такой этот кровавый убийца, что за зло преследуют, в целом схожие, и судьбой, и повдением, но такие разные следователи? К чему эти вставки из хроник нераскрытых преступлений? И тут, бац... Ответы, которые меня немного разочаровали. Вот честно, хоть и не ожидал такого, и выглядит все логично, в рамках книги, но все же не то чего хотелось, наверное (правда и не было то никаких ожиданий). Но как-то запал у меня, после ответов, начал шипеть и чадить.
В общем, ответ меня чем-то расстроил. Что еще не понравилось, это схожесть всех трех ГГ в своих мыслях, действиях. Вот честно, вроде должно быть три разных человека, но общего у них настолько много, что создается впечатление что это все про одного человека. Конечно может статься что именно такова задумка автора, показать что на войне все могут приступть черту, и потерять свое лицо, в океане тьмы. Что зло не делает разницы между намерениями и желаниями, раз преступив черту, во тьме и останешься. Не знаю. Но мне не «зашел» такой подход, когда из всех персонажей, переживаешь больше всего реальным жертвам из глав-«перебивок», а не ГГ книги.
Что понравилось. Собственно, отлично выписанные случаи из прошлого, разностилистические описания каждого из 10 случаев. Живо и интригуеще. Описание агонизируещего нацисткого общества и Берлина. Масса интересных, неожиданных исторических справок. При этом, вполне динамичное развите сюжета в сжатые сроки. Неожиданное и смелое сочетание, казалось бы, не совместимых друг с другом жанров.
Mishel5014, 18 июля 2019 г.
Сильная вещь.
И с точки зрения триллера, и с точки зрения атмосферности.
Пожалуй, описания Берлина в последние дни войны — это самая сильная и страшная часть книги. Куда там выдумкам про постапокалипсис, это жуткое сочетание гибели, крови, идиотского фанатизма и абсурда действует оглушающе.
И главгерои хороши. И радует, что здесь обошлось без штампов —
Истории о художествах маньяка — это реальная жесть. Жутко... Но в целом сильно захватывает.
О прочтении ничуть не жалею. Понравилось. Хотя разговоры знакомых девушек о покупке новых платьев теперь вызывают какую-то смутную тревогу.
navaraven, 31 июля 2019 г.
Георгий Зотов — автор, который в своём творчестве, что называется, держит планку, определённый уровень.
Ранние его книги немного слабее, нежели более поздние. Некоторые книги существенно круче остальных. Но ниже определённого, довольно высокого в целом уровня, его книги не опускаются.
Роман «Тиргартен» — средняя книга по меркам его творчества.
Не самая лучшая, но вовсе даже ничего.
Из плюсов — проработка героев (они немного нереальные какие-то, дюже рисованные, но это не отменяет стараний автора изобразить их понятными нам), их взаимоотношений и диалогов (они тоже иногда какие-то не слишком достоверные, но занятные), атмосфера и реалистичность описаний сцен, на которых разворачивается действо, наличие интриги в сюжете, которая окончательно проясняется лишь по завершении романа,
Минусы, на мой взгляд, тоже присутствуют: это наивность и волшебность ряда нефантастических событий романа, которые должны быть реальными и достоверными (например, необычайное везение и неуязвимость героев, кагбэ случайные стечения обстоятельств, которые до безумия маловероятны
На удивление мало в этом произведении ожидаемого культурологического экскурса, тоже весьма характерного для всех ранее прочитанных его творений.
Сюжетная задумка в целом смелая и весьма оригинальная, хотя именно «маньяцкая» тема (как часть сюжета) раскрыта на довольно средненьком уровне, без каких-то невиданных гениальных ходов и особенностей, но и без откровенной банальщины.
В общем добротная книга, которую стоит почитать. На твёрдую семёрку. Один балл добавляю из своих симпатий творчеству автора в целом.
Lilian, 22 февраля 2019 г.
Роман интересный, погружающий в свою атмосферу и умело вплетающий в сюжет реальные исторические факты. Самую малость провокационный за счет выбранной темы и места действия.
Условная историческая часть — самая сильная сторона книги. Она не только работала на атмосферу и достоверность воспринимаемого мира, но и была просто напросто познавательной. Не в ущерб динамике или еще чему.
Атмосфера у книги тягучая, не самая легкая (мягко говоря). Тут и главы от лица маньяка, очень даже достоверные по производимому впечатлению. И выдержки из «прошлых» дел, насколько я понимаю — вполне реальных. И наконец само место и время действия — несколько финальных дней агонии нацистской Германии. Надо отметить, автор не боится быть язвительным или циничным, порой сознательно провоцировать, но при всем при этом не допускает перегибов в столь непростой теме, как вторая мировая война. Нет попытки излишне обелить или очернить кого-либо. Только факты, самые разные.
Герои. Что ж, с одной стороны, образы удались. Можно поверить, что такие люди, которые в силу разных причин дошли до состояния «нечего терять», могли объединиться ради поимки явного зла. С другой стороны, в истории остались свои условности и небольшие «рояли», помогающие сюжету двигаться в нужном направлении.
Финал. Вот здесь самые большие сложности. С одной стороны, финал логичен, трагичен, но зато с восторжествовавшей справедливостью. С другой стороны, эпилог слишком обесценивает произошедшую историю и сопутствовавшие ей жертвы. Что оставляет не самое лучшее впечатление.
Что ж, в любом случае первое знакомство с творчеством автора состоялось и вышло в достаточной степени запоминающимся.
Bibendum, 3 декабря 2018 г.
Ну что можно сказать? Книга п настоящему зацепила. Прочитал на одном дыхании и до сих пор нахожусь под впечатлением. До этого времени не был знаком с творчеством автора. Но теперь обязательно обращу внимание и на другие книги. Хотя уже прочитал часть рецензий на другие книги и не все они восторженные, кроме пожалуй Москау. Но предпочитаю убедиться самостоятельно. Описывать сюжет считаю не логичным. Да в книге присутствуют и детективная линия и позже фантастика и это достаточно гармонично переплетается. В общем книга заслуживает внимания! Настоятельно рекомендую
lordung, 28 сентября 2018 г.
Пришла пора поговорить про главную литературную новинку этой осени: «Тиргартен» великого и ужасного Zотова.
Признаюсь честно, я давно ждал от Георгия настоящий реалистичный роман (хотя в книжных онлайн и офлайн магазинах «Тиргартен», по привычке, ставят в раздел «фантастика»). И не удивительно, что в качестве декораций для своего исторического триллера Zотов выбрал Берлин времен последний дней Третьего Рейха. Ведь если вы хоть немного знакомы с творчеством Георгия, то вы знаете, что он не только великолепный журналист международник, но и настоящий эксперт в истории. Он уже проходился в привычном ему стиле мрачной иронии по фашисткой идеологии в романе «Москау» (кстати, если не читали — рекомендую). Но на страницах «Тиргартен» вы не встретите привычного для Zотова обилия черного юмора и стёба. На этот раз всё серьезно... и от того ещё более интересней.
Если вы не фанат творчества Zотова, то после прочтения вполне можете пополнить их ряды.
Не буду скрывать, у меня есть личная заинтересованность в том, чтобы вы прочли этот роман. Так как Георгий запечатлел меня в качестве прообраза одного из героев (кого именно — говорить не буду, прочтете и узнаете сами :)), за что ему от меня большой поклон. В общем, читайте — не пожалеете.
garris1969, 16 апреля 2019 г.
Вот... прочитал и сижу в недоумении. Георгий Александрович до крайности избаловал меня своими романами с заковыристыми сюжетами, искрометным юмором, тонкой и злой иронией... и я, разинув пасть в ожидании очередного вкуснейшего пирожного, неожиданно наткнулся на довольно черствый коржик. Автор тщательно проработал антураж и дух происходящего вокруг главных героев и злодеев, я прямо-таки видел разваливающийся на куски, агонизирующий нацистский Берлин! Но разве этот роман про войну? Сражающийся из последних сил престарелый фольксштурм и полумертвые от страха обыватели, до сих пор верящие воплям Геббельса... Они как живые стоят перед глазами. Но об этом ли книга? Ужас последних дней гитлеровской Германии заслонил сюжет о кровавом психопате, заметающем следы своих диких выходок среди взрывов и авианалетов. Насколько удалась автору картина гибнущего Рейха, настолько же оказался бледен главный злодей. Да и сама идея (пакостить в прошлом) в свое время была уже реализована Брэдбери, правда, не так красочно, но очень убедительно. Не могу сказать, что разочарован, но ожидал большего от своего любимого автора, да не иссякнут у него идеи.
КИРА-КИРА, 15 февраля 2019 г.
Вторая после «Асмодей Pictures» книга Зотова, которую прочитала.
Так понимаю, первый его опыт в темпоральной фантастике. Страшный, извините, до сблева вариант хронотуризма.
Меня немного не устраивает психологический портрет маньяка из современности. Главы, написанные от его имени, однообразны. Не сказать, чтоб слишком затянуты, но при наличии экшна, именно психологическая составляющая, раз раскрытая, больше интереса не вызывает. Разве что, в автобиографии, когда описывается предыстория падения.
Хороша картина последних дней (одного из) Берлина. Но она также топчется на одном месте.
Откровенно слабы реминисценции. Опять же, повторяющие одно и тоже в разных исторических и географических локациях.
Мне сложно оценить «Тиргартен». Никак не могу его даже сравнить с «Асмодей Pictures», который понравился. Поэтому не буду портить карму никому, выставляя завышенную, или заниженную оценку. Могу только сказать, что прочитать роман стоит.