Ярослав Землянухин, Лариса Львова «Нет места на земле»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Оборотни, метаморфы ) | Становление/взросление героя | Проклятие
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Когда мать родила ребенка от иччи, испуганная соседка, принимавшая роды, утопила того в ведре. Но злой таежный дух не погиб, а вселился в маленького Бориску!
Входит в:
— антологию «Самая страшная книга 2019», 2018 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Wolf94, 19 ноября 2018 г.
Знаете, бывает такое, что рассказ прочитан не так уж и давно, а в голове остается какой-то сумбур. Именно такой осадок остается после «Нет места на земле». Начало, держащее тебя в своих мистических объятьях, ослабевает с каждой перевернутой страницей. Причем я не могу сказать, что рассказ плохой! ТЫ понимаешь, что за судьбой ГГ наблюдать интересно, но из-за обилия событий, и без какого-либо прямого объяснения природы существа, становится скучно.
Концовка же — хорошая. Понимаешь всю суть замкнутого круга, но не видишь выхода из ситуации.
Artem_Nochkin, 15 января 2019 г.
Лариса Львовна и Ярослав Землянухин для крупнейшей хоррор-антологии представили рассказ под названием «Нет места на земле». Данное произведение отличается от предыдущих многим: время и место действия, общая подача и стиль повествования, нестандартный главный герой и его не всегда ясные мотивы. Эти и некоторые менее значимые аспекты могли встать непробиваемым щитом перед читателями на пути понимания авторского замысла и принятия рассказа в целом. Это и произошло со мной.
Я на физическом уровне не смог принять этот рассказ, хоть и понимаю, что какой-то основной минус выделить по сути и не могу. Здесь скорее совокупность всех вышеперечисленных аспектов.
Начнем со стиля повествования и общей подачи, которые показались мне несколько сумбурными и непоследовательными. В следствии чего время от времени приходилось возвращаться к уже прочитанным моментам и заново пробегать их глазами, а всё ради понимания происходящих в данный момент событий.
Кроме всего прочего, моему недоумению во многом способствовали и обмороки глав.героя, а также различного рода потери сознания, которые с завидной регулярностью обрывали и без того ускользающую от меня нить общего повествования.
Что касается времени и места действия, то дремучая глубинка времён древней Руси — это сеттинг, по сути, универсальный. Он в полной мере развязывает авторам руки и позволяет рассказать практически любую историю без ущерба для правдоподобности и логики повествования. Было бы желание и должное умение.
Здесь вопросов нет, но они возникают стоит только зайти речи об основном костяке сюжета, главном герое и его мотивации.
Сюжет в рассказе достаточно линейный, простой, без резких поворотов и неожиданностей. Главный герой не смотря на свое сверхъестественное происхождения ничего не решает, а просто неторопясь плывет по течению и ждёт к чему это приведёт. Аргументы нашего протагониста, к слову, доверия не внушают. Говорит, что временами в нем начинает преобладать темная сторона, а он перед ней бессилен и вынужден подчиняться.
Плюсом ко всему вышеперечисленному, глав.герой постоянно ноет о своей принадлежности к темной стороне и не устает об этом говорить. А вот я к третьему разу душеизлияние о его бессилии слушать уже не хотел. Я лишь желал, чтобы рассказ побыстрее кончился, но повествование напротив сделалось ещё более рваным, количество обмороков увеличилось, а мое понимание происходящего вскоре было утрачено окончательно.
В итоге, дочитывал по диагонали, уже особо не заботясь о целостности повествования и логике происходящих событий.
Советую ли я кому-то прочитать данный рассказ?
Категорически, «ДА»
Как показывает практика подобные рассказы имеют огромный разброс в оценках и вполне возможно, что конкретно вам данный рассказ понравится и вы увидите в нём то, что упустил я.
senoid, 10 октября 2018 г.
Оба автора уже знакомы читателям серии, оба неплохо себя проявили. Тем интереснее посмотреть на плоды их совместного творчества. Лично я от такого дуэта ждал исторического хоррора или чего-то сказочно-фэнтезийного в духе «Ешкиного рода», и примерно в эту степь авторы читателя и повели.
Вообще больше всего рассказ похож именно на «Ешкин род» — по структуре, атмосфере, сюжету, подаче. Отсюда и ощущение, что в дуэте главенствует Львова. Читаешь с легким эффектом узнавания: дремучие леса, полузаброшенные деревни, фольклорная нечисть и главный герой, который не совсем человек. Причем история вновь не ограничивается парой дней «экранного времени», а довольно масштабна.
Написано хорошо, колоритно, зримо. Описания таежной глуши, где так сразу не поймешь, какой нынче год или даже век, — на пять с плюсом. Здесь люди живут или выживают, верят в Бога или лесных духов, а иногда могут сотворить нечто ужасное. Главному герою, обычному пацану Бориске, не позавидуешь: отца нет, мать – распутная пьяница, сестра пошла по ее стопам. Этакая левиафанщина кругом, в которую вдруг грубо вторгается нереальное и жуткое, навсегда меняя судьбу мальчишки.
Событий в рассказе много, за скитаниями ГГ наблюдать интересно, но в какой-то момент они начинают наскучивать. История кажется несколько затянутой и перенавороченной, ближе к финалу от нее можно подустать. Зато сам финал вышел отличным, люблю подобные выверты.
Уж не знаю, первый ли это соавторский блин Львовой и Землянухина (в печати явно первый), но получился он вполне съедобным. Им точно не подавишься, хотя и уплетать его за обе щеки будешь едва ли. В целом – неплохо. Авторам стоит продолжить совместные кулинарные эксперименты.
holodny_writer, 24 января 2019 г.
«Нет места на земле» Ларисы Львовой и Ярослава Землянухина не вызвал никаких нареканий. Со стилем Ярослава я не знаком, но понял с первых строк, что рассказ принадлежит обожаемой мной Л. Как и в предыдущих «Большая и Маленькая» в рассказе отлично поданы красочная картинка, живые герои и сочный слог. Всё это приправлено драматичным сюжетом, за которым чувствуется — не побоюсь такой формулировки — серьёзный жизненный опыт авторов. Возможно, за год, прошедший после чтения предыдущей антологии (2018) я «повзрослел» и теперь воспринимаю некоторые вещи по-другому, но читая «Нет места на земле», не смог не проникнуться болью героев и... как мне кажется, болью автора, который что-то скрывает за своим произведением... Как бы там ни было, но этот рассказ дал мне пищу для размышлений: своих, личных. Только это за кадром. Спасибо вам, Лариса и Ярослав!
sergej210477, 10 февраля 2019 г.
Неплохой рассказ.
Классический сюжет: что страшнее, зверь или человек? Ну, и о том, что все в жизни движется по кругу, разорвать который невозможно.
История Бориски. Полу-человека, полу-зверя. Герой пытается вырваться из под власти темного начала. Но, живет он среди людей, которые ведут себя как звери.
Было бы немного упрощено — получилась бы обычная история про оборотня. Наоборот, если бы, присутствовало поменьше мистики — вышел бы социальный триллер.
Но, авторы сделали некий сплав. С одной стороны, сюжет сложнее, разветвлённее. С другой — уж, как то, все запутанно.
Неплохо, ярко написано.
Мне не понравилась только затянутость рассказа. Все повторяется, выхода нет, конец очевиден и неизбежен. На мой взгляд, острота, напряженность потерялась.
Все равно, очень неплохо.