Питер Хёг «Эффект Сюзан»
«Все обвинения с вас и членов вашей семьи будут сняты. Взамен мы хотим, чтобы вы расспросили одного человека…»
Особый талант Сюзан, ученого-физика и матери образцового датского семейства, — способность вызывать у людей доверие. Оказавшись заложницей непонятной организации, готовящей эвакуацию элиты общества в преддверии надвигающейся социально-экономической катастрофы, она вынуждена заняться розыском оставшихся членов секретного аналитического центра 1970-х — «Комиссии будущего». Но порученное ей расследование постепенно превращается в ее собственное…
Многим читателям Хёга героиня этой книги несомненно напомнит Смиллу: по характеру, взглядам на жизнь и привычке носить с собой небольшой ломик — на всякий случай.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 13 августа 2023 г.
Против лома нет приёма, если нет другого лома (народная мудрость)
В принципе, эта книга могла бы быть обыкновенным развлекательно-увлекательным триллером. Если бы не несколько НО.
НО №1. Спрятанный в книге сценарий грядущего (уже совершающегося) грязевого апокалипсиса. На самом деле автор ничего нового не открыл — ещё в 60-70-е годы предыдущего века так называемый Римский клуб учёных сделал довольно пессимистические прогнозы того, что ждёт человечество и планету Земля (третья планета от Солнца в Солнечной системе) в ближайшие полвека-век — непосредственно доклады членов Римского клуба я не читал, зато азартно читал научно-популярные книги советского астрофизика И.С.Шкловского, в которых он об этих предсказаниях довольно подробно рассказывал своим читателям. Там прогноз основывался на четырёх факторах: глобальное потепление и перегрев атмосферы, демографический взрыв — перенаселение, мусорный апокалипсис и конец эпохи технико-технологической вследствие истощения полезных ископаемых. Клуб этот продолжает существовать и функционировать, и если кто-то заинтересуется его деятельностью, сможет сам найти всё его касающееся.
Т.е. в основе романа лежит вовсе не фантастическое допущение, а вполне реальные угрозы.
НО №2. Эта тема порождена темой первой — я имею в виду «золотой миллиард» (или меньше), который может выдержать планета Земля. Понятно, что лучше было бы и в самом деле прийти к определённым числовым значениям народонаселения Земли, однако пока человечество живёт в самой серёдке ЭРМ (Эра Разобщённого Мира — по И. Ефремову), вряд ли оно (человечество) сумеет договориться само с собой о каких-то серьёзных скоординированных действиях, направленных на решение проблемы перенаселения. Так что перешагнули цифру 8 млрд и гонимся дальше.
НО №3. Эта тема вытекает из двух предыдущих. Речь идёт как раз о повсеместном строительстве тайных убежищ для сохранения генофонда людей и прочих полезных для человечества видов. Не секрет, что в 60-70-е такого рода убежища довольно активно строились в разных странах, причём не только государственными структурами, но и частными лицами. Конечно, в первую очередь они строились для спасения при начавшейся атомной мировой войне, однако функционал был пригоден для любых случаев. Наверное и сейчас есть такие законсервированные убежища и хранилища, ждут заселения…
Пара критических рассуждений по поводу описанного в книге варианта спасения — переселения элиты страны на заброшенный островок в южном полушарии планеты. Думаю, что если посыпется клочьями биосфера нашей маленькой планетки, то вряд ли где-то будет лучше, чем везде — всё взаимосвязано и взаимозависимо, а потому и атмосфера перемешается, и океанические просторы постепенно более-менее равномерно «испачкаются» (тем более, что сами «пачкуны» туда нагрянут), и все прочие вымирания произойдут повсеместно. Разве что где-то почти сразу и относительно быстро, а где-то с оттяжкой и постепенно — ну, может на жизнь сбежавших времени и хватит…
Ну вот. А вся остальная описанная в романе возня и беготня является вознёй и беготнёй как раз для привлечения внимания читателей, для придания книге приключабельности и остросюжетности. Что же, у автора всё получилось — книга и в самом деле читается легко и увлечённо, сопереживательно и умочешуительно. А уж какие выводы мы (люди) сделаем по прочтении этого романа — одному Богу известно. Скорее всего никаких, об этом и один из ГГ романа говорит — всё останется на уровне бла-бла-бла.
Кстати сказать, в литературе не единожды эти темы поднимались и освещались, причём были разные подходы. Например, у того же И. Ефремова в его «Туманности Андромеды» описывается трагедия планеты Зирда, где учёные не смогли вовремя остановить безудержный разгон гонки вооружений и планета погибла. А у Стругацких мы встречаемся с миром планеты Надежда, где буквально взбесились все генные структуры и (по версии людей) некие космические Странники спасли почти всё население планеты… или (по другой версии тех же землян) просто зачистили её. Думается, что пока что у нас на Земле всё движется к варианту Зирды...
Ничего не стал писать про сам эффект Сюзан, ибо этот фантдоп придуман для того, чтобы двигать сюжетно-событийную линию книги вперёд. Есть ли подобного рода люди на самом деле? Ну, может быть не в настолько выраженном варианте, но есть, однако, скорее всего, их особенность основана на умелом пользовании невербальными средствами общения. Но это уже совсем другая история.
majj-s, 11 июня 2023 г.
Суперсемейка
«— Вы обвиняетесь в покушении на убийство голыми руками. Человека, рост которого, если судить по полицейскому протоколу, метр девяносто, сложенного как античный герой. Как это можно объяснить?»
Творческое кредо самого известного из датских писателей: «Литература должна удивлять». И да, Питер Хёг умеет удивить, ошеломить, затянуть как в водоворот, с первых строчек. У него ницшеанская страсть к уберменшам, героям со сверхспособностями,которые могли бы конвертировать свои умения в большие, очень большие деньги, но предпочитают простую достойную жизнь. Однако когда обстоятельства вынуждают ввязаться в войну, объявленную не ими — берегитесь, злодеи. Хотя сами герои наверняка выйдут из схватки изрядно потрепанными
«Эффект Сюзан» базируется на тех же принципах. У перфекционистки и матери образцового датского семейства (муж музыкант, двое шестнадцатилетних близнецов, мальчик и девочка, по золотому стандарту), живущей в идеальном датском доме в престижном районе Копенгагена, отделанном и обставленном опять же по золотому скандинавскому стандарту — у Сюзан не одно, а уйма уникальных свойств. Во-первых, она чертовски умна, физик-теоретик, если и не с мировым именем, то уж точно известна в научных кругах. Во-вторых, она из тех о ком говорят «мастер-золотые руки», может починить любой механизм, а если готовит, то будьте уверены, не только накормит на уровне мишленовского ресторана не ниже трех звезд, но еще и прочтет увлекательную лекцию о физико-химических процессах в ходе готовки (и я теперь знаю, откуда Бонни Гармус позаимствовала главную фишку своих «Уроков химии»).
В-третьих, и главных — располагает к откровенности. Знающие ее называют это «эффектом Сюзан», буквально через пару минут в ее обществе незнакомцы начинают рассказывать о себе, выкладывать свои сокровенные мысли, делиться стыдными и страшными подробностями, которых не доверяют никому. Именно эффект становится предметом торга, когда семья героини попадает в неприятное и опасное положение, грозящее тюремным заключением в чужой стране. Со всех них предлагают снять обвинения в обмен на информацию, которую она получит, расспросив кое о чем одного человека.
Самое время сказать о семье, под стать героине ее близкие. Муж Лабан композитор, гастролирующий пианист и профессор консерватории, и он безумно обаятелен — производит на окружающих впечатление сродни гаммельнскому крысолову или гуслям-самогудам. Или, чтобы понятнее, помните Коровьева в роли регента, у которого несчастные конторские поют хором «Славное море, священный Байкал»? Только у Лабана, когда он включит обаяние на полную, политики, охранники и клерки запоют, радостно, а не со слезами. В близнецах родительский дар причудливо преломился: обаятельные, располагающие к себе красавцы, у сына уникальная память, он почти мнемонист, дочь прирожденный аналитик-логист с умением выстраивать связи и находить оптимальные варианты решений.
Женщина, которую должна расспросить Сюзан, говорить о «Комиссии Будущего» не хочет, но успевает до своей смерти набросать на тропу несколько цветных камушков, по которым можно двигаться дальше. Героиню с сыном тоже пытаются убить весьма необычным способом и все запутывается окончательно. Но теперь это уже война Сюзен и ее семьи, ради того, чтобы уцелеть и победить в которой они задействуют все таланты. Хёг-романист со старта швыряет в водоворот событий, в безумном калейдоскопе приключений и сменяющих друг друга диковинных персонажей, ты не сразу осознаешь, что говорит он о серьезных вещах, задевающих каждого.
Родительская ответственность, сложности партнерских отношений, вина и прощение, социальная несправедливость, вопиющее неравенство устройства человеческого общества, бездумное сверхпотребление, варварское отношение к планете, неспособность договориться, чтобы сообща решать сложные проблемы, безразличие элит к возможности грядущих катаклизмов — себе и своим близким они обеспечили надежные убежища, а остальные хоть завтра пусть вымрут. Питер Хёг как-то умеет завязать все это в затейливый узел авантюрного повествования. Картинка меняется как в рекламном ролике, а суперспособности героев не вызывают желания побыть Станиславским. Просто читаешь и не можешь оторваться.
Беллетристика высшего сорта, увлекательная, умная, яркая. И перевод отличный, весь «русский» Хёг в переводах Елены Красновой прекрасен, браво!
prouste, 1 августа 2023 г.
как и предыдущий роман — о приключениях вундеркиндов. Качественный комикс о суперсемейке, которые преодолели социопатию и творят чудеса. Хорошо написано, хотя и сюжетно и антуражно все очень вторично. Нсть и словно бы у Кинга взятый инфернальный злодеус ( навроде убийцы из Воспаменяющей взглядом), и ангел- хранитель ( все умеющая соседка). Сугубо развлекательное чтение, написанное профессионалом, достойно и разумно по объему. В небогатой на имена современной датской литературе Хёг прям выделяется. Со своей манерой, не жонглер. На пляж эту книжку рекомендую прям