Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Последняя цитадель Земли»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Африка (Северная Африка ))
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Ксенофантастика | Последний человек/люди на Земле | Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Несколько участников Второй Мировой переправляются во времени со фронтов войны на берегах Африки в очень далекое будущее Земли, когда все, что они знали, станет лишь прахом. В этом далеком будущем, где нет почти ничего живого, герои обнаруживают лишь Цитадель и странное ощущение чего-то или кого-то Чужого.
Входит в:
— журнал «Fantastic Novels Magazine July 1950», 1950 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1944, ретроспективная // Роман |
- /языки:
- русский (3), английский (2)
- /тип:
- книги (2), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- К. Савельев (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Кропус, 17 марта 2022 г.
Прочёл без скуки. Фантазия у авторов, конечно, сильная. Я имею в виду для своего времени. Было бы интересно узнать, как писал бы Каттнер в нашу эпоху.
Но надо признать, что в тексте есть сильные логические ляпы и не состыковки. (Что для фантастики той поры в общем-то характерно). Для примера приведу несколько.
1. С чего герои взяли, что источник энергии фонтана подойдёт для космолёта?
2. Герой интересуется у Флэнд не исчезнет ли защитный барьер вокруг башни, когда тот падёт в католепсию. Тот гордо отвечает, что барьер создан его ментальной силой. Но, минуточку, если барьер создан его волей, как же он будет поддерживать его в бессознательном состоянии? Можно, конечно, предположить, что Флэнд поддерживает барьер и на подсознательном уровне. Но ведь Флэнд ясно говорит, что впадёт в католепсию, что бы не тратить жизненную энергию, пока чужой взял его в осаду, стало быть и это объяснение не проходит.
3. Аллан попадает в башню найдя тайную кнопку. Но почему великий маг не предусмотрел какой-нибудь внутренний запор. Ведь возможность попасть в башню таким образом, делает его во время каталепсии сильно уязвимым. К тому же, как я понял в городе об этой тайной кнопке знали все кому не лень.
Эвайя, во всяком случае, знала.
4. Если чужие так боялись сильного шума, то как они вообще смогли завоевать в своё время Землю?
5. Герою вдруг приходит в голову, что Карен вовсе не убеждённая нацистка, а просто искательница приключений. Тут я даже посмеялся. Если кто-то выглядит как утка, ведёт себя как утка и крякает как утка, то он утка и есть. Если кто-то сознательно воюет за геноцидчиков, то он геноцидчик и есть.
6. Но самый большой ляп это то, как герои смогли изъять из фонтана источник энергии? О да, они умилительно захватывают для него свинцовую коробочку, но как его туда положить если Майк и Флэнд слишком близко приблизившись к источнику то ли испаряются, то ли сливаются с этим самым источником.
Не даром акт изъятия просто не показан, после победы над Флэндом повествование просто обрывается и дальше дан эпилог на Венере. Видимо авторы думали, что благодаря этой хитрости никто не заметит этого противоречия.
Кропус, 21 марта 2022 г.
В дополнение к предыдущему.
Забыл ещё одни серьёзный ляпус. Если пришельцы в прошлом полностью покорили Землю и являясь энергетическими вампирами использовали людей как как пищу, то откуда у обитателей города, которые были плодом селекции чудаков, вдруг оказалась защита против чужого, и он никак не мог использовать их для пропитания. Что чужие ставили её против самих себя. Довольно странно. Ясно, что авторам для сюжета эта защита нужда, но её наличие должно быть обосновано. Я в качестве тренировки воображения придумал пару причин зачем это могло понадобится чужакам. Но в повести вопрос даже не поднимается. Странно как-то.
Makisima Shogo, 29 июня 2021 г.
В “Последней цитадели Земли” во время Второй Мировой Алан Дрейк получает задание спасти учёного-физика Колина Дугласа в Африке, но им мешают работающие на нацистов Майк Смит и Карен Мартин. И кароч там падает метеор и эти четверо вдруг оказываются в далёком будущем. Оказывается когда-то
Роман без сложностей и интриги в сюжете. Для 40-ых норм.
elias68, 22 января 2019 г.
Слабенько и вторично, но как проба пера потянет.
В этом смысле другой роман сборника «Из глубины времен» намного оригинальнее. А тут прямо какая-то сборная солянка — это и огромное здание, где гнездится метафизическое зло из «Ночной земли» Ходжсона, и фонтан вечной молодости из истории Хаггарда об Айше, причем даже не из книги, а из снятого по ней в 1935 году фильма(Хаггард понятия не имел о радиации, когда создавал свой роман, а вот создатели фильма отдали дань модной теме), и легко узнаваемые, хоть и перелицованные для непритязательного американского читателя уэллсовские элои и морлоки.
Собственно еще раз убеждаюсь, что Каттнер — прежде всего мастер рассказа, а его романы — это скорее ремесленные поделки, среди которых положительным образом выделяется разве что «Ярость».
Любопытен прием, который использовал автор для завязки сюжета. Группа землян, современников Каттнера, состоящая из антагонистов, а роман написан в 1943 году — идет война, следовательно в качестве идеологического противника выведены англосаксонские прислужники нацистов, волею случая оказывается заброшенной в далекое будущее нашей планеты. Идеи, как говорится, носятся в воздухе. У советских писателей в аналогичной ситуации оказались бы условные «пролетарии» и «буржуи».
Кроме того нужно отметить очень приличный перевод Савельева.
god54, 6 февраля 2020 г.
Вполне интересная идея: спасение остатков человечества на краю времён. В то же время очень даже неплохой сам по себе текст. Хотя внимательный читатель очень легко различит части, написанные мужчиной и женщиной. Всё же их стили очень отличаются, что не позволяет получать истинное удовольствие от чтения, равно как от некоторых слишком наивных и не проработанных элементов сюжетного развития произведения. Но, в целом вполне заслуженное хорошее произведение, которое можно прочитать и сегодня.
vam-1970, 27 августа 2019 г.
Роман -номинант премии Хьюго 1944 года, ретроспективной. Обычный сюжет спасения человечества, вернее, остатков его, от Чужого Разума. Сейчас это вот так воспринимается — как обычный сюжет. Но в те времена — да ещё с внесением в сюжет энергетической расы Чужих — это был блеск! Только вот против такой расы противостояние смешное придумали соавторы — просто сильный шум. Это уже наивно.
muxaJIu4, 3 марта 2017 г.
Хорошая повесть (на роман не тянет — переработка своих ранних повестей и циклов рассказов в романы обычная практика успешных писателей в Америке, тут помешала ранняя кончина Генри). Мне напомнила скорее «Машину Времени» Герберта Уэлса, но оптимизма тут больше. И некоторое ощущение что авторы знаменитого «Доктора Кто» знакомы с этим произведением. Узнаваемость стиля авторов — само-собой разумеется. Для поклонников творчества Каттнера — Мур самое то.
osipdark, 12 октября 2015 г.
«Последняя цитадель Земли» это первое прочитанное мной крупное произведение Генри Каттнера и Кэтрин Мур.
Надо сказать, роман довольно средний, без особых интриг и сложностей в сюжетной линии, не слишком на ура проработанными персонажами. Но что-то в нем все же есть, что заставило меня поставить вполне себе твердую «семерку». И дело тут не только в том, что в свое время, конечно, это было недурным и оригинальным романом (хотя по сути — расширенной повестью). Есть в «Цитадели...» какие-то нотки и тот шарм, что увидел я в захватившем мое сознание произведении Грега Бира «Город в конце времен». В чем-то у романов явно перекликается сюжет (одинокий город далеко в будущем, умирающая Земля, сюжет со снами, выращенные искусственно люди, богоподобные существа). Да даже в оценке и количестве оценивших. Но что-то привлекательное в романе все равно есть, но это «что-то» не позволяет мне забыть про минусы и не слишком особенную-то фантастическую идею.
Вообщем, практически полностью заслуженная оценка. Времени потраченного не пожалел, так что и вы прочтите.