Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Небо рушится»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса | Открытый космос )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Он лежал в глубоком кресле и разглядывал на экранах тревожащие трехмерные изображения того, что уже не существовало. Он не хотел вспоминать Землю. Не было никакой Земли, осталась лишь слепящая белая вспышка среди звезд, где-то далеко позади — и это все. Земли больше не будет.
Он редко позволял себе думать о прошлом или о том, как начало конца наступило для него самого...
- /языки:
- русский (3)
- /тип:
- книги (2), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Гузнинов (2), А. Полошак (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 4 июня 2022 г.
Популярной темой 50-х был всеобщий апокалипсис, вызванный ядерной войной или экспериментами с радиоактивными материалами. Это и понятно: пять лет назад над Хиросимой занялось адское пламя, в котором заживо сгорело более 70 тысяч человек. В один момент. Таких жертв никто представить себе не мог. Включая и тех ученых, что работали над манхэттенским проектом. Под впечатлением от столь ужасных последствий не устоял даже великий и ужасный Эйнштейн: он сразу заделался пацифистом и вышел из всех военных проектов, фактически загубив этим свой рейтинг американского патриота. Впрочем, многие ученые, приложившие свои руки к созданию атомной бомбы, предпочитали не хвастаться на людях этой частью своей биографии. Потому что оружие такой невиданной мощи вызывало у американцев вовсе не восторг, а дикий ужас. До сих пор на память приходят кадры кинохроники тех лет, на которых дети прячутся под партами в тщетной надежде пережить ядерную атаку, а примерные граждане Нового света усердно роют у себя во дворе противоатомный бункер. В литературе появилось даже особое направление — «сказания Судного дня», повествующее о разнообразных последствиях ядерных испытаний. Данный рассказ Каттнера — отражение описанных выше настроений. И хоть его действие происходит на далеком и холодном Марсе, речь там идет как раз о Земле. Экипажи космических кораблей добывают на планете радиоактивный материал и перевозят его на Землю, где ученые в союзе с военными находят ему «достойное» применение. Но в этот раз среди космолетчиков оказался сын того самого физика, что некогда начал самый первый эксперимент с расщепляющимся материалом...
Как и всегда у писателя, действие развивается плавно и неспешно: от идеи — к намерению, а затем от намерения — к реализации. Интрига нагнетается по экспоненте, но ... финального взрыва не происходит. Потому что завершение рассказанной истории будет банальным по сути и бездарным по форме. Читателю с первого раза даже не удастся понять, что же за Катастрофа там случилась: то ли на корабле взорвался активированный груз, то ли развалилась на осколки сама Земля, перегруженная радиацией. Возможно, автор специально так сделал, чтобы заставить читателя задуматься над актуальностью проблемы и выразить свое собственное мнение. Но так или иначе, антивоенная направленность произведения сомнений не вызывает. Как говорили великие: обозначить проблему не менее важно, чем решить ее.
-------------
РЕЗЮМЕ: антивоенный опус о неизбежности ядерной катастрофы на Земле в случае отсутствия надлежащего контроля за ядерными экспериментами. Немного наивно, конечно, но вполне в духе своего времени.
vam-1970, 13 июня 2019 г.
Время написания рассказа- испытания атомного оружия начались. Это вселяло страх в обществе. Писатели, особенно фантасты, доносили до человечества свою обеспокоенность и предлагали всевозможные пути для устранения угрозы массового уничтожения. Каттнер в этом особо преуспел -у него целый ряд таких сюжетов. В этом — предлагает не поставлять урановые материалы для создания оружия. Такой вот саботаж. Но для этого нужна воля сообщества. А один человек столкнувшись с апатией окружающих в этом вопросе просто свихнулся.
god54, 8 сентября 2013 г.
Рассказ был опубликован в 1950-м году, когда страх перед атомной гибелью завладел всем человечеством. Многие строили убежища и закрывались в них на десятилетия. Я помню, как в каждом доме было убежище, как мы отрабатывали приемы работы с противогазами и укрытие в убежище, а самой распространенной шуткой была фраза: в случае атомной вспышки автомат держи на вытянутых руках, чтобы расплавленный метал не испортил казенных сапог. Рассказ просто пропитан атомной угрозой в голове свихнувшегося человека. Сегодня, когда часы лишь отвели на пять минут назад от времени всеобщего уничтожения, мы совсем расслабились. А за окном в Сирии уже применяют химическое оружие, а что остановит людей от применения атомного?.. Возможно такие произведения будут хоть немного помогать нам в этом...
Yazewa, 28 июня 2010 г.
Безумие, вызванное страхом атомной гибели. Актуально 60 лет назад, и актуально сейчас.
Не могу сказать, что мне полностью понятны герои. Пожалуй, они все мне несимпатичны и не вызывают сочувствия; причем похоже, что и у автора тоже. Видимо, ему был интересен сам факт восприятия неизбежности планетарной катастрофы человеком, пытающимся от нее спастись...
Alexandre, 24 мая 2009 г.
Ещё один апокалипсис, только вид сбоку. Экспедиция на Марсе, всего три человека — как им быть? Двое намерены выполнить данное им на земле задание и вернуться, а один только и думает о том, что Земля вот-вот погибнет, уничтоженная атомной войной.
А написан рассказ в середине 20-го века, когда по всему миру шли испытания ядерного оружия, когда ещё не было точно известно, что это оружие может, а что нет, когда последствия иным казались вполне приемлемыми, а некоторым — губительными, угрожающими самому существованию планеты. И рассказ рассчитан на то, чтобы поселить в сердцах людей тревогу, чтобы люди поняли — нет такой цели, такой победы, ради которой следовало бы губить всю жизнь на Земле.
Написан сбивчиво, герой — сумасшедший, другой — пьяница; то, что они делают — нелогично и непонятно, в результате — а какой тут может быть результат? Современному читателю читать будет неинтересно, я не могу оценить рассказ высоко.