Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Андроид»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Опасность создания идеального гуманоида слишком велика. Ни один андроид не должен нападать на своего хозяина. Что делать идеальному андроиду Брэдли, который чувствует себя человеком? — уничтожать андроидов и пытаться спасти человечество.
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, June 1951», 1951 г.
— антологию «The Pseudo-People: Androids in Science Fiction», 1965 г.
- /языки:
- русский (3), английский (2)
- /тип:
- книги (4), периодика (1)
- /перевод:
- О. Зверева (3)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 8 мая 2024 г.
Не будучи историком жанра фантастики, трудно сказать, кто первый «озвучил» идею робота, уверенного, что именно он-то как раз и есть человек. Сейчас можно констатировать, что и книги, и фильмы с такой идеей есть и не в одном количестве. Но то, что в 50-м это точно не было заезженной идеей, сказать можно с уверенностью.
Что интересно, у самого же Каттнера есть более ранний рассказ, очень похожий по смыслу и стилю, только вместо роботов инопланетяне, которых практически так же невозможно отличить от людей. «Только не смотрите». Да, там неможечко другой посыл, но по сути рассказы очень близки, и если читал их оба, то они волей-неволей накладываются один на другой. Вообще у Каттнера, написавшего невероятное количество рассказов, такое случается не первый раз. Естествено, не стоит считать это самоплагиатом или иссяканием идей. Скорее, автор сам не задумывался, как у него это выходит похоже, когда писал.
Что же касается непосредственно истории, она, как всегда у Каттнера, добротно выстроена и написана. Идея человечности, которую вполне можно запрограммировать в роботе, тоже всегда работает и заставляет задуматься о том, куда мы идем, и все ли собственно дойдут, и будут ли те, кто дошел, теми, кто начинал идти, пусть даже они и выглядят так же? Параноидальное заложено в человеке на уровне генов, поэтому неудивительно, что рано или поздно оно вполне может проснуться на уровне не отдельно взятого перца, а целого человечества. Вот тогда действительно пойдет веселуха, рядом с которой любой этнический геноцид покажется детской забавой.
А Кттнер всегда хорош тем, что после его казалось бы проходного рассказа мозги начинают шевелитсья — хочешь-не хочешь. Это полезно.
Антропоид, 8 октября 2021 г.
Читая этот рассказ, столкнулся со странным ощущением «литературного импринтинга». В данном случае, термин не совсем точный, просто попытка формализовать свои ощущения.
Было сильное ощущение, что это ванвогтовский рассказ. Как будто Каттнер писал по подробному ванвогтовскому синопсису.
Я ни в коем случае не намекаю ни на что, типа «Каттнер прокрался в кабинет Ван Вогта и украл черновик его рассказа», или прочую желтушную банальность.
Просто впечатление предельной схожести «механики» рассказа с ванвогтовской техникой построения историй. Вообще-то они настолько разные писатели, что я никогда не задавался вопросом: а были они знакомы, читали друг друга, лично общались? Короче, оказывали они какое-нибудь взаимовлияние друг на друга? Глупый же вопрос. Они РАЗНЫЕ.
И вдруг, внезапно, в какой-то точке произошло взаимопроникновение до полного слияния и родства писательских душ.
Сейчас я очень жалею, что Ван Вогт не написал историю по подробному синопсису «Андроида».
Почему я написал, что в данном случае, это не совсем «литературный импринтинг».
Скажем, Алистер Маклин, как писатель, явно сформировался под влиянием эпохи европейского романтического взгляда на криминал в литературе. Эпохи, когда еще даже не произошло разделение криминального и шпионского романов. И пророком той эпохи был Эдгар Уоллес! Маклин был последним писателем, который писал «эдгаруолессовские» детективы. Я говорю не о подражании, а впитанном с молоком «литературной матери» творческом мироощущении. Маклин — чистый случай «уолесс-импринтинга» (запоздалого).
А вот пример единичного импринтинга (как в случае Каттнер-Ван Вгот).
Как известно ни одна экранизация по Ф. Дику (а их было немало) не смогла приблизиться достаточно близко к его фирменной «скользящей реальности». Разве, что в «Вспомнить всё» двухминутная сцена с психологом напоминает, что это всё-таки экранизация Дика.
И вот мы смотрим «Темный город» А. Прояса и понимаем, что это идеальная экранизация Ф. Дика. И хотя, в заключительных титрах написано, что это оригинальный сценарий режиссера — это экранизация его (Дика) образа мыслей, литературной техники, волновавших его тем. Единичное полное совпадение.
Эх, ну почему Ван Вогт не написал еще одного «Андроида» вдобавок к «All the Loving Androids».
god54, 20 октября 2020 г.
Бесконечная проблема: противостояние человека и андроида. За кем будущее? Кто выживет на Земле? Есть ли хотя бы шанс для человека? Автор изложил свою концепцию этой проблемы, но мне она показалась слишком упрощенной и малореальной, ибо это война на смерть: выживет лишь сильнейший.
UMAB-C-PEX, 10 апреля 2012 г.
Если что-то выглядит как человек, действует как человек и думает как человек — то этоНАВЕРНЯКА не-человек. А по степени параноидальной идиосинкразии на андроидов лекгко догадаться кто...
Egorro, 16 января 2007 г.
Меня очень удивило точное предсказание писателя о генных модификациях организмов в самом начале рассказа. Идея о Роботах как альтернативе человеческой рассе уже несколько подрастеряла актуальность. :lol:
Jumper_D, 25 февраля 2007 г.
Очень хороший рассказ, где людям все-таки удалось создать идеального андроида, который мыслит как настоящий человек.