Саймон Столенхаг, Саймон Столенхаг «Электрический штат»
Америка, 1997 год. Мир пережил техногенную катастрофу. Общество потребления пало. Юная героиня путешествует по выжженной земле вместе со своим единственным другом, желтым роботом. Их цель – во что бы то ни стало добраться до побережья. Но чем ближе они оказываются, тем страшнее становится вокруг. Гигантские боевые дроны, чудовищные руины, разруха… Западной цивилизации пришел конец?
В сети доступен любительский перевод «Электрический край» от переводчика NumiTorum.
Награды и премии:
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Лучший графический роман / комикс | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги - Иллюстрированные книги года |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2019 // Роман | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2019 // Книга об искусстве | |
номинант |
Премия сайта sf-Lit / sf-Lit Award, 2020 // (Швеция; графический роман) |
- /языки:
- русский (3), английский (2), шведский (1)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- Л. Таулевич (3)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
пан Туман, 7 января 2019 г.
История-путешествие, такое роуд муви. Девочка-подросток Мишель едет через полстраны к неясной до самого финала цели, в компании с ружьем и гротескным желтоголовым роботом по имени Скип. На дворе год 1997, вся страна или по крайней мере — большая её часть благополучно ухнула в виртуальную бездну, разверзшуюся от нейрозаклинателей. Это не какие-то жуткие кибер-маги, как можно подумать по названию, а прокаченные VR-шлемы. Глядя на иллюстрации я поначалу принял их за странного вида могильные плиты, потом понял, что ошибся, а потом — что нет.
Что за электронные грезы наводят нейрозаклинатели, и отчего люди массово сбежали в них пускать слюни (и не только), Столенхаг не объясняет. Мишель столь глобальные вопросы не интересуют, у неё другие устремления, изредка возникающий второй рассказчик, безымянный и неясный, тоже не вдается в детали. Просто в один не очень прекрасный день все долбанулись на отличненько, и теперь люди медленно деградируют, а по окрестностям шагают роботы и дроны, всех форм, размеров и расцветок. Большинство иллюстраций «Штата...» — груда железа в обмотках проводов на фоне идиллического пейзажа. Это у Столенхага круто получается, не отнять. К сожалению, выложенный у нас на сайте ознакомительный фрагмент таких впечатляющих картинок не содержит, советую погуглить самостоятельно. Если вам, как и мне, в первую очередь приходят на ум арты Якуба Розальски, который тоже любит запихнуть механических гигантов куда-нибудь, Столенхаг круче — роботы больше и разнообразней, картинка почти фотографической четкости, пейзажи, что природы, что городские тоже выигрывают у лесов-полей Розальски, довольно скучных без ОБЧР. Как артбук — очень здорово смотрится.
Как графический, но всё же роман — впечатление гораздо хуже. История Мишель сама по себе неплохая, в меру драматичная, текст звучит созвучно героине — суховатый, чуть отстраненный. В самый раз для подростка, не самого простого, вроде Мишель. Всё портит тот второй безымянный, его фрагменты постоянно норовят увести читателя от простого и понятного (в финале) путешествия Мишель в какой-то дурной пафос на пустом месте то про сетевой суперинтеллект, то про человеческого ребенка от этого интеллекта. Ничего из того, о чем он вещает, на сюжет не влияет абсолютно, даже никоим образом не проявляется. А вот обмануть, запутать читателя может, заставив ждать совершенно несбыточного. Получается как ходьба в ботинках, но на левом шнурок завязан, а на правом — по земле волочится. Ненароком можно наступить, растянуться и расквасить себе впечатление. Но даже если бы Саймон Столенхаг второй шнурочек аккуратно завязал, вышло бы не то — гонка-преследование вместо созерцательного путешествия. Здесь как раз тот редкий случай, когда лучше в одном ботинке чем в двух. Постапокалипсис у нас или как?
darkseed, 8 сентября 2019 г.
Специально не стал читать чужие отзывы перед прочтением романа и написанием своего.
По прочтении: визуальное впечатление сильное, а вот сама история чутка подкачала. Не понятно, зачем нужна была вся эта альтернативка про 1997 год, про дроны, про тех, кто дистанционно ими управлял и их мертворожденных детей. Что за второй персонаж был в книге и куда он пропал, причем в такой момент, когда должен был пересечься с первым, почему такой финал... ? Вопросов много. Да и в начале текст малость расходится с рисунком. Но в целом — сильная работа. В визуальном плане. Если бы можно было ставить две оценки, за рисунки я бы поставил 9, а за текст 5 максимум.
Nikonorov, 7 февраля 2019 г.
Как артбук — прекрасно.
Как текст — плохо и вторично. Пресно. Скучно. Врезанные меж иллюстраций описания того, что мы и так видим. При этом, очень слабо показаны мотивы, предтечи, терминологии и прочее. Никаких переживаний. Герой — сломленный подросток, который будто бы и не испытывает чувств. Непонятна система нейрошлемов и «овощезации» (патентую слово) людей. Чем-то похоже на «Дорогу» Маккарти, но здесь все слабее. Невнятный роуд-трип, путеводитель по миру артбука, слабо сцепленный нитью недосюжета, с пространными флешбэками, которые и роли-то не играют.
После прочтения остается много вопросов. Это локальный апокалипсис? Мировой? Почему все роботы похожи на мультяшек? Как в итоге получились два Скипа?
Но иллюстрации великолепны.
замри и умри, 5 декабря 2020 г.
Своеобразное произведение, да. Эдакий роадстори, в котором, естественно, ничего не происходит, только дорога, автомобиль и главные герои — девочка и робот. Все интересное в том, что вспоминает девочка по дороге в то место, куда бы они там не направлялись. Хотя даже не так, все интересное в том, что они видят по дороге, а мы, в свою очередь видим на иллюстрациях. А видим мы мир недалекого будущего, и что с ним случилось вскоре после изобретения шлемов виртуальной реальности. Апокалипсис наступил незаметно, да.
В самой истории самое необычное — это мир, и это, по сути, единственное, чем она может выделиться. Ведь правда, существует практически бесчестное количество произведений на подобную тематику, и правда, это совсем не то, за что именно эту книжку захотелось бы купить. А захотелось бы вам ее купить только ради иллюстраций — это они создают ту неповторимую атмосферу восхищения и, одновременно, разочарования в человечестве.
sherlok, 3 февраля 2019 г.
«Электрический штат» — этакий постап в параллельном мире, в котором в 1997 году в США вовсю ржавеют на земле космические истребители, а жители ушли в виртуальную реальность. Собственно, имей автор толику желания и хоть чуть-чуть таланта, история о том, как девушка ищет младшего брата могла бы и получиться.
А так читателю представляется сомнительная возможность любоваться однообразными пейзажами и бессвязными к ним комментариями.
Собственно, по прочтении данного опуса у меня появилась твердая уверенность: первоначально были нарисованы рисунки, а потом к ним наскоро приделали какие-то текстовые пояснения, и решили, что и так сойдет. Какой-либо связанный сюжет или логика в данном «графическом рассказе» и близко не ночевали.
Там, где рисунки не укладывались в повествование, их и не подписывали. Вставили просто так, для объема. Я так понимаю, сильно торопились выпустить это «чудо».
Резюме: не заслуживает внимания. Или даже так: чушь собачья.
ужик, 22 декабря 2018 г.
Мне книга понравилась, хотя закомство с «графическими романами», начавшееся с «Элизы в сердце лабиринта» я считаю крайне неудачным. Ну, вот настроилась что снова текста как в детской раскраске, картинки левые и сюжет побоку — ан, нет! Все на своем месте! Столенхаг меня приятно порадовал! )
Мишель и маленький робот Скип едут из точки А в точку В. Книга — это путевые заметки, старые воспоминания, осколки информации о том, что же произошло с этим миром, если жизнь в нем превращается в чудовищную картину упадка. А произошло пришествие виртуальной реальности и человечество практически самоустранилось из реальной жизни. Цивилизация рушится на глазах, но происходит это все по-тихому. (Я вот вспомнила как «вымирало» наше село, когда транслировали первые бразильские сериалы, вроде «Богатые тоже плачут», «Рабыня Изаура»... А мой дальний родственник якобы умер в больнице потому, что врачи/медсестры смотрели сериал и забыли снять капельницу... Ну не знаю как насчет правда... Но картинка в романе приблизительно такая же).
Язык весьма хорош, перевод очень достойный, иллюстрации потрясающие. Все очень гармонично дополняет друг дурга.
Мне понравилось.