fantlab ru

Саймон Столенхаг, Саймон Столенхаг «Электрический штат»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.75
Оценок:
131
Моя оценка:
-

подробнее

, художник — Саймон Столенхаг

Электрический штат

Passagen

Другие названия: Электрический край

Графический роман, год

Аннотация:

Америка, 1997 год. Мир пережил техногенную катастрофу. Общество потребления пало. Юная героиня путешествует по выжженной земле вместе со своим единственным другом, желтым роботом. Их цель – во что бы то ни стало добраться до побережья. Но чем ближе они оказываются, тем страшнее становится вокруг. Гигантские боевые дроны, чудовищные руины, разруха… Западной цивилизации пришел конец?

© издательство
Примечание:

В сети доступен любительский перевод «Электрический край» от переводчика NumiTorum.


Награды и премии:


лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Лучший графический роман / комикс

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги - Иллюстрированные книги года

Номинации на премии:


номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2019 // Роман

номинант
Локус / Locus Award, 2019 // Книга об искусстве

номинант
Премия сайта sf-Lit / sf-Lit Award, 2020 // (Швеция; графический роман)

Похожие произведения:

 

 


Электрический штат
2018 г.
Электрический штат
2019 г.
Электрический штат
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Passagen
2017 г.
(шведский)
The Electric State
2018 г.
(английский)
The Electric State
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

История-путешествие, такое роуд муви. Девочка-подросток Мишель едет через полстраны к неясной до самого финала цели, в компании с ружьем и гротескным желтоголовым роботом по имени Скип. На дворе год 1997, вся страна или по крайней мере — большая её часть благополучно ухнула в виртуальную бездну, разверзшуюся от нейрозаклинателей. Это не какие-то жуткие кибер-маги, как можно подумать по названию, а прокаченные VR-шлемы. Глядя на иллюстрации я поначалу принял их за странного вида могильные плиты, потом понял, что ошибся, а потом — что нет.

Что за электронные грезы наводят нейрозаклинатели, и отчего люди массово сбежали в них пускать слюни (и не только), Столенхаг не объясняет. Мишель столь глобальные вопросы не интересуют, у неё другие устремления, изредка возникающий второй рассказчик, безымянный и неясный, тоже не вдается в детали. Просто в один не очень прекрасный день все долбанулись на отличненько, и теперь люди медленно деградируют, а по окрестностям шагают роботы и дроны, всех форм, размеров и расцветок. Большинство иллюстраций «Штата...» — груда железа в обмотках проводов на фоне идиллического пейзажа. Это у Столенхага круто получается, не отнять. К сожалению, выложенный у нас на сайте ознакомительный фрагмент таких впечатляющих картинок не содержит, советую погуглить самостоятельно. Если вам, как и мне, в первую очередь приходят на ум арты Якуба Розальски, который тоже любит запихнуть механических гигантов куда-нибудь, Столенхаг круче — роботы больше и разнообразней, картинка почти фотографической четкости, пейзажи, что природы, что городские тоже выигрывают у лесов-полей Розальски, довольно скучных без ОБЧР. Как артбук — очень здорово смотрится.

Как графический, но всё же роман — впечатление гораздо хуже. История Мишель сама по себе неплохая, в меру драматичная, текст звучит созвучно героине — суховатый, чуть отстраненный. В самый раз для подростка, не самого простого, вроде Мишель. Всё портит тот второй безымянный, его фрагменты постоянно норовят увести читателя от простого и понятного (в финале) путешествия Мишель в какой-то дурной пафос на пустом месте то про сетевой суперинтеллект, то про человеческого ребенка от этого интеллекта. Ничего из того, о чем он вещает, на сюжет не влияет абсолютно, даже никоим образом не проявляется. А вот обмануть, запутать читателя может, заставив ждать совершенно несбыточного. Получается как ходьба в ботинках, но на левом шнурок завязан, а на правом — по земле волочится. Ненароком можно наступить, растянуться и расквасить себе впечатление. Но даже если бы Саймон Столенхаг второй шнурочек аккуратно завязал, вышло бы не то — гонка-преследование вместо созерцательного путешествия. Здесь как раз тот редкий случай, когда лучше в одном ботинке чем в двух. Постапокалипсис у нас или как?

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Специально не стал читать чужие отзывы перед прочтением романа и написанием своего.

По прочтении: визуальное впечатление сильное, а вот сама история чутка подкачала. Не понятно, зачем нужна была вся эта альтернативка про 1997 год, про дроны, про тех, кто дистанционно ими управлял и их мертворожденных детей. Что за второй персонаж был в книге и куда он пропал, причем в такой момент, когда должен был пересечься с первым, почему такой финал... ? Вопросов много. Да и в начале текст малость расходится с рисунком. Но в целом — сильная работа. В визуальном плане. Если бы можно было ставить две оценки, за рисунки я бы поставил 9, а за текст 5 максимум.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как артбук — прекрасно.

Как текст — плохо и вторично. Пресно. Скучно. Врезанные меж иллюстраций описания того, что мы и так видим. При этом, очень слабо показаны мотивы, предтечи, терминологии и прочее. Никаких переживаний. Герой — сломленный подросток, который будто бы и не испытывает чувств. Непонятна система нейрошлемов и «овощезации» (патентую слово) людей. Чем-то похоже на «Дорогу» Маккарти, но здесь все слабее. Невнятный роуд-трип, путеводитель по миру артбука, слабо сцепленный нитью недосюжета, с пространными флешбэками, которые и роли-то не играют.

После прочтения остается много вопросов. Это локальный апокалипсис? Мировой? Почему все роботы похожи на мультяшек? Как в итоге получились два Скипа?

Но иллюстрации великолепны.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Своеобразное произведение, да. Эдакий роадстори, в котором, естественно, ничего не происходит, только дорога, автомобиль и главные герои — девочка и робот. Все интересное в том, что вспоминает девочка по дороге в то место, куда бы они там не направлялись. Хотя даже не так, все интересное в том, что они видят по дороге, а мы, в свою очередь видим на иллюстрациях. А видим мы мир недалекого будущего, и что с ним случилось вскоре после изобретения шлемов виртуальной реальности. Апокалипсис наступил незаметно, да.

В самой истории самое необычное — это мир, и это, по сути, единственное, чем она может выделиться. Ведь правда, существует практически бесчестное количество произведений на подобную тематику, и правда, это совсем не то, за что именно эту книжку захотелось бы купить. А захотелось бы вам ее купить только ради иллюстраций — это они создают ту неповторимую атмосферу восхищения и, одновременно, разочарования в человечестве.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Электрический штат» — этакий постап в параллельном мире, в котором в 1997 году в США вовсю ржавеют на земле космические истребители, а жители ушли в виртуальную реальность. Собственно, имей автор толику желания и хоть чуть-чуть таланта, история о том, как девушка ищет младшего брата могла бы и получиться.

А так читателю представляется сомнительная возможность любоваться однообразными пейзажами и бессвязными к ним комментариями.

Собственно, по прочтении данного опуса у меня появилась твердая уверенность: первоначально были нарисованы рисунки, а потом к ним наскоро приделали какие-то текстовые пояснения, и решили, что и так сойдет. Какой-либо связанный сюжет или логика в данном «графическом рассказе» и близко не ночевали.

Там, где рисунки не укладывались в повествование, их и не подписывали. Вставили просто так, для объема. Я так понимаю, сильно торопились выпустить это «чудо».

Резюме: не заслуживает внимания. Или даже так: чушь собачья.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне книга понравилась, хотя закомство с «графическими романами», начавшееся с «Элизы в сердце лабиринта» я считаю крайне неудачным. Ну, вот настроилась что снова текста как в детской раскраске, картинки левые и сюжет побоку — ан, нет! Все на своем месте! Столенхаг меня приятно порадовал! )

Мишель и маленький робот Скип едут из точки А в точку В. Книга — это путевые заметки, старые воспоминания, осколки информации о том, что же произошло с этим миром, если жизнь в нем превращается в чудовищную картину упадка. А произошло пришествие виртуальной реальности и человечество практически самоустранилось из реальной жизни. Цивилизация рушится на глазах, но происходит это все по-тихому. (Я вот вспомнила как «вымирало» наше село, когда транслировали первые бразильские сериалы, вроде «Богатые тоже плачут», «Рабыня Изаура»... А мой дальний родственник якобы умер в больнице потому, что врачи/медсестры смотрели сериал и забыли снять капельницу... Ну не знаю как насчет правда... Но картинка в романе приблизительно такая же).

Язык весьма хорош, перевод очень достойный, иллюстрации потрясающие. Все очень гармонично дополняет друг дурга.

Мне понравилось.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх