Ким Стэнли Робинсон «Красная Луна»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия )) | Вне Земли (Луна )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Колонизация планет и других небесных тел | Спецслужбы | Искусственный интеллект | Революция | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Американец Фред Фредерикс совершает свою первую поездку на Луну с целью налаживания связей для китайского Фонда науки. Но через несколько часов после прибытия он становится свидетелем убийства и вынужден скрываться.
Это первый визит и для знаменитого репортера Та Шу. У него есть связи и влияние, но он тоже очень скоро поймёт, что Луна — опасное место для путешествия.
Наконец, Чан Ци. Она дочь министра финансов, и, несомненно, представляет интерес для тех, кто находится у власти. Она оказывается на Луне по личным причинам, но когда она попытается тайно вернуться в Китай, происходят события, которые изменят всё — и на Луне, и на Земле.
Номинации на премии:
номинант |
Локус / Locus Award, 2019 // Роман НФ | |
номинант |
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2019 // Научно-фантастический роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Latte, 2 марта 2020 г.
Первая четверть книги еще более-менее интересна. Затем начинается бессмысленное болтание героев в проруби — они убегают, их ловят, их освобождают, они убегают, их ловят, их освобождают... всмешать, взболтать, повторить до конца книги.
Да, Робинсон подготовился и прочитал книгу (возможно даже не одну) по истории Китая, статью в Википедии про блокчейн, квантовые эффекты и искуственный интеллект и тщательно пересказал прочитанное своими словами.
Увы, книге это не помогло.
MataHari, 8 марта 2019 г.
Робинсон относится к тем писателям-фантастам, которые чрезвычайно тщательно подходят именно к научной составляющей книг, расписывая все механизмы вплоть до последнего винтика. Из этой книги вы узнаете, как ощущается лунная гравитация, как выглядит обратная сторона Луны и что такое зоны либрации, как образовалась Луна и как могут выглядеть будущие поселения на ней. А еще вы проведете несколько экспериментов из квантовой механики и проследите за обучением искусственного интеллекта.
Чего в этой книге искать не стоит, так это увлекательного сюжета и интересных героев. Увы, с людьми у писателей такого типа отношения не складываются. А в устройстве человеческого общества Робинсон разбирается как первоклассник, хотя и берется писать о политике. Особенно повеселило, когда в конце
И вроде бы книга начинается с убийства, но раскроется оно в конце банальнейшим образом, причем без какого-либо участия героев. Да и герои какие-то невнятные и существуют только для того, чтобы объяснять научные идеи. Героиня беременна, видимо, от святого духа, потому что на отца ребенка в книге нет и намека.
В общем, хотел автор написать научно-популярную книгу об освоении Луны, и у него бы неплохо получилось, но он зачем-то написал роман.
primorec, 31 мая 2019 г.
Для тех, кто думает, что речь опять, как в трилогии про Марс, пойдет о колонизации с примесью социальной проблематики, спешу сообщить: в этот раз все будет наоборот, и социальное займет большую часть содержания. Процентов так 70. Еще 20 отведем на политику. И только 10 процентов собственно на освоение Луны, колонизацию, научные отступления и описания технологий.
Поэтому не стоит ожидать, что Красная Луна повторит историю про Красный Марс. Потому что не стоит забывать, что у слова «красный» множество смыслов, часть из которых в толковые словари записал двадцатый век. Да, да, в красный Луну в данном случае окрасила определенная политическая ориентация. И не так много осталось в мире стран с чисто красными флагами, чтобы не догадаться с одного раза, о каком государстве пойдет речь в этой истории.
В последнее время Китая в литературе много. Веление времени: красно-золотой дракон неожиданно для всех вырос и уже не просто пробует силы- вызывает на бой самых признанных лидеров мира. И Робинсон не мог пройти мимо такой суперактуальной темы.
Недалекое будущее, в котором Китай и США -главные соперники в политике, экономике, науке и технологиях. Луна активно осваивается обеими странами, но Дракон явно опережает Орла. Именно здесь начинается история, и начинается она весьма многообещающе: с громкого убийства высокопоставленного китайского чиновника, в котором оказываются замешаны три главных героя.
Выбор героев на первый взгляд весьма странен. Невозможно представить себе более разных людей, оказавшихся в одной компании: специалист по квантовым технологиям , молодой американец Фред Фредерикс, весьма неприятная в своем «красном» фанатизме, избалованная и своевольная революционерка Чан Ци и пожилой репортер и знаток традиций Китая Та Шу. Но именно они должны вытаскивать основную идею романа: нет таких разногласий, которые не могли бы преодолеть разумные люди, просто слушая и пытаясь понять друг друга.
Но чтобы развить эту идею требуется достаточно долгое повествование, которое не слишком изобилует действием. В основном это различные бытовые зарисовки жизни людей на Земле- непосредственно в Китае, где на них давят политика, идеология и неимоверно долгая история социальной несправедливости и жесткого контроля. И противопоставляемые им сцены из жизни первых поселений на Луне, где агрессивная среда и постоянная опасность отодвигают на задний план политические игры, идеологические разногласия и экономическое соперничество. И, как примеры, два способа построения нового общества- китайская колония- технологическая идиллия с лотосами, тихими прудами с золотыми карпами и пагодами, воплощение полотен старых мастеров, и супертехнологичное поселение сообщества богатых мечтателей и футуристов, пытающихся построить под прозрачным куполом(в который раз в истории людей) прекрасную, но очень хрупкую утопию для немногих избранных.
Но хватит о содержании. Об удачах и неудачах. После «Марса» с огромным количеством героев и не менее огромными задействованными пространствами и временами, «Красная Луна» поражает скромным набором действующих лиц, линейным сюжетом и скромными пространственно-временными рамками. Это позволяет полностью изжить схематичность «Марса» и тщательно прописать характеры главных героев. Вторая безусловная удача — описания мест и наполнение их деталями, строгое следование имеющимся на сегодня научным теориям и фактам.
Однако портит впечатление вот что. Китай для автора (как и для большинства прочих жителей Земли) во многом остается территорией неизвестной. Стандартный набор: Китайская стена, фэн-шуй, кунг-фу, Конфуций, Мао и события на площади Тяньаньмэнь. Из современности Си Цзиньпин и китайская экономическая угроза. Порой кажется, что все, что автор знает о Китае и его жителях подчерпнуто из СМИ и интернета. Отсюда странные представления о том, как думают и ведут себя жители этой страны, о чем они говорят на своих кухнях, какие книги читают и о чем мечтают. Такой подход сильно упрощает, а порой, делает почти карикатурными самые главные для сюжета эпизоды.
И, конечно, оказалась не слишком интересной традиционная для автора тема народной демократии, как единственного средства для достижения социальной справедливости. И, несмотря на смену времени и места действия, подача этой темы, оправдывающая любые насильственные меры «угнетенных» масс ради свободы и справедливости, практически не изменилась. А мне бы у такого опытного автора все же хотелось бы видеть эволюцию взглядов, новые подходы и идеи. Мир не стоит на месте и привычной мантры уже недостаточно, чтобы решить его проблемы.
Но все же это было полезное чтение. Оно, как и прочие романы Робинсона, дает представление, нет, не о современных процессах, которые как не крути, но влияют и нашу жизнь, но о том, как эти процессы понимаются и воспринимаются огромных количеством людей. И, кстати, мне бы хотелось продолжения истории. Очень уж интересно узнать, сможет ли автор описать такие условия, при которых задуманные утопии- лунные и земные- выдержали бы испытания жизнью.
bred77, 7 марта 2022 г.
Очевидно, на Робинсоне можно «ставить крест» — обходить его опусы стороной. Все его предыдущие книги, включая трилогию о Марсе еще можно было как-то читать, хотя все они, на мой взгляд, уныло скучны. Все эти научные описания, включая забавное «ноу-хау» автора , кочующее из одной книги в другую — выращивание бамбука, как строительного материала на Марсе и Луне, фантастические мини-Китаи в пещерах Луны и т.п. Но в «Красной Луне» политсоус все забивает — автор решил представить себя в качестве знатока китайской политической кухни. И не помогают рассыпанные стихотворные отступления. Сам сюжет можно выразить просто — беготня героев с Луны на Землю и обратно. Героиня непонятно чем поднимающая на революцию миллиарды людей. Скучные диалоги, пустые персонажи. Увы....
AliceMadness, 5 января 2020 г.
«Красная Луна» Кима Стэнли Робинсона — это относительно свежий фантастический роман и по совместительству крайняя книга, закрывающая мой личный читательский марафон, посвященный знакомству с данным плодовитым американским фантастом. Броское название с явным коммунистическим оттенком сразу отсылает к нынешним владельцам ночного светила, а читателям становится ясно, где будут проходить действия данной книги.
И чтобы далеко не отходить сразу скажу, что проработка восточного колорита в «Красной Луне», мягко говоря, удручает, т.к. 100%-ый американец Ким Стенли Робинсон едва ли что-то знает о Китае и его коренных жителях за пределами реалий попкорновых голливудских боевиков и общепринятых стереотипов. На это наталкивает поведение, фразы и многочисленные клише о азиатах, выдаваемые автором за чистую монету. Ну, невозможно было накосячить в таком огромном количестве моментов случайно! Там на лицо явное систематическое незнание темы, которую пытаешься раскрыть.
Кроме этого Робинсон отрицательно отметился и в детективной составляющей. По старой доброй традиции в хороших книгах данного жанра, если автор решает ввести расследование, то главному герою, как правило, приходиться прикладывать немалые усилия, чтобы найти ответ на предлагаемый вопрос. Здесь же ровно обратная ситуация — весь детектив идёт как-бы отдельно от главного героя. История сама задаёт вопросы, сама же даёт на них ответы, а главного героя ближе к финалу просто ставят перед фактом. Мол, вот убийца садовник. Выглядит это жалко.
Ну, и подводя итог, скажу лишь, что во всем остальном книга вышла вполне в духе автора, т.е. с никакущими персонажами, с обилием бессмысленных диалогов и с просто огроменным количеством пространной политики, какой ее видят западные диванные эксперты.
igor_pantyuhov, 6 сентября 2019 г.
Ну вот и он. Роман который занимает самую нижнюю строчку в моем личном рейтинге книг автора.
От того Робинсона, которого я люблю, очень немного. По минимуму описаний пейзажей(чуть не написал природы, но какая природа на Луне? )? по минимуму описаний освоения Луны. То есть вещей в которых автор силен очень мало. Зато много в которых он не силен. Политики достаточно много, психологии (попытка описания менталитета китайцев, обладая лишь поверхностными знаниями) ну и социалки много. Про детективную составляющую я вообще молчу. 5/10. Слабейший роман автора. ИМХО. Разумеется из тех что я прочитал
П.с. Роман так и просится в жанр янг эдалпт.
Makisima Shogo, 29 июня 2021 г.
Автор относится к тем писателям-фантастам, которые на отлично отрабатывают научную составляющую романа вплоть до последнего винтика. Из этой книги можно узнать, как выглядит обратная сторона Луны, как образовалась Луна, как ощущается лунная гравитация, что такое зоны либрации и как могут выглядеть будущие поселения людей на Луне. Но в остальном из романа получился обезвоженный бич-пакет.
Любителям продуманного и интересного сюжета здесь ловить нечего. Робинсон решил податься в ***ный янг эдулт?..
Середина 21-го века. Гонконг лишился статуса автономии по истечении 50-летнего срока и теперь часть Китая. Китайцы на голову опережают всех остальных в колонизации Луны, понастроив баз в районе Южного полюса Луны. Книга начинается с убийства, но раскроется оно банальнейшим образом абсолютно без участия главных героев. Герои никакие. Их носит туда-сюда между Землёй и Луной и под конец это конкретно достало. Американец Фред Фредерикс должен был доставить самому главному китайцу на Луне квантовый телефон, который невозможно прослушать, а в результате становится невольным соучастником убийства и сам чуть не помер от яда. Его похищают, потом он сбегает и вместе с молодой беременной китайской революционеркой Чан Ци, – дочерью влиятельного человека, первой забеременевшей на Луне, – вынужден спасаться бегством обратно на Землю. Потом обратно на Луну. В этом им помогает пожилой китайский Птушкин, мастер фэн-шуй, трэвел-блогер Та Шу – вот уж кто совершил в романе больше всего перелётов между Луной и Землёй. Героев мотает из одной крайности в другую.