Генрих Альтов «Шальная компания»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Изобретатели народ странный и даже внешне они зачастую отличаются от простых обывателей. А уж когда несколько неисправимых изобретателей собираются в одну шальную компанию... тут можно ожидать всякого.
Входит в:
— антологию «Мир приключений. Альманах № 11», 1965 г.
— сборник «Опаляющий разум», 1968 г.
— сборник «Создан для бури», 1970 г.
— антологию «Zajatci Velikého mozku», 1973 г.
— антологию «Милый птенчик», 2016 г.
- /языки:
- русский (5), чешский (1)
- /тип:
- книги (5), самиздат (1)
- /перевод:
- И. Вацулин (1), Г. Вацулинова (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 20 ноября 2023 г.
Рассказ для того далёкого 1965 года не только (и не столько) развлекательный, сколько нужный. Ну как ещё обратить внимание ребят подросткового возраста (а опубликована эта вещица в первый раз была в альманахе «Мир приключений») на научные исследования и изобретательство. А тут, пожалуйста, на примере просто чудовищной в те годы популярности бионики (вспомним хотя бы проходившие на ура радиопередачи КОАПП) можно продемонстрировать, как просто сделать эпохальное открытие — например, получить живого археоптерикса.
Надо отдать рассказу должное — познавательный элемент в нём чрезвычайно силён. Да и читается он неплохо, во всяком случае легко. А вот с увлекательностью есть проблемы, во всяком случае сегодня....
Darth_Veter, 5 января 2022 г.
Данный рассказ, как и «Ослик и аксиома», посвящен выработанному автором методу разработки изобретений — теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Так что это совсем не развлекательное чтиво, а популяризация серьезной научной работы. Это следует учесть, приступая к чтению. А фоном для демонстрации данной теории служит рассказ о некоей группе «безумных» энтузиастов-изобретателей, решивших вырастить из голубиного яйца ... настоящего динозавра. Идея, конечно, настолько шокирующая, что вызывает у сторонних слушателей либо ступор, либо откровенный смех. По их мнению, из голубиного яйца может вылупиться только голубь, а никак не археоптерикс! При этом такие вот «умники» забывают, что такое эволюция и какие фокусы выкидывает она с нашей наследственностью. Конечно, мы не можем сказать пока, насколько фантастична подобная идея автора: главный элемент подобной технологии он сокрыл от нас под звучным названием «палеофиксатор». Возможно, в будущем станет возможным как-то воздействовать на эмбрион, на ходу меняя его генотип и биохимию. Тогда можно будет неограниченно «клепать» не только динозавров, но и вообще всех предков, находящихся на той же ветке развития, что и сам оригинал. Другой вопрос: зачем всё это надо? Можно, конечно, организовать доисторический зверинец, чтобы показывать его скучающей публике. Но он окажется слишком дорогим удовольствием. Поэтому у технологии должно быть куда более достойное применение. Например, та же самая бионика, о которой автор говорит в самом начале рассказа. Когда-то она была очень перспективной технологией, чьих разработок ждали в роботехнике, космонавтике и даже медицине (точнее, протезировании и трансплантологии). Но как-то не сложилось... А зря! Зачем изобретать «с нуля», если имеется такой широчайший полигон для проверки перспективных разработок, как живая природа (как современная, так и древняя)? Ведь все живые существа прошли на нем самую суровую проверку своей функциональности! Те, кто соответствовал предъявленным требованиям, выжили и дали потомство, а прочие — сошли с исторической сцены. Прежде, чем изобретать что-либо новое, совсем не мешает посмотреть — а не было ли чего похожего в архиве у матушки-природы? Похожим путем пришли в нашу жизнь не только самолеты и подводные лодки. но и парашюты с очками! Стоит ли отказываться от такой проверенной веками методики? Сейчас фантасты так увлеченно пишут об искусственно-выращенных исследователях чужих планет («Зовите меня Джо», «Аватар») и даже о живых кораблях («Дрион покидает Землю», «Теплица» и «Гиперион»), что невольно закрадывается мысль, что они черпают свои идеи из какого-то единого источника. Не исключено, что это само наше естество толкает нас на единство со всем натуральным, природным. Потому как хорошо известен тот факт, что почти невозможно изобрести что-то кардинально-новое, непохожее на всё виденное и уже опробованное в действии. Так что с этой точки зрения дни бионики еще далеко не сочтены.
------------
РЕЗЮМЕ: притча о том, как матерь-природа помогает воплотиться в жизнь самым безумным проектам человека. Рекомендуется тем самым «шальным» читателям, которые еще не разучились верить в чудеса науки и техники.
god54, 23 декабря 2009 г.
Интересная фантастическая гипотеза, изложение которой вместе с обоснованием и философскими размышлениями занимает большую часть рассказа, сам же процесс выведения доисторических животных меньшую часть, а вот сюжет и действие куда-то исчезли.