Сьюзи Макки Чарнас «Слушая Брамса»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Спасая последних представителей земной цивилизации и предоставляя им кров на своей родине, кондриане руководствовались исключительно благими намерениями. Они даже не предполагали, чем обернётся для их планеты чрезмерная влюблённость в земную культуру, искусство и музыку.
Входит в:
— антологию «Nebula Awards 22», 1988 г.
— антологию «Omni Best Science Fiction One», 1992 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— журнал «Если 1998'1», 1998 г.
— антологию «Vanishing Acts», 2000 г.
— сборник «Stagestruck Vampires and Other Phantasms», 2004 г.
— антологию «Kroki w nieznane 2005», 2005 г.
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1986 // Короткая повесть |
- /языки:
- русский (2), английский (4), польский (1)
- /тип:
- книги (4), периодика (1), аудиокниги (1), цифровое (1)
- /перевод:
- О. Битов (1), И. Перс (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Carex, 27 ноября 2014 г.
Декорации в рассказе созданы очень внушительные: гибель Земли, горстка выживших землян на другой планете в цивилизации иных разумных существ. Ожидаешь какой-то серьезной проблематики. И что мы тут видим? Нетерпимость у Землян, и, наоборот, у инопланетян — влюбленность в земную культуру. Это и все. Мне маловато показалось и скучно.
volga, 18 июля 2013 г.
Как будет вести себя горстка выживших людей, оказавшихся в чужом мире? Кто-то сдастся сразу, потеряв всякую надежду и не видя смысла бороться и жить дальше. Кто-то попытается бороться с обстоятельствами, надеясь возродить былое. Кто-то попытается жить дальше, просто плывя по течению. А кто-то замкнётся в себе, отгородившись от окружающего мира, стараясь сберечь воспоминания прошлого и лелея собственную исключительность.
В этом рассказе как бы мимолетом представлены разнообразные грани человеческого характера: слабость и сила, отчаяние и надежда. Но одна черта человеческого характера представлена здесь во всей красе — это нетерпимость. Все, что выходит за пределы нашего понимания как обычных или привычных явлений, становится ненормальным, чужим. Все отличия становятся существенны: внешний вид, язык, поведение, культура, традиции. Но когда идея исключительности трансформируется в идею «чистоты», трагедия неминуема. Так начиналась история человека и так она закончится. «Схожее и несхожее, подобное и различное разворачивались в сознании и жизни людей исторически через оппозиции «мы» и «они»» (с)
К счастью, в последний момент главный герой все же находит нечто очень важное, нечто ОБЩЕЕ. Ведь в основе общности кого-либо лежит не просто схожесть индивидуумов, а само признание ими этого факта.
aiva79, 14 сентября 2013 г.
В данном рассказе «размороженные» земляне, после гибели Земли, попадают в общество расы, которая позаимствовала и сохранила наши традиции. Автор далеко не пошел в исканиях образа инопланетян и представил нам эту расу в виде то ли ящериц, то ли змей. И вот представители этой цивилизации не глядя копируют все земное от языка, имен и манеры одеваться, до «любви» или «нелюбви» к вещам, произведениям искусства, музыки и прочему, о которых они имеют слабое представление в силу разности наших цивилизаций. Т.е. то что земляне впитывали с молоком матери и отношение к чему у них складывалось в виду многовековых традиций, у «змеелицых» — это дань моде, простое подражание. У выживших же землян тупое копирование без понимания сути естественно вызывает неподдельное раздражение — это как есть мясо, но соевое или пить молоко, но порошковое И вот одни из выживших приспосабливаются к подобной жизни и продолжают жить на чужой планете с псевдо людьми в псевдо Лос-Анжелесе и ходить в псевдо Карнеги Холл, а другие предпочитают покончить жизнь самоубийством.
Когда читала данный рассказ, то не могла избавиться от дежавю, все время казалось, что где-то я это уже проходила...... и вот озарение. Ассоциации с двумя романами:
1) Карел Чапек «Война с саламандрами»
2) С. Лем « Возвращение со звезд»
С « ...... саламандрами» аналогия возникла из-за внешнего вида инопланетян и их желания копировать все и вся. Но если у Карела Чапека «похожесть» на людей показана как эволюционное развитие саламандр, то здесь скорее как бездумная и не к чему в будущем не приводящая мода на все человеческое.
А с «Возращением...» схожесть в том, что как там ГГ оказывается одинок, вернувшись после долгого пребывания в космосе в родной, но совершенно изменившийся и непонятный мир, так и тут земляне попадают в мир, который напоминает скорее спектакль или фильм по мотивам «Родины».
В общем как бы все хорошо в части интересности темы рассказа, но при этом как-то всеж не задело и наверно не запомнится.