Салли Руни «Разговоры с друзьями»
Студентки дублинского Тринити-колледжа Фрэнсис и Бобби дружат со школы. На одном из университетских поэтических вечеров они знакомятся с Мелиссой, известным фотографом, а позже и с её мужем Ником, актёром. Несмотря на то что Ник и Мелисса значительно старше Бобби и Фрэнсис, между ними завязываются дружеские отношения. Все четверо проводят вместе много времени, по большей части разговаривая — обсуждают искусство, литературу, политику, секс, дружбу и, конечно же, друг друга. У Фрэнсис начинается роман с Ником. В отношениях с Бобби появляется отчуждённость...
«Разговоры с друзьями» (2017) — первая книга Салли Руни, мгновенно сделавшая 26-летнюю выпускницу Тринити-колледжа всемирно известной писательницей.
Номинации на премии:
номинант |
Фолио / Folio Prize, 2018 | |
номинант |
Международная премия Дилана Томаса / International Dylan Thomas Prize, 2018 | |
номинант |
Дублинская литературная премия / International IMPAC Dublin Literary Award, 2019 // (Ирландия) | |
номинант |
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2021 // Литература нравов, любовный роман (1 674 голоса) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
20008300, 8 сентября 2022 г.
Если вкратце — переоценëнная книга с глупым сюжетом, которая понравится любителям нудных обречëнных любовных треугольников и открытых финалов.
Но если постараться растянуть отзыв, как автор растягивал свой «жизненный» роман, то даже так, боюсь, не передать накопившееся разочарование от творения очередного гения современной европейской прозы.
Главная героиня, Фрэнсис, по мировоззрению типичный представитель прогрессивной Европы: за всë хорошее, против всего плохого. Крайне нетолерантным людям лучше не открывать данную книгу, можно возмутиться до глубины души, потому что рассуждений по типу: «Ах, какие мы плохие белые угнетатели даже не замечаем за собой, что мы такие плохие!» — пруд пруди. По характеру же Фрэнсис, ну, очередная Белла Свон. Обычная неуверенная в себе невзрачная красивая, талантливая, остроумная девушка, которую, о, как же так, все ценят за ум, красоту и творческий талант. А если серьезно, то комплекс неполноценности пихают, кажется, каждому главному персонажу в современных романах, видимо, чтобы читатель мог сочувствовать несмотря на любой гадкий поступок, жалко ведь, герой-то про себя страдает жеж, плак. Причëм, ладно бы неуверенность мешала героям по сюжету, по жизни, но нет, это просто нытьë ради нытья, скучные жалобные страницы самоуничижения. Фрэнсис ненавидит свою внешность, но все в неё влюбляются, считает себя глупой, но окружающие вечно её переубеждают, всю книгу она старается, страдает изо всех сил, притягивая к себе всевозможные клише несчастной героини, но финал, о ужас, обходится без трагедии.
Остальные герои — картонки: юная анархистка из богатой семьи, которая либо говорит лозунгами либо цитатами, раболепный сексуальный актер за тридцать без тени намека на собственное мнение, запавший за девочку-бунтарку со сложным характером, его властная продуктивная жена, добрая никакая мать Фрэнсис и непутëвый алкаш отец. Короче, персонажи-болванчики скопированные из мелодрам для домохозяек. Диалоги в книге состоят из одних только остроумных подколов и, кстати, неплохих искренних признаний. Но и в части юмора и в части искренности создаётся впечатление, что люди разговаривают заранее заготовленными смсками.
Главная тема произведения — больная любовь с очень маленькой буквы, преподносимая читателям как норма. Автор на серьезных щщах показывает измены со стороны мужа с любовницей положительно, даже сама жена относится к такому положению дел с радостью, но вот когда муж, нагулявшись, возвращается в постель к жене, то у любовницы разбивается сердце, наступает депрессия, возникают проблемы со здоровьем, жизнь катится под откос. И подаëтся это всë с намерением вызвать сочувствие у читателя. Остановите Землю, я сойду. Как можно сопереживать тем, кто изменяет и нагло врëт самым близким?
На протяжении всей истории вообще можно заметить, что хоть герои и ловко рассуждают на различные темы, но на поступки воодушевляются только когда чешется между ног. Вот правда, сколько бы Фрэнсис с Бобби не обсуждали проблемы капитализма, угнетение белыми представителей других рас, феминизм — через страницу после подобной беседы уже будет секс, потом последует разговор как же херово строить отношения за спиной у близких и ещё через два абзаца бессмысленный и не провоцирующий на какие-либо телодвижения монолог об отстойности жизни, а затем снова беседы о революции, войнах на Ближнем Востоке, неравенстве и так, вот серьезно, по кругу до самого финала. Опять и опять. Одна и та же фабула в каждой главе: погундеть о несправедливости, поспать, поосуждать себя за измены, поплакать — повторить 20 раз. И после такой сто раз пережëванной жвачки можно только деградировать или деградировать.
В итоге что данный роман оставляет читателю в качестве пищи для размышлений, каков главный вывод? После нескольких сотен страниц ответ, на мой взгляд, очевиден. Делай что хочешь, изменяй, предавай, лги, ведь главное утолить свою похоть, ой, то есть главное любовь, даа...
А вы знали, что рабство это плохо, а пирсинг в носу хорошо? (Настоящий самый главный посыл романа)
RebeccaPopova, 25 февраля 2023 г.
Первое впечатление, которое производит этот текст — это ощущение безыскусности — ну, знаете, нечто типа наивного искусства, в котором эта самая наивность — это как раз и есть основное достоинство, за которое, в общем, произведение и стоит ценить...
Кстати, по сюжету героиня романа в течение какого-то времени проходит стажировку в литературном агентстве, так вот я думаю, что если бы ей принесли такую вот незамысловатую рукопись, больше похожую на дневник для чисто внутреннего пользования, с бесчисленными «сказал» вместо «ответил», «пробормотал», «удивился» и так далее, то она без колебаний отправила бы его в мусорное ведро.)
Со страниц романа действительность предстает перед нами, казалось бы, безо всякого приукрашивания и литературного переосмысления — в книге не сгущены краски, и герои изображены ничуть не более гротескными, чем они бывают в жизни. Действующие лица романа предельно среднестатистические — такие люди ходят по улицам среди нас, и обычно течение их жизни и поступки настолько непримечательны, что никому и в голову не придет столь подробно буквально протоколировать моменты их существования на бумаге .
И хотя, как я уже упоминала, в романе Салли Руни даже и близко не наблюдается какого-то минимального вкуса к использованию слов, но... Как ни странно, от подобного то ли естественного для автора, то ли сознательно выбранного минимализма в форме выражения то ценное, что все-таки присутствует в книге, смотрится на таком бесцветном фоне еще более отчетливо.
Итак, при ближайшем рассмотрении в тексте всплывают-таки некоторые достаточно любопытные находки — как в области формы, так и — в меньшей степени — в отношении вырисовывающегося сюжета и образов.
Что касается формы, то весьма любопытны наблюдения героини за своими эмоциями, за быстро промелькнувшими мыслями... Они очень оригинальны, метафоричны и, в общем, иногда больше похожи именно на наблюдения поэта, которым по сюжету как раз и является героиня.
Романтическую линию этой книги я бы расценила как похвально реалистичную. Предмет страсти главной героини — это такой вот не слишком интересный в общении, но зато внешне весьма привлекательный «парень постарше», из которого, как говорится, «слово клещами не вытянешь», но эта деталь как раз чрезвычайно способствует разгоранию страсти. Ибо при всей интеллектуальности ГГ и боязни показаться слабой ей, как любой девушке, хочется слышать, что она любима и что в ней нуждаются, но она этого очень долго не получает, что периодически ввергает ее в печаль. И ее избранник ведет так себя не со зла и не из вредности — ну, просто он «такой». К тому же он порой до конца не понимает, а чего именно от него ждут.
Скажу пару слов и о... подружке главной героини... Подружка героини описана ярко, живо, это личность харизматичная и героиня просто безостановочно поедает ее и ее интеллект глазами... Вот только непонятно, почему подружка периодически совершает какие-то недружественные поступки, а извиняется при этом всегда наша героиня...
И вообще, ГГ считает себя незаметной и бесцветной. Неприкольной интроверткой. Когда она описывает свои поступки, то видно, видно, что она часто находится в замешательстве по поводу того, куда ей встать, что сделать и что сказать, и она явно... от себя не кайфует. А вот своих друзей она всегда с удовольствием находит глазами и искренне восхищается, насколько они обаятельны почти безо всяких усилий — в общем, в романе она постоянно оказывается в положении созерцательницы.
И добавлю, что очень приятен для чтения и познавателен весь этот антураж — жизнь современных рефлексирующих интеллектуалов — литераторов, фотографов, актеров, будущих политологов, рассуждающих (правда, редко, но это даже хорошо) о проблемах современного европейского общества типа беженцев. Общества людей, в котором богатые совестливо стесняются казаться богатыми, а кое-кто из них искренне интересуется нелегкой жизнью работающих ради куска хлеба.
prouste, 11 мая 2021 г.
И дебютный роман безоговорочно понравился. Нюансы отношений в четырехугольнике ранимых и воспитанных миленеиалов. Формально — мыльная опера, где нет насилия, но много рефлексии, сложностей дружбы и близости. Руни пишет короткими фразами, без вычурностей, но и без фальши. Сродни отзывам о природе таланта Скотта Фицджеральда -« пыльца на крыльях бабочки». Я вот совершенно тронут и вовлечен в авторские кружева. По манере и использованию изобразительных средств Руни — абсолютный антипод Ферранте. У Руни легкость и неброскость — следствие большой и качественной редактуры, такую манеру легко не скопируешь. Всего два романа — а « звезда», большой мастер.