FantLab ru

Вениамин Каверин «Летающий мальчик»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Голосов:
82
Моя оценка:
-

подробнее

Летающий мальчик

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:

Мальчик из сказочной страны Летандии попадает в русский горд Немухин. Он вынужден скрываться, чтобы спастись от злого владыки страны — Господина Главного Ветра и Смотрителя Маяка, у которого он пребывал в рабстве. Он поселяется у Трубочного Мастера, начинает учиться, но врагам удается его похитить.

На помощь другу приходят Трубочный Мастер, Петя по прозвищу «Воробей с сердцем льва» и Таня...

Входит в:



Издания: ВСЕ (14)
/языки:
русский (14)
/тип:
книги (14)

Летающий мальчик
1969 г.
Сказки
1971 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1977 г.
Ночной сторож, или семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году
1982 г.
Конь с розовой гривой
1988 г.
Сказки
1993 г.
Сказочные повести
1995 г.
Баранкин, будь человеком!
1997 г.
Летающий мальчик. Сказки
2001 г.
Немухинские музыканты
2008 г.
Летающий мальчик
2013 г.
Песочные часы
2014 г.
Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году
2017 г.
Легкие шаги
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Герой этой сказки Вениамина Каверина летает удивительным способом, совсем непохожим на описанные в других книгах. Нужно сесть на корточки, крепко зажмурившись, подхватив себя под коленки. Произнести магические слова «Господин Главный Ветер, пошли мне попутный, а не встречный и поперечный, в тучах не заблудиться, под солнцем не растаять, до утра долететь». Затем выпрямиться, открыть глаза и полететь. Махать руками, бояться, думать о чуде не надо. Но если нужно опуститься, вот тогда как раз и надо подумать, что это чудо...

Герой этой сказки Леня Караскин живет в необычной стране Летандии. И точно, как те, что живут у моря — не любят купаться, жители Летандии терпеть не могут летать. Вернее летают, но редко и неохотно. Леня живет в рабстве на маяке и вынужден целыми днями выполнять скучные распоряжения Смотрителя Маяка. Часто должен ходить за керосином. Никакой духовной жизни, ничего интересного. Такую скучную и унылую жизнь устроил летандцам Господин Главный Ветер, живущий в Замке над Городом, бросивший родную мать на произвол судьбы.

Благодаря мужеству и находчивости смельчаков из Немухина — Трубочного Мастера, мальчишки Пети по прозвищу «Воробей с сердцем Льва», девочки Тани, удается развеять злые чары над Летандией.

Написанные в советские времена сказки Вениамина Каверина ценны тем, что содержат минимум назидательности, но заставляют задуматься над теми или иными вопросами бытия, поражают смелой, необычной фантазией и мудростью.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень-очень люблю все сказки Каверина, но эта когда-то поразила меня сильнее всего. Думаю, странностью метафоры: ветер, символ вольности, превращается в символ бездушного произвола. Господин главный ветер — есть в самом обращении что-то жуткое. И мысль, что полет и свобода — вовсе не обязательно вместе... для ребенка это было серьезное и мучительное открытие. Но, как всегда, каверинские сказки спасают герои, скрывающиеся под видом самых обыкновенных людей, отчего повествование все пронизано мягким, каким-то ласковым юмором., дивным образом сочетающимся с жесткой политической сатирой.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странный треугольник:

*** каверинский «Летающий мальчик»;

*** крапивинская «Голубятня на желтой поляне»:

*** «Мальчик и Тьма» Лукьяненко.

Странный — потому что формирует впечатление последовательной (в том числе — чисто хронологически) реализации одной и той же ФантИдеи в рамках сменяющихся друг друга Социумов со своей специфической ментальностью и набором базовых идеалов. «Наивный социализм (как бы наиболее близко по сути) — Грань между гибнущим социализмом и возрождающимся капитализмом — Реинкарнация даже не капитализма, а — сразу империализма, глобальной Системы с претензией на — теперь уже — незыблемость бытия в таком, вот, его виде». И это не я так «придумал», это книжки так «выстроились» в рамках реальной хронологии, и — так четко и недвусмысленно «приякорились» к соответствующим историческим периодам. Как говорится — «не убавить, не прибавить».

Не знаю, как кому, а лично мне «каверинский вариант» чужд — ну, прямо, до неприличия. Раздражает он своей «нереальностью» в этом «треугольнике», я бы даже сказал — неуместностью вообще. Абсурдностью своей — по сравнению с оставшимися двумя «точками треугольника». Сказка вышла — чрезмерно абстрактной, оторванной от «действительной физиологии Социума», некой попыткой «окунуться в мир грёз и уйти от попыток идентификации действительности вообще». Ту нет «эзопового языка» в принципе, это — чисто литературная абстракция, без каких-либо попыток хоть что-то «сказать читателю между строк». Прямолинейно и одновариантно — набор иллюзий и лозунговых «мечт» в неприкрытой попытке «прямого сказочного морализаторства».

Не претендую на истину в последней инстанции.

И тем не менее. Это скуШно. Примитивно бесконфликтно. Неправдоподобно иллюзорно. «...Сказка — ложь, да в ней — намёк...». Ну — И? На что конкретно?

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх