Вениамин Каверин «Летающий мальчик»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое | Ироническое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Мальчик из сказочной страны Летандии попадает в русский город Немухин. Он вынужден скрываться, чтобы спастись от злого владыки страны — Господина Главного Ветра и Смотрителя Маяка, у которого он пребывал в рабстве. Он поселяется у Трубочного Мастера, начинает учиться, но врагам удается его похитить.
На помощь другу приходят Трубочный Мастер, Петя по прозвищу «Воробей с сердцем льва» и Таня...
Входит в:
— сборник «Сказки», 1971 г.
— повесть «Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году», 1981 г.
— антологию «Конь с розовой гривой», 1988 г.
— антологию «Сказочные повести. Выпуск восьмой», 1995 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 12 июня 2019 г.
Странный треугольник:
*** каверинский «Летающий мальчик»;
*** крапивинская «Голубятня на желтой поляне»:
*** «Мальчик и Тьма» Лукьяненко.
Странный — потому что формирует впечатление последовательной (в том числе — чисто хронологически) реализации одной и той же ФантИдеи в рамках сменяющихся друг друга Социумов со своей специфической ментальностью и набором базовых идеалов. «Наивный социализм (как бы наиболее близко по сути) — Грань между гибнущим социализмом и возрождающимся капитализмом — Реинкарнация даже не капитализма, а — сразу империализма, глобальной Системы с претензией на — теперь уже — незыблемость бытия в таком, вот, его виде». И это не я так «придумал», это книжки так «выстроились» в рамках реальной хронологии, и — так четко и недвусмысленно «приякорились» к соответствующим историческим периодам. Как говорится — «не убавить, не прибавить».
Не знаю, как кому, а лично мне «каверинский вариант» чужд — ну, прямо, до неприличия. Раздражает он своей «нереальностью» в этом «треугольнике», я бы даже сказал — неуместностью вообще. Абсурдностью своей — по сравнению с оставшимися двумя «точками треугольника». Сказка вышла — чрезмерно абстрактной, оторванной от «действительной физиологии Социума», некой попыткой «окунуться в мир грёз и уйти от попыток идентификации действительности вообще». Ту нет «эзопового языка» в принципе, это — чисто литературная абстракция, без каких-либо попыток хоть что-то «сказать читателю между строк». Прямолинейно и одновариантно — набор иллюзий и лозунговых «мечт» в неприкрытой попытке «прямого сказочного морализаторства».
Не претендую на истину в последней инстанции.
И тем не менее. Это скуШно. Примитивно бесконфликтно. Неправдоподобно иллюзорно. «...Сказка — ложь, да в ней — намёк...». Ну — И? На что конкретно?
tarasovich09, 21 октября 2012 г.
Герой этой сказки Вениамина Каверина летает удивительным способом, совсем непохожим на описанные в других книгах. Нужно сесть на корточки, крепко зажмурившись, подхватив себя под коленки. Произнести магические слова «Господин Главный Ветер, пошли мне попутный, а не встречный и поперечный, в тучах не заблудиться, под солнцем не растаять, до утра долететь». Затем выпрямиться, открыть глаза и полететь. Махать руками, бояться, думать о чуде не надо. Но если нужно опуститься, вот тогда как раз и надо подумать, что это чудо...
Герой этой сказки Леня Караскин живет в необычной стране Летандии. И точно, как те, что живут у моря — не любят купаться, жители Летандии терпеть не могут летать. Вернее летают, но редко и неохотно. Леня живет в рабстве на маяке и вынужден целыми днями выполнять скучные распоряжения Смотрителя Маяка. Часто должен ходить за керосином. Никакой духовной жизни, ничего интересного. Такую скучную и унылую жизнь устроил летандцам Господин Главный Ветер, живущий в Замке над Городом, бросивший родную мать на произвол судьбы.
Благодаря мужеству и находчивости смельчаков из Немухина — Трубочного Мастера, мальчишки Пети по прозвищу «Воробей с сердцем Льва», девочки Тани, удается развеять злые чары над Летандией.
Написанные в советские времена сказки Вениамина Каверина ценны тем, что содержат минимум назидательности, но заставляют задуматься над теми или иными вопросами бытия, поражают смелой, необычной фантазией и мудростью.
Galka, 13 августа 2011 г.
Очень-очень люблю все сказки Каверина, но эта когда-то поразила меня сильнее всего. Думаю, странностью метафоры: ветер, символ вольности, превращается в символ бездушного произвола. Господин главный ветер — есть в самом обращении что-то жуткое. И мысль, что полет и свобода — вовсе не обязательно вместе... для ребенка это было серьезное и мучительное открытие. Но, как всегда, каверинские сказки спасают герои, скрывающиеся под видом самых обыкновенных людей, отчего повествование все пронизано мягким, каким-то ласковым юмором., дивным образом сочетающимся с жесткой политической сатирой.