FantLab ru

Ольга Ларионова «Планета, которая ничего не может дать»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.92
Голосов:
121
Моя оценка:
-

подробнее

Планета, которая ничего не может дать

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Ольга Ларионова в рассказе «Планета, которая ничего не может дать» (1967) решила нам объяснить, как возник древнегреческий миф о Галатее и Пигмалионе. Оказывается, все дело в пришельцах, которые в то время изучали нашу несчастную Землю. Они прибыли с далекой планеты Логитании, чересчур логичной и не страдающей такими «пороками» как любовь и дружба. Наша Гея им представилась планетой, которая ничего не может дать Великой Логитании. Единственный член экипажа – Двадцать Седьмая – принявшая образ, сотканный ей компьютером на основе многочисленных наблюдений за людьми и по информации из их литературных источников. Она была немного не такая как все и потому решила остаться на Гее, заняв ночью место холодной статуи в хижине одного из ваятелей, который постарался вложить в свою работу образ идеальной женщины. Видимо, не случайно образ из корабельного компьютера и чаяние земного скульптора полностью совпали.

© Виталий Карацупа
Примечание:

Также: Ларионова О. Планета, которая ничего не может дать: Ф. рассказ/ рис. Е. Леонович и Д. Кедрина// ж. «Спутник», 1987. №12, с. 128-145.


Входит в:

— антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 7», 1967 г.

— антологию «The Ultimate Threshold», 1970 г.

— сборник «Остров мужества», 1971 г.

— сборник «Знаки зодиака», 1983 г.

— антологию «Tower of Birds», 1989 г.



 Альманах научной фантастики. Выпуск  7
1967 г.
Остров мужества
1971 г.
Знаки Зодиака
1983 г.

Самиздат и фэнзины:

Евангелие от Крэга
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Ultimate Threshold
1970 г.
(английский)
The Ultimate Threshold
1978 г.
(английский)
Lampart ze szczytu Kilimandżaro
1987 г.
(польский)
Tower of Birds
1989 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наша планета глазами уставшего от жизни Командира, верного служаки Сто сорокового, умного циника Девяносто третьего и восторженной девочки Двадцать седьмой, впервые узнавшей любовь и страх. Людей, которые не знают, что такое «красота». Почему у людей возникает желание неотрываясь смотреть на красивое. И что такое красота человека? Я часто задаюсь этим вопросом. Глаза чуть-чуть шире расставлены, немного другой изгиб рта — и вот уже это лицо красиво, а то — нет. Нюансы в комбинации черт, еле уловимые различия человеческих лиц с точки зрения расстановки глаз, носа, бровей заставляют с «плотоядной жадностью» ещё и ещё раз рассматривать красивую девушку.

Ещё меня заворожила словесная форма, в которую Ларионова сумела облечь эмоции : « ...Ге-а — это как желтый пушистый комок, застревающий в горле, когда всего дыхания не хватает на то, чтобы вытолкнуть его и оторвать от губ; это отчаяние непроизносимости, неподчиненности простейшего из чужих слов; ночные звезды, вечно падающие вниз; это прозрачное зарево весенних садов и предутреннее цветение неба, бесконечно отраженных друг в друге; это гортанный вскрик, рожденный эхом ущелья и подхваченный вереницей вспугнутых птиц, уносящихся на север, — Ге-а... Ге-а...» — читая такие строки ещё больше начинаю восхищатся нашей планетой, её разнообразной красотой.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оригинальная версия красивой легенды. Не хочется анализировать того, что показалось слабоватым, потому что общее впечатление очень хорошее.

Невольно гордишься своими предками, умевшими читать внутреннее содержимое под обыденным внешним обликом. Желание обладать или желание поклоняться, — похоже, между этими чувствами отнюдь нет пропасти! Они живут где-то очень близко друг от друга, и порой переплетаются так тесно!.. Чувство прекрасного — непременная составляющая разума, и прагматики-логитанцы, не знающие искусства, кажутся какой-то нереальной цивилизацией... Им даже непонятно чувство сексуальности, которое, видимо, исходило от юной Собирательницы, подсознательно так жаждущей поклонения — и любви!

А интереснее всех мне показался здесь образ Девяносто Третьего. Я ждала от этого героя большего, но, к сожалению, автор оставила его в занюханном кабачке...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Написан рассказ приятно, на хорошем литературном уровне советской НФ середины 60-х, ну, может быть, лишь слегка усилена экзальтация и пошловатая красивость.

Однако в остальном хвалить тут нечего. «Планета, которая ничего не может дать» жонглирует штампами, осточертевшими уже к моменту появления рассказа Ольги Ларионовой. Бездушные инопланетяне и высокодуховные земляне, чья чуткость к красоте должна рождать у читателя чувство превосходства над чужаками. И вот, на фоне этого прекрасная инопланетянка переходит из стана чужих «физиков» в стан нашинских «лириков». В общем, в этой патриотичной басне трепетные «лирики» наголову разбивают сухих «физиков», как бы напоминая дорогому читателю, что «и на Марсе будут яблони цвести». Шарман, шарман.

При этом как бы забывается, что, если судить по тексту рассказа, Пигмалион влюбился в нечто совершенно внешнее по отношению к живому человеку — в манекен, выточенный из камня. В бездушную секс-куклу, которую сам же сделал. Это фетишизм, если уж говорить совсем прямо. К духовности, лирике и прочим возвышающим гордого человека вещам отношения не имеющий, как не имеет отношения к духовности страсть автолюбителя к автомобилю шикарнейшего дизайна.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй на сегодня вместе с «Леопардом..» лучшее, что написала Ларионова. Но, не в обиду Ольге Николаевне будет сказано, испортить произведение, в основу которого положен такой великолепный миф (о Пигмалионе и Галатее), все-таки достаточно трудно.

Она и не испортила, пойдя по самому очевидному пути: бездушные и бездуховные инопланетяне, талантливый земной Мастер, молодой стажер экспедиции, интуитивно чувствующая какое-то неуловимое превосходство молодой земной цивилизации над «загнивающей» :) цивилизацией пришельцев...

Все логично и правильно и само просится на бумагу. А уж умение автора владеть пером сомнению не подлежит. Вот и получилась совсем неплохая вещица, грустная и лиричная одновременно. Хотя, увы, полностью избавиться от некоторых логических нелепостей Ларионова так и не смогла даже в этом рассказе.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чисто женский подход к теме убеждает, гораздо привлекательнее рассказа Бестера, покорим инопланетян любовью!

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Овеществлённая метафора, новое прочтение легенды о Пигмалионе. Любовь действительно оживляет, не будь этого, Двадцать Седьмой в голову не пришло бы сойти с пьедестала.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх