fantlab ru

Марк Лоуренс «Убить одним словом»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.86
Оценок:
49
Моя оценка:
-

подробнее

Убить одним словом

One Word Kill

Роман, год; цикл «Impossible Times»

Аннотация:

Январь 1986. 15-летний Ник Хэйс борется с раком. И каждую неделю погружается с друзьями в мир ролевой игры Dungeons & Dragons, чтобы ненадолго сбежать от смерти.

Однажды Ник встретит незнакомца, который откроет ему, что произойдёт в ближайшем будущем.

Кто он? Безумный маньяк с потусторонними силами или путешественник во времени? Как выжить в одной из множества реальностей и обойти законы физики? И как один выбор решит судьбу?

Входит в:

— цикл «Impossible Times»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Убить одним словом
2020 г.

Издания на иностранных языках:

One Word Kill
2019 г.
(английский)




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Было интересно почитать Лоуренса в сугубо фантастическом жанре. Ожидала чего-то более масштабного по сюжету и наполнению, поэтому была немного разочарована.

Но в целом, неплохо. Любопытно наблюдать за персонажами их переживаниями.

Идея судьбы и цикличности времени в купе с мультивселенными хорошо реализована. Есть место предопределённости и надежде, поэтому хочется узнать, что будет дальше.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычно, young-adult — совершенно не мой жанр, и большинство книг в нём ввергают меня в состояние тотального уныния уже к середине. Так было с «Первому игроку приготовиться», ссылка на который на обложке меня долгое время отталкивала, да и «Очень странные дела» я осилила только на двадцать минут первой серии.

Но тут MyBook прислал уведомление, что на книгу истекают права, и неясно, продлят их или нет, то есть или знакомься сейчас, или забудь; я подумала и решила, что надо бы осилить уже. В конце концов, книга небольшая, даже если не понравится, страдания мои были бы недолгими.

Неожиданным образом, это оказалось хорошо.

Не шедевр, но всё же — хорошо. Даже очень.

«Убить одним словом» удивительно лишена традиционных для жанра недостатков: Лоуренс не сосредоточился на обыденных темах нытья о «меня не понимают родители», «это моя любовь до гроба, я буду с тобой аж до следующей среды, пока не найду кого-нибудь ещё, по ком можно страдать», «я такой несчастный, одинокий и самый обычный серый мыш, но на самом деле я избранный и должен спасти вселенную», etc.

История, развивающаяся в романе, гармоничная, цельная и совершенно не раздражает. В ней практически нет отталкивающих меня жанровых клише, а порция первой любви прекрасно сбалансирована дружбой между соигроками и сумрачным осмыслением конечности человеческой жизни. Возможно, дело ещё в том, что книга очень резонировала с моим собственным жизненным опытом — правда, когда я лежала в онкогематологии, я была старше главного героя — мне было за двадцать, но вот эту атмосферу «жизни по таймеру, который скоро закончится» Лоуренс передал отлично. В то же время, он не сделал из этой трагедии бессмысленную и беспощадную слёзодавилку, и повествование не зацикливается на том, как Нику плохо и как выхода нет (тм).

Рассматривать сюжет «Убить одним словом» в отрыве от остальной трилогии кажется бессмысленным, очевидно, что он только начал развиваться. Мне интересно, как же объяснится и проявится взаимосвязь между квантовыми прыжками по времени из (относительно) настоящего мира и DnD, в который компания играет по выходным. Хочется думать, что та же «башня иллюзий» была вписана и в реальность, и в настолку не зря.

Всё действие крутится, несмотря на аннотацию, не вокруг болезни Ника, хотя она отчасти и является мотивацией для того, чтобы он думал о своём будущем как о необязательно наступающем состоянии. Немалую роль играет квантовая физика и многомировая интерпретация: Ник — сын гениального математика и сам порой рассматривает реальность как систему уравнений. И в результате, видимо, того, что он нашёл хотя бы одно правильное значение для переменных, Ник-из-будущего отправляется в прошлое, где встречается с самим собой. Пока ещё мальчиком и пока ещё неизлечимо больным.

Только интересует Ника-из-будущего не он сам, а его первая большая любовь в готических нарядах по имени Мия, которой — также в будущем — надо вернуть память после катастрофы. Чем эта память так важна, пока не совсем понятна, но временная петля с этим циклом событий замкнулась, и можно ли её разомкнуть — вопрос, конечно, хороший.

Ник-из-прошлого пытается, но безрезультатно. Кажется, впереди у него неумолимо надвигающиеся примерно двадцать пять лет, чтобы всё-таки найти решение — до начала петли. За это время ему, как минимум, надо остаться живым после химиотерапии и изучить квантовую физику на достаточном уровне, чтобы не сойти с ума и осилить собственные будущие разработки.

Вообще sci-fi составляющая тут довольно крепкая. Никакой мистики, что меня лично радует: допущения фантастичны, но не волшебны.

Порадовала атмосфера. Не только в разрезе DnD (это ж вообще времена первой редакции!), но и тщательно выписанная в остальных подробностях восьмидесятых — эпоха new-wave, готик-рока, катастрофы «Челленджера» и первых шестнадцатибитных процессоров. Насколько могу судить, отчасти книга биографична, по крайней мере, именно в плане примет времени — Лоуренсу тогда было примерно 18, так что время и досуг он описывает, вероятно, со знанием дела.

К сожалению, остальные две книги в русской серии так и не вышли; штож (тм), поищу оригинальное издание, явно будет быстрее, чем дождаться чего-нибудь от Эксмо. «Невозможные Времена» как цикл меня заинтересовали, о потраченном времени не жалею.

Но, пожалуй, стоит отметить, что книга рассчитана на специфичную, и я бы даже сказала, несколько гиковатую аудиторию, которая знает, кто такая Сьюзи Сью и как в 1986-ом выглядела кибербезопасность в крупных лабораториях (никак), вдобавок — находит это увлекательным.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор, вдохновившись Очень странными делами (он это и не скрывает) написал свою книгу о подростках из 80-х с ДнД и фантастикой.

С ДнД тут все хорошо, с фантастикой тоже — представлена довольно интересная и в перу оригинальная концепция путешествий во времени. А вот с 80-ми вышло как-то не очень. С одной стороны есть элементы (разные тропы и твисты) фильмов 80-90-х, есть упоминания разных групп и песен того времени, вплетены даже кое-какие события из прошлого. Но цельной картины не складывается. нет духа и атмосферы того времени. Возможно в этом еще виновата литературная бедность романа — слишком мало описаний, произведению. не хватает сочности и фактурности. Роман (на самом деле никакой это не роман, а лишь повесть) просто интересная история с неплохими персонажами, но не более.

Кстати о персонажах. Главный герой болеет лейкемией, только почти сразу становится известно что он обязательно вылечится и все, это сразу же перестает работать, сопереживание уходит. Автор конечно пытается нагнать, что излечение не гарантировано, что все еще может пойти не так, но этому не веришь.

Остальные же герои раскрыты слабо. Они больше напоминают стандартных болванчиков, воплощающих определенные стереотипы. Поэтому и переживать за них тоже особо не получается.

В итоге — интересная, но пустая книжка. прочитал и забыл.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Может ли подростковая фантастика быть научной?

Я голосую за!

Очень люблю, когда подростков не считают тупыми...

А потому обожала Ника Горькавого с Астровитянкой, где в повествование доступно вплетены сложные математические и физические понятия, при этом не забывая про сюжет и классных героев.

Именно такова книга Марка Лоуренса про путешествия во времени по теории квантовой механики о множественности миров (почти кот Шредингера).

Речь пойдёт о 15-летнем гение Нике, который сражается с раком, с маньяком и со временем, бросая кубик в настольной игре...

В русском издании книгу сравнивают с Очень странными делами и Первому игроку приготовиться.

Если первые хотя бы чуть-чуть понятно почему приплели: 80-е, группа подростков играет в Dangeons and Dragons, то киберпанк вообще неизвестно откуда взялся, не ведитесь.

Эту небольшую (страниц 250) книгу я бы посоветовала тем, кто любит:

Именно научную фантастику про путешествия во времени (это наверное единственная книга, где это получает научное обоснование, могу только фильм чуть похожий вспомнить — Интерстеллар,и сериал Тьма)

Сложные темы, вроде заболеваний, буллинга, расизма, настоящей дружбы и готовности идти на жертвы.

Потрясающе вкусный стиль и слог автора (если вы любите Хармон и Кастелла за красоту слога, обязательно почитайте и Лоуренса)

Очень ярких и интересных героев: умный и добрый Ник, живой калькулятор Саймон, богатенький одинокий мальчик Джон и конечно темная, саркастичная, опасная Мия со связями в преступном мире.

Реалистичную и красивую историю любви.

Как описать шедевр? Пожалуй,так: у меня куда-то исчезло время при прочтении книги. Или, возможно, я переместилась в параллельный мир...

Книга не подойдет для разгрузки мозгов, это нешаблонный янг-эдалт (если вообще янг-эдалт), зато читать и перечитывать ее можно много раз!

️Концовка законченная, хотя есть и вторая, и третья книга.

Эту книгу я могу порекомендовать не всем, так как оценит ее не каждый, но она шикарна! Пожалуйста, дайте ей шанс в любом случае!

Это редкий бриллиант в целой куче проходного чтива...

Instagram @olga.bookaddicted

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень люблю Лоренса, но тут он прям разочаровал. One Word Kill — это «я посмотрел сериал Stranger Things, зафанател и хочу написать точно такое же». На календаре восьмидесятые, герои книги — три белых пацана, один негр, одна девочка, все играют в D&D и сталкиваются с невероятным.

Невероятное, в отличие от сериала, здесь имеет вид

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
путешественника во времени, который прибыл из 2019 года, потому что, внимание, его женщина попала в аварию и потеряла память. Поэтому он отправляется в прошлое, чтобы забэкапить там все ее воспоминания на ленту, а после аварии скопировать обратно ей в голову.

Нормальный человек сгонял бы в 2018 год, накануне аварии, и закрыл бы вопрос. Но тогда не случилось бы милых подростковых приключений в восьмидесятых! Поэтому герой резко глупеет и отправляется в 1982 год, чтобы вручить волшебный копировщик памяти юной подруге со словами «в течение всей жизни каждый год удаляй старый бэкап и заливай на устройство новый». Если за следующие 36 лет устройство потеряется, сломается или сглючит, всему конец. Прекрасный план!

Да, устройство по условиям игры надо собирать из местной электроники, которую в 1982 году, разумеется, еще толком не изобрели, поэтому подросткам приходится (не шучу!) похитить уникальный микрочип из тайных лабораторий «Моторолы», а по пути (не шучу!!) сразиться с обезумевшим одноклассником, который бегает по Лондону с окровавленным мачете и РУБИТ ЛЮДЕЙ НА КУСКИ.

Помимо этого, главный герой еще болен раком крови, претерпевает химиотерапию и прочие малоприятные процедуры. Но практически на первых страницах ему сообщают, что мол, не бойся рака крови, чувак, ты скоро выздоровеешь. В результате этот plot device не работает вообще, у героя с тем же успехом мог быть насморк.

Или вот еще. В гуще приключений один из друзей героя внезапно останавливается и сообщает всем, что он гей. Все кивают и продолжают приключаться. Зачем в книге эта сцена? С какой целью она введена в повествование? Выглядит как разнарядка, спущенная в Союз писателей из парткома (если вы понимаете, о чем я).

Короче, просто беда по всем фронтам.

Отсюда мораль: если кто умеет писать гримдарк, это еще не значит, что он умеет сочинять детские приключения.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это перекачанная водой повесть о путешествиях во времени, которую можно сократить до хорошего, годного рассказа на два авторских листа.

Нет, в тексте есть экспозиция, кульминация, развязка — если брать силуэт произведения, не присматриваться к деталям, то всё хорошо.

Проблемы начинаются, когда вчитываешься.

С первых страниц в дело идут тиски, гидравлические прессы, прижимы, струбцины и упоры — автор выжимает слезинку читателя. Капельку сочувствия.

Потому как главный герой — подросток — болен раком, начинается курс химиотерапии, и скоро он облысеет. Рвота, безнадежность, попытка сохранить прежний образ жизни. И первая любовь, которая приносит ему немного наркотиков для обезболивания.

А вокруг Британия середины 80-х, какие-то школьные отморозки, равно как дети очень богатых родителей и сам герой — он талантливый в математике парень, сын известного ученого (Ныне покойного. Рак).

Кажется, что вот все скоро закончится — он придет к себе домой, поговорит о пустяках с матерью, докажет единственную в своей жизни теорему, и умрет, отвернувшись к стене. Теорему, понятно, исторического масштаба.

Но нет. Возникает пришелец из будущего, из 21-го века. Это вполне взрослый и здоровый главный герой, что стремится спасти любовь всей свой жизни — ту самую девушку, с которой вот только начали налаживаться отношения.

Основное авторское дополнение на громадном древе сюжета хронопутешествий — это необходимость спасти именно эту девушку, именно её версию из бесконечных вариаций. А расщепить вселенную можно буквально одним словом — и ты уже не будешь спасать ту самую, а просто еще одну. Надо станцевать на острие иглы — договориться с собой молодым, войти в доверие к будущей его любви, убедить группу друзей себя-молодого, что все реально, и он/ты не хитрый жулик. При том не допустить слишком больших утечек информации, которые удвоят мир.

И еще надо стереть память себе молодому. Иначе петля, парадокс, и, опять-таки расщепление миров, которое скроет любовь всей жизни под грудой вероятностей.

На фоне «социально реалистичных» зарисовок из жизни 80-х — это вполне удаётся. Перед кульминацией, конечно, ждешь финта, причем какое-то особо странного. Когда десятком карманных чудес покупается вера полудюжины подростков — могут быть любые последствия. Можно взорвать половину страны, а можно — пришпорить прогресс в генетике. Слишком уж похожи эти подростки на расходный материал теракта.

Но автор делает все, чтобы временная петля осталась личным, персональным делом главного героя.

Превращение хорошего рассказа в книгу — имело два рода последствий.

Во-первых, это попытка передать дух времени, добротность которой, увы, я не могу оценить. То есть взрыв «Челленджера» (один из примеров, которыми старший доказал своё происхождение из грядущего) — да, был. Музыкальные группы, марки машин и все прочее — в эпоху интернета это все вытаскивается из виртуальных закромов и расставляется по полочкам. Но где кончаются усредненные зарисовки и начинается аккуратная школьная чернуха, которой автор пугает читателя? Мне сложно сказать. Эмоциональный фон первой любви автор обеспечил, ощущение не здешнего времени/места — достиг. Аналогия с британскими фильмами 80-х — вроде как ощущается. Но сколько там выдумки — кроме «Подземелий и драконов», в которые увлеченно играет компания, и которыми автор пытается задобрить читателей своих фэнтези-произведений :) — об этом пусть судят историки.

Во-вторых, вода с мылом. Полдюжины лишних эпизодов, связанных с болезнью, полдюжины со школой, полдюжины необязательных отступлений. Причем химиотерапия главного героя — не приводит к тому, что его быстренько запирают дома, стеречь свой просевший иммунитет. А уж дискотека, на которой зажигает лейкозный больной, вызывает недоверие. Нет, «химию» переносят с очень разной степенью разрушения организма, такое тоже может быть. Но посвящать первые пятьдесят страниц книги онкологическим рассуждениям, чтобы потом вот так заставлять героя танцевать на вечеринке? Мелодрама с перебором.

Ответом, возможно, будет то, что «Убить одним словом» — лишь одна часть из трилогии. И все книги в ней помечены 2019-м годом.

Почему-то захотелось увидеть все три вещи. упакованные в одну книгу, страниц в четыреста объёмом.

Итого: тот случай, когда место книги хочется увидеть рассказ в стилистике «цветной волны», он будет очень хорош. Вот прямо — премия года за «короткую форму». Книга же — для любителей хронопутешествий и мелодрам — играет в своём жанре, как средне-крепкая ремесленная работа. Роман для чтения в поезде или других способов убить время....

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложное произведение, написанное простым языком, хотя по форме основа интриги — разного рода квантовые теории бесконечности вселенных, а также неизменности прошлого, чтобы не напоганить будущему. То есть, речь об очередном условно-научном попаданце из реального будущего (2011) в наше прошлое (1986), которое в книге является условным настоящим.

Группа главных героев — молодых людей «фром Ландон» пятнадцати и чуть постарше годков крепко дружит и совместно проводит досуг, играя в настолку — квестуху «Подземелья и Драконы». Драконов в этой серии не появляется, зато остальные элементы фэнтезийной игры нормально рисуют антуражик. При этом автор вполне гармонично-драматично проводит корреляцию между событиями на игровом поле и в реале. Общий фон — за исключением неприятно-реалистичных описаний лейкемии, химиотерапии и детского ракового отделения больницы в основном обрисован весьма схематично, зато болтология — пустые размышлизмы таки имеют место быть, что понятно книгу не улучшает.

Да -безусловно необходимый квест в реале этой самой группировки завязан на жизненно важные для здоровья интересы одного члена их товарищества. Поскольку квест связан с риском и обладает всеми признаками правонарушения, плюс имеется такой бонус для сюжета, как преследование молодых людей маньяком — потрошилой, то интрига получилась вполне грамотной, хотя и с диким по нелогичности финалом.

Кроме того, не обошлось и без толерастии в среде молодёжи (и вот тут вопрос — а не способствует ли сей текст пропаганде гомосексуализма несовершеннолетним? Если так, то 16+ надо поменять на 18+), что хотя и имеет свою логику для развития персонажей, но выглядит неприятно и дюже сомнительно для Англии 1986 года.

Как вывод: далеко не самая лучшая книга Марка Лоуренса, в очередной раз удивляюсь, почему этот сериал предпочли вселенной «Книги предков», хотя безусловно мастерство автора все же никуда не делось. Думаю, что гражданам, которые не читают по-английски, лучше подождать выхода продолжений, чтобы либо освоить все сразу, либо не отвлекаться на этот цикл вообще.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вы в курсе, что за игра такая под названием Dungeons & Dragons (D&D, Подземелья и драконы), да она вам ещё и нравится — то можно смело брать книжку, не прогадаете. Впрочем, что такое D&D у нас, наверное, уже многие знают, после телесериалов «Теория Большого Взрыва» и «Очень Странные Дела», где герои постоянно в эту игру играют.

Лично я помню, как играл в некое подобие D&D — Яндекс подсказывает, что у нас в 90-м году вышла «Заколдованная страна», кто знает, может это была именно она. Говорят, игра представляла собой вольную вариацию на тему самых первых и самых простых вариантов «Подземелий и Драконов».

Книжка Лоуренса начинается похоже на «Очень Странные Дела» — группа подростков играет в D&D, и внезапно начинаются некие пересечения игры с реальностью. Только если в сериале сюжет уходит в мистику в духе Стивена Кинга, то здесь — в Si-Fi а-ля «Назад в Будущее». Только менее попсово и местами куда более брутально, по-лоуренсовски.

К слову, сомневаюсь, что сюжет книги мог Лоуренсу хоть как-то навеяться сериалом «Очень Странные Дела» — думаю, идея книжки у Лоуренса была намного раньше. Впрочем, сравнений с «Очень Странными Делами» книжке не избежать, хотя бы потому что в главных ролях — три белых ботана, один черный, и девчонка, и дело происходит в 80-х. Плюс, D&D.

Upd. А, нет, Лоуренс сообщает, что действительно бесстыдно вдохновлялся ностальгией по 80-м «Очень Странных Дел», и книжка была написана в 2016-м, после выхода сериала.

Начинается книжка не весело — у подростка находят рак, но потом, несмотря на описания прелестей химиотерапии, это отходит на второй план, поскольку плотные и насыщенные события развиваются всё стремительнее и стремительнее. И если в «Странных Делах» пересечения D&D с реальностью — чистая мистика, то здесь — вполне объяснимые (хоть и не сразу понятные) факты. Зато фантастические допущения куда более реалистичные, чем в фильме «Назад в Будущее», но от этого не менее фантастичные и захватывающие.

Отдельный плюс — Лондон середины 80-х, весьма познавательно и реалистично.

В общем, из минусов для нас — плотная завязка на игру «Подземелья и драконы», которая в Америке и Англии была культовой, а у нас практически прошла мимо. Зато решает хитро закрученный сюжет, интересные герои, реалистичность+Si-Fi, и фирменный лоуренсовский слог и его же фирменная брутальность. Пойду читать следующую часть.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Марк Лоуренс «Убить одним словом»

Марк Лоуренс в своем репертуаре – книгу нужно начать так, чтобы читатель был (сильно или очень сильно – в зависимости от впечатлительности) – шокирован. Первая сцена – палата детского онкологического отделения. И это очень жесткий, жестокий и ужасно печальный момент в книге.

Это первая книга из трилогии. И как всегда у Лоуренса первая книга – зачин, и не очень бойкий, к тому же. (При всей моей любви к Лоуренсу, не могу сказать, что очень увлекло. Может дело в том, что довольно большУю часть в сюжете занимает игра «Подземелья и Драконы» (Dungeons & Dragons). Не просто как игра, в которую играют действующие лица, а игра, ход которой действительно связан с сюжетом. Такой поворот в книге, связанный с игрой интересен, но, наверно, интереса будет больше, если есть более близкое знакомство с «Подземельями». Моё, например, близко к нулю. :) Ну и всё же это young adult, причем довольно соответствующий требованиям цензуры(не в самом плохом смысле), т.е. минимум брани, секса, жестоких сцен, но не совсем без них.

Вообще-то мне нравится как Лоуренс пишет, да и интересно почитать про Лондон 80-х, про частную школу для мальчиков того времени, про их повседневную жизнь. Я была бы за, если бы в книге этого было побольше. (Лучше бы Марк Лоуренс Джонатаном Коу и его «Клубом Ракалий» вдохновлялся, а не «Очень странными делами» :)) ). Ну и ещё одна фишка Марка Лоуренса — немного квантовой физики (или чего-то такого, я не разбираюсь, у меня лапки:) для чайников).

«Серых» морально героев нет. В кои-то веки у Лоуренса хороший герой – хороший, плохиш-психопат — совершенно непривлекательная личность, и внешне на крысу похож и поведение – как у малолетнего завсегдатая полицейского участка.

Про толерантность и геев: мне кажется Лоуренс такой: «Ну, надо так надо». Геев (вернее одного гея) чуть больше двух абзацев. Один из парней приходит на очередную игру и говорит: «Я – гей», плюс пару абзацев воспоминаний какие гейские шуточки были в ходу в их школе. Всё.

Эх, эту трилогию (по моему очень скромному мнению) хорошо было бы издать у нас с минимальным перерывом между томами или омнибусом, и пораньше, пока все более-менее помнили про «Очень странные дела». Но молчу-молчу…. 2020-й, пандемия и все такое

Конечно же, буду ждать продолжение.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх