Виктор Пелевин «Встроенный напоминатель»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Понимает ли произведение искусство, что оно — произведение искусства? Понимают ли участники хэппенинга, что это — хэппенинг.
Понимают. Если не участвуют в нем с рождения, а автор (он же зритель) — невоспринимаем.
Входит в:
— сборник «Синий фонарь», 1992 г.
— сборник «Сочинения», 1996 г.
— антологию «Жужукины дети, или Притча о недостойном соседе», 2000 г.
— сборник «Все рассказы», 2005 г.
— сборник «Колдун Игнат и люди», 2007 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 22 марта 2019 г.
В итоге: тонкий стёб над условностью современного акционного искусства, беззащитностью перед ним простого обывателя и о встроенном напоминателе, который есть не только у манекена, но и у его создателя.
technocrator, 30 января 2019 г.
1) Если рассказ показался сумбурным и бессодержательным, перечитайте внимательнее, от вас ускользнула главная аналогия
2) Лучше воспринимается в контексте всего творчества Пелевина. Повысил оценку на балл после прочтения рассказов «Спи» и «Тарзанка»
martinthegod9, 25 декабря 2015 г.
Коротенький рассказ, в котором количество терминов из сферы современного искусства и технологии, мягко говоря, зашкаливает.
Можно сказать, что рассказ о высмеивании излишних накручиваний в искусстве, за которыми уже непонятно, о чем шла речь, чем страдают порой современные течения.
Можно сказать, что рассказ о разделении людей на способных вникать в неимоверно сложные конструкции культуры и на работников фабрики «Буревестник».
Можно сказать, что рассказ о смерти как о встроенном в мозг человека напоминании и стимуле к вечному развитию, под страхом той же скорой смерти.
Можно сказать, что рассказ о вопросах самоидентификации и самопонимания искусственным интеллектом, как во многом затрагивал Айзек Азимов подобные вопросы.
Можно сказать, что рассказ о пелевинском сюрреализме бытия, которое способен узреть не каждый индивид, о теологическом аспекте, магическом.
А можно просто сказать, что данный текст не дает ни одного намека на то, о чем на самом деле автор хотел нам поведать. Потому что ни одна версия не выделяется и не главенствует в рассказе, а воспроизводится как нечто не основное, периферийное. В итоге рассказ тупо ни о чем, увы.
Эльнурдара, 31 декабря 2015 г.
Да, зубная боль —
Sawwin, 20 октября 2008 г.
Прочёл этот рассказ две недели назад, в деревне, в условиях жесточайшего сенсорного голода, когда запоминаются мельчайшие подробности, но уже через день забыл, о чём рассказ. Перечитал, делая заметки (вот они передо мной), но опять не смог вспомнить, о чём рассказ. Перечитал третий раз и, пока не забыл, о чём рассказ, ставлю оценку, которая по моей шкале означает, что рассказ просто никакой. А ведь идея в рассказе имеется, и написан неплохо. Но как можно его высоко оценивать, если он не запоминается?
Kriptozoy, 1 октября 2008 г.
Как сейчас помню. Прочитал три первых абзаца из этого рассказа, которые показались мне просто завораживающими, и тут мне позвонили друзья и позвали меня на улицу. Я вышел, и всё то время, пока мы не разошлись по домам, у меня в голове прямо-таки пульсировала мысль о том, как я сейчас приду, открою книгу и прочитаю «Встроенный напоминатель» до конца. Заодно и перечитаю три первых абзаца. Я буквально не мог усидеть на месте и почти мечтал о том, чтобы пошёл дождь. А когда я оказался дома, то сделал всё, как и задумывал. Запивая этот классный рассказ горячим, крепким чаем (люблю почаёвничать с хорошей книжкой).
Эта авангардная выставка находилась (может быть существует и сейчас) на недостроенной, ещё не заселенной улице, через которую люди ходили, чтобы путь с работы домой вышел покороче. Их привлекала яркая, интересная вывеска и они заходили посмотреть. И оставались. Потом людей искали. Искали долго, но не могли найти, потому что в том месте, где располагалась выставка, ткань реальности истончилась и превратилась в проход в параллельное пространство, где действуют несколько иные физические законы. Поэтому многие эту выставку просто не видели. Не ощущали. Да. Так всё и было :-)
Уж не знаю почему, но этот самый Никсим очень напомнил мне продавца из магазина «Самое необходимое», который описал Стивен Кинг в своем романе «Самое необходимое», или «Нужные вещи». Не знаю. Может быть навеяло, но есть что-то схожее.
Paganist, 4 ноября 2009 г.
В общем-то, понятно, что хотел сказать автор. Написано, как уже отмечено, в присущей Пелевину манере. Однако либо он не сумел полностью раскрыть замысел рассказа, либо подобрал не тот образ для раскрытия. Либо же я как читатель не смог вникнуть в глубинную суть произведения. Может, в этом и есть загадка данного опуса? Возможно, в этом и заключается пресловутый «вибрационализм»? Кто знает, может, и так. Может, и не так.
Alexandre, 10 сентября 2009 г.
Меня привлекло название — потому что одно из любимейших моих устройств — это органайзер, встроенный в мобильник. Он напоминает мне о самых разных событиях, чтобы я успел на эти события вовремя отреагировать.
Но здесь — ... какая-то профанация. С моей обывательской точки зрения автор просто издевается над хорошими и нужными вещами, даже и сравнений эквивалентных не привести — всё будет оскорбительно.
Совершенно странно и нежизненно описаны женщины — я, конечно, не работник фабрики «Буревестник» (вроде это обувная фабрика?), но женщин, если они живые, а не мумифицированные прихотью автора, представляю себе хорошо. Уже после первого десятка слов гида (или как там его?) дамы должны были начать негромко болтать друг с другом, вовсе не обращая внимания на то, что кроме них в помещении ещё кто-то есть.
Технические подробности неинтересны и неубедительны, терминология скучна и неадекватна ситуации.
В общем мне не понравилось, даже если учесть, что все грамматические ошибки в тексте — вина не автора.
Не читайте. Есть у Пелевина и кое-что поинтереснее.
Yazewa, 18 января 2008 г.
Образец столь любимого мной талантливого литературного бреда. :insane:
А, в принципе, такой ли уж это бред? Порой на выставках супер- пост- гипер- квази- и хрен-знает-какого искусства вполне можно увидеть нечто аналогичного и с примерно такими же комментарии. А перформансы... Граждане, да экскурсовод на коньках — это еще цветочки! :super:
kitty_tina_99, 26 сентября 2006 г.
Так и не поняла в чем была суть рассказа, и главное как название отражает содержание. Ерунда какая-то.
ozor, 19 мая 2006 г.
“Звякая коньками о кафельный пол, Никсим подошел к одному из стоявших вдоль стены
лиловых сундуков, вытащил из него маленький зеленый ящичек со сделанной из вилки антенной и нажал кнопку.” ... Бредятина...