fantlab ru

Виктор Пелевин «П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Оценок:
471
Моя оценка:
-

подробнее

П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана

Другие названия: Пэ в Пятой

Сборник, год


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.57 (670)
-
13 отз.
7.45 (511)
-
8 отз.
7.16 (446)
-
7 отз.
7.44 (487)
-
10 отз.
7.71 (463)
-
11 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана
2008 г.
П5 (Пэ в пятой)
2010 г.
Пэ в Пятой
2011 г.
П5 (Пэ в пятой)
2012 г.
П5
2013 г.
П5
2015 г.
Полное собрание сочинений. Том 10. П5
2016 г.
П5
2016 г.

Аудиокниги:

П5. Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана
2008 г.

Издания на иностранных языках:

P5 - Pindosztán politikai pigmeusai - Pápá, picinyem!
2010 г.
(венгерский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

ПВО и сбитые лётчики

На то оно и ПВО, чтобы лётчиков сбивать. И писатель Пелевин Виктор Олегович порой как раз и напоминает именно ПВО не только своей ФИО-аббревиатурой, но ещё и силой и результатом воздействия на читателей. Потому что даже если ты и остаёшься целым после прочтения некоторых книг Пелевина, то всё равно возникает ощущения невероятной сложности кульбита, какой-то изящно-заковыристой фигуры высшего пилотажа, совершённой тобой в процессе чтения.

А ещё вот такая ассоциативка вылезла: бывало в раннем детстве ляжешь на лавку на спину, а голову свесишь и глядишь на перевёрнутый мир. И сразу становится заметно, что люди при ходьбе постоянно подпрыгивают вверх-вниз, вверх-вниз. Посмотришь нормально на идущих — да нет, вроде ровно идут, а перевернёшь точку зрения — подпрыгивают, хоть ты убейся. Вот так и с книгами Пелевина — порой при чтении оных занимаешь такое положение в социальном пространстве-времени, что становятся заметными самые скрытые или невидимые нюансы существования человеков.

И начинаешь думать. Или продолжаешь, если и сам (иногда такое бывает) уже о чём-то подобном морщил свой лоб. А хитрец ПВО сделал своё дело и занялся чем-то другим, новым и неожиданным, а книга продолжает начатое им дело.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«...отчего-то современные писатели больше всего на свете боятся прослыть реалистами...» («Некромент»)

После успеха во многом поворотного романа «Generation П» Виктор Олегович столкнулся с необходимостью ухода от привычного цикла публикации новых произведений. В девяностые все они сначала появлялись в журналах, а затем уже выходили в книгах. Именно поэтому сочинялось так много коротких текстов — к примеру, романы «Омон Ра» и «Жизнь насекомых» совсем небольшие, и часто определяются как повести. С приходом нового тысячелетия, приходит соглашение с большим издательством, а вместе с ним и начинается поиск нового формата, не просто романа, повести или сборника — и им становится гипертекст.

Сборник «ДПП(НН)» (2003) — это подведение итогов девяностых и первый шаг в сторону нового произведения, в котором все тексты связаны с или отсылают к предыдущим работам Пелевина, что олицетворяет некий переход (не зря название расшифровывается «Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда»).

И вот, после нескольких успешных романов («Священная книга оборотня», «Empire V») появляется сборник «П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана », который, казалось бы, на первый взгляд состоит из несвязанных между собой историй. Которые в процессе чтения всё же объединяются, закольцовываются, в единую книгу, как внутренними отсылками, так и общей неразрывно связывающей их действительностью. И такой подход как нельзя лучше оправдывает себя. Рассказ — это отличная возможность придумать увлекательный способ донести идею до читателя, соединив её с мистическим, производственным или абсурдным сюжетом. Взять все свои уже привычные приёмы, например, сочинение рекламных слоганов и надписей на футболках на злобу дня и таинственный мир людей-насекомых («Зал поющих кариатид»), псевдодокументальные истории о заговорах и тайных рычагах реальности и сатиру на нулевые («Некромент», «Пространство Фридмана»), и применить их по-новому. Но самое главное — нет надобности развивать эту историю в целый роман, продумывать его длинную структуру и наполнять его бесконечным количеством ситуаций и персонажей, заставляя читателя недоумевать, как все эти зарисовки связаны с первоначальной экспозицией.

Из этого подхода появились подлинные бриллианты книги — мистический «Кормление крокодила Хуфу», написанный, неожиданно, в лучших традициях «Сайлент Хилла» и Стивена Кинга (но всё равно имеющий фирменный авторский почерк), и не менее неожиданная притча «Ассасин», о воспитаннике средневекового ордена политических убийц, опъяненных наркотиком и убежденных в райской жизни после смерти. Но и остальные истории тоже очень впечатляют.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, лучше чем лаборант baroni о «П5» не скажешь. Действительно, сборник об извращении человеческой сущности. Это довольно точно.

В мире олигархов, использующих молодых девушек в качестве живых статуй для развлечения, в мире религиозных расприй, использующих юные умы для убийства своих политических и идеологических противников, в мире сотрудников соответствующих ведомств, то смешивающих прах умерших сотрудников с резиной для производства лежачих полицейских, то ставящих эксперименты на пословице «деньги липнут к деньгам», в мире самоуверенных и черствых посетителей фокусника, которые уже не верят ни во что... Да, что-то в этом мире пошло не так. И «Пиндостан» здесь играет не важнейшую роль, на самом-то деле, хотя и он, по намеку автора, оказал влияние. Но дело скорее в эпохе, когда отсутствие идеологии заполняется чем угодно: от чрезмерного, почти дьявольского цинизма до оккультных верований, толкающих персонажей на дикие поступки.

По стилю сборник является разнородным. Здесь и социальный реализм, и двойственность реальностей, так свойственная роману «Чапаев и Пустота», и легкая, динамичная сказка, и отчет о вымышленных событиях и лицах. Словом, «Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана» можно назвать ностальгией по прошлому опыту, попыткой повторить свой стиль начала 90-х с преломлением на иную окружающую действительность. Что-то получилось в большей мере, что-то в меньшей. Всё-таки первая повесть («Зал поющих кариатид») и последний рассказ («Ассасин») произвели наибольшее впечатление, прочно отложившись в памяти. И если срединные рассказы и можно назвать в некоторой степени проходными, то только не эти вещи сборника.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник, состоящий из 5 рассказов, не связанных друг с другом сюжетом. Новых мыслей Виктор Олегович не изложил, зато потешил на славу. Малая форма у Пелевина всегда была на высоте — не перегружена информацией, цепкий и острый сюжет. С другой стороны, ждали романа, а не «огрызки» мыслей великого ПВО.

Итак, начнем. 1. «Зал поющих кариатид» — сочный и знакомый колорит. Проститутки и олигархи в секретном борделе, где девушки под действием некоего препарата изображают неподвижных кариатид. Препарат же сделан из богомолов, так что вы знаете что будет дальше.

2. «Кормление крокодила Хуфу» — мрачный рассказ о фокуснике и недовольной публике, разоблачающей каждый фокус. В роли маэстро легко угадывается сам Пелевин и та ситуация, что сложилась вокруг него и его творчества. Недовольные читатели получат свое.

3. «Некромент» — еще одна вишенка, после которой вы будете с новыми эмоциями проезжать по «лежачим полицейским».

4. «Пространство Фридмана» — сложно-сочиненный рассказ офизике и физиках, баблонавтах, ФСБ и олигархах.

5. «Ассасин» — краткая история мальчика , ставшего наемным убийцей, сопровождающаяся мнениями суфиста, культуролога, юриста, историка и нарколога.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное произведение (точнее несколько), очень характерное, с фирменным почерком Пелевина, в лучших, так сказать, традициях. Тот случай, когда самоповторы и самоцитирование не только не режет глаз, но служит некоей преемственностью. Не в каждом ведь произведении автор растет, порой, ему нужно остановиться, чтобы осмыслить уже придуманное, углубиться, покрутить фокус резкости, чтобы еще лучше настроится на необходимую ему волну. Так же произошло и здесь.

Больше всего понравились «некромент» и «асассин». Ирония действительно замечательная, плавно перетекающая в сарказм, это свойственная Виктору Олеговичу структура, отстранено, расфокусировавшись, иронизировать, как бы не присутствуя при этом в самой теме, пребывая вне ее. Вообще игра в смыслы и лингво-истины, это тот вид спорта, в котором ВП безусловный многолетний чемпион. Никому неподвластно в такой же степени владение словом и его подспудным, невидимым смыслом, как автору сабжа. Ну, по крайней мере в беллетристике и псевдо-квази-пост-философской литературе рассчитанной на массовые слои населения от «все понявших студентов» до нищих советских псевдо-искушенных интеллектуалов с циклопическими запросами и амбициями (и такими же претензиями на наличие вкуса, читай — внутреннего цензора).

И пока что всем Виктор Олегович умудряется угождать, по крайней мере, в большинстве случаев. Что это, как не писательский талант?

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Просто пять прекрасных повествований про людей и их судьбы. В них полным-полно юмора, сатиры как на политику, так и на восприятие человека, но единую связующую линию найти сложно — название книги является просто оправданием для возможности продать пять историй под одной обложкой. И это хорошо, что пять шедевров дошли до читателя.

Что порадовало, философии здесь совсем немного — отодвинув её в сторону, автор сконцентрировался на сюжете, персонажах и диалогах. Ну и шуток, пусть даже с горьким привкусом, здесь непривычно много.

В общем и целом, можно рекомендовать вообще всем — как поклонникам автора, так и не знакомым с его творчеством людям.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новый сборник В. Пелевина «П5» разумеется состоит из пяти рассказов и повестей. Все произведения, вошедшие в П5 сюжетно вполне независимы, и, в то же время, тесно связаны между собой некоей сквозной авторской сверхидеей. Так что если вы собираетесь приступить к чтению «П5», то начинать читать лучше всего не выборочно («методом тыка»), а по порядку: последний рассказ «Ассасин» тесно смыкается с первым рассказом из сборника — «Залом поющих кариатид». На самом деле, «П5» — это даже не сборник рассказов, а самый настоящий «роман-кольцо».

Все рассказы/повести написаны собственно об одном — об извращении человеческой сущности. О том, как обыкновенных, нормальных людей последовательно и целенаправленно делают либо настоящих монстров, либо полных уродов. Мир идеологий, в котором живут и действуют персонажи пелевинских рассказов — это мир замкнутой самой на себя системы, мнимо вырабатывающей «идеи», «новизну», «будущее», а по сути гоняющей ничто, пустоту. В эту пустоту и проваливаются абсолютно все герои «П5» — девушка Лена, исполняющая роль кариатиды в специальном убежище для олигархов; сами олигархи, легкомысленно возомнившие себя «хозяевами жизни»; ментовской генерал и его жертвы -рядовые гаишники... Лишь герою последнего рассказа сборника, — ассасину Али, — удается скользнуть по краю и обмануть профессиональных промывателей мозгов.

Рассказы и повести, собранные в «П5» причудливо сочетают в себе черты фантасмагории, социальной сатиры, политического памфлета, литературной пародии. Причем, налицо явное преобладание именно памфлетной составляющей над собственно художественной. Причем аналогичный «перекос» в сторону социально-политического заметен не только у Пелевина, но и у других уважаемых авторов, взявшихся за описание так называемых «нулевых»: Д. Быкова («Списанные»), В. Сорокина («День опричника», «Сахарный Кремль»). Впрочем, эту особенность современной прозы раньше меня тонко и точно отметила ALLEGORY. Что ж, как сказал около 30 лет тому назад один известный поэт, «какое время на дворе — таков Мессия»...

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

За неполные четыре дня с момента официального выхода новой книги Пелевина уже успело появиться множество мягко говоря критических отзывов – мол, «гуру ничего нового нам не преподнес», «за Пелевина писал негр» и «кто угодно так сможет». Ничуть не сомневаясь в том, что Виктору Олеговичу для защиты не требуются мои «переломанные копья» в моих же несильных руках, от положительной оценки и комментария по поводу нового сборника всё ж не удержусь…

Каждый любитель Пелевина знает, что, получив в руки новую книгу, он гарантированно – железобетонно гарантированно, как в швейцарских часах – получит качество текста, стиль и порцию искрометности (нелюбителям же на территории «П5» делать нечего)). Всё упомянутое в сборнике обнаружилось, что и раскрасило вечер чтения во все цвета радуги ;)) А если чуть более всерьёз, то я, как обычно, благодарна автору за, как минимум, два момента – за расширение моего «понятийного аппарата» и за «конкретизацию» страха.

В силу собственных невеликих способностей часто ловлю себя на том, что множество имеющихся ощущений от текущей жизни – внутренней, «внешней», общественной и т.д. – никак не получается лаконично сформулировать. И спасибо автору, который, видимо, чувствует что-то подобное (или что-то другое, а мне кажется, что подобное)), но дивно он одарен и способен дать такую формулировку, которую хочется цитировать. Обилие цитат приводить здесь, конечно, не буду, но отдельная моя благодарность за «боевое НЛП» и то, что «небогатые люди продают совсем бедным свои фантазии о жизни.. фантастически богатых».

Что же до страха, то… Мм.. В последние несколько лет обнаружилась такая тенденция, что авторы, когда-то предпочитавшие сложный образный язык и непростые же литературные методы «не для всех», стали говорить практически прямым текстом. Прямые тексты теперь пишет Гребенщиков, Сорокин написал «День опричника» и «Сахарный Кремль», а Пелевин – «Ампир…» и «П5». Видимо, разглядывая текущую реальность и подумывая о завтрашнем дне, они все от этой «тошноты» уже не считают возможным и не могут писать иначе. И лично мне от этого делается еще страшнее…

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы меня попросили назвать писателя, нашедшего источник вечной модности, то я бы сразу назвал Пелевина. Насколько я помню, со времен «Чапаев и Пустота» его новую книгу всегда ждут. В последние годы к этому еще добавилось увлекательное предвыпускное гадание на ромашке: «украдут — не украдут» и «пиар — не пиар». Что же, в статье Олега Нестерова мелькнула информация, что Викторий Олегович был так озабочен вопросами безопасности рукописи, что макет новой книги в типографию прибыл на диске, а не электронной почтой. Но не помогло. «Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана» были украдены и в продажу появились еще в конце сентября, и вроде бы это был не пиар.

В книгу Пелевина вошли 5 произведений: «Зал поющих кариатид», «Кормление крокодила Хуфу», «Некромент», «Пространство Фридмана» и «Ассасин», причем четвертый рассказ был до этого уже опубликован в журнале Форбс. Автор по-прежнему демонстрирует завидную эклектичность, продолжая с шутками и прибаутками совмещать на первый взгляд несовместимые темы и стили. Во время чтения совершенноне удивляет то, что с притчами «Кормление крокодила Хуфу» и «Ассасин» соседствуют злободневные, остроумные и постмодернисткие сюжеты из «Зала поющих кариатид», «Некромента» и «Пространства Фридмана».

Выделять рациональные зерна в книгах Пелевина занятие неблагодарное, слишком уж хочется просто наслаждаться тем, что получилось. Единожды вторгнувшись на пространство нынешних хозяев гламурной жизни: олигархов, чиновников, политтехнологов, работников ФСБ и обслуживающих их потребности персонала, Пелевин никуда уходить не собирается. Думаю, его чуткий к политическим веяниям нос не ошибается, так что можно счесть это предсказанием, что их эпоха еще не прошла. По-прежнему среди любимых приемов автора буквализация метафор — в этот раз «лежащие полицейские» («Некромент»). Никуда не пропало и умение сделать слово пластичным, выделить и показать читателю скрывающиеся в нем неожиданные значения — один из самых впечатляющих примеров, Hugo Boss, в котором 2 последние буквы превратились в сдвоенную руну зиг («Зал поющих кариатид»), тут же и название упомянутого в предыдущем предложение рассказа. Также Пелевин не разучился легко жонглировать фантастикой и реализмом, безошибочно отыскивая в них точки соприкосновения. Развлекательная поезка олигарха и двоих его сотрудников посмотреть на знаменитого уличного фокусника превращается в посмертное путешествие и выбор нового рождения («Кормление крокодила Хуфу»). Суфийская притча о ассасине, ищущем ответы на вопросы о своем предназначение и награде за свои поступки, заканчивается подробным культурологическим, юридическим и наркологическим анализом текста («Ассасин»). Именно этот завершающий рассказ для меня во-многом обозначает еще одну характерную особенность творчества Пелевина, множество возможных трактовок позволяют легко каждому из читателей подобрать подходящую для себя. Впрочем, такой способ как нельзя лучше подходит для того, чтобы переносить на бумагу смешной абсурд современной российской жизни. 8/10

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, ни одна из книг Виктора Олеговича еще не была воспринята столь негативно и критиками, и читателями. Обвинения в самоповторе и халтуре сыпались со всех сторон. Неужто, действительно, ПВО исписался? Давайте разберемся...

Извиняюсь, но вначале придется сказать несколько слов о постмодернизме, именно этого течения, несмотря на все разговоры о кончине последнего, и даже о каком-то «постпостмодернизме», продолжает придерживаться ПВО.

Основная идея постмодерна — «нет ничего нового, все придумано до нас, а может и не придумано, а существует изначально. Потому возьмем-ка все эти «культурные ценности» и разобьем их на мелкие кусочки. Потом уже из осколков сложим новую мозаику, так чтобы при всей новизне, можно было отчетливо рассмотреть и узнать старые фрагменты».

Чужие образы, известные сюжеты, раскавыченные цитаты, многослойность смыслов — неотъемлимые атрибуты постмодернизма, именно эти литературные игры и привлекают читателей.

У Пелевина же в П5, в качестве источника образов и цитат выбран ранний Пелевин. И тогда все становится понятным. Каждому рассказу в сборнике соответствует ранний роман или повесть. «Зал поющих кариатид» — «Жизнь насекомых», «Кормление крокодила Хуфу» — «Чапаев и Пустота», «Ассасин» — «Омон Ра» и так далее, желающие (и читающие) легко установят связи сами.

Так что, вовсе не исписался Пелевин, а опять играет с читателем в тонкую литературную игру, хитро улыбаясь при этом.

И сдается мне что песни не случайно названы прощальными. Достанет Виктор Олегович глиняный пулемет, и мы узнаем нового Пелевина. Или изменится мир?

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В рецензии Л.Данилкина (если у меня в памяти она не сконтаминировалась с другой рецензией, тьфу-тьфу-тьфу) сказано, что правы те, кто скажут, что ничего нового Пелевин в П5 не открыл, и в то же время правы и другие — те, кто скажет, что этого и не нужно. Потому что мир Пелевина давно самодостаточен, как божественное творение (даже если, как и оно, он не вполне совершенен). Новые книги ПВО не потрясут поклонников неожиданными вывертами в некое новое, им пока еще не ведомое пространство возможностей (все-таки это не Ал.Иванов) — но вместо этого П5 со всеми своими повторами уже пройденного заставляет мысль работать с тою же интенсивностью, к-рая требовалась от читателя предыдущих книг нашего автора. А он добре знает, что путешествие вглубь много важнее поездки вдоль.

Итак,

Зал поющих кариатид — самое большое по объему произведение, в к-ром сосредоточился социально-критический пафос автора. Здесь, понятно, и Рублевка, и олигархи, и НЛП, и проституция, и что-то вроде Идущих Вместе («50 000 гандонов на Ленинском проспекте»), и суицидально-эскейпистский выход из окружающей мерзости. Очень точно, глубоко и... не ново для читателей ПВО. Масса аллюзий на собственное раннее творчество, даже на забытое, напр. эссе «ГКЧП как тетраграмматон». Но, как я уже говорил выше, не повторение важно. Можно читать не один раз — капуста раскрывается не вся и не за один присест.

Кормление крокодила Хуфу — парафраза ранних вещей «Вести из Непала» и «Спи». Ошибкой автора стало то, что он выдал свой замысел во втором же абзаце рассказа. К середине его мы уже понимаем не только идею, но и то, как именно она будет реализована. Однако в силу ностальгии по ранним рассказам этот читается с наибольшим удовольствием. См.отличную характеристику этого рассказа у Л.Данилкина.

Некромент — нечто вроде Зала кариатид, с меньшим, правда, размахом, зато с элементами техники микроромана, воплощенными во вставных новеллах в виде интервью с участниками событий, видеозаписей на мобилу, фрагментов рукописей, заголовков веб-контента и проч. В соответствии с такой техникой, гл.герой в рассказе не нужен, его масштабность достигается не прямым портретированием, а проекцией на других действ.лиц. Очень сильная концовка. Как и 1-я вещь, эта — тоже на несколько прочтений.

Пространство Фридмана — один из любимых жанров ПВО суть дискурсивные (пардон) псевдоэссе а ля «Абсолютная пустота» С.Лема. Сей рассказ я читал еще в Сети, не на бумаге, и он очень мне глянулся глубиной и живостью... такой себе красавец-спрут, резвящийся в глубинах ума. Прошу читающих обратить внимание на отличное рассуждение автора на заезженную всеми сивками от метафизики тему «почему в мире все так, как есть»... а слово «баблонавт», помнится, заставило ржать в голос. Как и Чингиз Платонович Каратаев. Аплодисменты!

Ассасин — псевдовосточная легенда, написанная в стиле Олди, хотя и без пошлости данных авторов (это когда пишут явную пошлость, но бескорыстно думают о себе, что гениально, пот.что знают, что так о них подумают другие). ПВО написал текст скупо-неохотно, как бы всем своим видом давая понять, что иным языком псевдовосточные легенды в русской литературе не перескажешь, и он изобрести здесь велосипед, увы, не в силах. Сама по себе вещь слаба, но ее углубляют 2 фокуса — комментарии в конце и само положение в конце сборника (т.е. читатель неизбежно будет воспринимать ее в контексте уже прочитанного). Хотя, если она появится позднее в каких-нибудь Relics отдельно, вряд ли сыгает так, как в этом сборнике.

И еще. ОЧЕНЬ пошлые надписи на обложке. Тексты лучше рекламы, однозначно. Знает же автор цену рекламе, а вот на тебе — взял и сделался сам персонажем своего старого эссе про Фаулза, зазывая рекламой щей на черепаховый суп.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не буду комментировать саму книгу и творчество автора в целом, потому как поклонники его хвалят, противники ругают, а самому автору все это неинтересно – его и так уже все знают. Я о другом. Этот сборник мне попался в виде аудиокниги, и уже на первой минуте я понял: о чем бы ни пошла речь дальше, мне это понравится. Я прослушал уже не одну сотню аудиокниг, но вот такое увидел впервые. Эту книгу читают несколько человек сразу, причем читают они ее даже не по ролям, а так, что как бы это объяснить-то… И не объяснить никак, потому что сравнить не с чем.

Как это сделано? Казалось бы, ничего сложного. Найти талантливых актеров, пригласить грамотного режиссера, композитора и звукооператора, а дальше они сами все сделают. Но вот почему-то получается не каждый раз, а один из сотни.

В целом, если вы еще ни разу не слушали аудиокнигу, потому как дело это новое и непривычное, рекомендую именно этот сборник. Не знаю, прочитав эту книг на бумаге, запомнится ли она вам надолго – потому как книгу не читал. А вот аудиокнигу вы уж точно никогда не забудете.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добавлю свою ложку дегтя — лично меня новый сборник Виктора Олеговича слегка подразочаровал. И не смотрите на относительно высокую оценку — если есть писатели, для которых «семерка» часто становится «великолепной семеркой», то для Пелевина это провал. Ниже определенного уровня он, конечно, не упал, но многое все-таки подрастерял.

Впрочем, оговорюсь сразу — я отнюдь не фанат «малой формы» Пелевина, мне больше по сердцу его романы. Но даже это не оправдывает того, что «П5» являются книгой откровенной скучноватой. Вечные и любимые темы Пелевина — круговорот денег в природе, пиар и рекламные технологии, жизнь и досуг олигархов и т.п. — уже немного притерлись (потому две лучшие повести в сборнике — это небольшой шаг в сторону: «Кормление крокодила Хуфу» как сюрреалистичная притча и «Ассасин» как восточная сказка). Новых граней в этих темах не нашел, равно как не нашел и новых слов для граней старых.

Нет у Пелевина книги, которую я бы прочитал всего один раз — каждую открывал минимум дважды. Но, чувствую, первое прочтение «П5» станет для меня и последним. Проходная конвейерная книга, не ниже определенного уровня, но не дотягивающая до тех откровений, что я привык видеть у Пелевина.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга Пелевина не поразила, но посмешила. Когда я читаю очередную его книгу, я всегда скорблю по тому великолепному, искромётному Пелевину, который раньше умел в нескольких словах уместить то, что теперь растягивает на целые страницы. Я вспоминаю гениальные повести «Жёлтая стрела» и «Затворник и Шестипалый», блестящий роман «Чапаев и Пустота». Окончательно Пелевин испортился к роману «Священная книга оборотня», но теперь, кажется, стал восставать из пепла. «5П» — книга уровня «Омон Ра». Одна из пяти повестей мне даже понравилась – «Ассасин». Красивая и мудрая. Вообще, язык у Пелевин искромётный; его легко и интересно читать, какой бы бред он не писал. Каждое слово в его прозаических стихах (что-то в этом есть) играет какую-то роль, чаще всего, стёбную. В книге есть откровенная чушь: «Некромент» и «Пространство Фридмана». Есть две средненькие вещи с юморком – «Зал поющих кариатид» и «Кормление крокодила Хуфу». Ну и «Ассасин», который мне понравился. Скажу так: в отличие от предыдущих трёх литотпрысков Пелевина, эту почитать стоит. Хотя бы потому что она остроумна.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня этот сборник разочаровал. Причем с первых страниц. Читал как-то почти через силу. Ощущение, что автор повторяет сам себя. Темы, шутки — все это глубоко, ярко, но.. ничего нового. А еще в романах Пелевина атмосфера пошлого ценизма нагнетается из книги в книгу. В этом сборнике такого добра еще больше. Хотя, кому-то это и по душе.

«Империя В» меня почти потрясла, роман показался гениальным. Первое произведение в сборнике П5 показалось недописанным куском продолжения «Империи В». Возможно, если бы автор его дописал, а не оставлял на смерти Ботвиника, получился бы полноценный роман.

В общем, ощущение, что автор немного схалтурил.

Хотя, Пелевин, мужик сильный, трезвый, еще успеет исправиться, уверен.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх