fantlab ru

Кристофер Руоккио «Ревущая тьма»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Оценок:
118
Моя оценка:
-

подробнее

Ревущая тьма

Howling Dark

Роман, год; цикл «Пожиратель солнца»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Полвека Адриан провел в поисках затерянной планеты Воргоссос, надеясь вступить в контакт с загадочными пришельцами-сьельсинами. Чтобы положить конец четырехсотлетней войне, он возглавляет отряд наемников и отправляется за пределы Соларианской империи. Ему предстоит столкнуться с предательством, стать свидетелем жутких экспериментов и встретить не только пришельцев, с которыми он хочет заключить мир, но и существ, отринувших свою человечность. А еще бессмертного героя древних легенд и заклятого врага рода человеческого — врага, у которого, кажется, есть свои виды на Адриана…

Успех миссии принесет мир, какого еще не знала история. Если же Адриан потерпит неудачу, Галактика запылает.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2020 // Роман в жанре военной НФ или фэнтези

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книги — Научная фантастика года


Издания: ВСЕ (3)

Ревущая тьма
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Howling Dark
2019 г.
(английский)
Howling Dark
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ревущая тьма» – второй роман масштабного цикла Кристофера Руоккио “Пожиратель солнца”. На русский язык на данный момент переведено пять романов, плюс автор планирует ещё два, а также пару сборников рассказов по этой вселенной. Жанр цикла – космоопера. При чтении невольно возникают сравнения с другими известными циклами этого жанра: «Дюной» Фрэнка Герберта и межавторским мегациклом «Warhammer 40000». От «Вахи» здесь путешествия через варп и могущественная Империя с вездесущей Инквизицией (здесь она называется Капелла). От «Дюны» – феодальный строй общества, личные энергетические щиты и многочисленные интриги. Стоит отметить, что не возникает ощущение заимствований – автор обыгрывает старые идеи совершенно по-новому. Признаться, мне романы Руоккио понравились даже больше, чем Герберта. Молодой автор первым романом задал высочайшую планку, поэтому ожидания к продолжению изначально были очень высокими. Что же, автор их полностью оправдал. Своим подходом к созданию мира и проработке персонажей Кристофер Руоккио мне во многом напоминает Брендона Сандерсона.

Яркой чертой романа для меня стал язык написания. Он очень сочный, с множеством образных метафор. Да, порой автор несколько перебарщивает с гиперболизацией, но в подобном жанре это смотрится уместно.

Ещё одним плюсом романа стал отлично проработанный мир. Большую часть Вселенной занимает могущественная Соларианская Империя, правит которой богоподобный Император. Повсюду царит феодальный строй, при котором генномодифицированные аристократы практически не похожи на обычных людей. Они выращены в пробирке, живут веками и физически совершенны. За соблюдением различных норм и законов неусыпно следит непреклонная Капелла, мудрые схоласты постигают таинства наук, ну а многомиллионные легионы покоряют новые планеты. Однако с недавних пор у человечества появился могучий враг – раса сьельсинов. Они как некая космическая саранча уничтожают один мир за другим, и люди мало что могут им противопоставить.

Повествование ведётся от первого лица в формате мемуаров главного героя, Адриана Марло. Всей Вселенной он известен как «Пожиратель Солнца» – человек, ответственный за уничтожение целой расы сьельсинов. На протяжении всего цикла мы видим путь становления этой легендарной личности. На момент первого романа Адриан – юноша из влиятельного аристократического рода, родственник самого Императора. Суровый отец не видит в старшем романтичном сыне своего преемника и планирует отдать его на службу в Капеллу. Адриан же хочет стать учёным-схоластом и исследовать мир, что недопустимо для столь высокородного семейства. Тогда юноша сбегает из дома и окунается в пучину опасных приключений.

Действие «Ревущей тьмы» разворачивается спустя 50 лет после окончания первого романа. Правда большую часть этого времени Адриан провел в состоянии заморозки в фуге. События сразу развиваются лавинообразно, без всяких подводов. Мы видим кучу отсылок к событиям, произошедшим за эти годы, о которых мы мало что знаем, и поначалу было довольно сложно разобраться в происходящем. Адриан за это время изрядно изменился. Из юноши, бежавшего от ненавистной судьбы и перенесшего множество страданий и потерь, он превращается в зрелого мужчину, который обрёл цель в жизни. Цель эта весьма грандиозна – установить мир между сьельсинами и людьми, прекратить кровопролитие. Однако до этого ещё далеко, и Адриан предстаёт в роли командира отряда наемников, представляющих Империю на далёких границах космоса. Не всем членам команды нравится, что их миссия так сильно затянулась, и они желают вернуться к активным боевым действиям. Чтобы установить контакт со сьельсинами, Адриан должен найти посредника. Цель поиска – легендарная планета Воргоссос и ее бессменный владыка Кхарн Сагара, по прозвищу Вечный. Найти следы таинственного мира главный герой пытается среди экстрасоларианцев – потомков людей, отринувших заветы Капеллы. Чем же обернутся эти поиски, мы с вами узнаем на страницах романа.

В своем романе автор затрагивает множество интересных тем. Например, мне понравились философские размышления о природе человечности. Экстрасоларианцы повсеместно модернизируют свои тела при помощи генных модификаций и механизмов, что строго-настрого запрещено Капеллой. Перестают ли они от этого быть людьми? Да, Империя не гнушается евгеникой при создании палатинов, но это, по их мнению, совсем другое. В экстрасоларианских городах процветает и клонирование, что поначалу повергает Адриана в ужас. Он, воспитанный по заветам Капеллы, никак не может принять подобные издевательства над человеческим телом. Ещё больший шок ожидает главного героя при встрече с Кхарном Сагарой и его ручным деймоном – искусственным разумом, созданным древними мерикани.

Задача Марло по примирению людей и сьельсинов усложняется тем, что их культура и язык очень далеки. Сьельсины – хищники по натуре. В их языке нет даже синонимов слов «сотрудничество» и «договор». Для них все просто – сильный подчиняется слабому. Как можно заключить мир с существами, для которых само упоминание о примирении является признанием собственной слабости? Концепция торговли им также не знакома. Подобное взаимодействие напомнило мне роман Питера Уоттса «Ложная слепота».

Персонажи автору также удались. Сам Адриан Марло довольно противоречив и неоднозначен. Кем он только не побывал на страницах романа: мечтателем, глупцом, дипломатом, плохим солдатом, прославленным полководцем, преступником и даже полубогом, создавшим собственную легенду. Его репутация в глазах окружающих подобна синусоиде с резкими взлетает и падениями. Особенностью героя является излишняя мелодраматичность. Он при каждом удобном случае цитирует писателей-романтиков древности, часто сравнивая себя с ними. Это и не мудрено – его мать занималась постановкой пьес, а наставник прививал любовь к литературе. Подобное мировоззрение въелось в Адриана с детства. При этом как сам герой, так и окружающие часто иронизируют над этой его чертой. Постарался Руоккио и при создании второстепенных персонажей. Получилась сборная солянка из самых различных героев, которые тем не менее прекрасно дополняют друг друга. Местами даже возникает чувство общности, которое можно увидеть, например, у наемников «Черного Отряда» Глена Кука. Романтические отношения также присутствуют, но им не хватает глубины. Скорее они – лишь двигатель сюжета. Впрочем, меня такое положение вещей полностью устраивает.

Главным минусом для меня стала динамика повествования. Автор все же основной акцент делает на психологизм персонажей и описание мира. Событий в романе вроде бы и много, но между редкими периодами действия огромные промежутки рефлексий и философии. Экшн-сцен в романе не очень много, но прописаны они хорошо. Действия динамичны, за главного героя по-настоящему переживаешь. Однако в промежутки между ними можно и заскучать.

Итог: Если «Империя тишины» была в первую очередь романом взросления, то «Ревущая тьма» больше напоминает квест, в хорошем понимании этого слова. Главный герой ставит перед собой цель и идёт к ней, несмотря на все преграды. Местечковые приключения первой части перерастают в большую политическую игру, на кону в которой судьба всей Вселенной. Кристофер Руоккио ещё больше расширяет свой мир, показывает множество новых интересных локаций и чуждых нам существ. Некоторые недочёты первого романа он исправляет, а достоинства приумножает. Однозначно продолжу знакомство с циклом.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отметил для себя, что в основном отзывы к книгам Кристофера Руоккио пишут бывалые прожженные ветераны, читавшие отцов-основателей жанра, классиков направления и, ожидаемо, плюются от того, какой винегрет из идей автор устроил на страницах своего произведения. В целом, ничего плохого в этом не вижу, в конце концов все мы говорим и думаем то, что до нас уже миллионы раз было сказано и подумано. Даже этот отзыв ничего уникального не несет. Я же, в свою очередь, ни «Дюну» Фрэнка Герберта, ни «Гиперион» Дэна Симмонса не читал, зато недавно читал Стенли Робинсона, Вернона Винджа и Аластера Рейональса и в целом, после них что первая, что вторая книги не вызвали у меня ничего, кроме непонимания и неверия.

Я не верю в мир, который придумал автор. У меня полно вопросов к человечеству, к развитию технологий, к логике ведения боевых действий, строю, политике, религии и т.д. и т.п., а автор, в свою очередь не торопится ничего объяснять. В лучшем случае пару раз за всю книгу приоткрывает завесу прошлого. Пропускает 40 лет анабиоза, мельком описывая происходившее между двумя книгами, зато об окончании еще не вышедшей последней книги говорит чуть ли не на каждом шагу. К тому же, главный герой жив и оттого все проблемы и препятствия на его пути теряют свою серьезность. Вспомнились бесконечные талмуды Гарри Гаррисона про Стальную Крысу, возможно, потому что ощущение неуязвимости героя такое же. Персонажей — десятки, запоминающихся — единицы, не успеваешь их запоминать, они либо умирают, либо забываются. Римские легионеры в космосе — идея как таковая очень нравится, но, во-первых, это атрофированные космодесантники, во-вторых, я один не понимаю, как работает доктрина вооруженных сил, если у человечества есть возможность разрушать корабли планетарных масштабов без каких-либо проблем, но при этом жизнь пехотинца ничтожнее некуда.

Не вяжется, как люди смогли колонизировать сотни тысяч миров, целый рукав галактики, но при этом обычных легионеров пускают на мясо против инопланетян, с которыми воюют четвертое столетие. И т.д. и т.п. Дальше читать не буду, благо автор постоянно напоминает о том, чем все закончится и я, по сути ничего не потеряю. Мир в вакууме, вне поля зрения героя ничего не происходит, хотя автор всячески пытается убедить в том, что конец света и человечества близок.

НО при этом, есть ощущение, что автор еще напишет свое лучшее произведение, по крайней мере его рвение чувствуется в идеях, поэтому буду следить дальше за его развитием.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Империя тишины» Руоккио была одной из лучших космофант-книг свежих авторов, во многом — за счет постоянного экшна, постоянной смены действия. И все ее недостатки компенсировались энергией и завороженностью автора. В «Ревущей тьме» Руоккио утратил этот плотный сюжетный драйв (во многом причина — замкнутое пространство), начав пожевывать сопли вроде загадочных пророчеств инопланетных рас и бесконечных разговоров на одну и ту же тему. Сентиментальность и мелодраматизм героя, который и он, и автор излишне смакуют, вначале украшали текст своеобразием на фоне тонн книжных солдафонов. Но во втором томе это начинает надоедать, как и банальные цитаты из университетской программы Руоккио (Элиот, Мильтон, you name it), способных всерьез изумить этой «писательской утонченностью» разве что читателя ЛитРПГ.

Итак, лорд Адриан Марло под контролем военных везет пленных чудовищных сьелсинов к черту на кулички, надеясь разыскать таинственную планету Воргоссос. Там он хочет встретиться с лордом сьелсинов, начав мирные переговоры. Отдельная нелепая деталь — за несколько десятилетий космополета он обзаводится романом с капитаном Джинан, и дальнейшая драма строится на разрыве/предательстве военных. Проникнуться печалькой Адриана невозможно, т.к. мы только что узнали об этой великой любви, тогда как весь предыдущий том нам рассказывали, как его чарует исследовательница ксеносов Валка. В общем, военные настаивают, что они ничего не найдут и пора вернуться на войну, Адриан хватает пленного сьелсина, предает имперцев и улепетывает по шаткой наводке на корабле одной из наемниц, не связанных военной клятвой. Так они оказываются на таинственном Воргоссосе, где все не так, как думал Адриан. Это море тьмы, заполненной проклятыми деймонами — переделанными людьми, полумашинами, клонами, чудовищами, которых он встретить не ожидал. Дальше его ждут театральные предательства и...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
воскрешение.

Самая проблематичная и почти стыдная часть тома — это финал. Амнезия и воскрешение — это два самых позорных приема для книг. Т.е. финальный твист просто расстраивает тем, что Руоккио не справился с понтами.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Зло древнее нас, отлично от нас — больше нас. Оно простирается через все известные времена. Читатель, человек — не единственный демон. Есть и другие. Но наша развитая логика позволяет постичь лишь собственных демонов.»

Тьма! Ревущая тьма! Выдающийся писатель Кристофер Руоккио, поразивший меня своим дебютным романом «Империя тишины», продолжает украшать мое книжное настоящее Вселенной блестящего цикла «Пожиратель Солнца». Немного напомню, что данная серия книг рассказывает историю, разворачивающуюся в далеком будущем, где люди покинули Землю и распространили жизнь на тысячи других планет. На момент начала основных событий первой книги человечество уже более четырехсот лет вело ожесточенную и разрушительную войну с сьельсинами — космической расой инопланетян, уничтожившей сотни миров и миллиарды людей. Сюжет «Ревущей Тьмы» берет прямое продолжение у своей предшественницы. Прощаясь с космодром Боросево в финале «Империи тишины», я воображала, что предстоящая миссия героя будет выполнена за несколько месяцев. Как же мало я знала о фантазии автора и космических путешествиях! Потому что начало данной книги переносит читателей в будущее примерно на 50 лет. Сумеет ли Адриан Марло решить поставленную перед ним задачу и найти миф — затерянную планету, таинственный хозяин которой является связующим элементом на пути к долгожданному перемирию? Об этом мы узнаем, прочитав роман. В меньшей степени — благодаря находчивости главного персонажа, и в большей — благодаря его целеустремленности и цепкому прагматизму наши странствия продолжаются. На фоне фиолетового Космоса, переливающихся лазурным цветом звезд, вращающихся в звездной пыли еще не сформировавшихся планет и потрясающих космических кораблей путешествие набирает новые обороты. Со словами на устах: «Только вперед, только вниз, не сворачивая ни налево, ни направо», вместе с отважными людьми мы отправились в дальнейший путь. Я закрывала глаза и пыталась представить, как на скорости, в восемь раз превышающей световую, причудливая ткань мироздания сплеталась вокруг меня. Восторг!!!

«Святая Мать-Земля, храни нас во Тьме и в стране чужой. Береги нас, о Мать, от машин.»

«Ревущая тьма» — мрачный научно-фантастический шедевр, который было невероятно приятно читать. Роман, действительно, подчеркивал творческий потенциал автора и его способность создавать великую Вселенную с увлекательными особенностями. Говорить о сюжете можно до бесконечности... В нем было все, что я ценю в художественном произведении — неспешное развитие, интригующие детали, захватывающие твисты и удивительные (до мурашек!) образы действующих лиц. Несмотря на большой объем книги, скука ни на секунду не завладела моим сознанием. Удивляли собой неожиданно возникающие антагонисты, с которыми герою и его друзьям пришлось столкнуться. Ужасали создания-монстры, разбитые тела которых сохраняли способность двигаться, а шевелящиеся конечности норовили вцепиться в соперника. Восхищало множество новых локаций — будоражащие воображение странные места, представляющие собой замок ужасов в самом темном уголке Космоса. Я наблюдала, как бесконечная тьма порождает черноту, явившуюся из еще более темной тьмы. Как такое возможно!? И мне казалось, будто под толщей страниц таится неведомая рука, с каждой новой главой все глубже затягивающая меня в прекрасный омут тайн этого романа.

«Радость — редкая штука, существующая лишь в настоящем, без оглядки на прошлое или будущее, и не зависящая от них.»

Мне очень понравилось, что Руоккио продолжил писать свою историю в формате самописной хроники жизни Адриана, которая по-своему роднила его с читателями. В результате мы наблюдали созерцательную версию происходящего, рассказанную исключительно с точки зрения главного протагониста. Снова в произведении присутствовало реальное и невероятно ощутимое чувство сожаления, усиливающее мрачный тон повествования. Здесь транслировались события, которые не только направляли Марло на путь к определяющему моменту, но и травмировали его. «Сожаление — эмоция более сильная, чем гнев, и в равной степени неутолимая,« — говорил герой, и эти слова пропитывали страницы. Благодаря постоянной саморефлексии персонажа, мы получили гораздо более глубокое объяснение его мотивов, а так же переоценку и анализ давно минувших событий, умело проводимый им с высоты пережитых лет. По-прежнему очень радовали постоянные намеки автора на неизбежность некоторых ключевых поворотов, которые начнут происходить позже в этой книге или в следующих частях цикла. Такая драматическая ирония прекрасно нагнетала напряженность в и без того гнетущей атмосфере романа, и читатель понимал, что худшее еще впереди.

«Грусть — бездонный океан, в глубинах которого невозможно дышать. Ты можешь дрейфовать на волнах, можешь немного проплыть, но будь осторожен. В горести можно утонуть. Горе — глубокая вода.»

Возможно, самая большая сила Руоккио как писателя — это его удивительная способность создавать новую Вселенную, используя ее в качестве декорации для своей фантастической серии. Большая часть повествования данного произведения проходила за пределами главной Империи. Благодаря этому читатель получил возможность знакомства с новыми расами, населяющими миры цикла. Мне особенно понравилось, что автор позволил разгуляться своей неугомонной фантазии в части описания Экстрасоларианцев — варваров, живущих вне императорского контроля, зачастую являющихся носителями нелегальных кибернетических устройств. Как будто заблудившись в лабиринте черного железа и прохладного неона, мы наблюдали всевозможные технологические чудеса, генетические модификации и другие волшебства научной фантастики, с темной стороной которых предстояло столкнуться герою и его друзьям. А когда на поверхности сюжета появился один из важных антагонистов этой истории, я почувствовала холод времени, наблюдая древнейшее создание из всех когда-либо живущих на свете. Тишина, воцарившаяся вокруг его трона, впитывала в себя тысячелетия. Годы застыли в приглушенной темноте как янтарь, и я была бабочкой в нем...

«Но не нужно знать правду, чтобы ее говорить. Правда просто есть, и прийти к ней можно тем же путем, что к катастрофе. Достаточно отыскать причину или допустить оплошность.»

Как же давно в художественной литературе я не встречала такого количества жизнеутверждающих афоризмов на единицу текста! Будучи по своей природе схоластом — философом, Адриан искал приют своим мыслям в самосозерцании, думая о слове, о природе и языке вещей. Поэтому он наполнил эту историю множественными цитатами великих писателей и философов всех времен и народов. Джон Мильтон, Алирьери Данте, Джордж Байрон, Евангелие... Мне понравилось необычное сочетание элементов научной фантастики с основополагающими принципами бытия человека. Складывалось такое впечатление, что весь мир вокруг меня сжимался, а я становилась мельче атома, раздавленная весом слов рассуждений главного героя. И еще в этой книге была одна деталь, которую я полюбила, — это глубокая игра автора с понятием дьявола и всеми сопутствующими этому аспектами. Сатана — самое красноречивое дитя Творения. Поэтому коннотация (как смысловая ассоциация) Люцифера Марло будет для многих читателей очевидной. Свобода воли, предательство и искушение — вот важные темы, затронутые здесь. Посему сравнение цикла Руоккио с произведениями Ротфусса лично мне на уровне этой книги кажется неуместным.

«Стоять под бездонным небом, среди звезд — все равно что стоять среди колонн величественного храма, опасаясь промолвить хотя бы слово: вдруг бог услышит? Или дьявол.»

Еще одним существенным достоинством этого произведения в части главных действующих лиц и затронутой проблематики оказалась придуманная автором инопланетная раса под названием Сьельсины. Хищники, ставшие главными противниками человечества; чуждая культура, приписать человеческий образ мышления которой оказалось практически невозможно. На примере контакта представителей Империи со Сьельсинами Руоккио отлично демонстрировал непреодолимую пропасть между двумя видами гуманоидных рас из-за их фундаментальных различий в сознании. Было увлекательно читать о коммуникационном барьере, создающем абсолютно бессмысленное общение. Это был исключительный момент, чистый как кристалл, вырезанный из полотна времени. Я вместе с героем была невольным наблюдателем того, насколько создания могут быть друг для друга чужими...как грозовые облака в летнюю ночь.

»- Сэр! Вы, я вижу, успешный человек!

- Скорее, заблудившийся.

- О, сирра, так можно сказать обо всех.»

На мой взгляд финальная часть оказалась феноменальной! Под девизом: «Цена жизни — смерть. Чем расплатишься ты, Полусмертный?» — история Адриана Марло сделала новый виток и начала развитие в неожиданном для всех направлении. Надо ли говорить, с каким нетерпением я жду следующую книгу серии? Тем более, Руоккио оставил открытым огромное количество интригующих сюжетных линий. Поэтому новый извилистый путь как река, уносил вдаль наших героев. Никто тогда еще не знал, что улыбавшийся в тот драматический момент свет был лишь бликом, первым лучом грядущего огня. Каждый из них сделал свой шаг — вперед, вниз — к Гододину. К концу. К свету и огню. И я по-прежнему намерена продолжать этот путь вместе с прекрасным Адрианом, пока он все же не станет Пожирателем Солнца. Продолжение следует...

«Истина может быть глубже, чем кажется, но нет вернее истины, чем эта: те, кого мы потеряли, уже не вернутся, как не вернутся и прожитые годы. Но мы всегда несем частички тех, кого потеряли, внутри себя или на наших плечах. Призраки существуют, и нам от них не скрыться.»

****

Цитаты, не вошедшие в рецензию:

«Любовь — не просто эмоция, а клятва, данная друг другу. Клятва, которую постоянно нужно обновлять, пока в этом не исчезнет необходимость. Или пока судьба или смерть не разлучит вас.»

«Человек не оставляет мертвых гнить, он сжигает их, хоронит или возводит им усыпальницы, сохраняя тело и память об ушедших. Такова цивилизация. Ее фундамент — могила.»

«Будущего нет. Все уже есть в настоящем. Нужно только выбрать.»

»...человек может чувствовать себя поистине полноценным лишь тогда, когда духовно и телесно соединяется с другим человеком.»

«Но уродство мира остается неизменным, а страхи и горести время не лечит. Это мы становимся сильнее. Мы можем лишь плыть по их волнам, как выдры, рука в руке. Пока это не закончится. Пока этому не придет пора закончиться.»

«Когда мир переворачивается с ног на голову, знакомые места быстро становятся чужими.»

«Воодушевляющая сказка лучше горькой правды. Сказки правдивее реальности.»

«Говорят, древние верили, что Вселенная однажды сожмется. Время обратится вспять, и мир вернется к своей первоначальной форме булавочной головки, на которой танцуют ангелы.»

«Когда мы взрослеем, то узнаем о мире достаточно, чтобы понимать, что никакого такого волшебства нет, и учимся жить сегодняшним днем. Мы размениваем детские сказки на суровую реальность, которую считаем единственной истиной, забывая, что истина гораздо глубже и что во Вселенной все-таки есть место волшебству.»

«Человек – сумма своих воспоминаний, а также сумма всех тех, кого он встретил, и того, чему у них научился. Это весьма воодушевляет, ведь знания и воспоминания переживают внутри нас любую бурю, каждую маленькую смерть.»

«Многие из нас верят, что страх можно победить, обретя смелость. Это не так. Победить страх невозможно. Смелость лишь делает его меньше. Но он всегда с нами.»

«Множество вещей — на деле двери. Откроешь их — и впустишь неведомое.»

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пользуясь случаем, а, скорее, отсутствием большого количества рецензий на творчество К. Руоккио, хотел бы поделиться своим немалым и противоречивым отзывом на «Ревущую тьму». Немалым – потому что, понятное дело, много букв; противоречивым – потому что сам толком не понимаю, как я к этому роману отношусь.

«Ревущая тьма» является в некотором роде антиподом «Империи тишины». Если первая книга была историей взросления и становления героя, то вторая – масштабное непрекращающееся космическое приключение с поиском древних артефактов и столкновением с неведомым.

В плане действия на квадратный метр страницы «Тьма» обыгрывает «Тишину», но, к сожалению, от этого страдает проработка характеров второстепенных персонажей. В первой книге каждый по-своему был интересной личностью со своими убеждениями и грузом прошлого, будь то Валка, Хлыст или даже Балиан Матаро с Гиллиамом Васом. Конечно, не все из них перекочевали из первой книги во вторую, но те, кто остался, теперь являются скорее декорацией происходящих событий и непосредственного пути Адриана Марло, к которому тоже возникли вопросы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Из всех событий, в которых, так или иначе, замешаны сопартийцы Адриана, лично мне интересным показалось только предательство Хлыста, которое по-человечески можно понять. Да и было ли оно продиктовано только лишь боязнью за собственную шкуру? Боязнью за безопасность друзей? Или боязнью одержимости Марло? На мой взгляд, имеют место все эти компоненты, в результате чего Хлыст становится трагическим персонажем.

В «Империи тишины», было любопытно наблюдать за главным героем, который пестрил юношеским максимализмом и идеализмом, что часто приводило к неприятным последствиям. При учете возраста персонажа, это было правдоподобно и интересно. В «Ревущей тьме» со времен событий первой части прошло 50 лет, Адриан с командой побывали в куче передряг, а он, по большому счету, до конца книги ведет себя точно так же, как и в первой части. И лишь в самом конце происходит слом, который приближает его к становлению «Пожирателем солнца». Но этот переход выглядит настолько резким и надуманным, что верится с трудом.

Сам мир «Пожирателя солнца» тоже страдает какой-то амбивалентностью. Вот вроде Капелла вездесущая, но не совсем. Воргососс – мифическая планета, на которую невозможно попасть, но вроде и нет. Империя – жесткая автократическая структура со своими сформированными правилами и иерархией, но на деле на это как будто бы никто не обращает внимания. Ну то есть да-да, государственный механизм перемелет всех неугодных, но вообще можно действовать как заблагорассудится, грубить высшим чинам, влезать в переговоры и т. д. И ничего за это не будет. Из-за всего этого мир уже не кажется таким складным и ровным, как в «Империи тишины».

Еще одна вещь, от которой ко второй книге начинаешь уставать, это маниакальная любовь автора к Древнему Риму и постоянному цитированию. Само по себе это не плохо, но тут очень далекое будущее, и хочется, чтобы К. Руоккио немного раздвинул границы заимствований и из других культур. И перестал постоянно цитировать устами персонажей тексты 16 с чем-то тысячелетней давности.

Вы можете подумать, что сейчас я поставлю какую-нибудь очень низкую оценку, но нет. По отношению к этому циклу я страдаю такой же амбивалентностью, как и он сам по отношению к своему миру. Несмотря на все перечисленные минусы, читать это приятно. К. Руоккио определенно талантливый молодой писатель, который бурлит своей фантазией на каждой странице: боевые сцены, таинственные встречи с легендарными расами и личностями, диалоги, отношения с друзьями – все это очень живо и интересно написано. Особенно если отвлечься от всех недочетов романов. Сам Адриан Марло — интересный персонаж с бесконечной тягой к мелодраматизации, о чем постоянно упоминают различные герои книг. И это, пожалуй, самая интересная находка автора по отношению к главному герою.

В отзыве я не стал упоминать об огромном количестве заимствований из классической научной фантастики, так как об этом и так трубят из каждого угла. Скажу только, что если вы сможете от этого абстрагироваться, удовольствие гарантированно получите.

А что в итоге? А в итоге хочу сказать вот что. В конце каждой книги Адриан Марло всегда напоминает читателю о том, что все мы прекрасно знаем конец этой истории. И поэтому вольны выйти с локомотива происходящего на любой остановке и бросить его одного. Ну а я, пожалуй, пока еще составлю ему компанию.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приятно отмечать, как молодой — во всех смыслах — автор прогрессирует. И прогрессирует уверенно!

Еще с первого романа меня не покидало ощущение, что Кристофер Руоккио в писательской манере и подходу к созиданию подражает Брендону Сандерсону в лучшей его форме. Во втором томе ощущение лишь усилилось, и меня это не смутило, потому что лучшая форма Сандерсона в свое время более чем впечатлила, но те времена были года четыре назад, сейчас я таких слов про Брендона сказать не могу.

Так вот, Руоккио взял всё самое лучшее из композиции, декораций, вот-это-поворотов, пафоса, он выстраивает сцены, диалоги и экшен, грубо говоря, как по методичке, как по учебнику, прилежно, холено, тщательно и кропотливо. Он такой-то ботаник и обильно использует всевозможные приемы и писательские механизмы. И, в отличие от Сандерсона, мне пока не видится голое ремесло, хотя то, что автор планирует в цикле около 7-8 романов, конечно, пугает. И это я молчу про рассказы в той же Вселенной. В общем, пока что — и надеюсь, что так и будет до конца, — в творениях Руоккио мне видятся душа и любовь к своему делу, к своему, быть может, первому и очень масштабному миру, космоопере с элементами технофэнтези и чего-то безумно замиксованного и крутого. Абсолютное буйство фантазии, не единожды навевающее ассоциации с серией игр «Planescape». Хоть бы автор не растерял запала и напора фантазии с сюжетными завихрениями, чтобы и дальше радовать так.

Но есть еще кое-что прекрасное, что я чту, пожалуй, выше сюжетов, — это ЯЗЫК. И тут он в лучших традициях моего любимого Патрика Ротфусса. Пожалуй, если сократить все метафоры, преимущественно в меру пафосные, но при этом не менее образные и поэтические в духе «нежный, как кожа после ванны с теплым молоком» или «родной, будто материнское молоко», «затрясло, словно я был единственным пленником на куске льда, отколовшегося от пролетающей кометы» (не прямые цитаты, у автора круче, естественно), то текст сократится процентов на 20, серьезно. Однако я попался на уловку в виде красоты и образности. Читал и наслаждался. И это не было пылью в глаза; скорее, приятным бонусом.

Да, иногда был перебор, да, иногда автор заигрывался с гигантизмом и монументализмом этих метафор, но мы же читаем про крутого полувечного, полубога, который понатворил эпических дел и сейчас любезно нам рассказывает о них (ну точь-в-точь Квоут из «Хроник Убийцы Короля»). Он будет в глазах многих и наивным дурачком, и мечтателем, и заносчивым выскочкой, и лгуном, и провалившим важное дело, и героем, спасшим всех, и тем единственным, додумавшимся до гениального решения. От изгоя до единственного спасителя-неожиданности. Тут без сюрпризов в плане исхода. Синусоида репутации Адриана размашиста, как крылья дракона.

При этом нет ощущения, что историю Марло пишет зрелый человек, проживший многие века (т. е. сам Марло свои мемуары). Скорее, пафосный подросток. Да, снова как у Ротфусса. Адриану Марло уже 35 лет, если не считать десятилетий, проведенных в фуге, а это не считается. Ну 22-23, да, юношеский максимализм, героика, выкрутасы, вспыльчивость, резкость. Но никак не 35. Да и пусть! ПРОЩАЮ!

По остальным героям автор держит планку — Адриан плотно взаимодействует со своей командой, старыми друзьями, новыми знакомыми, подчиненными и начальниками, инопланетянами, суперкомпьютерами, умопомрачительными технологиями и легендарными созданиями. И все отличаются не только за счет внешности или особенностей поведения, обусловленных принадлежностями к тому или иному типу/народу. Они действительно живые, с предысторией, с мотивацией и подоплекой, с изъянами в психике и характере. Поначалу крупные мазки психологических портретов постепенно раскрываются, детализируются и формируют второстепенных персонажей не как статистов, но как микромиры. Первые ассоциации — «Мстители» Сандерсона, но потом, особенно в первой половине книги, когда Адриан Марло с командой долго путешествовал в поисках загадочной планеты-легенды, я уже припомнил Криса Вудинга и его цикл про «Кэтти Джей» — до того тепло и лампово передано это общение старой команды, уже спевшейся, что может и подколоть, и защитить, и прикрыть, и дать совет.

С женщинами и любовными линиями у автора, конечно, дела похуже. Плоско, условно, шаблонно, но свою ноту в композицию привносит.

Сюжет не изобилует множеством сцен, бешеной динамикой и калейдоскопом декораций. Но зато автор щедр на эти декорации, прописывает их от и до, так что лучше так, чем плоские пустышки. Руоккио — автор, на мой взгляд, более гуманитарный и психологичный, более разговорный, размеренный, драк тут немного (и они автору удались, как и высокоритмичные эпизоды), но зато весь сюжет связан с желанием Адриана провести переговоры со сьельсинами, что уничтожают планету за планетой и убили почти 60 МИЛЛИАРДОВ людей. Но сперва Адриану надо найти того, кто сведет его с представителем сьельсинов, а для этого надо найти планету, которая то ли есть, то ли нет. Все 650 страниц — подготовка к переговорам, переговоры и последствия переговоров и наломанных дров в процессе. Само собой, с препонами, загадками, путешествиями в космосе и тусовками то на одном корабле, то на другом, то на третьем.

Адриан успеет побыть и гениальным дипломатом, и отвратительным переговорщиком (да-да), и предателем, и никчемным служакой, и героем, зачатком мифов, можно сказать, и еще миллион контрастов, чтобы история смотрелась поцветастее!

Это мягкая фантастика; иногда автор не скупится на довольно жуткие описания биологических истязаний (например, детей-зародышей), что встряхивает разомлевшего читателя и вынуждает его моргать и перечитывать только что увиденное. Жестокости явно прибавилось, масштабы возросли, Адриан вступает в большую игру, игру политиков и правителей, для которых несколько тысяч людей, отданных в жертву, — ничто.

В общем, автор растет, а вместе с ним растет и цикл. Тоже во всех смыслах. За, пожалуй, излишнюю, но явно уменьшившуюся по сравнению с 1-м томом болтовню, а также редкие периоды затяжных рефлексий и размышлений, ничего_не_деланий ставлю 9.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на недостатки, первая книга очень сильно зацепила и понравилась. К сожалению, вторая книга убила мой интерес к циклу (и несколько десятков героев впридачу ?). Прошло 50 лет, и будто целую книгу пропустили. Очень многое осталось за кадром, нам же уже представляют концовку и результат поиска, чтобы поболтать со сьельсинами. Дальше смешались в кучу кони, люди… То есть, бессмертные клоны, полуроботы, и скромная такая финальная битва, когда за пару страниц добились того, чего не могли 400 лет войны. Ну-ну. На первом же плане любовные терзания героя между двумя дамами. Так как нам любезно сообщили чем все закончится (ненавижу прием мемуаров!), то и читать дальше желания особого нет. Тем более, цикл из минимум 5 книг не закончен. Дальше иди без меня, автор…

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В финале «Ревущей тьмы» наш (возможно наш) Марло, вопреки людоедам-гигантам, расстрельной статье, морю разума и СОП-зомби вновь жив, почти цел и обласкан судьбой, военными и своей ведьмой. А в начале положение хуже губернаторского — приказано влиться в нормальный крестовый поход, а ведь, после набитой упомянутыми вскользь событиями дюжины закадровых лет (отсчитавших 50 прошу на стр. 12 печатного издания), только что найден путь, зацепка к посреднику в переговорах с губящими миры людей съельсинами. Ни схоласты, ни гладиаторы не готовили Марло к тому, чем окажутся эти путь, посредник, переговоры и кто подсунул зацепочку — тина инопланетных омутов в курсе, он нет.

Повествование от вторичной космооперы «Империи тишины» резко сдвинулось к жанрам, для которых казни Капеллы забава, а флакон крови круче денег. Станция «Март» — нуарный киберпанк, попытка жертвоприношения — хоррор. Парадигма князя ледяного замка — интересуетесь Контактом? Злой пародией на «Гиперион» Симмонса?

Развитие заложенного ранее безусловно и логично настолько, что, в соответствии с названием тома, Марло хоть реви в темноте: герой древности не такой, имперские технологии отстой, он к ксенам всей душой, он за клонов в драку, а они, тупая погань... Мистическая нотка выросла в назойливую песенку. Социалки почти нет. Схватки, тактические прозрения, лидерство — есть, но даже не на втором месте. В архитектуре и видах больше простора. Стиль, язык и глубокомыслие те же.

Ассоциации плавающие: то искус вулфовского Северьяна, то шок «Хищных вещей века» от человечества и прогресса.

Рекомендуется любителям таинственных садов, нелегальной биологии, пыльных дворцов, громадных кораблей, тесных узилищ, ужасных рабовладельцев и пафосных церемоний.

Отклонений в переводе не замечено.

Читать без первой книги не стоит.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кратко: осовремененная «Дюна» с еще большей претензией на глобальность — вроде и космос, но вроде и мечи. Первая книга была неплоха, вторая — откровенно скучна и затянута. Герои неинтересные и шаблонные, события очень растянуты во времени, описания мест и действий чрезчур подробны..

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасное продолжение цикла. События набирают обороты, стают масштабнее. Тайны все обширнее, герои все глубже. Фантастика, котой вериш

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман является продолжением «Империи тишины», но между книгами прошло изрядное время, в которое уложились события отдельного рассказа, поэтому в начале появляются персонажи, которых ГГ отлично знает, нам же они незнакомы, из-за чего порог вхождения во вторую книгу тяжелее, чем в первую.В данном томе уже начинают появляться могущественные игроки-вымершие расы, бессмертный, легионы, лорд ксеносов и многие другие...

Стоит заметить, что это фактически мемуары- для своих современников-т.е. мы по идее знаем,чем все закончилось, а лорд Марло рассказывает, как пришёл к этому.Поэтому нас заинтриговывают и разбрасывают спойлеры по всему сюжету.Но читать от этого не менее интересно.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх