Рагим Джафаров «Марк и Эзра»
Вечная молодость, красота, любовь, признание или богатство? Хозяин антикварного магазина Марк Кауфман торгует чудесами со всего мира. И никому не рассказывает о своем прошлом, хотя оно видится весьма странным. Марк не знает ничего о новейшей истории, но прекрасно осведомлен о событиях вековой давности.
Однажды он берет к себе в помощники воспитанника приюта Эзру.
Какова цена настоящих чудес? И что, если место мудрого наставника займет теперь ученик?
Входит в:
— цикл «Марк и Эзра»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 200
Активный словарный запас: крайне низкий (2188 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 40 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 79% — на редкость выше среднего (37%)!
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 1 августа 2022 г.
Все чудесатее и чудесатее
«С миром все в порядке! — отмахнулся Эзра. — Спасти бы то, что осталось от нас.»
В маленьком магазинчике, больше всего похожем на антикварную лавку, продают волшебные вещи. Не то, чтобы уж совсем сапоги-скороходы, шапку-невидимку или скатерть-самобранку — попроще и рангом пониже. Вроде плаща, надев его обретешь уверенность в своей привлекательности, которая передастся окружающим или браслета, стимулирующего творческое мышление. Но кто знает, не найдется ли меч-кладенец, если хорошенько помести по амбарам, поскрести по сусекам.
Надпись на вывеске гласит «Марк и Валентайн», второго никто не видел, заправляет в лавке один Марк, который никогда оттуда не выходит, а сведения о наружном мире получает из чтения газет полувековой давности. На резонное возражение, что новости несколько устарели, отвечает в том духе. что ничто не ново в подлунном мире, род приходит и род уходит, а земля остается вовек, и прочими екклизиастическими штуками.
В помощниках у него шестнадцатилетний приютский парнишка Эзра, прекраснодушный и любознательный, мечтает о большой любви, о том чтобы дать человечеству счастье для всех, даром, (и пусть никто не уйдет обиженным), что впрочем не мешает ему демонстрировать порой приземленную расчетливость. Ах да, двери лавочки всякий раз открываются в новой локации, о чем извещает надпись над дверью, но с проклятьем Вавилонской башни проблем не возникает — всякий входящий говорит на языке, понятном обитателям лавки.
У Марка есть могущественные враги, которые пытаются захватить контроль над этим чудесным местом, но Лавка надежно защищена. Проблемы посетителей хозяин решает, демонстрируя усталую высокомерную мудрость падшего ангела и немалое остроумие. Не забывая предупреждать, что чудеса опасны, а вред побочного действия может превышать (что чаще всего и происходит) пользу от применения. Так, в остроумных беседах и забавных сценках проходят дни обитателей, пока Эзра не решает. что нельзя, владея столь мощным ресурсом, не попытаться изменить мир к лучшему.
Статика романа сменится динамикой, а происходящее чем-то напомнит историю Алисы, в которой все страньше и страньше. Впрочем, есть ли в современной литературе что-то, что ее не напоминает?
Grat, 13 января 2020 г.
В общем, довольно мило. Большая часть глав, которых почти полсотни, представляет собой рассказы-притчи в диалогах. Главные герои третир...раскрывают покупателей, пришедших за волшебством, но, разумеется, понятия не имеющих, что же им нужно на самом деле. Начинается всё совсем простенько, даже примитивно, напоминая смесь (анти?)Коэльо и саркастичных мемчиков, но постепенно структура усложняется, проступают сюжетные арки, обнаруживается связь между эпизодами, начинается внятное действие. А тут и конец книги подходит.
Из хорошего: симпатичный, хоть и простенький юмор; попытки посмотреть на привычное под новым углом (грубо говоря, стиль Пратчетта на минималках); яркие, хоть и плосковатые персонажи знакомых типажей (мудрый вредный старикан, умный восторженный юноша и т.п.), погруженные в бесконечное кружево диалогов (уже Макс Фрай на минималках); заметное количество отсылок и аллюзий; наличие сюжета, превращающего книгу не в набор притч, а всё же в цельный роман, плюс, дающего возможность поиграть в собирателя пазлов.
Из минусов: при хорошей задумке реализация и стиль всё же несколько хромают, ну не Леонид Соловьев. Для малоизвестного автора, выпустившего всего несколько книг, — вполне достойно, но есть к чему стремиться. Ближе к концу книги действие набирает масштаб — тут и шпионы, и погони, и сюжетные твисты, и честное раскрытие нескольких базовых загадок, — но конец откровенно слабоват. Да, промежуточный финал есть, но по сути, в рамках основного Конфликта ничего не решено. Ждите продолжение. Ну, или получайте удовольствие от самой формы и стиля повествования, от атмосферы, но не от сюжета. Да и в целом конструкция романа всё же оставляет ощущение некоторой искусственности: возможно, от отсутствия основной арки он бы лишь выиграл.
В общем и целом, продукт приличный, но очень нишевый. Вопрос в том, Ваша это ниша, или же нет?
P.S. Ну и, как пример фишек книги, несколько цитат.
«– Знаете, у меня есть жена.
– Соболезную, – кивнул Кауфман.
– О нет, она прекрасный человек! – запротестовал мужчина.
– Тогда соболезную ей. Один из двух супругов всегда козел, – пробурчал Кауфман».
«– Что делает вас несчастной?
– Ну, многое, – задумчиво протянула Ханна. – Например, мой муж.
– Это основная функция мужей, – пожал плечами Марк.
– Делать женщину несчастной? – удивилась Ханна.
– Напоминать, что о своем счастье необходимо заботиться самостоятельно, а не ждать, когда кто-то его обеспечит. Что не так с мужем?»
«– Как вы думаете, молитвы кардинала вернее достигают Его ушей, чем молитвы простого человека?
– Не думаю, но следит Он за нами пристальнее.
– Почему? – удивился Эзра.
– Очевидно, что при взгляде сверху человек в красной шапке выделяется из любой толпы, – хмыкнул кардинал».
«– К тому, что твое идеальное государство хромает на обе ноги. Его еще не существует, но у него уже есть некий внешний враг, а внутри работает репрессивная машина.
– Вот знаешь, пока ты не влез, все было хорошо.
– Звучит в духе последних слов тирана, – заметил Марк, вернувшись к чтению».