FantLab ru

Виктор Пелевин «Искусство лёгких касаний»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.81
Голосов:
175
Моя оценка:
-

подробнее

Искусство лёгких касаний

Повесть, год

Аннотация:

Древние мистические практики, отсылки к мифологии, странные судьбы и неповторимая манера культового автора собирать воедино несовместимые фрагменты мозаики так, чтобы даже искушенная публика ахнула от восторга, увидев картину целиком.

Пелевин раз за разом удивляет аудиторию, поражая её в самое сердце неожиданными аллюзиями, точными и яркими формулировками, своеобразным, то изящным, то грубоватым, юмором и обязательным желанием вновь обращаться к творчеству писателя: невозможно с первого раза постичь все смыслы, заложенные в многогранный сюжет. И забыть послевкусие нельзя.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2020 // Средняя форма (повесть)

номинант
АБС-премия, 2020 // Художественное произведение. Финалист

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Искусство легких касаний
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная сатирическая повесть, весьма органично обосновывающая современные тенденции общественного развития влиянием неких потусторонних сил, взятых на вооружение вездесущими спецслужбами. Самое главное, по моему мнению, это продержаться первую половину повести, все размышления на тему горгулий и химер, а также нудные похождения патриота Голгофского. Вначале создаётся впечатление, что господин Пелевин решил прогнать халтурку и загрузить читателя «ниочемной» замудренной туфтой, абсолютно не разбавленной ни юмором, ни даже постмодернизмом.

Возможно это такой коварный авторский замысел, поскольку затем следует реальный взрыв, стёб и актуальность, пробивающие на дикий смех и восхищенные восклицания: «Сууука!».

Тем не менее, не «десятка», снизил оценку во-первых, за смертельно скучную первую половину повести, а во-вторых, суть идеи ранее реализована Олегом Дивовым в рассказе «Между дьяволом и глубоким синим морем» в сборнике «Беспощадная толерантность», то есть, нет особой оригинальности и блеска новизны.

Для ценителей автора повесть безусловно рекомендуется, для тех, кто ищет быстрого расслабления перенапряженных мозговых извилин — не подходит.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Необычайно многословное издевательство над жанром конспирологического романа и некоторыми меметичными персонами, сопровождаемое как водится вялым попиныванием либеральных ценностей. Иронично, что повести, которая написана как вымышленный конспект-дайджест циклопического сочинения Голгофского, самой не помешала бы утруска и усушка. Все эти экскурсы в прошлое настройщиков ноосферы от египетских магов до поклоняющихся Разуму во время Великой французской революции, столь же подробны и объемны, сколь и малооправданы — даже в качестве пародии на конспирологические опусы Дениса Коричневого сотоварищи, потому что оригинал развлекает несравнимо больше. Но у повести имеется совершенно шикарная, на мой взгляд, кульминация. Небольшая, если не сказать — крохотная, она, тем не менее, оправдывает всю ту постылую вязь оккультизма, которую так старательно выводит писатель.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга из трех частей. И все они разные. Прежде всего по стилистике изложения. Кто-то из комментаторов писал, что Пелевин вернулся к себе раннему. Лично мне сложно с этим согласиться или опровергнуть. С одной стороны Пелевин в очередной раз продемонстрировал, что может писать очень по разному. С другой — все это мы уже где-то видели. Создается впечатление, что у автора от нескольких произведений остались какие-то неиспользованные наработки, которые он решил издать в виде отдельной книги. И такая мысль немного портит впечатление после того, как все дочитано. Если же порассуждать по каждому из трех произведений, образующих книгу...

1. Что у Пелевина действительно хорошо получается, так это популярно излагать разные мифологические и философские идеи с использованием современного языка. В настоящем произведении автор продолжает делать то, что у него получается хорошо: читателя ждет интересная теория про взаимодействие людей и богов. И не менее интересная развязка. Как раз в стиле той простой литературной модели, которая была изложена на страницах рассказа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Но что более всего порадовало, так это сварочный щиток! Свет божественного огня, в котором сгорает человеческая жизнь, фигурировал еще в «Поколении П». Метод противодействия стихии оказался простым и смешным одновременно. Мораль вышла немного грустная, т.к. очень похожа на правду. Современного человека как правило действительно можно стереть без следа. Плюс сама концепция жертвоприношения получилась интересная. Жертва должна быть абсолютно добровольной + человек, приносимый в жертву, должен обладать всей полнотой информации относительно процедуры и своей судьбы. Как показывает практика, даже в этом случае остается большой простор для манипуляций и получения выгоды за чей-то счет.

2. Вторая часть самая большая. Именно она и подарила название всей книге. В ее затравке мы видим, что опохмеляться можно и написанием революционных стихов о победе пролетариата. Как минимум оригинально. Сомневаюсь, что это может поправить здоровье после трехдневного загула, но автор уверяет, что душевное равновесие таки восстанавливает. Но занятие, безусловно, странное. А дальше автор демонстрирует интересную теорию о том, откуда берется подобное странное вдохновение. Теория получилась действительно складная. С первой частью перекликается в том смысле, что нами снова кто-то манипулирует. Но в этот раз уже всеми и глобально.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Концовка второй части напомнила концовку «Автостопом по галактике», когда Марвин выстрелил из лазера в вогонов из лазера, и им всем стало так же хреново, как и ему. Дай бог, чтобы Третья Мировая, случись она в реальности, была такой, как описал ее автор. Чтобы закончилась в течение часа и зацепила при этом только старое поколение, которое конструировало оружие и желало прикончить своих «партнеров».

3. Еще один интересный образец дискурса от мастера. В этот раз воры, едущие по этапу, развлекаются рассказом друг другу историй, подвергая происходящие в них события всестороннему анализу с использованием специфического жаргона. Так ли уж сильно отличается от обсуждения уголовного дела в суде по существу? Нет, не сильно. Тоже какие-то умозаключения в каком-то малопонятном обывателю понятийном поле. Шутка в том, что словосочетание «понятийное поле» в этом случае реально происходит от слова «понятия». Вроде бы такого у Виктора Олеговича я еще не читал. Хотя... Так ли уж сильно терки воров по понятиям отличаются от манеры рассуждать у тех же масонов? Тем более, что, как мы уже знаем, в рамках пелевинской мифологии масоны и урки находятся ближе друг к другу, чем принято было думать.

В общем и целом не самое лучшее, что написал автор, но, я думаю, что фанаты творчества Виктора Олеговича (вроде меня) и так прочитают.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жестоко раскритиковано общество потребления с его девизами, лозунгами и прочей ерундой. Введением спецслужб и мистичности автор дополнительно проходится по нынешним трендам.

Читать легко не получится. Требуется «нырять» в текст.

В целом, приносит удовлетворение ценителям автора.

Голгофский выглядит типичным современным исследователем.

Восьмерка.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Искусство легких касаний» это древние божества, спецслужбы, масоны и чокнутые египтологи, несколько интересных идей и концепций. Все это довольно стандартно для романов Пелевина последних лет.

Читать «Искусство легких касаний» это как кататься на американских горках. Вниз — «что за ерунду я сейчас прочитал», и через буквально пару страниц- «блин, это просто нереально круто написано». И так в течении всей повести: вверх-вниз, вверх-вниз. Как и катание на горках, такое «колебание» может у некоторых, особенно не подготовленных к творчеству Пелевина, читателей вызывать как удовольствие, так и тошноту.

Но, не смотря на всё это, получилось достаточно задорно и интересно. Хотя вся эта экзотерика в романах Пелевина стала уже, конечно, надоедать.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Просто-таки торжество конспирологии, заговоров спецслужб, шизоидного бреда и всего подобного. Как обычно у автора, весьма и весьма правдоподобное изображение окружающего общества с его массмедиа смешивается с настолько причудливыми приключениями, идеями и поворотами, что можно только удивляться — «мне б так жить, как Пелевин исписался». Воспринял «Искусство лёгких касаний» как прекрасную пародию на «Код да Винчи» с поправкой на куда более термоядерную эзотерику, используемую как новое оружие массового поражения. В противоположность «Иакинфу» сюжет здесь уныл — Пелевин явно перегнул с пересказом пародии на унылую графоманию, зато смысловое наполнение и издевательство над современным обществом по прежнему на недосягаемой высоте. Да и сюжет с третьей мировой войной не так уж плох.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Часть первая «Иякинф» прекрасна, в духе ранних пелевинских рассказов. Жаль только короткая. Путешествие, вырастающее в мистический поиск, таинственный старик, жертвоприношение — все как я люблю. А вот «Голгофский» уныл и вторичен, хоть и необходим для раскрытия предыдущего текста. «Столыпин» не нужен вообще ни для чего, но многим (не мне) нравится вся эта тюремная «романтика». А кто-то даже находит ее уморительно смешной. Ну и отсылка к «горе Фудзи» конечно и аллюзии на нашу действительность. Мол вся Россия этот самый вагон со шконками, куда время от времени спускаются «слуги народа», в поиске острых ощущений. И даже что-то порой улучшают. Для большего комфорта, во время «погружений». Что тут скажешь... для поклонников творчества маст рид, всем остальным как получится. Может хоть одна из частей зайдет. По сути «Искусство» это три небольших книжки, мало или вообще не связанные друг с другом. «Семерочка» только за то что это Пелевин фап-фап-фап.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: моя ежегодная порция Пелевина! С пылу с жару!

В итоге: впервые за долгое время чувствую некоторую растерянность перед написанием отзыва… За пять дней с начала продаж книги вышло уже столько рецензий на томик, что сказать что-то новое очень сложно и почему-то даже не очень хочется.

Три повести, мало связанные друг с другом. Суммарно похоже на «П5 (Пэ в пятой)» и в чуть меньшей степени на «Ананасную воду для прекрасной дамы ». Но при этом все повести, особенно центральная, увязаны в пространстве PelevinVerse, общей для большинства произведений Виктора Олеговича.

«Иакинф» лично мне напомнил, как и некоторым другим рецензентам, «Кормление крокодила Хуфу». Почему-то светлый по настроению и очень несложный триллер-страшилка, развязка которого становится ясна практически сразу, даже если не задаёшься целью разгадать манёвр автора.

Главный конспирологический элемент – божество Сатурн/Кронос/Время и поклоняющиеся ему долгоживущие жрецы.

Хлёсткие, злободневные, но при этом какие-то ленивые афоризмы, высмеивающие общество потребления, прилагаются.

Что смутило — человек, бывший юношей в девяностые, спрашивает у четырёх 20-30-летних друзей, знают ли они, кто такие экстрасенсы... Вся четвёрка, в принципе достаточно образованная, в один голос уверяет, что им это слово незнакомо... Да ладно!? Не верю, Виктор Олегович! Страшно далеки вы от народа! Сейчас, как минимум, существует заслуживающий внимания феномен многосезонного реалити «Битва экстрасенсов».

«ИЛК» — наконец-то Пелевин отдал должное «дэнбраунщине». Дмитрий Быков ещё в 2006 изящно поупражнялся в этом жанре в «Коде Онегина».

Некий Голгофский проводит расследование, посвящённое гаргойлям, химерам, ноофрескам и, в конечном счёте, властью над миром.

Конспирологическая картина мира – спецслужбы, манипулирование с помощью СМИ и Интернета, Разум как божественная сущность. В эпизодах – масоны, бывшие нацисты, двинутые египтологи и французские интеллектуалы, начиная с Руссо и де Сада.

Актуальная повестка последнего года отработана на ять: жёлтые жилеты, пожар в Нотр-Дам, дело Скрипалей. Причём всё это достаточно слабо увязано с магистральным расследованием главного героя.

ПВО опять, не стесняясь, ругает литературных критиков, в какие-то моменты практически напрямую полемизируя с рецензией Юзефович на прошлогодний роман.

«столыпин» – эпилог к прошлогодней «Тайные виды на гору Фудзи» . Страшный, зверино-серьёзный мир зэков, оттеняющий своим ужасом потребительский рай олигархов. Мощно. Предельно цинично и издевательски, но при этом максимально правдиво.

Спасибо другим рецензентам за расширение контекста! Разве я мог знать, что египтолог Солкинд — это пародия на реально существующего альтернативного учёного Солкина, а Голгофский — это якобы некий реальный писатель Галковский. Разве не прочитав ещё «Венерин волос» Шишкина я мог бы понять, что лодка, нарисованная над шконкой – это не просто так, а кивок Шишкину. По мнению Галины Юзефович в «ИЛК» есть отсылки и к «Седьмой функции языка» Лорана Бине. Но я, дочитав «Седьмую функцию» на данный момент до середины, особых параллелей, кроме условностей «дэнбраунщины», не заметил.

Выше? Ниже? Лучше, хуже других произведений? Примерно на одном уровне. Может, не так ярко и необычно, как романы, действие которых происходит в будущем/прошлом или странных мирах («S.N.U.F.F.», «t» «Смотритель», «iPhuck 10»), но вполне сравнимо с вещами, разворачивающимися в условно нашем мире («Empire V», «Бэтман Аполло», «Тайные виды»).

9 (ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

... Главная национальная особенность — понт,

Неприглядно, слякотно и вечный ремонт —

Говорят, с этим можно справиться,

Если взяться дружно...

Что касается репутации этого автора, — как по мне, она весьма неровная. Многие описывают своё отношение к Пелевину в таких вот примерно выражениях: Пишет просто. Ругается много. И ващщщще, если хочешь донести в массы свой интеллект — читай Пелевина!..

Именно по этой причине его читать очень долго не хотелось. На подсознании сформировался образ эдакого разбитного и расхристанного Шнурова, который с явной брутальностью, — нарочитым отсутствием чувства меры, — успешно подвигает своё не лишь бы какое новаторство в массы.

Закрутка повести вероятно для Пелевина не нова. Четыре друга (вероятно, новая модель России), — увлечённые модной забавой трекинга, — на все лады обыгрывая своё безделье (а оно у них носит перманентно будничный колорит — и по профилю работы в том числе) отправляются в горы. И далее идёт череда аллюзий в контексте бесконечно скучных похождений, — грамотно растянутых на добрую половину повести.

Честно признаться, — респект и уважуха дизайнерам продукта: маркетинговый ход просто безупречный. (Кстати, за него и ставлю свою искреннюю Восьмёрку. Зацепило — не то слово!) Судя по титулу, — чудесно разрисованного чудовищами в контексте аллюзий от Франциско Гойя, — ожидала от этих монстров большего. Хотелось более тонкого психодела что ли. Чего-то реально такого, про что говорят в ключе подобной серьёзной литературы: Этой книжкой можно классно поширяться, — по-взрослому и не один раз. Что касается «Искусства лёгких касаний», — здесь безусловно только личные ощущения, — этой именно не получится... Она не годится ни для глубины, ни для множественных перечиток. И дело даже не в том, что первая часть повести очень сильно затянута, — Пелевин отлично держит масть великолепного сатирика и хорошего стилиста: сам текст просто улетает. Здесь просто он заново и на все лады обыгрывает свою любимую Пустоту, которую каждый трактует на свой лад. У меня не получилось выжать из его новых авторских максим для себя что-то новое и полезное.

PS Вероятно, нужно отмотать чуть-чуть назад и попробовать его «Тайные виды на гору Фудзи». У Пелевина великолепная и оригинальная манера броских и ярких названий. Быть может, в случае с предыдущим произведением этот необходимый роман с автором и срастётся. И, быть может, в прежней повести это сделано не только как кич на усладу впечатлительному читателю, — а как красная и живая нить для всего основного крепкого повествования.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх