FantLab ru

Кир Булычев «Операция «Гадюка»»

Операция «Гадюка»

Роман, год; цикл «Театр теней»

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 12

 Рейтинг
Средняя оценка:7.19
Голосов:134
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


В мир без времени попадает верный соратник Сталина – Л.П.Берия. И в голове у него зреет коварный план, касающийся жителей «настоящего» мира. Противостоять Берии – вот задача, которую ставят перед собой давно знакомые нам работники Института Экспертизы и их добровольные помощники из другого мира Егор и Людмила.

«Операция «Гадюка» — завершающий роман К. Булычева из цикла «Театр теней».

© duke

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 307

Активный словарный запас: низкий (2560 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 42%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Операция «Гадюка»
2000 г.
Река Хронос. Операция «Гадюка»
2002 г.
Операция «Гадюка»
2005 г.




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 августа 2016 г.

Третий роман цикла «Мир Теней» должен был стать переходным, а оказался, волею судеб, заключающим. В сущности, это не самодостаточный роман, а пролог к чему-то большему: к финалу книги расставлено большое количество сюжетных деталей, пружина интриги не раскручена (как это положено для романной композиции), а сжата до упора. Настоящее действие должно начаться через некоторое время после заключительных страниц «Операция «Гадюка». Увы, следующий за «Операцией» роман остался ненаписанным.

Разумеется, сам Берия, забытый и исчезнувший, обречён на проигрыш и окончательное забвение. Это подразумевается всей образной системой «Операции «Гадюка». Однако его действия имеют долгоиграющие следствия, и они отнюдь не завершаются на этом романе.

И, знаете, я всегда уважал социальную чуткость Кира Булычева, тонко и неоднозначно реагировавшего на перемены в обществе, комментировавшего эти перемены с опережением, до того, как изменения становились очевидны для всех. Но в «Операции «Гадюка» он превзошёл самого себя — написал роман о возвращении в российское общество тайной политической полиции в качестве самой мощной политической и социальной силы ещё тогда, когда над призраком КГБ было принято смеяться. Тень советских «рыцарей плаща и кинжала», забытых и осмеянных, но не исчезнувших, просто скрывшихся в сумеречной зоне, наползает на мир в этом романе, и попытки героев противостоять этому неотвратимому движению могут лишь слегка притормозить ход вещей, но не остановить просачивающийся в наш мир ядовитый мрак.

Роман писался во времена пляшущего пьяного Ельцина, а был опубликован, когда его безликий преёмник с пустыми серенькими глазами вышел, наконец, из Мира Теней в наш мир.

Можно догадаться, каким стал бы четвёртый роман этого цикла. Увы, увы, он не написан.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 июля 2015 г.

Книжка оказалась в библиотеке санатория Чайковский. Предыдущих серий не читал, так что неизвестного было для меня чуть больше, чем для читающих весь цикл.

Читать интересно. Сюжет захватывает. Есть место некоторым аллюзиям. Можно попробовать мысленно или по карте погулятиь с героями по Питеру и Москве. Много не решённых загадок. И концовка оставляющее место для не написанного продолжения.

Такого Булычёва я раньше не читал. Очень политизированный и при этом симпатии автора не очевидны. Но читается в 2015 очень актуально. Мне кажется в 2000 я бы не понял бы многого. Первая часть про Берию, похоже, не требует знания предыдущих серий. Берия и Хрущёв мне показались, скучноваты, ленивые диалоги первых лиц. Хотя психологические портреты и Берии и тюремщиков читать интересно.

Можно отнести книгу к твёрдой фантастики. Так как параллельный мир обладает некоторыми свойствами и отличиями от нашего. И наука обоих миров изучает эти законы и отличия.

Начало жизни Берии в безвременье было опасным. Но он как-то выкрутился. Но что удивительно, события начинаются на ближней даче Сталина в Волынском, а потом действии продолжается уже в Санкт-Петербурге. При этом я пропустил, как Берия оказался в Питере, а Егор и Люся вроде шли из Москвы в Питер с кучей неизвестных приключений.

Темп повествования в Чистилище, как параллельный нам мир безвременья начинают называть в середине книги, медленный и тягучий, как и жизнь в этом странном мире. Оживает мир вблизи относительно живых Люси и Егора. Естественно модель мира, которого не должно быть, получилась весьма натянутой и противоречивой, но читать всё равно интересно. События в нашем мире естественно бегут намного быстрее.

Гарик Гагарин прописан очень поверхностно. Пародия на супергероя. Кое что он, конечно, может и считается инопланетянином, но не смотря, на что именно он ассоциируется с автором (только в процессе написания этих строк, понял, что это потому, что главы про Гарика идут от первого лица), он прописан, как мне показалось, слабовато. Возможно лучше способности и типаж Гарика прописан предыдущих книгах.

Интересно, что герои на которых потрачено меньше чернил, возможно, получились более яркими.

Очень хорошо получилась Вера, роль которой, так и не удалось понять до конца книги. Гипотеза, что она агент Берии допустима, но ведь она явно помогла Егору связаться с институтом, то есть увеличила угрозу для операции Гадюка.

Один из агентов Берии Лядов тоже вёл какую-то очень странную игру. Такое ощущение, что он с самого начала пытался оповестить об операции как можно больше людей. Начал откровенно болтать при докторе, продолжил в поезде при Егоре. То есть, выполняя добросовестно свои обязанности, стремился всех предупредить. Конечно, можно всё объяснить просто хвастовством, но хочется верит в более сложные мотивы.

Социально-политические моменты, которые есть в книге, я в 2000 совершенно не чествовал. Мне кажется, сейчас намного больше людей готовы называть себя советскими людьми, и людей мыслящих категориями Америка – враг. Да отношения после бомбардировок Югославии к США ухудшилось, но я таких реставрационных идей не чувствовал. Все герои-патриоты и сторонники возвращения советской власти Булычёва так искренне, что иногда кажется, что он с ними солидаризуется, но по не которым штрихам, всё-таки кажется, что это не так. И положительный дядя Миша, не хочет, что бы его коллеги создали базы в Чистилище.

Интересный момент про маленький подпольный водочный заводик, на ракетной базе. Тут всё-таки явные переживания из-за разрухи в армии.

Достаточно много времени уделено еврейской тематике. В книге встречается 3 явных еврея. Тема про “Такая нация” звучит минимум дважды. Берия испытывает ненависть к евреям и утверждается, что в этом был солидарен со Сталиным. Из других национальностей обсуждается только национальность самого мегрела Берии и акцент, который у него сохранился даже в нижнем мире.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 января 2013 г.

Только что дочитал. Роман отличается от первых двух частей большей динамикой. Уже знакомые по «Старому году» Егор и Люся узнают что Берия, да, да, тот самый! — задумал полностью уничтожить верхний мир, чтобы не произошло уничтожение мира без времени. По ходу чтения пришлось покопаться в инете и обнаружить, что не только Берия реальное исторической лицо, а также один из биологов-злодеев Майоранский, который реально заведовал лабораторией ядов у Судоплатова. Вообще идея поселить в мир без времени реальных людей и просмотреть как они будут действовать в такой ситуации очень интересна. Роль Гарика Гагарина не так значительна как в первой части. Здесь основную роль играют собственно Берия, со своими планами и Егор расстраивающий его планы, не до конца кстати, т.к. оружие которым планировалось уничтожить человечество — вирус — был таки вылит, но попал в бетонное хранилище, которое было судя по всему негодным. Появляется персонаж — Верка-снайпер, бомжиха-журналистка, кто она такая так и не становится ясно. Заканчивается роман на полуслове, явно ожидалось продолжение.. которого уже не увидеть. А ведь все так интересно: изобретена вакцина позволяющая находится в верхнем мире до 3 дней, военные уже планируют разместить там секретные заводы и военные базы... завязка на следующие книги вкусная-) В книге есть много отсылок к истории, так что познавательная часть тоже впечатляет, причем эти отсылки случаются во время диалогов, как бы между прочим, и приходиться, чтобы понять о чем точно идет речь смотреть в интернете.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июня 2008 г.

Роман, в принципе, понравился. И главная моя претензия к нему – излишне затянут. В плюсы же можно отнести появление новых персонажей, большинство из которых очень интересны. Они явно оживили сюжет. И хотя задумки главного злодея кажутся мне высосанными из пальца, «играет» он здОрово. Если бы это был фильм, а не книга, без сомнения, Оскара за главную роль следовало бы вручить главному плохишу. А самое обидное, что цикл явно не закончен, хоть и логический конец присутствует. Жаль, что окончания истории теперь мы уже никогда не узнаем.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 мая 2015 г.

Заключительный роман из цикла «Театр Теней» о Мире_без_времени. На этот раз мы встретим здесь гм Берию, который непременно желает устроить все как в Советском Союзе, а также старых знакомых по предыдущим романам — Егора и Люсю и сотрудников нии экспертизы.

Тут кто-то жаловался на неудачное произведение Брэдбери, что-де такое ощущение, будто старика закрыли в кладовке и писали вместо него под его именем. Так вот, я все чаще прихожу к выводу, что Булычева заперли там же с середины 90-х и с тех пор не выпускали (хотя я еще не все творчество того периода осилила, а вдруг?). Берия получился сексуально озабоченным: может, он таким и был — я не в курсе, но плохо понимаю, чем эта его изюминка должна помочь роману. Очень, знаете, раздражает, когда читаешь вроде про потусторонний мир, а на каждой пятой странице то кто-то хочет бабу, то сокрушается, что не хочет бабу, то баба, которая не знает, кого хочет. Причем эти «эротические» моменты столь косолапы, что как-то даже неловко за автора.

«Он смотрел на Люсю и огорчался, потому что глазами мог ее раздеть и уложить рядом с собой, но в самом деле не чувствовал к этому склонности, позыва. Даже в камере ему очень хотелось, просто ночами просыпался от похабных образов, а сейчас знал, что ничего не получится. Он еще сорок—сорок пять лет назад пробовал себя и вынужден был сдаться. Это было невыносимо, и за это он тоже будет мстить тому миру, что остался наверху и наслаждается ночами в постелях. Когда ты лучше прочих знаешь о масштабах этого счастья, о его разнообразии, о том, что, пожалуй, нет ничего выше счастья соединиться с женщиной, тебе остается лишь власть и ненависть. И об этом никто не должен догадываться.»

» – А как у тебя с половой жизнью? – неожиданно спросил Лаврентий Павлович.

– Так же, как у вас.

– Не употребляешь?

– Мы мертвецы, – сказала Людмила.»

И так всю дорогу. Сама идея мира в старом году мне очень нравится, но в этом случае большую часть романа, к сожалению, занимают бериевы интриги , описание всевозможных пособников и врагов, а какая-то динамика и сообщение с внешним (или «Верхним миром») начинаются уже ближе к концу. Финал остается открытым, такое ощущение, что задумывалась еще одна книга. Рекомендовала бы только оголтелым фанатам Булычева, которые уже прочитали все остальное.

Оценка: 5


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу