Игорь Лисевич «О китайской древности»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 9 августа 2019 г.
Данная статья написана в качестве введения к антологии древнекитайской классической литературы «Бамбуковые страницы», изданной в 1994 году. Должна сказать, что это замечательное введение. Автор рассказывает об истории древнего Китая, зарождении и развитии китайской письменности, о дошедших до нас памятниках древнекитайской литературы.
Культура Китая очень своеобразна, ориентирована на прошлое. Многие ее установления трудно воспринять людям европейского воспитания, привыкшим смотреть в будущее. В статье раскрывается содержание двух наиболее важных компонентов, на которых базируется китайская культура: кинфуцианства и даосизма. Из глубины веков дошло до наших дней особенное мировоззрение, включающее принципы отсутствия личной инициативы, единства понятий долга и справедливости, отношения к истокам рода как к величайшей ценности для каждого человека.
Европейцы привычно считают главной жизненной ценностью детей, ради которых старшее поколение готово пожертвовать многим, а в критической ситуации и жизнью. Нам это кажется привычным и понятным, ведь за детьми будущее — жизнь. Для китайца всё совсем не так. Для него высшей ценностью являются родители, старшее поколение, предки. Во многих старинных притчах человек, впавший в нищету и не имеющий возможности прокормить всю семью, убивает своего ребенка, чтобы спасти от голодной смерти отца или мать. Такой непонятный для нас поступок объясняется тем, что предки олицетворяют корень древа рода. Пока жив корень, ветки нарастут. А вот если корень погибнет, ни одной веточке этого древа более не жить — кончится род.
В китайской культуре много таких особенных моментов. Если их не разъяснить неподготовленному читателю, многие древние тексты окажутся непонятыми. Статья разъясняет их просто и ясно, делая наследие принципиально иной культуры более близким и понятным, позволяя осмыслить истоки различий и выделить то, что является общим — оно ведь тоже есть.
Статья довольно объемна, но написана настолько просто и понятно, что прочитывается без усилий. Автор умеет сложный исторический и литературоведческий материал преподнести в доступной для неспециалиста форме, не переходя при этом грань, за которой начинается недопустимое упрощение. По завершении же чтения хочется больше узнать о культуре этой древней загадочной страны, не похожей, но в чем-то близкой. И такой древней, что захватывает дух.