FantLab ru

Джон Барнс «Океан — всего лишь снежинка за четыре миллиарда миль отсюда»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.74
Голосов:
77
Моя оценка:
-

подробнее

Океан — всего лишь снежинка за четыре миллиарда миль отсюда

The Ocean is a Snowflake, Four Billion Miles Away

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

В рамках программы всеобщего благоденствия человечество запускает проект терраформирования Марса. Снять документальный фильм о последних днях планеты в ее нынешнем виде отправляются два журналиста с противоположными взглядами на это событие. Один заворожен масштабом события, а другая ужасается разрушением уникальных природных условий.

Входит в:



Лучшее за год XXV/I: Научная фантастика. Космический боевик. Киберпанк
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Science Fiction: The Best of the Year, 2008 Edition
2008 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Fifth Annual Collection
2008 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Fifth Annual Collection
2008 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New SF 21
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

» Ну как, я похожа на себя? — спросила она. — Ты ведь, наверно, знаешь, что в протомедийную эпоху, когда технологи уже придумали многие средства записи и передачи данных, но еще не научились их комбинировать, существовал стереотип, что в жизни люди всегда выглядят лучше, чем на фотографии?»

Это самая первая реплика в рассказе в момент встречи двух знакомых людей, давно не видевших друг друга, произнесенная вместо «Привет, как дела?». Теперь я понимаю, зачем на литературных курсах авторов заставляют читать свои свежие произведения вслух: чтобы не было вот такого. И весь, блин, рассказ написан в том же духе. Тяжелые диалоги, больше похожие на текст диссертации по математике. Причем, все это слышится из уст людей, путешествующие по марсианской пустыне вдвоем пешком. В итоге рассказ превращается просто в набор каких-то слов, наваленных в кучу без разбора. Мне нравятся в фантастике «наукоемкие» тексты, но здесь вся терминология и построение диалогов совершенно не к месту, будто прикреплено все это не к телу повествования, а прибито гвоздями к пустому воздуху. Вызывает, по меньшей мере трудности в восприятии рассказа как такового.

Вроде, Барнс — мальчик не маленький, мог бы и меру знать.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня на телеканале «Наука 2.0» зацепил кусок передачи на давно интересующую меня тему глобального потепления — «Научные сенсации. Потепление — обратный отсчёт», основной темой которой была так называемая «арктическая метановая бомба». Тут же со смартфона забил запрос и пополнил свой «словарный запас» прочитав интересную статью в википедии «Гипотеза о метангидратном ружье», в которой упоминается роман «Мать бурь» (как оказалось на русском не издававшийся) американский писателя Джона Барнса. Так я вышел на данный рассказ глянув на фантлабе библиографию автора, и не откладывая в долгий ящик тут же его и прочитал.

Рассказ интересный [два журналиста в марсианской пустыне решают запечатлить её до начала терраформирования], но местами довольно сыроват (и это бросается в глаза), что по видимому и является причиной его невысокого рейтинга — 6.94 [53], но читается очень легко, увлекательно — так что стоит обратить внемание.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ оставил смешанное впечатление. Все, что связано с описанием операции по перемещению Борея к Марсу — очень интересно и увлекает, твердая НФ. (Исключение составляет эпизод со спутником Борея, который «просмотрели». При уровне технологии, которая нужна для выполнения такой сложной задачи, не заметить рядом с кометой объект размером полкилометра — несерьезно! Эпизод явно введен в рассказ для большего драматизма, вопреки правдоподобию).

А вот диалоги просто ужасны. При том, что они занимают больше половины текста. Герои изъясняются каким-то неуклюжим казенным языком, от которого просто коробит внутреннее чувство прекрасного. В итоге их совершенно не воспринимаешь как нормальных живых людей.

Барнсу хорошо удалась научная сторона, ему бы найти соавтора, так же хорошо пишущего диалоги....

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ впервые опубликован в журнале «Jim Baen's Universe» в 2007 году.

Впечатляющая панорама марсианского терраформирования – живая, захватывающая, с места событий и в прямом эфире — служит красочным фоном для частной истории двух помешанных на своей работе одиночек. Мужчина и женщина, вроде бы они нашли друг друга, но зато не нашли общего языка.

Программа «оземления» Красной планеты в разгаре. Марс в своем привычном виде доживает последние деньки.

Двое журналистов отправляются «на натуру», чтобы снять многообещающий репортаж. Предполагается, что главная «звезда» будущего фильма — комета Борей. «Настоящая снежинка размером семьсот километров в диаметре», мужчина провел на ней свое детство (бабушка работала в проектной группе в рамках программы Всеобщего Процветания, которая, в итоге, и привела Борей к Марсу) к тому же, именно там началась его журналистская карьера. Круг замыкается. При помощи сеймсорегуляторов и термоконтролеров траектория кометы будет скорректирована, вскоре она разрушится, образовав кольца, мириады оставшихся от нее частиц станут метеоритным дождем. Выделившиеся углекислый газ и метан образуют атмосферу. Водные пары станут снегом. Следом пойдут дожди, которые наполнят высохший миллиарды лет назад Борейский океан.

Мужчина и женщина, в скафандрах и молчаливом обществе роботов-сталкеров (примечательно, что одного зовут Бэггинс), оказываются посреди пустыни. Наедине со зрелищем поистине космической красоты и своими собственными, кардинально различающимися, взглядами на происходящее.

Его захватывает масштаб и широта замысла. Ее — беспокоят размах и дерзость.

Сходятся эти двое лишь в одном: «это будет посерьезнее всего, что мы до сих пор снимали». Обоюдная ненависть отступает перед выбором наиболее удачной точки для съемки События Века. Оба хотят сделать свой Главный Репортаж.

В силу профессии, оба искушены в остроте формулировок и вескости аргументации. Вначале они еще спорят об оправданности самой теории терраформирования, но затем азарт и любопытство (опять же — профессиональные) дают им возможность столкнуться с некоторыми побочным эффектами Проекта и суровым нравом Красной планеты, во всех смыслах, на практике.

И совершенно невозможно предугадать, во что все это выльется, когда «поют» марсианские дюны, S-волны сотрясают горную породу, сходят оползни, барахлит связь. И солнце – всего лишь крошечное красное пятнышко за завесой свинцовых туч, с тенью которых не в силах совладать даже «контрастный» режим гермошлема. И в руке чувствуется приятная тяжесть альпенштока.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ в полном соответствии со стилем автора: длинно, очень, даже очень подробно и обстоятельно описание нескольких событий на нескольких десятках страниц. Сюжет неплохой, даже увлекательный, но чтобы до него добраться нужно быть крайне терпеливым, внимательным и усидчивым читателем. Прочитайте и почувствуйте то облегчение, когда доберетесь до конца.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Люблю рассказы о Марсе. Еще больше люблю рассказы о терраформировании этой планеты. Так что ничего удивительного, что эта история от Джона Барнса мне пришлась по душе.

Лучше всего, на мой взгляд, автору удались характеры героев. Объем вроде бы и небольшой, но Барнсу отлично удалось передать на этих страницах чувство и стремления каждого из двух главных героев, из-за чего финал рассказа кажется по-настоящему печальным и грустным.

Все остальное получилось тоже вполне неплохо, особенно эпизод с падением на Марс осколка кометы — самые любимые страницы в «Океане...» Разве что диалоги героев слегка могут подпортить впечатление. Не знаю, может быть, в будущем журналисты и будут общаться между собой на языке научных статей, но сейчас это воспринимается не очень хорошо.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В рамках программы всеобщего благоденствия человечество запускает проект терраформирования Марса. Снять документальный фильм о последних днях планеты в ее нынешнем виде отправляются два журналиста с противоположными взглядами на это событие. Один заворожен масштабом события, а другая ужасается разрушением уникальных природных условий.

Надо отметить, что выбор журналистов в качестве основных героев весьма удачен. Их профессия оправдывает как сам диалог на тему оправданности уничтожения природы в погоне за благами для человечества, так и использование в этом диалоге площадных лозунгов в качестве аргументации.

Самое интересное начинается, когда из-за незапланированной катастрофы теоретический спор вырождается в борьбу за свои жизни, совсем не абстрактную. Часто ведь говорят: «поставь себя на его место». Вот Барнс и ставит человека на место Марса, на котором снова будут яблони цвести. Интересная идея и достойная реализация.

Отдельно стоит отметить описания Барнсом марсианской природы. Бескрайние пустыни и гигантские кратеры изображены на страницах рассказа так, что создается эффект присутствия и ты прямо таки ощущаешь величие этой планеты и грядущих событий.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх