Леонид Андреев «Иго войны»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Антивоенное | Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Иногда жанр «Ига войны» определяют как повесть.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 93
Активный словарный запас: низкий (2496 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 95 знаков, что гораздо выше среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 3% — на редкость ниже среднего (37%)!
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 18 декабря 2024 г.
Я читал эту повесть (а я определяю её как повесть, хоть и очень большую – всё-таки один герой, одна тема) долго. Главная причина в том, что она казалась мне очевидной и, соответственно, немного скучной. Для меня были ожидаемы переживания героя, и даже те трудности, с которыми он должен – вот просто обязан был, авторской волей – столкнуться. Мне был понятен – и, следовательно, очевиден – главный герой: эдакий мелкий интеллигент с его переменчивостью ощущений. Он будто не свои чувства переживает, а отражает общие волнения: то страх, то нежелание этой самой войны, непонимание её, то, поддавшись общему настроению, приливы патриотизма, то сочувствие врагам-немцам, таким же, как и он, людям, то ненависть к ним. Герой, маленький человек (как видно уже и из иного названия повести), и переживания его маленькие, личные, хоть и не лишённые больших трагедий – тоже личных. И вместе с тем, выглядит всё это как-то, по-моему, монотонно. Монотонная рефлексия. Даже ввиду больших личных переживаний, впечатлительности – и в суммарном итоге, того давления, которое оказывает война на душу и психику мелкого интеллигента, и в его лице, на средний класс в целом (то самое «иго»).
Леонид Андреев один из тех редких авторов, которые умели быстро отвечать на происходящие события, писать «на злобу дня», и при этом быть вечным – нести в этих произведениях и что-то вечное. Вот и сейчас, читая, я ловил нечто современное, когда «и вот война, а тут всё так же, все живут как жили», замещение дела пустыми переживаниями и рассуждениями (такими вот интеллигентскими до вселенской высоты) –
Одним словом, даже при определённых достоинствах эта повесть была у меня в тени другого антивоенного, жуткого и более раннего произведения Андреева – «Красного смеха». И своей определенной банальностью буквально растворялась в этой тени. Но и плохой, «пустой» эту повесть я тоже назвать не могу – так она резонирует (всё-таки) с днём сегодняшним.
flying_kitten, 19 июня 2023 г.
Роман написан в форме дневниковых заметок мелкого петербургского служащего. Дневнику тот доверяет свои наблюдения, размышления, страхи и радости в первый год Первой мировой. Другое название — «Признания маленького человека о великих делах» — отлично отражает суть произведения.
Здесь нет батальных сцен, большой политики и судьбоносных решений, нет великого и героического. Человек ходит на службу, читает газеты, общается с такими же обычными людьми. Страх, внезапные вспышки патриотического угара, гордость за народ и царя, уныние, непонимание происходящего — настроение меняется вместе с «общественным мнением». Сначала война где-то там, далеко, потом она незаметно входит в повседневную жизнь — похоронки, раненые, всё для фронта, всё для победы. Рушится привычная жизнь, в голове, так же как и в газетах, в слухах — хаос и раздрай.
Документ эпохи — начало событий, перевернувших вскоре и Россию, и весь мир. Хотя автор ещё не знает об этом — на дворе 1916 год. Сильная книга о маленьких песчинках в жерновах истории.