FantLab ru

Леонид Андреев

Леонид Андреев
Страна: Россия
Родился: 21 августа 1871 г.
Умер: 12 сентября 1919 г.

Леонид Николаевич Андреев — выдающийся русский писатель. Родился 21 августа 1871 года в Орле в семье землемера, который (по семейным преданиям) был внебрачным сыном помещика. Мать тоже была из знатного рода, поэтому можно утверждать, что явившийся в этот мир человек был аристократом как по духу, так и по крови.

В 1882 году его отдали в орловскую гимназию, в которой Леонид, по собственному признанию, «учился скверно». Зато много читал: Жюля Верна, Эдгара По, Чарльза Диккенса, Дмитрия Ивановича Писарева, Льва Николаевича Толстого, Эдуарда Гартмана, Артура Шопенгауэра. Последний оказал на мировоззрение будущего писателя особенно сильное влияние: шопенгауэровские мотивы пронизывают многие его произведения.

В 1889 году юноша тяжело переживает потерю отца. В этом же году его поджидает еще одно испытание — тяжелейший душевный кризис из-за несчастной любви. Психика впечатлительного молодого человека не выдержала, и он попытался даже покончить с собой: чтобы испытать судьбу, лег под поезд между рельсов. К счастью, все обошлось, и отечественная литература обогатилась еще одним великим именем.

В 1891 году, окончив гимназию, Леонид Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета, откуда в 1893 году был отчислен за неуплату. Ему удалось перевестись в Московский университет, за обучение в котором плату внесло Общество пособия нуждающимся. В это же время Андреев начинает печататься: в 1892 в журнале «Звезда» выходит его рассказ «В холоде и золоте», повествующий о голодном студенте. Однако жизненные неурядицы снова доводят начинающего писателя до самоубийства, но попытка опять неудачна. (Еще раз он испытает судьбу в 1894 году. И вновь остается жив.)

Все это время бедный студент влачит полуголодное существование, живет частными уроками, рисует портреты на заказ. Вдобавок, в 1895 году Леонид Андреев попадает под полицейский надзор за участие в делах Орловского студенческого землячества в Москве, так как деятельность подобных организаций была под запретом.

Тем не менее, он продолжает печататься в «Орловском вестнике». А в 1896 году он знакомится с будущей женой — Александрой Михайловной Велигорской.

В 1897 году Леонид Андреев окончил университет кандидатом права. Он начал служить помощником присяжного поверенного, выступая в суде в качестве защитника. Может быть, из своей практики он и вынес сюжет произведения, которое считается началом его литературной карьеры: 5 апреля 1898 года в газете «Курьер» (в которой в ближайшие годы будут также публиковаться — под псевдонимами Джеймс Линч и Л.-ев — фельетоны Андреева) выходит рассказ «Баргамот и Гараська». Дебют этот не остался незамеченным — первый рассказ Андреева был одобрен М. Горьким, получил высокую оценку тогдашних влиятельных критиков. Окрыленный успехом, начинающий писатель ощутил в себе необыкновенный прилив творческой энергии. С 1898 по 1904 год он написал свыше пятидесяти рассказов, а в 1901 году издательство «Знание» выпустило одно за другим восемь изданий первого тома его сочинений. Перед молодым писателем, быстро снискавшим у своего поколения репутацию «властителя дум», широко распахнулись двери редакций лучших журналов, его талант признали Толстой, Чехов, Короленко, не говоря уже о Горьком, с которым у него завязались тесные дружеские отношения (переросшие со временем в «дружбу-вражду» и завершившиеся разрывом).

В 1900 году Горький ввел его молодого писателя в литературный кружок «Среда». Вот как сам Горький описывает встречу с Леонидом: «Одетый в старенькое пальто-тулупчик, в мохнатой бараньей шапке набекрень, он напоминал молодого актера украинской труппы. Красивое лицо его мне показалось малоподвижным, но пристальный взгляд темных глаз светился той улыбкой, которая так хорошо сияла в его рассказах и фельетонах. Говорил он торопливо, глуховатым, бухающим голосом, простуженно кашляя, немножко захлебываясь словами и однообразно размахивая рукой, — точно дирижировал. Мне показалось, что это здоровый, неизменно веселый человек, способный жить посмеиваясь над невзгодами бытия».

Горький привлек Андреева к работе в «Журнале для всех» и литературно-политическом журнале «Жизнь». Но из-за этой работы (а также сбора денег для нелегальных студенческих касс) писатель вновь попал в поле зрения полиции. И он сам, и его произведения широко обсуждались литературными критиками. Розанов, например, писал: «Господин Арцыбашев и господа Леонид Андреев и Максим Горький сорвали покров фантазии с действительности и показали ее, как она есть».

10 января 1902 года в газете «Курьер» вышел рассказ «Бездна», всколыхнувший читающую публику. В нем человек представлен рабом низменных, животных инстинктов. Вокруг этого произведения Л. Андреева сразу развернулась широкая полемика, характер которой носил уже не литературоведческий, а, скорее, философский характер. (Позже писатель даже замыслил «Антибездну», где хотел изобразить лучшие стороны человека, но так и не осуществил задуманное.)

После женитьбы на Александре Михайловне Велигорской 10 февраля 1902 года начался самый спокойный и счастливый период в жизни Андреева, продолжавшийся, однако, недолго. В январе 1903 года его избрали членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. Он продолжил литературную деятельность, причем теперь в его творчестве появлялось все больше бунтарских мотивов. В январе 1904 года в «Курьере» был опубликован рассказ «Нет прощения», направленный против агентов царской охранки. Из-за него газета была закрыта.

Важным событием — не только литературным, но и общественным — стала антивоенная повесть «Красный смех». Писатель с восторгом приветствует первую русскую революцию, пытается активно содействовать ей: работает в большевистской газете «Борьба», участвует в секретном совещании финской Красной Гвардии. Он снова вступает в конфликт с властями, и в феврале 1905 года за предоставление квартиры для заседаний ЦК РСДРП его заключают в одиночную камеру. Благодаря залогу, внесенному Саввой Морозовым, ему удается выйти из тюрьмы. Несмотря ни на что, Андреев не прекращает революционную деятельность: в июле 1905 года он вместе с Горьким выступает на литературно-музыкальном вечере, сбор от которого идет в пользу Петербургского комитета РСДРП и семей бастующих рабочих Путиловского завода. От преследований властей теперь ему приходится скрываться за границей: в конце 1905 года писатель выезжает в Германию.

Там он пережил одну из самых страшных трагедий своей жизни — смерть любимой супруги при рождении второго сына. В это время он работал над пьесой «Жизнь человека», о которой впоследствии написал Вере Фигнер: «за Ваш отзыв о «Жизни человека» спасибо. Вещь эта очень мне дорога; а уже теперь я вижу, что ее не поймут. И это очень больно обижает меня, не как автора (самолюбия у меня нету), а как «Человека». Ведь эта вещь была последней мыслью, последним чувством и гордостью моей жены — и когда разбирают ее холодно, бранят, то мне чувствуется в этом какое-то огромное оскорбление. Конечно, какое дело критикам до того, что «жена человека» умерла, — но мне больно. Вчера и сегодня пьеса ставится в Спб., и мне тошно об этом подумать». В декабре 1907 года Л. Андреев встретился с М. Горьким на Капри, а в мае 1908-го, кое-как оправившись от горя, вернулся в Россию.

Он продолжает содействовать революции: поддерживает нелегальный фонд узников Шлиссельбургской крепости, укрывает революционеров в своем доме.

Писатель работает редактором в альманахе «Шиповник» и сборнике «Знание». Приглашает в «Знание» А. Блока, которого высоко ценит. Блок, в свою очередь, так отзывается об Андрееве: «В нем находят нечто общее с Эдгаром По. Это до известной степени верно, но огромная разница в том, что в рассказах г. Андреева нет ничего «необыкновенного», «странного», «фантастического», «таинственного». Все простые житейские случаи».

Но из «Знания» писателю пришлось уйти: Горький решительно восстал против публикаций Блока и Сологуба. Порвал Андреев и с «Шиповником», который напечатал романы Б. Савинова и Ф. Сологуба после того, как он их отклонил.

Однако работа, большая и плодотворная, продолжается. Самым, пожалуй, значительным произведением этого периода стал «Иуда Искариот», где подвергается переосмыслению известный всем библейский сюжет. Ученики Христа предстают трусливыми обывателями, а Иуда — посредником между Христом и людьми. Образ Иуды двойствен: формально — предатель, а по сути — единственно преданный Христу человек. Предает же Христа он, чтобы выяснить, способен ли кто-нибудь из его последователей пожертвовать собой ради спасения учителя. Он приносит апостолам оружие, предупреждает их о грозящей Христу опасности, а после смерти Учителя следует за ним. В уста Иуды автор вкладывает весьма глубокий этический постулат: «Жертва — это страдания для одного и позор для всех. Вы на себя взяли весь грех. Вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Христа!.. Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв?.. Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она?». Сам автор охарактеризовал это произведение как «нечто по психологии, этике и практике предательства».

Леонид Андреев постоянно занят поисками стиля. Он разрабатывает приемы и принципы не изобразительного, а выразительного письма. В это время рождаются такие произведения, как «Рассказ о семи повешенных» (1908), повествующий о правительственных репрессиях, пьесы «Дни нашей жизни» (1908), «Анатэма» (1910), «Екатерина Ивановна» (1913), роман «Сашка Жегулев» (1911).

Первую мировую войну Л. Андреев приветствовал как «борьбу демократии всего мира с цезаризмом и деспотией, представителем каковой является Германия». Того же он ждал от всех деятелей русской культуры. В начале 1914 года писатель даже поехал к Горькому на Капри, чтобы убедить его отказаться от «пораженческой» позиции и заодно восстановить пошатнувшиеся дружеские отношения. Вернувшись в Россию, он начал работать в газете «Утро России», органе либеральной буржуазии, а в 1916 году стал редактором газеты «Русская воля».

Восторженно приветствовал Андреев и Февральскую революцию. Он даже допускал насилие, если оно применялось ради достижения «высоких целей» и служило народному благу и торжеству свободы.

Однако эйфория его убывала по мере того, как большевики укрепляли свои позиции. Уже в сентябре 1917 года он писал, что «завоеватель Ленин» ступает «по лужам крови». Противник любой диктатуры, он не смог смириться и с диктатурой большевистской. В октябре 1917 года он уехал в Финляндию, что стало фактически началом эмиграции (на самом деле, благодаря печальному курьезу: когда по реке Сестре установилась граница между Советской Россией и Финляндией, Андреев с семьей жил на даче и волей-неволей оказался «за границей»).

22 марта 1919 года в парижской газете «Общее дело» вышла его статья «S.O.S!», в которой он обратился к «благородным» гражданам за помощью и призвал их к объединению, чтобы спасти Россию от «дикарей Европы, восставших против ее культуры, законов и морали», превративших ее «в пепел, огонь, убийство, разрушение, кладбище, темницы и сумасшедшие дома».

Неспокойное душевное состояние писателя сказалось и на его физическом самочувствии. 9 декабря Леонид Андреев скончался от паралича сердца в деревне Нейвала в Финляндии на даче у друга, писателя Ф. Н. Вальковского. Тело его было временно захоронено в местной церкви.

Этот «временный» период продолжался до 1956 года, когда его прах перезахоронили в Ленинграде на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Идеи и сюжеты Леонида Андреева оказались плохо совместимыми с идеологией советского государства, и на долгие годы имя писателя было позабыто. Первой ласточкой возрождения стал сборник рассказов и повестей, выпущенный Государственным издательством художественной литературы в 1957 году. Через два года за ним последовал сборник пьес. Состав этих книг подчеркнуто нейтрален; «опасные» произведения вроде «Бездны» и «Мысли» в них не вошли.

Первое и единственное на сегодняшний день (если не считать двухтомника 1971 года) посмертное собрание сочинений Леонида Андреева вышло в издательстве Художественная литература (Москва) в 1990-1996 годах.

В последние годы историческая справедливость восстановлена: сборники Андреева выходят из года в год и переиздаются, отдельные рассказы и повести писателя включены в школьную программу.

Фантастика в творчестве Леонида Андреева

Многие произведения Леонида Андреева непосредственно относятся к жанру фантастики и ужасов. Прежде всего следует упомянуть следующие:

  1. «Дневник Сатаны» — неоконченный роман, в котором Князь Тьмы является в мир начала XX века в человеческом обличье;

  2. мистический рассказ «Он», близкий по духу произведениям Говарда Филлипса Лавкрафта;

  3. жуткая повесть «Красный смех» — об ужасах войны, нашедших сверхъествественное воплощение;

  4. сюрреалистический кошмар «Стена»;

  5. рассказ «Елеазар», который своеобразно трактует историю библейского Лазаря и неоднократно включался в западные антологии историй о привидениях;

  6. озорная басенка «Черт на свадьбе»;

  7. рассказ о конце света «Воскресение всех мертвых», жанр которого сам автор определил как «мечта»;

  8. философская сказка «Так было»;

  9. притча «Правила добра» — о черте, возлюбившем добро;

  10. сатирический рассказ «Смерть Гулливера», повествующий о похоронах свифтовского героя;

  11. фантастико-символистские пьесы («Царь голод», «Анатэма»).

Кроме того, значительное число рассказов и повестей (включая такие выдающиеся, как «Полет», «Большой шлем», «Бездна», «Жизнь Василия Фивейского», «Проклятие зверя», «Набат» и др.) нельзя с уверенностью отнести ни к фантастике, ни к традиционной литературе. В наши дни это назвали бы магическим реализмом.

Сайты и ссылки:

andreev.org.ru (официальный сайт)
Сортировка:

Леонид Андреев. Циклы произведений

7.59 (17)
-
1 отз.
7.25 (24)
-
1 отз.
7.04 (24)
-
1 отз.
7.64 (22)
-
1 отз.
7.79 (19)
-
1 отз.
7.30 (20)
-
1 отз.

Леонид Андреев. Участие в межавторских проектах

  Гулливер. Свободные продолжения // межавторский цикл  
7.88 (8)
-
  • Рассказы и повести // межавторский цикл
7.70 (23)
-
2 отз.

Леонид Андреев. Романы

6.91 (23)
-
  1916 Иго войны  [= Иго войны. Признания маленького человека о великих делах]  
8.00 (11)
-
7.91 (144)
-
7 отз.

Леонид Андреев. Повести

8.52 (135)
-
3 отз.
  1904 Красный смех  [= Красный смех. Отрывки из найденной рукописи]  
8.53 (240)
-
13 отз.
  1907 Иуда Искариот  [= Иуда Искариот и другие]  
8.56 (332)
-
14 отз.
8.50 (14)
-
1 отз.
8.53 (170)
-
9 отз.
  1916 Жертва  
8.78 (9)
-

Леонид Андреев. Рассказы

8.12 (8)
-
8.08 (25)
-
1 отз.
7.91 (132)
-
3 отз.
  1898 Защита  
8.05 (21)
-
7.79 (34)
-
7.96 (24)
-
8.24 (112)
-
1 отз.
7.87 (105)
-
2 отз.
8.24 (17)
-
  1899 Друг  [= Собака]  
8.20 (30)
-
  1899 Молодёжь  
8.33 (15)
-
  1899 Памятник  
8.57 (14)
-
7.96 (99)
-
2 отз.
  1899 У окна  
8.15 (26)
-
1 отз.
7.47 (32)
-
  1900 Валя  
8.35 (23)
-
  1900 Мельком  
7.00 (27)
-
  1900 Молчание  
8.08 (70)
-
2 отз.
  1900 На реке  
7.50 (20)
-
8.13 (23)
-
  1900 Праздник  
7.80 (15)
-
8.05 (40)
-
1 отз.
7.99 (38)
-
1 отз.
7.90 (41)
-
1 отз.
  1901 В поезде  
7.68 (19)
-
  1901 Гостинец  
8.55 (31)
-
1 отз.
8.28 (59)
-
7.69 (32)
-
  1901 Книга  
7.16 (31)
-
  1901 Кусака  
8.21 (111)
-
4 отз.
  1901 Ложь  
8.00 (21)
-
1 отз.
  1901 Набат  
6.96 (53)
-
1 отз.
  1901 Случай  
7.17 (23)
-
  1901 Смех  
7.37 (32)
-
  1901 Стена  
7.60 (87)
-
1 отз.
  1902 Бездна  
7.98 (175)
-
11 отз.
  1902 В тумане  
8.33 (24)
-
  1902 Весной  
7.77 (22)
-
  1902 Город  
7.97 (33)
-
1 отз.
  1902 Мысль  
8.54 (63)
-
5 отз.
7.99 (40)
-
2 отз.
8.10 (44)
-
7.84 (19)
-
7.41 (29)
-
  1904 Вор  
7.50 (18)
-
1 отз.
  1904 Призраки  
8.40 (25)
-
7.85 (34)
-
7.24 (33)
-
7.95 (22)
-
  1905 Так было  
7.89 (27)
-
1 отз.
8.73 (26)
-
  1906 Елеазар  
8.64 (80)
-
3 отз.
7.94 (37)
-
6.47 (34)
-
  1907 Тьма  
8.17 (44)
-
  1908 Великан  
8.15 (33)
-
1 отз.
7.86 (28)
-
1 отз.
6.77 (26)
-
7.88 (24)
-
8.82 (11)
-
8.60 (10)
-
  1911 Ипатов  
8.22 (9)
-
1 отз.
  1911 Покой  
7.61 (28)
-
7.45 (31)
-
7.70 (23)
-
2 отз.
7.94 (18)
-
8.27 (37)
-
1 отз.
  1913 Возврат  
7.00 (16)
-
  1913 Земля  
7.79 (19)
-
1 отз.
  1913 Негодяй  
7.04 (24)
-
1 отз.
8.34 (113)
-
7 отз.
  1913 Орешек  
7.25 (24)
-
1 отз.
7.64 (22)
-
1 отз.
7.30 (20)
-
1 отз.
  1914 Воскресение всех мёртвых  [= Воскресение всех мёртвых. Мечта]  
7.93 (28)
-
  1914 Герман и Марта  [= На севере]  
7.70 (20)
-
  1914 Конец Джона-Проповедника  [= Конец Джона Проповедника]  
7.56 (9)
-
  1914 Полёт  [= Надсмертное]  
7.94 (37)
-
1 отз.
7.10 (10)
-
7.65 (17)
-
8.50 (6)
-
  1915 Ослы  [= Состязание с Орфеем]  
6.79 (14)
-
8.29 (14)
-
8.45 (20)
-
1 отз.
8.38 (13)
-
8.00 (7)
-
8.60 (5)
-
8.00 (1)
-

Леонид Андреев. Пьесы

8.14 (7)
-
  1906 Савва  [= Савва (Ignis Sanat)]  
8.44 (9)
-
8.47 (38)
-
1 отз.
8.00 (12)
-
  1908 Любовь к ближнему [сатирическая миниатюра для сцены]  
9.25 (4)
-
8.92 (13)
-
1 отз.
8.90 (10)
-
1 отз.
  1909 Анатэма  
8.44 (18)
-
  1909 Анфиса  
7.67 (6)
-
  1910 «Gaudeamus»  
7.00 (2)
-
  1911 Океан  
9.14 (7)
-
  1912 Прекрасные сабинянки [сатирическая миниатюра для сцены]  
8.00 (2)
-
8.00 (1)
-
  1912 Честь  [= Старый граф] [сатирическая миниатюра для сцены]  
8.00 (2)
-
8.17 (6)
-
  1913 Каинова печать  [= Не убий]  
7.20 (5)
-
  1913 Кающийся  [= Кающийся (Происшествие)] [сатирическая миниатюра для сцены]  
8.00 (2)
-
  1913 Упрямый попугай [сатирическая миниатюра для сцены]  
8.00 (2)
-
8.00 (1)
-
  1914 Мысль  [= Мысль. Современная трагедия]  
8.29 (7)
-
  1916 Младость  
7.00 (1)
-
8.00 (8)
-
8.50 (2)
-
  1917 Монумент [сатирическая миниатюра для сцены]  
7.67 (6)
-
  1917 Реквием  
8.25 (8)
-
1 отз.
  1922 Собачий вальс  [= «Собачий вальс». Поэма одиночества]  
8.86 (7)
-
1 отз.
9.00 (5)
-
  1924 Конь в сенате [сатирическая миниатюра для сцены]  
7.75 (4)
-

Леонид Андреев. Статьи

9.00 (3)
-
  1900 В кругу [Фельетон]  
7.50 (2)
-
  1900 Впечатления [Фельетон]  
8.00 (1)
-
7.33 (3)
-
  1900 Москва. Мелочи жизни [Фельетон]  
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
  1901 «Дикая утка» [Очерк]  
7.00 (2)
-
  1901 «Три сестры» [Очерк]  
7.00 (1)
-
  1901 В вагоне  
6.50 (2)
-
8.00 (3)
-
  1901 Всероссийское вранье [Фельетон]  
6.50 (2)
-
7.33 (3)
-
  1901 Люди теневой стороны [Фельетон]  
6.60 (5)
-
8.00 (2)
-
  1901 Писатели [Фельетон]  
8.00 (1)
-
  1901 Свободный полёт [Фельетон]  
7.00 (1)
-
  1901 Утёнок [Фельетон]  
7.50 (2)
-
  1902 «Мещане» [Очерк]  
7.00 (1)
-
  1902 Волга и Кама [Фельетон]  
7.00 (1)
-
  1902 О писателе [Фельетон]  
7.00 (1)
-
  1902 Отжил ли Некрасов [Очерк]  
7.33 (3)
-
  1902 Татьянин день [Фельетон]  
7.00 (1)
-
  1902 Ф. И. Шаляпин  [= О Шаляпине] [Очерк]  
6.67 (3)
-
8.00 (2)
-
  1906 Памяти Владимира Мазурина  [= Памяти Владимира Мазурина. Из частного письма] [Очерк]  
6.50 (2)
-
  1908 О критиках [Заметка]  
8.00 (1)
-
  1910 Искренний смех [Фельетон]  
6.69 (16)
-
  1911 Автобиографическая справка  [= Автобиография]  
8.00 (6)
-
8.67 (3)
-
  1912 Административный восторг  [= Административный восторг. Кинематографический рассказ о бесталанном Васеньке] [Фельетон]  
6.00 (1)
-
  1912 О Джеке Лондоне [Очерк]  
6.50 (4)
-
  1912 Письма о театре [Очерки]  
8.50 (2)
-
  1913 Живая книга [Рецензия]  
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
  1915 В защиту критики [Фельетон]  
5.50 (2)
-
7.00 (1)
-
  1916 Л. А. Сулержицкий [Очерк]  
7.50 (2)
-
6.00 (2)
-
7.00 (1)
-
7.50 (2)
-
8.00 (1)
-
7.50 (2)
-
  1917 Надсон и наше время [Очерк]  
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
  1919 S. O. S. [Очерк]  
8.00 (4)
-
  1919 Держава Рериха [Очерк]  
7.33 (3)
-
  1975 Шхеры [Очерк]  
7.00 (1)
-
  Актёр [Фельетон]  
8.00 (1)
-
9.00 (2)
-
  О читателе [Фельетон]  
9.00 (1)
-
  Случайные заметки [Фельетон]  
8.00 (1)
-

Леонид Андреев. Очерки

  1915 Раненый  
-

Леонид Андреев. Антологии

  1915 Щит // Соавторы: Максим Горький, Фёдор Сологуб  
-

Леонид Андреев. Прочие произведения

  1988 Я говорю из гроба [Глава из черновой редакции «Рассказа о семи повешенных»]  
9.67 (6)
-
8.67 (3)
-

Леонид Андреев. Незаконченные произведения

  1919 Европа в опасности  [= Их приход] (статья, не закончена)  
7.00 (1)
-


  Формат рейтинга


  Примечание

  • В библиографию не были включены публицистические и документальные произведения, не публиковавшиеся после смерти автора и недоступные современным читателям; а также письма Андреева.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — Pickman

  • Куратор библиографии — Петров Эдуард


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  •   Лингвистический профиль Леонида Андреева

    Словарный запас автора — низкий. Длина предложений — очень большая. Диалоги используются редко. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует в умеренном количестве. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — крайне редко.

    ⇑ Наверх