Дмитрий Костюкевич, Евгений Абрамович «Замок в лесу»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Англия, 1832 год.
Первый рабочий пропал в сентябре. Вышел из кузни и не вернулся.
Спустя месяц исчезли еще двое.
Молодой инженер Джеймс Несмит, владелец небольшого литейного завода, намерен разобраться в происходящем. Очевидец утверждает, что рабочие отправились в сторону руин замка Дадли, поэтому Несмит отправляется на поиски, не подозревая, что в подземельях под замком его ждёт встреча, которая перевернёт всю его жизнь, а в памяти потомков он останется изобретателем парового молота, гидравлического пресса и многих других механизмов...
Входит в:
— журнал «Мю Цефея. Делу время / Потехе час. № 8(9)-9(10), 2019», 2019 г.
— антологию «Истории Ворона», 2021 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lilian, 1 сентября 2022 г.
Во-первых, это не ужасы. Это фантастика про ремонтирующих свой корабль инопланетных существ. Главный герой боится их, но это скорее иррациональный страх перед неизведанным. Во-вторых, авторы зачем-то взяли для своего рассказа усреднённую западную страну с английскими именами. Зачем — не понятно. Ну и в-третьих, что-то подобное я уже видела в Докторе Кто. Только поинтереснее.
Дополнительная проблема — манера повествования в рассказе. Путанная, обрывочная, не рисующая ясной картины происходящего. Сплошные впечатления и повторяющиеся метафоры. Читать некомфортно.
Towerdevil, 13 ноября 2022 г.
А здесь у нас творение от белорусского дуо Костюкевича и Абрамовича. Данный рассказ я встречал на Чертовой Дюжине 2018 года, но вот прочесть мне его не было суждено — он оказался в одной группе с моей «Кладбищенской Черемшой» (на конкурсе она называлась «Медвежий лук»), а свою группу читать...не то, чтобы нельзя, но необязательно. Вылетели, кстати, оба — на стадии четвертьфинала (звучит пафосней, чем второй тур). А теперь вот, судьба свела.
Рассказ повествует о судьбе шотландского астронома-инженера-изобретателя Джеймса Несмита, что само по себе уже смелый шаг, аж по двум причинам. Первая — придумывать биографию для вполне себе реального человека — дело ответственное, много где можно попасть впросак. Ну а вторая — это, в некоторой степени, спойлер, ведь судьба этого человека вполне себе общеизвестна, как и то, что он мирно почил в собственной постели в возрасте 82 лет.
Энивей. Этот самый Джеймс Несмит организовал угледобывающий завод в каком-то жопном захолустье и довольный себе добывает уголь, как вдруг... рабочие начали пропадать. Пошел он, значит, выяснять, куда это они пропадают и... обойдусь без спойлеров.
Первое, до чего в рассказе хочется докопаться — это название. Да, номинально и замок и лес в рассказе есть, но и декоративная и сюжетная их роль столь ничтожны, что в итоге, мысленно возвращаясь к этому рассказу, я никак не мог вспомнить его название. Это не минус самому рассказу, скорее, тот элемент, на который хочется обратить внимание.
Что касается языка — тут он выспренно-надменный, этакий высокий штиль с громоздкими метафорами и массой инженерно-лирический отступлений. Однако, учитывая, что речь идет о несколько иной эпохе и человеке с Туманного Альбиона, смотрится все это максимально уместно и отчасти напоминает тексты Эдгара Аллана По, что, в свою очередь при учете сюжета делает все в десятки раз круче.
Сама история достаточно просто построена. Несмит ходит туда-сюда, чтобы увидеть то и се. В принципе, для рассказа ТОЙ истории, которая произошла, этого более чем достаточно. Ведь строится здесь все на двух вещах: образах и интриге.
Образы настолько свежие и незаезженные, что прям аж облизываешься и завидуешь. Не хватило, конечно, заявленной в повествовании гигеровщины, но все еще очень здорово. Казалось бы, совершенно нестрашные и уже даже обыденные вещи, показанные с ПРАВИЛЬНОЙ точки зрения, ПРАВИЛЬНЫМИ глазами и с ПРАВИЛЬНЫМИ же последствиями могут выглядеть не просто пугающе, а уже совершенно инфернально и запредельно.
Ну и интрига. Догадаться о том, что происходит в рассказе до самого, собственно, раскрытия сути происходящего решительно невозможно (и как это удалось Несмиту — отдельный вопрос). И это приковывает к рассказу как цепями. Солнце к середине рассказы вышло в зенит, мне пришлось возвращаться с моря, так что дочитывал я на ходу и едва не попал под машину — до того не отпускало. Оторваться действительно невозможно, хотя динамика в рассказе, в принципе, едва ли не отсутствует. И это, скажу я вам, тонкое искусство.
Словом, перед нами очень любопытная и филигранная вещица. Такую чуть недопилишь-недоточишь и посыпется. Но авторы все выдержали ровно в той дозировке, в которой нужно. Хороший рассказ.
Wolf94, 31 октября 2021 г.
«Паника… Паника хуже холодной печи в разгар смены».
Почему мне хочется сравнить рассказ с сериалом «Любовь, смерть и роботы»? Потрясающая стилизация, но, как и sergej210477, приходилось заставлять концентрироваться на тексте. Опять же, концовка понравилась. Мрачная и цепляющая, но не самый лучший, для меня, рассказ.
Manowar76, 8 января 2023 г.
Как ужастик, слабо. Парафраз «Третьей смены», предыдущего рассказа из сборника «Истории ворона». Ужасы промышленной революции, экологические бедствия. Но только не в декорациях современной российской провинции, а в Англии девятнадцатого века. Рассказы правда очень похожи поначалу.
Потом сюжет «Замка» сворачивает в стороны от метафоры завода и механизмов, как живых организмов со своей волей.
Появляются лавкрафтианские пришельцы, потерпевшие кораблекрушение. Очень понравилась фантастическая идея органического корабля с механическим разумным экипажем.
Но самое классное и шокирующее произошло в последних строках рассказа. Оказывается, Несмит — это не просто сгенерённая английская фамилия, а реальных изобретатель парового молота и гидравлического пресса, действительно забросивший изобретения и ушедший в астрономию. А рассказ — его криптобиография, объясняющая и успех на почве изобретательства и страсть к астрономии.
По итогу — отлично, хотя поначалу раздражал.
Чего бояться: промышленной революции.
9(ОТЛИЧНО)
sergej210477, 10 июля 2021 г.
Сюжетно — рассказ не очень понравился. Все время приходится прилагать усилие, чтобы получить целостную картинку. Сложно читается.
А вот то, как, каким языком написан рассказ — очень впечатлило. Отличная стилизация, атмосферно. Интересная смесь производственной фантастики и хоррора.
Не скажу, что впечатлило, но, мрачно, и, главное, достаточно оригинально.