Томас Лиготти «Пока мой труд не завершён»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор ) | Психоделика
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Сновидения, формы изменения сознания | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Фрэнк Доминьо – менеджер среднего звена, он долгое время работает в крупной компании, но не любит свою работу и не имеет каких-либо карьерных амбиций. Тем не менее, на одном из совещаний он решается озвучить подготовленное им предложение о новом направлении деятельности компании. Предложение не находит поддержки у руководства, но запускает цепочку событий, которые приводят к увольнению Фрэнка. Доминьо мечтает о мести своим бывшим коллегам, даже посещает оружейный магазин, в котором приобретает целый арсенал оружия. Но в этот день с Фрэнком происходит нечто необъяснимое, что-то, что наделяет его практически неограниченными сверхъестественными способностями. Месть человека, способного сделать со своими врагами абсолютно все, что сможет вообразить, будет изобретательна…
Входит в:
— сборник «Пока мой труд не завершён», 2002 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2002 // Повесть / Короткая повесть | |
лауреат |
Премия Международной Гильдии Ужаса / International Horror Guild Awards, 2003 // Повесть |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rovdyr, 12 апреля 2024 г.
Прежде творчество Томаса Лиготти (одного из моих современных фаворитов в жанре хоррора, за несущественным исключением небольшого числа произведений) было знакомо мне в форме малой прозы (рассказы и короткие повести). Теперь пришла пора прочесть роман под довольно экстравагантным названием «Пока мой труд не завершен».
В общем, роман мне понравился, хотя не обошлось без некоторых огрехов, о которых нужно обязательно сказать. Но сначала укажу, что посчитал наиболее ценным. Это, безусловно, фигура главного героя по имени Фрэнк Винсент Доминио. Персона незначительная (относительно мелкая конторская сошка), но меня как читателя сразу заинтересовала неординарным и весьма показательным хобби (любит фотографировать упадочные места, коих полно в его городе, прототипом которого послужил, несомненно, родной для Лиготти Детройт). И есть у Доминио паранормальная восприимчивость к загадочному феномену Тьмы, которая в творческой философии Лиготти, на мой взгляд, является своеобразным «черным» парафразом Дао. «Черная» философия вообще пронизывает роман (для ценителей книг Лиготти в том нет ничего удивительного), и это его несомненное достоинство.
Что в романе не вполне соответствует моему литературному вкусу, так это жестокость. «Чернушная» жестокость, с которой Доминио мстит группе менеджеров компании, и которой его уволили, для меня, как поклонника более «академичного» хоррора, чрезмерна.
Внимание стоит обратить на структуру романа (кстати, небольшого объема: около 220 страниц). Концовка стала для меня довольно неожиданной, хотя, полагаю, для более искушенных знатоков жанра современного психологического хоррора она более или менее предсказуема. Но мне, во-первых, эта концовка показалась слишком скомканной, а, во-вторых (и это главное), она на самом деле не является окончанием книги. Дело в том, что после основного «тела» романа следуют два приложения, которые в совокупности занимают около (или чуть больше) 10%, причем я не могу сказать, что ясно понял их связь с основным содержанием произведения (честно говоря, практически совсем не понял, ограничившись лишь весьма смутными догадками). Эти приложения заслуживают особой оценки. Первое (твердая десятка) — блистательный шедевр психоделического хоррора в антураже города-деграданта, где неуловимо искажается Бытие и совершаются многочисленные таинственные преступления. Второе (ближе к нулю) — какой-то сумбурный (не видно логики и смысла) набор сцен в стиле видеоклипов. Несколько раз, прочитав фрагмент, я уже толком не мог вспомнить предыдущий. Здесь лично в моих глазах все авторские попытки заинтересовать и произвести впечатление потерпели крах.
Резюме: роман Томаса Лиготти «Пока мой труд не завершен» — произведение, хотя и неровное, но обязательно к включению в мою библиотеку любителя weird fiction.
Стронций 88, 2 сентября 2024 г.
Моё первое столкновение с Лиготти – до этого я был знаком с ним только понаслышке.
Первое ощущение:
Своеобразное чувство юмора (почему никто раньше не говорил, что у Лиготти такое необычное чувство юмора), текст с нотками потока сознания выражающего гротескный (и изысканный временами) скептицизм в отношении социума и человеческого существа в целом; занятные элементы стилистической игры.
По-правде сказать, первая часть романа – мытарства героя в маленьком корпоративном аду (в этом плане даже немножко странно, что герой так отреагировал на избавление от этого неприятного бремени), тонкое выдавливание его из фирмы – все это вызывало во мне больший интерес, чем проявления сверхъестественного. Эта часть была, по-моему, гораздо тоньше, и уже она отражала авторское отношение к миру, в котором сам этот офис с его несправедливостью, с его гнилым нутром и кафкинским давлением на личность, по-своему отражает социум как таковой.
А вот дальше – на мой вкус – всё пошло как-то в лоб.
Сверхъестественное возмездие, учиняемое героем не вызывало каких-то больших чувств. Да, есть легкое моральное удовлетворение, от того, что негодяи получают по заслугам (хотя, по-моему, автор мог обострить ситуацию, сделав их не такими уж и негодяями, но нет, этой сверхъестественной кары они, кажется, заслуживают). А вот то, что кара эта оказалась с выдумкой, но не столь уж извращенной, чтобы почувствовать омерзение – это меня скорее порадовало, я не большой сторонник размазывания крови и кишок (субъективное, да). В происходящем есть несколько сюрпризов –
Однако, суммируя, получается-то очень неплохое общее впечатление. Не грандиозное, но крепкое.
Hades-2, 27 ноября 2024 г.
Когда я начал читать Лиготти, создалось впечатление, что он пишет похоже на Достоевского. И в первую очередь возникли аналогии с «Записками из подполья». Как и у Ф. М., герой ненавидит всех и вся, болезненно чувствителен, и описывает других людей исключительно через поступки и духовный склад. Внешность его врагов мы так и не узнаем, при этом, четко понимаешь, что это за птицы. Описания психологических переживаний и невротических размышлений занимают 90% текста.
Но дальше, с появлением сверхъестественного, все больше вылезал Лавкрафт. Опять много размышлений, минимум диалогов, да и действие не такое уж захватывающее.
Увидел я и немного Кафки + обрывки из пессимистической философии Шопенгауэра. Но, как говорил Дин Кунц: «Если автор считает, что ничто не имеет смысла, зачем он тогда пишет книгу, которая в этом случае тоже не имеет смысла?» У Шопенгауэра из постулата о том, что все безнадежно несчастны, все-таки выводился тезис о необходимости сострадания и усмирения Эго. Если мы все жертвы, то давайте жалеть друг друга, если желания удовлетворить невозможно, то нечего и удовлетворять их за счет других. В таком духе. У Лиготти нет и этого.
Что до хоррора, то он меня сильно не напугал. И показался не шибко изобретательным. Это, действительно, скорее вирд.
Есть у Лиготти повесть... или длинный рассказ... «Призрачная нить», которая впечатлила меня больше. Довольно любопытно. В общем, сказать, что этот писатель меня поразил, не могу, но желание знакомиться дальше с его творчеством не пропало. Я бы не прочь найти его монографию «Заговор против человеческой расы», где Лиготти анализирует пессимистических философов. Люблю такое.