Гарет Ханрахан «Святой из тени»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези | Технофэнтези | Героическое фэнтези | Научное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Религиозное (Религия, придуманная автором ) | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Бессмертие | Артефакты | Культы | Жизнь после смерти | Фантастические существа (Драконы ) | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
На Гвердон надвигается Божья Война. Безумные боги Ишмиры идут рушить храмы, убивать чужих святых и присваивать души.
Ишмирский шпион пробирается в город в поисках Божьей Бомбы. Он сопровождает мальчика-святого, посвященного Ткачу Судеб.
Великие Дома и разведка Хайта соперничают за право сотрудничать с Гвердоном.
Эладора Тай избегает внимания богов, ведь святость — это не благо, а мука, разрушающая душу и тело. Но, несмотря на это, ей предстоит сыграть в войне ключевую роль и сжать в руках пылающий меч.
Входит в:
— цикл «Наследие Чёрного Железа»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 19 августа 2021 г.
Должен предупредить сразу: от первого романа цикла «Наследие Чёрного железа» я остался в полном и безоговорочном восторге, поэтому «Святого из тени» ждал с некоторым опасением, ведь Гарет Ханрахан автор хоть и талантливый, но всё-таки начинающий. Так вот, мистер Ханрахан оправдал мои ожидания чуть более, чем полностью!
«Молитва из сточной канавы» была качественной приключенческой историей, но это было «камерное» произведение, сосредоточенное на приключениях трёх главных и нескольких ярких второстепенных персонажах. В «Святом из тени» действие хоть и происходит, в основном, всё в том же Гвердоне, но события приобретают по-настоящему глобальный размах. Да и как может быть иначе, если в мире бушует Божья война, и в ней вот-вот схлестнуться два самых сильных противника?
Первую треть книги вообще было ощущение, что Ханрахан решил выдать роман о политике и интригах — настолько неспешно развивались события, представляющие собой классическую «расстановку фигур на доске», каждая из которых представляет определённую «фракцию» или «масть», если пользоваться терминологией настольных игр.
Есть молодое Праведное Царство Ишмира, сделавшее ставку на своих могущественных богов, жаждущих крови, смертей и разрушений. Уже пали вольные города юга Маттаур и Севераст, но Ишмире этого мало, поэтому в Гвердон засылают шпиона (его личность останется тайной до самых последних страниц, поэтому даже намёками спойлерить не буду) в компании мальчика-святого, посвященного богу-пауку Ткачу Судеб, с единственной задачей — выяснить, есть ли в городе Божьи бомбы...
Есть древняя Империя Хайт, сделавшая ставку на магию Смерти и некромантию, в которой живые всегда будут оставаться «лишь сносками в повествовании о мёртвых». Когда-то у Хайта были владения и колонии по всему миру, но теперь он отступает, и нужна любая возможность противостоять мощи обезумевших богов Ишмиры. За Хайт «играют» сразу несколько персонажей, главными из которых можно назвать представителей Дома Эревешичей, каждый из которых преследует собственные цели, оставаясь при этом верными Короне. Пусть они и представляют эту верность по-разному...
А ещё в этом мире есть драконы, обитающие на острове Лирикс. В тексте они почти не упоминаются, но учитывая, что Лириксу посвящены обе интерлюдии, довольно быстро понимаешь, что Лириксу суждено сыграть немаловажную роль в сюжете. Особенно, если вспомнить, что в «Молитве из сточной канавы» подобная интерлюдия была посвящена долине Грены, важность которой для сюжета сложно переоценить. Отдельно хочется упомянуть, что драконы в этом мире — не какие-нибудь мудрые «драконяшки», а вполне себе нормальные Драконы, занимающиеся пиратством. По словам автора, говоря о драконьих семьях Лирикса, стоит представить мафию, «если бы крестный отец был шестидесяти футов в длину и мог дышать огнем»...
А посреди всего этого — Гвердон, сделавший ставку на развитие промышленности, алхимии и торговли. Бурлящий политической борьбой за влияние в городе, который не так давно пережил Кризис. Гвердон, страстно желающий сохранить нейтралитет, но понимающий, что в меняющемся мире сделать это будет очень и очень не просто...
Но не отчаивайтесь, если действие «Святого из тени» захватит вас не сразу — спустя пару сотен страниц, с появлением старой знакомой Карильон Тай, оно по-ханрахановски бордо понесётся вскачь! Со стрельбой и драками, с колдовством и вмешательством богов, превратившись на последней сотне страниц в глобальный замес с применением местных аналогов ОМП в виде гвердонской артиллерии, ишмирских чудовищ и святых, и даже вмешательства в битвы самих богов. И всё это ярко, образно, с неуёмной фантазией и ОЧЕНЬ неожиданными сюжетными твистами (хотя финал немного и заспойлерили аннотацией к «Сломанному богу»). Одним словом — ай, молодца Гарет! Порой от книги реально было очень трудно оторваться!
Особо порадовал тот факт, что на протяжении вот уже двух томов автор чётко и недвусмысленно гнёт свою линию: если тебя решил «облагодетельствовать» своим вниманием любой из богов — ничего хорошего из этого не выйдет. Причём делает это, опять же, с помощью весьма ярких образов: «Подножие лестницы попирает поле боя, где доблестно павшие лежат, сплетясь с телами своих врагов. Внизу по полю ползут чёрные крапинки. Жрецы, сборщики костей, сортируют трупы, подбирая к туловищам отсечённые головы и конечности перед отправкой похоронных обрядов. Тела убитых врагов поделит пантеон победителей, в наше время все боги — падальщики».
Что касается сеттинга, Гвердон «Святого» кажется чуточку более «продвинутым» в техническом плане, чем город из «Молитвы». Чтобы было понятно, о чём я говорю, поясню — во втором романе гораздо чаще стреляют из пистолетов и перезаряжают винтовки, чем машут ножами и рубятся огненными мечами, хотя и без последних, разумеется, не обходится.
Также не могу не похвалить автора за характеры персонажей. У каждого из них действительно СВОЯ правда, и все они поступают так, как считают нужным, совершая ошибки, получая на орехи и выходя сухими из воды примерно в равных пропорциях. А ещё в цикле в кой-то веке действительно вменяемые женские персонажи, которые ведут себя именно как ЖЕНЩИНЫ, а не так, как все эти избранные/нетакиекаквсе кони с яйцами, которых в современной фэнтези почему-то принято называть «сильными независимыми женщинами». Хотя Карильон, конечно, крута до безобразия!
Одним словом, лично я недостатков в «Святом из тени» практически не нашёл. Практически идеальное (на мой вкус) соотношение качественного приключенческого сюжета, недюжинного полёта фантазии автора и некоторых непростых вопросов взаимодействия людей и богов, над которыми стоит задуматься. 10 баллов опять выставил, роман ещё не дочитав! =)))
P.S. В завершение — немного о планах автора. На своём сайте Ханрахан говорит о том, что сейчас он планирует написать пять книг, но всё ещё может измениться. С одной стороны, я не большой поклонник длинных циклов и толстенных томов, поэтому меня эта информация несколько озадачила — что ж это за глобальная история такая, что её в трилогию втиснуть нельзя?! С другой — уже сейчас понятно, что перед нами не тот случай, когда идей у начинающего автора на одну объёмную повесть, а контракт заключён на три романа, поэтому сюжеты для них приходится высасывать из пальца или заниматься банальными самоповторами. Чувствуется, что с фантазией у Ханрахана всё хорошо, да и мир ещё есть, куда расширять.
Sopor, 15 октября 2021 г.
Гвердон – город, который был всегда. Говорят, под землей, где протянулись бесчисленные тоннели владений упырей, Гвердон куда больше, чем он есть на поверхности. А там, где светит солнце, любой путешественник может насладиться многообразием города: Священный Холм, Дол Блестки, Мойка, Пять Ножей, Мыс Королевы – районы, которые являют собой лишь часть его граней. Удивительный и многоликий – это то, что в первую очередь следует сказать о Гвердоне. Здесь на одной улице встречаются блеск и нищета, шпили величественных соборов загораживают небо для жителей кварталов бедноты, а сточные канавы соседствуют с чудесами алхимического и магического технического прогресса.
Именно Гвердон и фантазия, с которой он прописан, были одними из главных составляющих успеха дебютной книги Гарета Ханрахана. Многие читатели ожидаемо сравнивали этот фантастический город с Нью-Кробюзоном Чайны Мьевиля, а кому-то вспоминался и неподражаемый Сигил из «Planescape: Torment» (даже финальный твист первого романа будто создан под впечатлением от одного из эпизодов этой великой игры). Но не одним Гвердоном была хороша «Молитва из сточной канавы»: там было удачно придуманное общее мироустройство вне города, множество интересных концепций и задумок, а также бодрая история с хорошими твистами. «Святой из тени», вторая книга цикла «Наследие Черного Железа», получилась у Ханрахана заметно лучше, причем во всех аспектах.
После Кризиса (так стали называть финальные события первого романа) прошло чуть меньше года, и Гвердон постепенно возвращается к нормальной жизни. Разумеется, под нормальной жизнью этого города подразумевается не всеобщее спокойствие и умиротворение, конфликты и противоречия никуда не делись. В городе очень сильно накаляется политическая обстановка: намечаются выборы в парламент, и ведущие партии борются за право определять будущее Гвердона. Эладора Даттин, старая знакомая по первой книге, примет в этой политической борьбе непосредственное участие, выступая на стороне временного номинального главы города Эфро Келкина. Эладора – первый из трех основных пов-персонажей романа.
Но не только внутренние проблемы угрожают Гвердону. Божья Война, которая в первой книге происходила где-то далеко и на фоне, охватывает все новые и новые земли, а Гвердон вряд ли сможет и дальше поддерживать статус нейтрального города. Ведь ходят слухи, что там скрывают страшное оружие – божью бомбу, которая способна уничтожить самих богов и тем самым принципиально поменять расклад сил на войне. Ничего удивительного, что Гвердон попадает в сферу интересов ведущих мировых держав. Представители двух таких стран также получат свое место в истории в роли главных героев.
Ишмира, возглавляемая воинственным пантеоном безумных богов, одерживает победу за победой на полях Божьей войны. Уже захвачены Маттаур и Севераст, завоеваны ряд территорий Хайтской империи. Кажется, уже никто и ничто не сможет остановить Ишмиру с таким сильным пантеоном… кроме оружия, которое способно сразить самих небожителей. Отсюда и повышенный интерес к нейтральному городу, производящему алхимическое оружие. Командование отправляет в Гвердон шпиона под кодовым именем Икс-84. Его задача сопроводить в город юного святого бога-паука Ткача Судеб и установить связь с ячейкой ишмирского разведкорпуса. Но с этим шпионом не все так просто: с самого начала в его главах читателю дается понять, что он преследует свои цели, которые могут быть далеки от желаний богов.
В Хайтской Империи, где некромантия не просто почитаемое искусство, а основа культуры и образа (не)жизни общества, наступают тяжелые времена. Империя увядает, и пусть это во многом остается за кадром, воображение прямо таки рисует картины этакого некро-декаданса. Там, где Ишмира действует путем шпионажа, Хайт избирает дипломатию и интриги. Теревант Эревешич — младший наследник одного из великих домов империи. Почти всю свою жизнь он пребывает в тени своего блистательного старшего брата и уже смирился с ролью белой вороны в своем семействе. Тем неожиданней для него становится назначение на дипломатическую миссию в гвердонское посольство Хайта. И если оказаться посреди паутины интриг Гвердона он готов, то об уготованной ему роли пешки в игре сил, стоящих за империей, Тереванту только предстоит узнать.
Сюжет «Святого из тени» если и не интереснее, чем в «Молитве» (там история была все же очень хороша), то определенно лучше прописан, более зрелый, с более выверенной композицией. Из сказанного парой абзацев выше, очевидно, что акцент в истории сместился на политику и интриги, но и авантюрный дух не пропал: будут и схватки, и погони, и тайные проникновения. Сюжетные эпизоды очень грамотно чередуются: от красивых элегичных моментов до эпика, от интриг и откровений до буйства местной фантасмагории. В целом сюжет романа можно разделить на две части: первая, более спокойная, где происходит расстановка фигур, и вторая, где действие заметно ускоряется, а обозначенные конфликты обостряются до точки невозврата. Интересными получились обе части истории, сложно отдать предпочтение какой-то одной. Особо стоит отметить, как Ханрахану удалось прописать с особым чувством переход между двумя частями: судьбоносность этих эпизодов ощутима и для читателя, и для персонажей, становится очевидно, что последующие события станут роковыми для всего мира.
После того, как Ханрахан познакомил читателя с интересным миром в первой книге, он продолжает его развивать во втором романе. Гвердона стало больше территориально. Новый Город, который появился благодаря «чуду из канавы», стал очередным дополнением к лоскутному гвердонскому полотну. Когда речь заходит о книге, действие которой разворачивается в каком-нибудь фэнтезийном мегаполисе и сильно завязано на нём, часто можно услышать от читателей фразу вроде «Сам город является одним из главных героев романа». Что ж, Ханрахан сочинил так, что эту фразу в контексте Нового Города следует понимать буквально.
Пусть действие второй книги, как и первой, разворачивается почти исключительно в Гвердоне, нарастание масштаба истории определило и большее количество информации о мироустройстве. Читатель узнает новое о других землях: прежде всего об Ишмире и Хайте, немного о Лириксе, Северасте и Кхебеше. Продолжает развивать Ханрахан и концепции, заложенные в «Молитве»: о сути богов, о взаимодействии их со смертными, о святости.
По части персонажей у Ханрахана также заметен явный прогресс. В первой книге с этим были некоторые проблемы: герои, хоть и интересные, вышли в целом плосковатыми и в большей степени выполняли функции продвижения сюжета и ознакомления читателя с миром. Да, в «Святом из тени» нет потрясающих глав от Крыса, в которых у автора отлично получилось показать нечеловеческое мироощущение, но в целом и главные и второстепенные герои получились более убедительными, а их образы способны выйти за рамки всего лишь движителей сюжета. Эладора заметно интереснее Карильон, а Теревант гораздо интереснее Шпата; младший Эревешич, к слову, вполне мог бы потянуть и свою отдельную сольную историю. Правда, стоит отметить, что именно финал его линии слегка разочаровывает: в кульминации на страницы книги прямо таки просилась эпическая красота, но автор по непонятной причине решил оставить её за кадром и сообщает о важном моменте постфактум. Не то чтобы недостаток, но определенно упущенная возможность. Последний из троицы главных персонажей, Икс-84 — вообще несомненная удача автора: шпион, скрывающий личину под личиной, сам по себе оказывается лишь маской, а истинная суть персонажа, которая раскроется к финалу истории, представляет собой интересный сюжетный твист.
Если первая книга цикла была крепкой и ладной историей, которая прочно занимала место во втором ряду жанра, то вторая — вполне себе заявка на место в высшей лиге. Что еще более важно, Ханрахан доказал, что сможет написать еще не одну книгу в этом мире так, что истории не будет тесно в созданном сеттинге. Третья же книга предложит читателю дальнейшее расширение географии (точно будут Лирикс и Кхебеш) и новых героев. Будет интересно.
Graj, 12 августа 2021 г.
Учитывая столь бурные обсуждения «Молитвы из сточной канавы», даже удивительно, что второй том до сих пор не обзавёлся ни единым отзывом. Что ж, отпишусь коротенько.
Но сперва о том, что многих может волновать. О переводе. К слову, я считаю, что проблема первого тома была не в переводе, а недостатке редактуры. Но это дело прошлое. Так вот, в «Святом из тени» с текстом всё норм. Да, Ханрахан не порадует читателя стилистическими изысками, но сам текст весьма читабелен – на твёрдую 4 (а среди фэнтезийных новинок, четвёрочка, скажу вам, это весьма неплохой результат).
Теперь по содержанию.
Первый том часто сравнивали с «Вокзалом потерянных снов» незабвенного нашего Мьевля. И, наверное, сравнивали справедливо, потому как «урбанического» фэнтези полно, а вот чтобы это всё ещё было сдобрено вкуснейшей авторской фантазией – мало. Что особенно отрадно: при всей пестроте образов, оба втора не скатываются в сюр или пародию. И пускай, омут фантазии Ханрахана помельче, чем у Мьевиля (а у кого он не помельче?), но всё равно фишек и находок в «Наследии Чёрного Железа» хватает: мои любимые сальники, упыри, веретенники, и т.д и т.п. Куча всего. Вторая часть не уступает первой. Правда теперь фокус авторской фантазии направлен не на туземцев Гвердона, а на пришлых участников Божьей войны. С одной стороны, у нас одержимые богами ишмирцы со своим обезумевшим пантеоном, с другой – Хайт, государство, где ты по-настоящему живёшь, лишь когда умер. Но и самому городу алхимиков будет что показать в плане сеттинга: нас ждёт Новый город, изыски местной политики и старые знакомцы – упыри. В общем, по части фантазии Ханрахан кладёт на лопатки почти всех новичков.
Что касается сюжета и героев, то вновь не удержусь от сравнения с Нью-Кробюзонским циклом. Как «Шрам» куда лучше структурирован нежели «Вокзал», так и «Святой» излечился от многих болезней «Молитвы». Куда меньше чехарды с героями, локациями, мотивациями. Фабулу не кидает из стороны в стороны, повествование чётко привязано к троице фокальных героев. Кстати, эти самые герои поменялись, что меня лично радует, потому как из оригинального трио не бесил только Крыс. Впрочем, линии и этих персонажей не обрублены, так что читатель встретит большинство знакомых по «Молитве» героев – как основных, так и второстепенных.
Сюжет, как уже ясно, из аннотации будет крутится вокруг божьей войны, ареной которой вот-вот должен стать ослабевший Гвердон. Тут у нас и борьба разведок, и вражеские армии у ворот, да и выборы на носу. Проблем у вольного города хватает. Совру, написав, что сюжет прям захватил с головой, но всё исполнено на должном уровне. Единственное, что не понравилось – это кульминация. Помните, момент в «Молитве», когда Шпат превратился в Новый город? Это была, имхо, одна из лучших сцен романа. В «Святом» должен был быть похожий момент, но автор, к сожалению, описал его крайне скупо, лишив читателя (во всяком случае, меня) заслуженного катарсиса.
Нда, вот тебе и «коротенько».
По итогу. «Святой» — хорош. «Наследие Чёрного Железа» — один из немногих новых циклов, которые я продолжу читать. Ханрахан – многообещающ.
Orion-Seregil, 10 января 2023 г.
Вторая книга нисколько не исправила ошибок первой — герои еще более картонные, структура мира чуть-чуть освещена, но опять невнятна, сюжет лепится из всего-всего, что пригодилось. Так автор ещё и стремится залатать все имеющиеся нестыковки и отсутствие информации огромными роялями и заплатками... Ощущение новшества прошло, осталась невнятность идеи и сюжета. Куча святых, куча богов, и 3-4 небольших локаций для действия (в остальном мире выключили свет). Ощущаю печальный конец для трилогии.
sertov, 8 ноября 2022 г.
На мой взгляд, яркого и необычного в этом романе ничего нет. Все перемешано настолько, что надо быть любителем таких никчемных произведений,чтобы их хоть как-нибудь оценивать. Неспособность автора нарисовать картины придуманного мира сводятся к постоянным и повторяющимся думам дебильных главных героев.
Angvat, 5 декабря 2021 г.
Неидеальная работа над ошибками
Доброго времени суток, любители чего-то яркого и необычного. Сегодня у нас на разделочном столе – вторая часть цикла «Наследие Черного Железа», а именно «Святой из тени». В рецензии на первую книгу я уже писал, с чем ранее было связано творчество автора и почему, возможно, его предыдущий художественный труд вышел таким, каким вышел. Если вкратце – ранее Ханрахан плотно работал над настольными ролевыми играми и явно перетянул из них не только что-то хорошее, но и изрядную долю плохого, например, довольно плоских и шаблонных персонажей. И была у меня скромная надежда, что ко второму тому может быть автор «подраскачается», уберет слабые стороны, укрепит сильные, и мы получим результат получше. Вышло ли? Отчасти. Определенные вещи явно стали лучше, а другие, наоборот, начали разваливаться, когда демиург принялся пытаться демонстрировать более масштабную картину, чем она была в первой части. Но, как водится, давайте обо всем по порядку.
Хотя «Святой» – прямое продолжение «Молитвы», это уже совсем другой сюжет о несколько иных персонажах. Нет, о прежних героях автор не забыл, но так как их история в общем-то уже была рассказана, они ушли на второй-третий план. Как по мне, достаточно верное решение, ибо основные действующие лица первой книги местами были столь картонные, что легче уж было действительно ввести новых, чем пытаться вдохнуть в них жизнь. Относительно новая троица персонажей (одна из героинь – это второстепенная фигура предыдущей книги, которая нынче «выбилась в примы») вполне себе интересна, более того, поначалу они даже друг с другом не знакомы и фактически находятся по разные стороны баррикад в назревающем конфликте. И поэтому у каждого из них, по сути, снова своя сюжетная линия. Вот только увы и ах, по итогу свести воедино все три линии автор толком так и не сумел, почти до самого финала все трое по большому счету варятся в котлах из собственных забот, а финальные попытки соединить некоторые подсюжеты воедино местами смотрятся довольно нелепыми и поспешными. То есть от банальных образов автор уже избавился, но вот целостность истории по итогу начала разваливаться.
Не все слава богам и с самим сюжетом. Ханрахан попытался значительно расширить рамки повествования и выдуманного им мира, добавить интриг, разных точек зрения на конфликт и действующих лиц, но в результате все скатилось к метанию роялей из кустов в финале и штампов вроде «превозмогли и успели в последний момент». Будто бы не слишком умелый мастер прописал определенную историю, но игроки с со своими задачами не особо справились, и поэтому в итоге мастер просто внаглую решил кому-то подыграть. Что лично в моих глазах значительно обесценило большую часть тех же интриг, ведь в чем интерес игры, если в нее верх одержал не тот, кто оказался умнее, хитрее, банально мощнее или хотя бы ловчее всех метал условные кубики, а тот, кому просто мастер решил присудить победу? «Внезапное» раскрытие истинной личности одного из героев уже практически под занавес всего действа в данном контексте смотрится особенно печально.
Пострадал от подобного и в целом сеттинг выдуманного автором мира, а точнее его прописанность. Мы как бы выбираемся за пределы нашего основного города в большой мир, но мало что о нем вообще узнаем. Религиозная империя, которая тут подается как основная враждебная сила, не прописана от слова совсем и скорее напоминает просто какое-то абстрактное зло. То же касается и местной религиозной системы: автор позаимствовал и слегка переделал концепцию аватаров из «Неизвестных армий», но совершенно не озаботился прописать ни самих местных божков, ни четких правил, по которым поклонение им работает, а поэтому проявление способностей тех или иных святых порой выглядит просто как очередной сюжетный костыль. Государство некромантов выглядит просто как эдакий кивок в сторону Царей Гробниц из Warhammer, которые лишились своего египетского флера и пока еще сохранили живое население в количестве большем, чем три с половиной бедуина, но о нем и его порядках мы узнаем хоть что-то. Вводимые же в интерлюдиях драконы просто выглядят как заготовка на будущее, приветственно машущая Shadowrun с его чешуйчето-огнедышущими корпоратами. При этом некоторые концепции из первой книги ушли куда-то в тень, например, упыри, бывшие важной частью сюжета первой книги, здесь задвинуты на довольно задний план. Но при всем этом поверхностность «внешнего мира» по большей части не то чтобы сильно вредит повествованию, так как местный Альтдорф по-прежнему остается основным местом действия, и мы редко выбираемся за его пределы. Однако в общем-то у нас уже есть тревожный звоночек, что с масштабной картиной выдуманной им вселенной автор не очень справляется, и что, возможно, лучше было бы и дальше сосредоточиться на прописывании «базового города» или наконец уделить хоть сколько-то внимания концепции «святых», раз уж они стали играть куда более значительную роль в сюжете по сравнению с первой книгой.
Подобьем краткий итог всему вышенаписанному. Вышло получше, чем в прошлый раз, но от идеала все еще довольно далековато. По сравнению с первой книгой автор избавился от многих недостатков вроде шаблонных героев или совсем уж неумелых сюжетных костылей, но произведение местами по-прежнему напоминает не слишком умело написанную кампанию для настольной ролевки, где в итоге приходится доставать иголку с белыми нитками и наспех пришивать отваливающиеся от нее куски повествования. Плюс попытки показать мир книг шире, чем он был в первой части, пока выглядят откровенно так себе. Моя итоговая оценка – 7 из 10, что при броске десятигранного кубика уже достаточно уверенный успех, но до автоматического прохождения проверки (сиречь десятки) все еще значительно не дотягивает.
С некоторой опаской жду следующей книги, где, судя по аннотации, мы наконец выберемся в тот самый большой мир. Там-то по идее и должно окончательно стать ясно, сумеет ли автор обуздать созданный им мир или же просто продолжит пришивать к нему все новые детали, не особо заботясь об их проработке и целостности картины в общем.
arni555, 27 ноября 2022 г.
Второй роман цикла оказался, на мой взгляд, несколько слабее первого по динамике, особенно первая его половина. Однако, автор решил сделать упор на других аспектах.
Во-первых, перед нами начинает раскрываться мир, который втянут в божью войну. Кроме Гвердона встретится и воинственная Ишмира, и Хайт, повелевающий мертвыми, и Лирикс с драконами. Читатель предстает широкая картина мира, простирающаяся далеко за пределы одного города. И этот мир огромен, многогранен, сложен. Я думаю, во многом именно данным фактом и объясняется появление на форзаце книги карты мира.
Во-вторых, в книге появляются новые персонажи, и вместе с тем меняется в целом расстановка и баланс сил в Гвердоне. Неожиданные изменения происходят и с героями, известными нам из первого романа. А вместе с ними меняется восприятие всего происходящего и отношение к нему.
Однако, ближе к концу драматизм набирает оборот, события становятся серьезнее. В итоге мы получаем пусть и несколько ожидаемый, но от этого не менее мощный финал. Хороший задел для продолжения. В целом роман получился достаточно убедительным, жестким, но интересным.
Deliann, 3 декабря 2021 г.
Если вдруг надумаете вернуться в Гвердон, то будьте готовы к обширным изменениям, которые здесь произошли. Кризис, разразившийся в финале «Молитвы из сточной канавы», сильно преобразил не только местный ландшафт, но и порядки. Улицы больше не патрулируют сальники, в переулках уже не встретишь веретенщиков, а под городом почти не осталось ползущих. Но это всё не означает, что Гвердон стал милым и безопасным местом. Скорее даже наоборот. Не передумали возвращаться? Всё ещё хотите увидеть «Святого из тени»?
Тогда знакомьтесь со шпионом и Теревантом. И тот, и другой – такие же гости города, как и вы, вот только с противоположных уголков мира. Шпион вместе с мальчиком Эмлином, ставленником божественного паука Ткача Судьбы, приехал из Ишмиры. Их цель – выяснить, насколько Гвердон крепкий орешек, стоит ли он немедленного внимания Ишмиры и её полубезумных богов. Теревант прибыл из Хайта с другой целью. У него на родине теология развита далеко не так сильно, как некромагия. И так как на горизонте уже виднеется конфликт с Ишмирой, а противопоставить им собственных божеств не представляется возможным, то надо найти альтернативные аргументы. И Теревант едет за ними в Гвердон. Помимо этих товарищей вы будете часто видеть старую знакомую Эладору Даттин, которая сильно изменилась со времён первой книги. А также, время от времени, вам предстоит пересекаться с Крысом и Кариллон, которую теперь зовут Карильон.
На это раз на тщательное знакомство и приветственные чаепития время есть. Приготовьтесь к тому, что первая пара сотен страниц будет очень неспешно вводить в читателя в курс дела и выводить персонажей на нужные позиции. Зато, как только встретите Карильон в первый раз, сразу поймёте, что время затишья подошло к концу. Отныне каждое появление этой девушки будет сопровождаться ускорением сюжета и повышением градуса конфликта. Всех конфликтов.
«Святой из тени» – второй роман Гарета Ханрахана, и ощущается он совсем иначе, чем первый. «Молитва из сточной канавы» тяготела к тёмному городскому фэнтези с нотками авантюрно-плутовского романа и хоррора. «Святой из тени» же держит уверенный курс на героическое городское фэнтези с креном в шпионский роман. Ханрахан по-прежнему очень умело раскрывает характеры персонажей, отлично справляется с выстраиванием сюжета, да и образности языка ему не занимать. Вообще роман выглядит более цельным и продуманным, по сравнению с предыдущим, и обилие интриг и неожиданных поворотов оставляют крайне приятное впечатление. Но в то же время, «Молитва из сточной канавы» была более яркой и самобытной, и оттого, субъективно, понравилась мне больше.
Тем не менее, к прочтению сиквел, безусловно, рекомендуется. Одна из лучших книг жанра фэнтези, вышедших в 2021 году. Жду третью часть.
П.С. Что касается опечаток, то их довольно много. Уровня «жилудок», тому подобному.
Lilian, 10 октября 2021 г.
Вторая книга цикла. Весьма объемная, насыщенная действием история, необычный мир, несколько очень разных главных героев.
В неизбежном сравнении с первой книгой не могу не отметить, что автор в ряде случаев «провёл работу над ошибками». Взаимоотношения героев лучше прописаны, события выглядят более масштабно, противоборство различных политических и военных сил теперь нельзя упрекнуть в местечковости. Это полноценная история, полная интриг, схваток, рушащихся планов и божественного противостояния.
Автор создал интересный мир, это достоинство перекочевало из первой книги. Мрачноватый, странный, но при этом очень живой мир, полный чудес и трагедий. И город Гвердон — как сосредоточение этих качеств.
Мир во многом несправедливый. Где боги сошли с ума в постоянной войне, где за души и тела людей бьется слишком много сил, а прикосновение святости — это далеко не награда. В общем, всё довольно плохо, постоянная угроза войны, уничтожения или упадка. Такой вот мир без радости.
Это сказывается и на героях. В отсутствии эмоций их не упрекнёшь, но так или иначе у них постоянно сожаления, страдания и неприятности. Редкие исключения лишь подтверждают правило. И это вроде как не противоречит картине мира, но всё же порой кажется немного чересчур. Не могу вспомнить ни один эпизод, где персонаж бы просто и от чистого сердца чему-нибудь порадовался.
Сюжет книги разворачивается вокруг очередного витка божьей войны, которая теперь не просто где-то рядом, а уже стучится у порога. Многие знакомые герои вернулись, часть ранее второстепенных выдвинулась на первый план, но и без новичков не обошлось. Если в первой книге наиболее интересным для меня персонажем был Крыс, знакомивший своими главами с жизнью городских упырей, то в этой книге самым интересным персонажем оказался Шпион. Его постоянная смена масок, вживание в роль, искусственные личности, обретающие собственный голос. И, конечно же, его истинная сущность.
При всем при этом с некоторым сожалением могу отметить, что этот цикл так и остался для меня в категории «сделано с фантазией, но по настоящему не цепляет». И если к первой книге у меня были вполне определенные претензии, то здесь сложнее выделить причину.
Тем не менее оценку ставлю высокую. Пускай она скорее признание возросших умений автора, а не чистое впечатление.
keytorry, 5 октября 2021 г.
После выхода «Молитвы из сточной канавы», Гарет Ханрахан оказался перед огромным фронтом работ. Уверенно запустив сюжет дебютной книги из уютных и понятных трущоб к материям божественного масштаба, автор поставил себя перед непростой задачей – основательно разложить свою концепцию по полочкам в сиквеле. В противном случае, вся история осталась бы лишь бессвязным потоком бурной фантазии, а щедро полученные от заинтригованных читателей авансы точно бы не окупились. Забегая вперед, скажу, что с поставленной задачей Ханрахан справился.
В «Святом из тени» автор отправляет нас вместе с героями разгребать последствия «кризиса» и разбираться, что же тогда произошло, что этому предшествовало, а главное – что будет дальше. Регулярно возвращаясь к заботливо нарисованной карте на форзаце, мы методично изучаем глобальную расстановку политических и божественных сил в этом запутанном мире. Количество вопросов без ответов из первой части стремительно уменьшается. Попутно мы знакомимся с новой тройкой основных персонажей (ну ладно, с одним мы уже знакомы). Проработаны они на порядок лучше предшественников.
Теревант Эревешич и вся линия домов аристократов-нежити из Хайта мне импонировали в этой истории больше всех. Интересный персонаж с личностью и характером. Выглядит живым и ему хочется сопереживать.
Эладора Даттин гармонично развивается из неуверенной в себе заики в человека, берущего судьбы людей и всего города в свои руки.
Шпион исправно интриговал до самого конца. Мощнейший эпизод с
Что же касается старой тройки персонажей, то Ханрахан заслуженно задвинул их на дальний план. Их буквально поглотило главное действующее лицо всей истории – город Гвердон. И что-то мне подсказывает, что такое будет повторяться и впредь.
Благополучно разобрав сюжетные завалы после дебюта, автор аккуратно расставляет все многочисленные фигуры на доске большего размера, чтобы на этот раз ему хватило места для нового масштабного погрома. Его миру пока еще, конечно, далеко до вселенных знаменитых мэтров. Придраться к чему-нибудь можно без труда, было бы желание. Например, мне не понравилась раздача в ходе сюжета божественных сил каждому встречному и поперечному. Иногда трудновато было разобраться кто кого святее и почему колдунство одного персонажа теперь мощнее чем другого. Но, наверное, в этом и есть задумка. Божья война как-никак. Хаос и Армагеддон. По крайней мере, авторская концепция больше не хромает на обе ноги и выглядит неплохим фундаментом для новых историй.
Одно ясно совершенно точно — новая работа Гарета Ханрахана получилась наголову сильнее дебютной. Пусть это и не та история о крадущихся в ночи ворах под громогласный храп стражников и едва слышный скрежет отмычек, которую я ожидал прочитать, взяв в руки «Молитву из сточной канавы», а какой-то крупномасштабный шпионский боевик, прочтением я все равно доволен. Как оказалось, помимо хорошей фантазии и бодрости дебютанта, автор обладает еще способностью к работе над собой и своим писательским мастерством. Так что флаг ему в руки, а мне – ждать продолжения.
Deusuum, 7 сентября 2021 г.
Вторая книга трилогии «Наследие Чёрного Железа» меня порадовала гораздо больше, чем первая. В «Молитве из сточной канавы» Гарет Ханрахан уже показал, что обладает огромной фантазией и изобретательностью — созданный им мир оригинален, наполнен непохожими ни на что деталями, его хочется исследовать и узнавать (думаю, что прочтение описания этого «сеттинга» для настольной ролевой игры будет удовольствием), но в описании событий и персонажей начинающий писатель немного недобрал — видимо, сказалось отсутствие опыта, и понять героев и происходящее с ними мне было не всегда просто.
Тем не менее, все эти недостатки просто исчезают в «Святом из тени». Мир раскрывается во всём своём причудливом великолепии ещё ярче, а персонажи, и новые, и старые, раскрываются так мощно, что позавидовал бы гораздо более маститый и популярный писатель. Финал книги особенно удался Ханрахану — в нём стреляют все тщательно развешанные по стенам ружья, флогистоновые пушки и божьи бомбы, а размах событий настолько велик и эпичен, что будь жив дед Толкин, он бы положил на плечо Гарету Ханрахану руку и прошамкал бы: «Thou art good, my boy!» И несмотря на мои похвалы этой концовке, она не гасит интерес к продолжению — писатель оставил множество неразрешённых интриг и подогрел интерес к финалу трилогии.
Отдельно напишу пару слов про перевод — он удачнее, чем то, что было в первой книге, но сохраняет прежний стиль. По тексту тут и там разбросаны архаизмы и сомнительные конструкции, такие как «запнуть», «побродяжка», изложница» (это вместо «формы для отливки»), «измысленная»... Я немного полистал оригинал и не нашёл нужды в такой экзотике. Если бы это была новеллизация незабвенного сеттинга Planescape, то эти идеи были бы интересны. Мне думается, что переводчик или редактор — поклонники Александра Солженицына, ведь этот лауреат Нобелевки на старости лет решил преобразовать русский язык, и некоторые его выкладки весьма похожи на увиденное в этих двух книгах. Кому-то это всё покажется творческой мыслью, другим — словесными уродцами (я скорее склоняюсь ко второму, за эти выверты цепляются глаза), но отвратить от книги перевод не должен, он выполнен на достойном уровне.
P.S. Написал кучу слов о трилогии, а потом в соседней рецензии натолкнулся на сведения о планах автора. Что же, пусть будет больше книг, в добрый путь.