Лесли Поулс Хартли «По найму»
Роман «По найму» (1957) по праву считается одним из лучших достижений английского писателя Л.П.Хартли (1895-1972), тонкого мастера психологической прозы. Как и уже известный российскому читателю «Посредник», эта книга была экранизирована. В 1975 году фильм получил Большую Пальмовую ветвь на Каннском фестивале.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
midea, 10 мая 2020 г.
За мелодраматичным сюжетом этой книги скрывается глубокая психологическая драма. Автор сумел показать не просто трагедию отдельного человека, но и рассказать насколько классовые предрассудки унижают человеческое достоинство, а комплексы могут испортить жизнь. Автор очень тщательно прописал психологический портрет главных героев романа, полностью раскрыв их внутренний мир, особенно героя. И если вначале может показаться что книга романтичная или сентиментальная, то это обманчивое впечатление, книга серьёзная социальная драма, когда автор пишет реализм, а не красивую сказку про Принцессу и Трубочиста. И предлагает читателям подумать о реальном мире и проблемах, а не отвлечься от них.
По ходу чтения книги моё отношение к героям постепенно менялось. Вначале, мне было очень жаль героиню, молодую вдову Эрнестину, богатую аристократку, которая погрузилась в глубокую депрессию из-за смерти мужа. Но постепенно пришло осознание, что человек просто бессовестно использует других причём вполне сознательно, ей нравится страдать, она получает удовольствие от жалости к себе, она в принципе не может сделать никого счастливым обогрев теплом своего сердца или проявив участие, всё на что способна героиня – это купить чьё-то расположение своими деньгами. Благо дама она очень богатая, никогда не знавшая материальных затруднений, и может себе позволить жить в мире своих мнимых и очень тщательно взлелеянных проблем и страхов, но живёт она праздной жизнью, недаром один из персонажей называет её мотыльком. Нельзя сказать, что Эрнестина плохой человек, она пытается как-то в силу своих ограниченных представлениях о жизни и людях помогать окружающим, на время она даже выходит в реальную жизнь. Только как человек по натуре слабый она не может жить самостоятельно, ей требуется сильное плечо, на которое она сможет опереться, только найти надёжного человека очень и очень трудно. Как по мне главной проблемой Эрнестины является то, что её никто не учил жить самостоятельно: сначала о ней заботилась её семья, потом она вышла замуж за аристократа значительно старше её и попала под его полную опеку. Героиня настолько привыкла быть ведомой, что всеми возможными путями пытается снять с себя груз самостоятельности: радостно отгораживается от мира вселенской скорбью и возводит личную трагедию в ранг конца света, когда можно не жить обычной жизнью, не решать никаких проблем, не общаться ни с кем наравных, прислуга не в счёт. Для неё это прекрасная ширма, которой она отгораживается от мира, но злодей психолог даёт ей дельный совет и в её жизни появляется человек, который отбрасывает эту ширму и показывает что жизнь многообразна и прекрасна, в ней есть любовь, счастье, и любые проблемы решаемы, если действовать, а не прятаться от мира как улитка в раковине. Благодаря усилиям простого водителя героиня начинает по-другому смотреть на себя и на мир вокруг. Правда, главный герой при этом безбожно хитрит, прям как лис выцарапывающий черепаху из панциря. Но не подозревает что черепаха тоже с ним играет и вкусный черепаший суп ему не светит.
Не скажу, что главный герой книги, водитель наёмной машины Стив, вызвал у меня положительные эмоции, но я прекрасно понимала его поступки и их причину. Человек он с одной стороны очень сложный, а с другой стороны простой до примитива. Про таких можно сказать – солдафон со всеми присущими этому типу людей недостатками: непреклонность, неуступчивость, неукоснительное подчинение уставу и определённым жизненным ориентиром, чёткое разделение всех на свой-чужой, пренебрежительное отношение к чужим и особенно к женщинам, но за своих в огонь и в воду. Конечно, в определённых условиях это очень нужные качества, когда Стив служил в армии они ему помогали. Только гражданская жизнь требует большей гибкости, меньшей категоричности в суждениях и умения подстраиваться под ситуацию. Очень непростые отношения Стива с женщинами во многом связаны с его матерью, закоренелой эгоисткой, которая не любила своих детей и не заботилась о них, к тому же манипулировала маленьким Стивом, используя его в качестве орудия в конфликтах с его отцом. Вот только маленький мальчик любил свою мать и ему было очень больно. И вот герои встретил женщину, которую полюбил, но она также, как и его мать, манипулировала им, играла на его чувствах ради собственных интересов. Хоть Стив далеко не положительный, но он в отличие от Эрнестины умет смотреть реально на жизнь и на себя, и он в их нечестной с обеих сторон игре оказался более благородным, чем героиня, хотя по происхождению и статусу благородная она.
А ещё хорошо видно, что многие проблемы и комплексы родом из детства. И герой, и героиня частично или полностью получили свои именно там. У героя одной из основных причиных неумения и нежелания строить доверительные отношения с женщинами стала эгоистичная мать. А героиню никто не научил быть самостоятельной и самодостаточной личностью, её просто молоденькой девочкой отдали в «хорошие руки» и решили, что счастье ей обеспечено.
Автор достаточно тонко показывает насколько несправедливо и уродливо выглядит социального неравенства, когда к человеку относятся как к неодушевлённому предмету, потому что он стоит ниже по социальной лестнице. Не стесняясь клиенты Стива обсуждают в его присутствии очень личные и даже интимные вещи, обсуждают тайны, которые вообще не предназначены для других людей. Но разве водитель человек? Разве у него могут быть чувства? Это же просто вещь, приложение к машине – такое отношение у большинства его клиентов к нему.
И вот этот комплекс проблем и стечений обстоятельств приводит к закономерной трагедии. Я другой развязки в этом романе и не ожидала. Трагедия маленького человека на английских просторах середины прошлого столетия.
Правда, финал всё-таки несёт некоторую надежду что жертва главного героя была не напрасной.