FantLab ru

Пьер Бордаж «Cité»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

Cité

Роман, год; цикл «МЕТРО»

Входит в:



Издания: ВСЕ (1)


Издания на иностранных языках:

Cité
2022 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Вокзал Монпарнас»

Рецензия на «Остров Сите» Пьера Бордажа

Довольно грустно осознавать, что «Остров Сите» — последний роман «Вселенной Метро», официально выпущенный на бумаге. Пусть во Франции, а не в России, но всё же добравшийся до читателей. Со дня прочтения предыдущей части минуло чуть меньше года, а за это время произошло столько событий, что реальность, описываемая в книгах трилогии Бордажа и остальной серии, кажется всё более возможной. Однако я привык отделять вымышленный мир от настоящего, а потому отнесусь к нему так, как и полагается: как к полёту чужой фантазии.

Несмотря на то, что мне удалось связаться с представителями французского издательства, мои замечания, что выбранные автором хронологические рамки не бьются ни с каноном, ни даже с ограничениями реального мира, отражения в тексте не получили. Не то что бы я ожидал, что их всенепременно примут во внимание, но теперь, когда все загадки разгаданы, сохранившиеся противоречия вызывают ещё большее раздражение, чем раньше.

Теперь окончательно ясно, что Пьер Бордаж отнёсся к канону «Метро» своевольно, если не сказать пренебрежительно. Если раньше дата 3 марта 2033 года (и время 20:33) начала ядерной войны казалась постмодернистской шуткой, то теперь она в контексте парижского цикла — канон. Не то что бы при переводе на русский её нельзя было смягчить, но вряд ли стоит вообще ждать его в обозримом будущем.

Любопытно, что автор спокойно взял и вплёл в повествование события реального мира, которые действительно произошли после 2013 года. Теперь «Остров Сите» — первый и единственный роман, прямо отсылающий к ещё не закончившейся пандемии ковида. А ещё там упоминается пожар в Соборе Парижской Богоматери 2019 года, но его хотя бы можно было обратить в ещё одну постмодернистскую отсылку. Да и упоминание пандемии меня позабавило тем, что, по мнению автора, выжившие в ядерной войне и без того привыкли к маскам, так как пандемия возвращалась с новой и новой силой. Но я бы не удивился, если бы Пьер решил продолжить цикл, в следующей части мы нашли бы отголоски разворачивающихся прямо сейчас событий.

Так или иначе, интрига с Мэтром Времени оказалась не особо умопомрачительно раскрытой. Вышеописанные хронологические шутки, отсылки и несуразности оказались никак не связанными с какой-либо временно́й аномалией. (Так, дальше будут сюжетные спойлеры, так что читать на свой страх и риск!)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мэтром Времени оказался, ожидаемо, древний робот-андроид Шри, который все 563 года прилежно отсчитывал время. Интрига с ним на самом деле раскрывалась ещё в интерлюдиях предыдущих частей, и «Остров Сите» всего лишь подтвердил большинство догадок.

Однако не стоит думать, что все интриги автор безнадёжно слил. Оставалась ещё одна интрига — с обугленными телами осуждённых на восхождение. То, что поверхность более или менее безопасна, можно было понять из небрежных описаний самого Бордажа в предыдущих томах, но раскрытие тайны сожжённых трупов меня, если честно, безмерно удивило. И я, и мой друг, с которым мы обсуждали трилогию, придерживались версии, что во всём виноват культ Восхождения, с его-то мерзким и злобным пастором Парном, что желал установить власть над всем Левобережьем. Вот тут мы всё же ошиблись, и за вот этот сюжетный поворот я автору благодарен. Тут он справился гораздо лучше, хотя, казалось бы, играл он теми же открытыми картами, что и в случае с Мэтром Времени.

Профессионализм Пьера Бордажа для меня остаётся неоспоримым. Разве что за время очевидного перерыва предыдущие части немного подзабылись, и на «Остров Сите» я взирал уже не тем же взглядом, что год назад. Не оставляло ощущение, что разговоров стало больше, отчего сюжет казался стоящим на месте, хотя на самом деле двигался. Однако сейчас, когда роман прочитан, я могу сказать, что он не просто двигался, а буквально скакал с места на место. В случае с отдельными сюжетными линями это было ещё оправданно, однако исследовательская линия четвёрки левобережных и брата Леона была изрядно переполнена сюжетными «телепортами», когда герои без видимых проблем пересекали те станции, где должны были возникнуть острые стычки и скандалы. Точно так же мне не хватило в их же линии собственно исследования Правого берега. Огромное количество станций оказалось вне нашего поля зрения, хотя они находились буквально на пути героев. Даже прямого уточнения, что они заброшены / затоплены / разрушены, уже хватило бы, чтобы понять, что именно там происходит, а так это остаётся совершенно непонятно, и меня, как картографа, это расстроило.

Политические линии получились более грамотно выстроенными, хотя я и испытывал к ним, очевидно, чуть меньший интерес. Особенно хорошо это видно на продолжающихся попытках Мадонны де Бак выстроить справедливое будущее Левого берега в рамках единой Федерации. Автор в предыдущих частях показал, что в прошлом Мадонны хватало жёстких расправ над конкурентами, и сейчас, когда она пытается отринуть тёмные части своей жизни, прошлое настигает её. И это органично перекликается с тем, как Парн собирает коалицию против мятежного секретаря Авгира, и кажется, будто он, представитель старого мира, легко одерживает верх. Но вскоре становится ясно, что попытки противостоять будущему обречены на провал.

Тут я должен отметить, что автор продолжает во всех линиях предпочитать любовные подвиги героев кровавым столкновениям, и даже гибель некоторых персонажей, в том числе тех, к кому я даже немного привязался за один-два романа, выглядела на фоне постоянных соитий досадным недоразумением. Порой даже доходило до абсурда, и тут я должен вновь вернуться к линии Жюсса, Плезанс и остальных. Меня чрезвычайно возмутил эпизод на берегу острова Сите, когда автор откровенно выжал переживания героев из совершенно неуместной выходки названных выше персонажей. Их снесло в сторону от спутников, которые их звали, боялись за их жизни, а те, видите ли, решили уединиться для очередных утех. А когда они возвращаются, никто даже не втолковывает им, что они поступили некрасиво по отношению к товарищам. Если Пьер Бордаж считает, что любовь, особенно плотская, превыше всего, то столь большое сосредоточение на отношениях мужчин и женщин привело вот к такому эгоцентричному поступку, и хорошо ещё, что он не вызвал более печальных последствий.

Тем не менее, тема любви в трилогии вообще и в «Острове Сите» в частности — пожалуй, центральная, и за исключением вышеописанного случая, подана должным образом. Герои готовы идти на большие жертвы во имя любви, спасают свои половинки, убивают врагов, мыслящих насилием и казнями, и в конечном счёте торжество любви равносильно победе добра над злом.

Не стоит забывать о ещё одном пласте, который я выделил ещё после прочтения «Левого берега» — гностическом. Он окончательно сместился с Роя и Зари на интерлюдии, где нам объясняют последние неясности и одновременно условности мира, выстроенного воображением Бордажа, и мы постепенно развеиваем то чувство неизвестности, что не оставляло нас с самого начала. Познание бескрайнего мира, сама возможность его постижения, наряду с добродетельной любовью, придаёт ценности как заключительному роману парижской трилогии, так и всему циклу.

Я думаю, что если бы в нашем мире люди придавали больше внимания познанию мира, тем самым двигая цивилизацию в светлое будущее, следуя пути любви, а не ненависти друг к другу, человеческие мысли и чаяния простирались к звёздам, а не к различным убежищам для посильного выживания.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх