fantlab ru

Север Гансовский

Север Гансовский
Страна: Россия
Родился: 15 декабря 1918 г.
Умер: 6 сентября 1990 г.
Жанры:
Фантастика
93%
ещё >>

Север Феликсович Гансовский родился 2(15) декабря 1918 года в Киеве. По образованию филолог. Отец, наполовину поляк, умер в 1920-м, мать во времена репрессий была арестована и расстреляна в тюрьме. До начала своей творческой деятельности прошел большой жизненный путь: работал юнгой и матросом в Мурманске, затем грузчиком и электромонтёром в Ленинграде, где окончил вечернюю школу-десятилетку.

Участник Великой Отечественной войны, добровольцем ушел на фронт в 1941 году, был снайпером и разведчиком в морской пехоте, тяжело ранен в 1942 году (родным ошибочно было отправлено сообщение, что он убит в бою и похоронен под Невской Дубровкой), награждён орденами Отечественной войны I и II степени. После возвращения с фронта работал в Казахстане на конном заводе. Затем вернулся в Ленинград и закончил филологический факультет Ленинградского (ныне — Санкт-Петербургского) государственного университета. Дебют в фантастике состоялся в 1960 г. рассказом «Гость из каменного века».

Как и И.Варшавский, Г. известен прежде всего произведениями малой формы: повестями и рассказами. Основной идеей многих из них является встреча человека с «неведомым» (обитателями антимира, неизвестными науке животными и т.п.), причем автора в равной степени интересует и описываемый им феномен, и реакция человека на него. В качестве «неведомого» Г. часто рассматривает своеобразные мысленные эксперименты, переведенные на язык образов.

Допустим, имеется существо, которое состоит из клеток, способных объединяться в один организм и разъединяться при необходимости. Что оно будет собою представлять? Как себя вести в различных ситуациях? Обо всем этом — рассказ «Хозяин бухты». С персонажами-людьми Г. также «экспериментирует», наделяя их теми или иными экстраординарными качествами: телепатией, способностью к левитации, сверхострым зрением или гениальностью, «привитой» хирургическим путем.

При этом автор пытается понять, как может сказаться на жизни и судьбе человека наличие чудесных свойств, возможно ли их полноценное использование в условиях конфликтной и проблемной реальности, облегчают ли они жизнь человека, или отягощают ее? Писателя беспокоит несоответствие, возникающее между растущими техническими (или биологическими) способностями человека и уровнем его нравственного развития.

Не может ли бездумно изменяемая человеком реальность обратиться в конечном счете против него самого? Об этом — одно из лучших произведений писателя — мини-повесть «День гнева». В процессе экспериментов некоему ученому Фидлеру удалось развить мозг у медведей. Они обрели способность говорить, читать и считать, но натура зверя осталась неизменной. В результате появились особые существа — «отарки», совместившие в себе агрессивность и безжалостность зверя с хитростью и изворотливостью человека.

Отарки — злая пародия на человека, вышедшая из под контроля биологическая машина убийства. Они сожрали лаборанта, сбежали в окрестные леса и начали терроризировать все живое. «Гениального» Фидлера последствия собственных действий не слишком волнуют: «...это был очень интересный научный эксперимент. Очень перспективный. Но теперь он этим не занимается... Говорит, что сожалеет о жертвах...» Правительство тоже испытывает по отношению к отаркам любопытство, не более.

А людям приходится жить среди кошмарных злобных существ: «Сделали эксперимент — выпустили людоедов на людей... Совсем обалдели там в городах. Атомные бомбы, а теперь вот это...»

Сопоставление с атомной бомбой не случайно. Отарки чрезвычайно опасны: физически они намного сильнее человека, а все уловки людей предугадывают и предвосхищают.

В повести отаркам удается одержать победу в «отдельно взятом районе» , но «день гнева» природы на человеческую глупость и недальновидность уже наступил: теперь платить придется по всем счетам сразу. Главный вывод своего мрачного предупреждения Г. вкладывает в слова умирающего лесника: «Может, это и хорошо... Теперь-то мы будем знать. что человек — это не такое существо, которое может считать и выучить геометрию. А что-то другое. Уж очень ученые загордились своей наукой. А она еще не все» .

Тема предупреждения объединяет «День гнева» с повестями «Часть этого мира», «Побег», «Инстинкт?» и рассказом «Полигон». В последние годы творчества автор обратился к новой для себя теме альтернативной истории в контексте «прогрессорства» (термин бр. Стругацких). В повести «Башня», рассказах «Дом с золотыми окошками», «Демон истории» рассматриваются различные возможности «подкорректировать» или «исправить» реальную историю.

Возможно, этот интерес Г. был спровоцирован тем, что в окружающей его действительности писатель не находил оснований для социального оптимизма...

В 1977 году на киностудии Союзмультфильм по рассказу Гансовского «Полигон» был создан одноимённый мультфильм. В 1985 году на киностудии им. М. Горького экранизирован рассказ «День гнева». В том же году вышел фильм киностудии ДЭФА «Визит к Ван Гогу» по мотивам повести Гансовского «Винсент Ван Гог».

В 1967 году по его сценарию снят фильм-спектакль «Голос», а по пьесе «Северо-западнее Берлина» — одноименный фильм-спектакль. По произведениям Гансовского поставлено несколько радиоспектаклей: «Северо-западнее Берлина» (1959), «Электрическое вдохновение» (1972), «Тропинка в поле» (1984). В 1988 году он сыграл роль Шаполинского в фильме Виктора Жилко «Генеральная репетиция».

В 1954-65 годах по произведениям Гансовского создано четыре диафильма: «Дик», «Ниагара», «Хозяин бухты» и «Быть человеком». Последний по рассказу «День гнева».

При написании биографии использовалась книга Георгия Гуревича «Беседы о научной фантастике»


Примечание к биографии:

Страницы Севера Гансовского как художника и как переводчика.

Награды и премии:

Популярные премии

лауреат
Аэлита, 1989 // Премия «Аэлита»
Инстинкт? (1988)

Похожие авторы:

Сортировка:

Север Гансовский. Циклы произведений

  Лех и Чисон  [= Три шага к опасности]  
8.19 (32)
-
1 отз.
7.27 (156)
-
8 отз.
7.64 (257)
-
24 отз.
7.66 (160)
-
14 отз.
7.39 (145)
-
10 отз.

Север Гансовский. Участие в межавторских проектах

  Буриме // межавторский цикл  
7.56 (34)
-
  • Повести
7.21 (68)
-
3 отз.
7.42 (52)
-
1 отз.
7.14 (44)
-
1 отз.

Север Гансовский. Повести

6.31 (16)
-
1 отз.
7.52 (208)
-
11 отз.
7.14 (107)
-
5 отз.
7.57 (147)
-
8 отз.
7.66 (160)
-
14 отз.
8.36 (312)
-
14 отз.
7.39 (145)
-
10 отз.
  1981 Башня [сокращенный вариант повести «Шесть гениев»]  
7.30 (97)
-
5 отз.
  1987 …И медные трубы [часть повести «Побег»]  
7.67 (128)
-
5 отз.
7.10 (120)
-
9 отз.
  1988 Побег  
8.00 (219)
-
15 отз.

Север Гансовский. Рассказы

  1950 Ниагара  
6.60 (20)
-
1 отз.
6.40 (20)
-
6.25 (16)
-
  1951 Дик  
6.65 (17)
-
6.27 (15)
-
5.71 (17)
-
6.62 (16)
-
6.78 (18)
-
6.39 (18)
-
  1954 Бродяга  [= В городке]  
6.18 (17)
-
1 отз.
  1954 Воры  
6.43 (14)
-
  1955 Надежда  
6.43 (14)
-
5.80 (5)
-
6.00 (6)
-
1 отз.
7.00 (3)
-
  1960 Младший брат человека  [= Гость из каменного века]  
7.32 (89)
-
5 отз.
6.91 (79)
-
4 отз.
7.84 (385)
-
21 отз.
  1963 «ПМ-150»  
6.72 (62)
-
3 отз.
  1963 Голос  
7.50 (265)
-
15 отз.
  1963 Двое  
6.56 (173)
-
11 отз.
6.59 (95)
-
5 отз.
7.66 (293)
-
16 отз.
7.25 (147)
-
8 отз.
7.27 (266)
-
12 отз.
7.19 (167)
-
12 отз.
8.46 (891)
-
61 отз.
  1964 Мечта  
6.64 (114)
-
5 отз.
  1964 Соприкосновенье  [= Соприкосновение]  
6.92 (144)
-
7 отз.
7.27 (156)
-
8 отз.
  1965 Таньти  
6.77 (40)
-
3 отз.
6.62 (104)
-
9 отз.
7.39 (194)
-
11 отз.
  1966 Операция  
7.28 (163)
-
9 отз.
  1966 Полигон  
8.38 (606)
-
34 отз.
  1966 Электрическое вдохновение  [= Электрическое вдохновенье]  
7.56 (228)
-
13 отз.
7.72 (212)
-
14 отз.
7.64 (257)
-
24 отз.
  1969 Зверёк  
7.31 (128)
-
6 отз.
  1969 Кристалл  
7.14 (176)
-
11 отз.
  1969 Но если…  
6.68 (96)
-
5 отз.
  1969 Пробуждение  [= Пробужденье]  
8.32 (232)
-
17 отз.
7.71 (21)
-
7.24 (290)
-
19 отз.
  1977 Побег [переработан в повесть «Побег»]  
7.82 (151)
-
10 отз.
7.42 (204)
-
14 отз.

Север Гансовский. Пьесы

7.50 (2)
-
7.00 (5)
-
7.86 (7)
-
6.60 (5)
-
  1962 В тумане  [= Туман]  
6.00 (2)
-
7.00 (6)
-
6.00 (3)
-
  1971 И нас двадцать!  [= И нас двадцать]  
7.00 (6)
-
7.00 (2)
-
  1973 Свет солнца, свет луны [одноактная пьеса]  
8.17 (6)
-
9.00 (3)
-
6.94 (135)
-
11 отз.
6.54 (13)
-
  1976 Свет солнца, свет луны [мелодрама в двух действиях]  
8.67 (3)
-
  1983 Свадебный подарок // Соавтор: Александр Матвеевич Макеев  
7.33 (3)
-
9.67 (3)
-

Север Гансовский. Статьи

10.00 (1)
-
6.06 (35)
-
4 отз.
  1966 Сегодня у нас в гостях писатель Север Гансовский (Москва) [предисловие к рассказу "Операция"]  
9.00 (2)
-
7.00 (8)
-
8.00 (1)
-
  1967 Предисловие [к сборнику "Времена Хокусая"]  
6.94 (34)
-
  1967 Семья  
8.00 (2)
-
6.36 (59)
-
1 отз.
6.74 (23)
-
  1983 Предисловие [к сборнику В. Сергеева "Приглашаются все. Пьесы для радио и телевидения"]  
9.00 (3)
-
9.75 (4)
-
  1988 Об авторе [Вступительное слово к сборнику Е. Филенко "Звёздное эхо"]  
7.00 (6)
-
6.91 (57)
-

Север Гансовский. Эссе

7.00 (3)
-

Север Гансовский. Очерки

  1971 На далёких меридианах // Соавторы: Борис Анашенков, Сергей Николаевич Марков, Евгений Шатько, Илья Фоняков  
7.00 (1)
-

Север Гансовский. Сборники

6.79 (14)
-
1 отз.
  1955 Надежда  
6.44 (9)
-
7.71 (35)
-
7.73 (33)
-
1 отз.
7.68 (44)
-
1 отз.
7.87 (46)
-
1 отз.
8.00 (2)
-
7.43 (53)
-
2 отз.
7.73 (38)
-
2 отз.
7.88 (113)
-
3 отз.
8.43 (50)
-
7.73 (11)
-

Север Гансовский. Отрывки

7.42 (52)
-
1 отз.
7.14 (44)
-
1 отз.
  1980 Не надо верхом! [отрывок из рассказа «Двое»]  
7.00 (6)
-
7.50 (8)
-
1 отз.

Север Гансовский. Рецензии

  1951 Линч не пройдёт! [рецензия на очерк Говарда Фаста]  
7.50 (2)
-
  1952 От имени американских трудящихся [рецензия на книгу "Избранное" А. Мальца]  
4.50 (2)
-
  1954 Путь исканий [рецензия на роман Даниила Гранина]  
7.00 (2)
-
9.00 (1)
-
  1974 Труды и дни художника [рецензия на книгу Анри Перрюшо]  
9.00 (1)
-
  1988 Доскок  
8.50 (2)
-

Север Гансовский. Интервью

  1966 Философия, а не пропаганда научных знаний // Соавтор: Ирина Прусс  
8.50 (2)
-
  1975 [Год в 1.000 дней] // Соавтор: М. Санина  
9.00 (1)
-
8.00 (2)
-
6.50 (2)
-
  1987 Человек, который иллюстрировал «Улитку на склоне» [Интервью с Севером Гансовским] // Соавтор: Виктор Буря  
8.67 (3)
-
  1989 Лауреат «Аэлиты-89» // Соавторы: Роман Арбитман, Андрей Чертков  
10.00 (1)
-
  1989 Люди — наше будущее // Соавторы: Вячеслав Гущин, Ю. Колобаев  
7.50 (2)
-
  1990 Гансовский о психометах, пуделизаторах и прочем // Соавтор: Сергей Бережной  
8.00 (1)
-

Север Гансовский. Антологии

7.13 (54)
-
1 отз.
8.40 (112)
-
5 отз.

Север Гансовский. Прочие произведения

-
6.80 (10)
-

Север Гансовский. Неопубликованное

  Голос (киносценарий, не опубликован)  
 
  Полигон (киносценарий, не опубликован)  
 
  [Автобиография] (статья, не опубликована)  
 
  Государственная неполноценность (очерк, не опубликован)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

  • Обратите внимание: переводы автора.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — suhan_ilich

  • Куратор библиографии — Петров Эдуард



  •   Лингвистический профиль Севера Гансовского

    Словарный запас автора — чуть выше среднего. Длина предложений — малая. Диалоги используются редко. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует крайне редко. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — также крайне редко.

    ⇑ Наверх