FantLab ru

Валериан Олин «Странный бал»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.80
Голосов:
34
Моя оценка:
-

подробнее

Странный бал

Повесть, год; цикл «Рассказы на станции»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

Один отставной генерал не знал, чем заняться, — и не лежится ему, и не читается... Тогда решил он прогуляться и встретил на улице знакомца, Вельского, который, когда узнал, что генералу не мешало бы поразвлечься, пригласил его на бал. Поначалу генерал отказывался, но Вельскому удалось уговорить его пойти на вечеринку в чужой дом.

Примечание:

После опубликования повести «Странный бал», Белин­ский высказал недоумение по поводу того, что Олин относит свою повесть к роду «фосфорических» произведений Гофмана и Вашингтона Ирвинга: «Нам кажется, что мысль и талант уничто­жают решительно всякое соотношение между ними», а П.А. Плет­нев писал «Есть разнообразие в литературных трудах, не достав­ляющее читателям никакой выгоды, а для сочинителей вредное. В продолжение литературной жизни своей автор означенного здесь сочинения испытывал себя почти во всех родах письменности, и это, вероятно, попрепятствовало ему глубже вникнуть в искус­ство. Таким образом, он по необходимости еще находится все только при началах в каждом роде. Оттого каждая книга его — возбуждает ожидание, которое оказывается тщетным».


Входит в:



Издания: ВСЕ (10)

Странный бал, повесть и восемь стихотворений
1838 г.
Рассказы на станции. Часть первая
1839 г.
Русская романтическая новелла
1989 г.
Русская романтическая повесть писателей 20-40-х годов XIX века
1992 г.
Русская готическая проза в 2 томах. Том 1
1999 г.
Кровь за кровь
2004 г.
Русская мистическая проза. Том 1
2004 г.
Русская мистическая проза
2012 г.
Страшное гадание
2013 г.

Периодика:

Чудеса и приключения № 6 2020
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В сборнике «Русская романтическая новелла» автор рассказа носит имя Валериан Николаевич Олин.

Теперь непосредственно о рассказе.

Как и подавляющее большинство авторов XIX века Олин не осмеливается вести рассказ от своего или (что то же самое) от имени главного героя. Печальное наследие «Декамерона»: появляется некий рассказчик, который высушивает историю до гербарного состояния. Прежде чем перейти к действию, автор кормит читателя длиннейшим вступлением, которое не всякий современный читатель сумеет прожевать и тем паче, переварить. Большинство на этом вступлении и кончат знакомство с рассказом. Благодаря «рассказчику» текст украшается монструазными изражениями, которые в ту давнюю пору полагались художественными, а ныне делают текст напрочь нечитаемым. Не буду голословнысм, вот одно предложение из рассказа «Странный бал»:

«Молодые девицы с их полувоздушными талиями, которые легко бы могли поколебать добродетель и самого старого анахорета и которых наши новейшие трубадуры, с их феодальными мандорами, верно уподобили бы очаровательным феям, танцующим при луне и чуть-чуть приклоняющим мураву лёгкими и стройными их ножками; одушевлённая кинетозография, излияние сердца, остроты, шутки, игры, живые картины, дипломатика, -- одним словом, есть тысяча средств приятно рассеяться на вечеринке, и особливо на такой, какова эта».

И на этом градусе галантерейной красивости написан весь рассказ. А ведь Пушкин к этому времени уже восемь лет, как написал «Барышню крестьянку». Да что Пушкин! Карамзин со своей «Бедной Лизой» по сравнению с опусом Олина являет пример лапидарной прозы!

Но есть ли в рассказе что ценное? Да, есть, причём многие нынешние сочинители мистической прозы могут поучиться у В.Олина, как следует вводить мистику в реальность. Описание гостей, описание маскарадных костюмов, описание... полно, да костюмы ли это? -- чудища преисподней пляшут на балу... -- и всё это сделано на едином эмоциональном и логическом посыле. В этом плане «Странный бал» даст сто очков вперёд, скажем, «Концерту бесов» Загоскина.

Рассказ несомненно устарел, ушёл в прошлое и заслужено забыт. Но для тех читателей и исследователей русской литературы, для кого мистическая проза не звук пустой, знакомство с творчеством Олина будет полезно, а быть может, и необходимо.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх