fantlab ru

Роман Сенчин «Петля»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.40
Оценок:
5
Моя оценка:
-

подробнее

Петля

Сборник, год

Аннотация:

Книга Романа Сенчина «Петля» – это сборник авторских рассказов в жанрах психологической и житейской прозы. Все произведения, собранные под обложкой, так или иначе затрагивают тему взросления, подросткового мировоззрения, максимализма и бунтарского духа. И во многом это истории, вдохновение для которых автор черпал из собственной жизни.

Рассказы самые разные. О парне, который боялся родного города. О мальчике, который начинает новую жизнь, отправляясь с мамой в неизведанную дорогу. О людях, которые переживают, возможно, самый сложный период своей жизни, но стоически переносят испытания судьбы и двигаются вперед.

Книга «Петля» рассказывает о переменах. Не все из них хорошие, и не всегда они ведут в светлое будущее. Ведь именно в такие моменты человек наконец сбрасывает все маски. Роман Сенчин дает своим читателям увидеть именно таких, настоящих людей. Возможно, в ком-то из них вы узнаете самих себя в тот или иной период жизни.

© Издательство

В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


4.00 (1)
-
5.80 (5)
-
6.40 (5)
-
7.00 (5)
-
6.40 (5)
-
6.00 (2)
-
6.67 (3)
-
6.33 (3)
-
5.00 (2)
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Петля
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Расселю там новую расу, третий мир без деньги и петли

Пылинки-человечки один за другим прилипают к магниту-душе, но внутрь попасть суждено единицам. Это нужно заслужить, что-то такое сделать. Большинство же облепляет её – душу – снаружи и висит гроздьями, давясь и задыхаясь.

То же можно сказать о книгах и их авторах. Короткий экскурс в прозу Серебряного века. Герой вагиновских «Трудов и дней Свистонова», литератор, занят тем, что переводит реальных людей в мир своих книг. Буквально описывая их и происходившее с ними. Казалось бы, просится продолжение: «Тем даруя им бессмертие». Но нет, какое бессмертие, ну прочтут его писульки сколько-то сотен человек, ну отметят про себя, что да, такой-то получился похожим. А дальше что? Дальше ничего. Свистонов у Константина Вагинова плохо кончает, просто перестает быть, истаивая в реальности. Это вступление, как вы, наверно, догадались, реверанс титульной повести сборника Романа Сенчина.

«Петля» самая сильная вещь одноименной книги и это по-настоящему грустно, потому что все остальное заведомо хуже. Вот вы, Роман, сейчас что сделали? Просто взяли готовую фактуру и перенесли в свое книжное пространство. Есть такой оппозиционный журналист, преступивший множество моральных запретов ради популярности (?) деньги(?) торжества превратно понимаемой справедливости и всеобщего блага? Неприглядный поступок сделал его медийной фигурой с уровнем известности, на какой не мог бы рассчитывать. В свою очередь, вы, взыскуя популярности(?) деньги(?) справедливости(?) пишете текст, как-бы объясняющий, как он дошел до жизни (и квазисмерти) такой.

Потому что вы точно знаете, этот случай на слуху, большинство читателей откликнутся на него узнаванием. А кроме того, это дает возможность безнаказанно поиграть в карманную фронду — говорил же Леонид Леонов: «То что ты думаешь о власти, нужно говорить устами своих отрицательных персонажей». И может быть, если повезет, разыграть этюд «белой акации цветы эмиграции» в духе толстовских «Эмигрантов», я уж даже и боюсь продолжать, но был ведь еще Набоков с «Другими берегами», хотя то совсем заоблачные выси. Так вот, с красным графинькой тоже не вышло.

В самом деле, зачем напрягаться с извилистым внутренним миром, куда занятнее и проще описать в подробностях подготовку фейкового покушения. И это достаточно серьезная авторская проблема, характерная для сборника вообще — необязательность, небрежность в отношении текста. То, что можно и нужно было было дотянуть мастерством, где не хватило вдохновения, пущено на авось. Типа, это такие стилистические особенности: аскетичная сдержанность изобразительных средств и предложение читателю самостоятельно творчески осмыслить. Новый реализм, интерактивная проза. Не новый, а слабый и не аскеза, а скупость и неряшливость: пипл схавает.

И да, хавает, книга в лонге Большой книги 2021, что не лучшим образом характеризует премию. О прочих произведениях в составе сборника хотелось бы сказать ничего, по принципу: о покойных хорошо или, сами понимаете. Но краткий обзор сделаю. «Немужик», характерно, что идет первым нумером, этакая затейливая конструкция, умеющая и закона о гей-пропаганде не нарушить, и с западными грантами на предмет толерантности к меньшинствам позаигрывать. Да к тому же с главным вопросом, который еще лет десять назад поколение семидесятых обращало к своим матерям: «Отчего ты меня недостаточно любишь?» Теперь он уже не в тренде, просто запомните. на всякий случай.

«А папа?», блин обидно до слез, из этого могла бы получиться такая дивная история, трогательная, грустная, смешная, а вышло очередное УГ. «Функции» эзопов язык, которым, за неимением отрицательного персонажа, в чьи уста можно было бы вложить крамолу, описывает сегодняшний виток государственной реакции. «Сюжеты», а вот это совершенная чушь про дебила студента, не умеющего внятно рассказать экзаменатору о Древнем Египте (о пантеоне которого всякий минимально образованный школьник и в доинтернетовы времена много чего мог бы наговорить), и тем не менее, получающего зачет.

Дальше по нисходящей. «Очнулся» взрослый сын приезжает раз в году от души повозиться на родительском огороде, походя обдавая презрением успешного человека неказистых соседей, не заботясь о том, что старикам жить в окружении этих людей дальше. На самом деле, тоже интересная тема скатывания постиндустриального общества в некоторых частях к патриархальности, и можно было бы ее обыграть, как Сенчин делал это с отличным «Дождем в Париже», но снова вступают в игру авторская разболтанность и расхлябанность — зачем, так пойдет.

«Ты меня помнишь?», вьюнош перекати поле превращается в молодого, потом зрелого, потом перезрелого мужчину из райкинского монолога: «но если меня в тихом месте прислонить к теплой стеночке, со мной еще вполне можно поговорить». А у детей тем временем подрастает дочь, с младенчества одарившая его детским обожанием. «Долг» и «В залипе» две безобразные с литературной точки зрения вещи, в которые Сенчин вставляет камео себя любимого. «Девушка со струной» могла бы стать трогательной и жизнеутверждающей историей о любви, преданности и спасении, а стала очередной тошнотворно тоскливой мутью. «Полчаса», н-ну, эпизод с поеданием мармеладных членов недурен. Резюмируя: нет, это не литература, а макулатура, уж простите, Роман Валерьевич. Возвращайтесь, хватит залипать.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх